Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Влияние рисуночной терапии на повышение мотивации к обучению у младших школьников на примере Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеский центр»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.. 9
1.1. Мотивация к обучению как
предмет научного анализа. 9
1.2. Психологические
особенности детей младшего школьного возраста. 19
1.3. Рисуночная терапия как
средство повышения мотивации у младших школьников 26
Выводы по первой главе. 32
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ
МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.. 34
2. 1. Организация и методы
исследования. 34
2.2. Анализ и интерпретация
результатов констатирующего этапа исследования 38
Выводы по второй главе. 42
ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.. 44
3.1. Программа развития
мотивации к обучению у младших школьников по средствам рисуночной терапии. 44
3.2. Анализ результатов
экспериментального исследования. 50
Выводы по третьей главе. 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 61
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 67
Введение:
Актуальность исследования. На сегодняшний
день начальная школа претерпевает серьезные изменения, которые связаны с новыми
целями обучения. Современный подход обучения младших школьников заключается в
формировании субъективной учебно-познавательной мотивационной деятельности. При
этом для формирования такой деятельности важно побуждать и развивать
познавательный интерес каждого ребенка в ходе учебной деятельности. Данный
процесс достаточно сложный, поэтому требует системного похода для его осуществления.
Федеральный
образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) определяет
важность социальной значимости процесса формирования у обучающихся
учебно-познавательной мотивации, направленной на разработку моделей обучения,
которые будут гарантировать их достижение в будущем, основные цели, среди
которых выделяется развитие личности обучающихся, их творческих способностей,
интереса к процессу обучения и развитие умений учиться.
При этом одна из
важных задач, которая стоит перед психологией и педагогикой, заключается в
формировании активной личности, которая будет мотивированна на деятельную
жизненную позицию. В связи с этим необходимым считается изучение роли мотивации
в учебной деятельности. Отмечается, что становление субъекта деятельности,
который способен сознательно ставить жизненные цели и добиваться их,
обеспечивается мотивацией достижения, отражающей ценностное отношение индивида
к себе как к личности и к учебной деятельности.
На актуальность изучения так же указывает тот момент, что в период младшего
школьного возраста формирование такого качества как мотивация представляется в
группе социально важных, поскольку оказывают влияние на реализацию личности в
социуме, построение межличностных отношений, достижений в поставленных целях и
т.п.
Одним из способов формирования и развития учебной мотивации у младших
школьников может стать использование методов технологии арттерапии.
Рассматривая применение арт-терапии, мы определили ее направленность на
коррекцию эмоционально-личностных проблем. Первоначально целью арт-терапии
являлось снятие стресса у попавших в трудную жизненную ситуацию. В современной
действительности арт-терапия развивается как самостоятельный метод, а также
дополняет и другие методы.
Заключение:
Вопрос об отношении учебной
деятельности и развития младших школьников можно назвать центральным, так как
без него нет возможности поставить и решить проблемы педагогической психологии.
Данный вопрос остается актуальным и в современном обществе. Многие
теоретические и практические проблемы современной педагоги и педагогической
психологии могут быть решены в зависимости о того, насколько разносторонне и
глубоко рассматриваются проблемы развивающего обучения. Особенности обучения в современной школе во многом
определяются все нарастающим объемом информации, интенсификацией прохождения
материала, постоянной модернизацией и усложнением учебных программ. Очевидно,
что подобные условия обучения требуют соответствующей организации этого
процесса. При этом важно иметь в виду также здоровьесберегающий аспект
обучения, так как современный ученик часто испытывает колоссальные
психоэмоциональные и физические перегрузки в процессе обучения, приводящие к
подрыву здоровья. Поэтому важно стремиться к такой научно обоснованной
организации учебного процесса, при которой не наносился бы ущерб здоровью
учащихся, не угасал интерес к знаниям, не утрачивалась вера в себя и свои силы
и при этом в достаточно полном объёме решались задачи обучения.
Формирование учебной мотивации
младших школьников считается одной из центральных проблем современной школы. А
ее актуальность определяется обновлением содержания обучения, которая привела к
выходу задач формирования приемов самостоятельного получения знаний и развития
активной жизненной позиции на первый план. Помимо того, основные проблемы в
сфере обучения и воспитания вызваны отсутствием мотивов у младших школьников
получать знания, что оказывает влияние на снижение базовых показателей
образованности и воспитанности детей.
Таким образом, из всего
вышесказанного можно сделать вывод, что в младшем школьном возрасте учебная
деятельность на ребенка выходит на первый план, она занимает ведущее место в
его жизни. Мышление становится доминирующей функцией в данном возрасте. Это
способствует развитию мыслительных процессов и интеллекта, а также некоторых
других психических функций организма. Кроме этого в младшем школьном возрасте
начинает активно развиваться память в двух направлениях – произвольном и
непроизвольном. Теперь малыш может выучить даже то, что ему совсем не интересно
лишь одним усилием воли. Также начинает формироваться внимание. Дети в этом
возрасте могут быть дольше сосредоточены на одном предмете.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Мотивация к обучению как
предмет научного анализа
Проблема мотивации в отечественной психологической науке активно
изучается и обсуждается с середины 70-х годов прошлого века. На сегодняшний
день она остается актуальной. На наш взгляд такое положение объясняется тем,
что существует необходимость внедрения в практику исследования психологов,
определение поведения человека в реальности, важно познания его закономерностей
и раскрытие связи внутренних и внешних мотиваций человека с социальной
составляющей.
Следует заметить, что мотив представляет собой внутреннюю устойчивую
психологическую причину поведения или поступка человека. Другими словами, это
то, что побуждает человека к какой-либо деятельности, придавая ей
осмысленности. Так же можно сказать, что мотивом выступает материальный или
нематериальный предмет, направляющий деятельность человека, вызывая его на
действие. В науке такая характеристика считается мотивацией[1].
Определим понятие мотивации. Так, мотивация является составной частью
структуры личности, психологической движущей силой, которая способствует
сохранению активности человека для достижения какой-либо цели. Однако
анализируя такое понятие как важный элемент структуры личности индивидуума,
можно увидеть, что существует определенные расхождения в определении деталей
данного понятия. Такие расхождения являются своего рода проблемой в
психологической науке. Попробуем конкретизировать выдвинутое предположение.
Теоретическая психология определения мотивации имеет два направления –
потребность и предмет. Отечественная психологическая наука предполагает, что
нецелесообразно противопоставлять эти понятия, склоняясь к мнению о том, что
мотив побуждает к активности для удовлетворения определенной потребности[2]. [1] Ильин Е. П. Мотивация и мотивы /
Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2012 [2] Вьюнова Н. И., Подымова Л. С.,
Сергеева Е. Д. Психолого-педагогическая диагностика младшего школьника в
современных условиях // Молодой ученый. – 2016. – № 5-6. – С. 24 — 27