Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Психология управления

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Влияние психологического сопровождения новых сотрудников на уровень адаптации в организации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 4

Глава 1.
Теоретические основы исследования проблемы влияния психологического
сопровождения новых сотрудников на уровень адаптации в организации. 9

1.1.Сущность
феномена «адаптация» в психологических исследованиях. 9

1.2.Особенности
психологического сопровождения новых сотрудников в организации  19

Выводы по
первой главе. 27

Глава 2.
Организация и методы исследования. 29

2.1.
Организация исследования. 29

2.2. Методы
исследования. 30

Выводы по
второй главе. 33

Глава 3.
Практическое исследование влияния психологического сопровождения новых
сотрудников на уровень адаптации в организации. 34

3.1.
Результаты исследования адаптации сотрудников. 34

3.2. Связь
между психологическим сопровождением и адаптацией новых сотрудников в
организации. 49

Выводы по
третьей главе. 61

Заключение. 62

Список
использованной литературы.. 64

Приложения. 70

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Динамичные изменения, которые происходят в
различных сферах российского общества, изменения окружающей действительности
требуют эффективности функционирования механизмов адаптации личности. В
настоящее время необходимы люди, которые способны не только существовать с
окружающей средой, но и также реализовывать свой потенциал в ней. Особенно
остро на сегодняшний день стоит проблема адаптивности новых сотрудников в
организации.

Современная
экономическая ситуация кардинально изменила подход к управлению человеческими
ресурсами. Ряд причин, таких, как появление новых технологий, расширение
бизнеса и др., подводят компании к необходимости постоянного найма персонала. Появление новых сотрудников, как правило,
замедляет темпы деятельности организации, поскольку на рабочие места приходят
люди с различным профессиональным опытом, определенным взглядом на результаты
работы, а также имеющие индивидуальные цели и ценности, которые могут
расходиться с принятыми на предприятии. Особенно важным
становится установление таких социальных пропорций в основных характеристиках
персонала организаций, которые способствуют ее росту и развитию, в том числе за
счет привлечения и закрепления в кадровом составе профессионально
подготовленных специалистов. Это актуализирует проблему поиска новых
управленческих средств, методов и технологий 
успешного решения адаптации сотрудников в современной организации. Вышеперечисленные аспекты обуславливают
актуальность исследования процесса введения новичков в компанию.

Адаптация является
одним из элементов системы управления персоналом организации, и ее результаты в
значительной мере влияют на эффективность всей системы. В период адаптации
нового сотрудника происходит приобщение и привыкание к определенной
деятельности и к среде, в которой она протекает. Процесс адаптации в
становлении будущих специалистов  имеет
особое значение, потому как, во-первых, в ходе адаптации важно извне правильно
ориентировать нового сотрудника в избранной им сфере деятельности, во-вторых,
этот период осложняется внутренним напряжением, связанным с процессом
привыкания. Согласно исследований, у 25% новых сотрудников адаптация протекает
тяжело, что проявляется в повышении уровня невротизации, снижении
психоэмоциональной устойчивости, возможны преобладание торможения,
мнительность, впечатлительность, снижение самооценки при неудачах и др.[1]

Процесс адаптации очень важен в профессиональном
становлении работника, степень его успешности напрямую влияет на всю дальнейшую
профессиональную деятельность. Кроме того, успешная адаптация сотрудника к
конкретным условиям профессиональной деятельности уже на этапе его первых лет
работы является ранней профилактикой эмоционального и профессионального
выгорания. Эффективная адаптация определяет высокое качество деятельности,
способствует ее успешности и эффективности, является условием личностного роста
и самореализации личности.
В связи с этим возникает необходимость психологического сопровождения
сотрудников в организации.

Проблема
исследования: Каково влияние психологического
сопровождения новых сотрудников на уровень их адаптации в организации?

Проблема адаптации новых сотрудников в организации отражена
в трудах таких исследователей как: Е.Е. Казанцева, Н.А. Свиридов, С.В. Титова,
В.А. Толочек,  И.В. Новикова, И.Ю.
Осипян, А.О. Шумская, В.В. Юрченко и др. Проблема психологического сопровождения новых
сотрудников в организации касались в своих работах: Я.А. Батрак, М.П.
Будякин,  Е.Е. Егоров, Е.А. Журавлева, М.И.
Марьин, А.А. Невара. Однако в рамках
данного направления остается недостаточно исследованной проблема влияния психологического
сопровождения новых сотрудников на уровень их адаптации в организации.

Актуальность, противоречие
и проблема обусловили выбор темы исследования: «Влияние психологического
сопровождения новых сотрудников на уровень адаптации в организации».

Объект исследования – процесс
адаптации новых сотрудников.

Предмет исследования: влияние психологического сопровождения новых сотрудников на
уровень адаптации в организации.

Цель исследования: выявить особенности
социально-психологической адаптации новых сотрудников в связи с их психологическим
сопровождением.

 Для реализации цели были поставлены следующие
задачи:

— рассмотреть сущность
феномена «адаптация» в психологической литературе;

— выявить особенности
психологического сопровождения новых сотрудников в организации;

— определить совокупность диагностических методик для изучения
социально-психологической адаптации новых сотрудников;

— исследовать социально-психологическую адаптацию новых
сотрудников, провести
обработку полученных результатов, их анализ;

— разработать программу
психологического сопровождения новых сотрудников в организации и оценить ее
влияние на уровень их адаптации.

Гипотеза
исследования: разработанная программа психологического сопровождения
будет способствовать повышению уровня социально-психологической адаптации новых
сотрудников в организации.

Методы
исследования: [1]
Русинова Е.О. Психологические аспекты адаптации
персонала. В сборнике: Сборник статей по материалам Третьей межрегиональной
научно-практической конференции "Актуальные проблемы гуманитарных,
социальных и экономических наук: вопросы теории и практики" — 2014. — С. 83-87.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате решения
задач исследования достигнута цель и сделаны следующие выводы:

Адаптация — процесс взаимодействия живых организмов и
окружающей среды,  приводящий к
наилучшему их приспособлению к жизни и деятельности.

Виды адаптации
представлены: социальной адаптацией, биологической адаптацией, физиологической
адаптацией, психологической адаптацией и др.

Социально-психологическая
адаптация – это вид адаптации; процесс приспособления личности к определенной
социальной среде, который заключается в освоении ею определенных социальных
норм, ролей, формировании адекватных форм поведения и межличностных отношений,
которые обеспечивают эмоциональный комфорт и чувство удовлетворения от
пребывания в ней.

Психологическое
сопровождение новых сотрудников в организации — система организационных и
социально-психологических мероприятий, направленных на адаптацию новых сотрудников.

Направлениями  психологического сопровождения определены:  психологическая
профилактика,  психологическое
консультирование, психологическая коррекция (коррекционно-развивающая работа).

Основными
задачами психологического сопровождения новых сотрудников в период адаптации
определены: развитие личностных
качеств, которые способствуют более быстрой адаптации новых сотрудников; обучение
методам саморегуляции, снятия стрессовых состояний и делового общения в
коллективе;  изучение и развитие
личностного и творческого потенциала молодых специалистов в целях повышения его
конкурентоспособности; проведение
семинаров-практикумов личностного и профессионального роста для специалистов и
др.

В результате решения
задач исследования подобраны:

— репрезентативная группа
из новых сотрудников,

— методики для изучения особенностей социально-психологической
адаптации, у представителей репрезентативной группы:

— Методика диагностики
социально-психологической адаптации К.Роджерса и Р.Даймонда,

— Опросник оценки уровня
социально-психологической адаптации работника предприятия (УСПА) Р.X.
Исмаилова.

По результатам проведенных методик установлено следующее:

— интегральный показатель адаптации в экспериментальной группе (52,9)
и  в контрольной группе (56,5) соответствует
низкому уровню,

— уровень
социально-психологической адаптации в экспериментальной и контрольной группах
сотрудников соответствует низкому уровню (39,3 и 37,3),

— различия между
показателями адаптации сотрудников в контрольной и экспериментальной группах
носят недостоверный характер.

После внедрения
экспериментального фактора – разработанной программы психологического
сопровождения новых сотрудников установлено, что:

— интегральный показатель адаптации в экспериментальной группе равен
70,6 (было 52,9), в контрольной – 58 (было 56,5),


социально-психологическая адаптация в экспериментальной группе сотрудников
соответствует выраженному уровню (65,1 было 39,3),

— в уровне
социально-психологической адаптации в контрольной группе сотрудников также
произошли изменения в сторону улучшения (43,4 было 37,3), однако изменения, в
отличие от экспериментальной группы, носят недостоверный характер, что указывает на наличие положительного
воздействия психологического сопровождения на адаптацию новых сотрудников в
организации.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава
1. Теоретические основы исследования проблемы влияния психологического
сопровождения новых сотрудников на уровень адаптации в организации 1.1.Сущность феномена «адаптация» в
психологических исследованиях Рассмотрим понятие и
сущность адаптации в психологической литературе.

В психологическом
словаре термин «адаптация» (от лат. adaptare –
приспособлять) представлен в качестве 
взаимодействия живых организмов и окружающей среды, приводящее к
наилучшему их приспособлению к жизни и деятельности; процесс эффективного взаимодействия организма
со средой, который может осуществляться на разных уровнях (биологическом,
психологическом, социальном)[1].

В широком понимании адаптация – это приспособление
органов чувств к особенностям стимулов, которые на них действуют, с целью их
наилучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней перегрузки[2]. С точки зрения социальной
психологии адаптация – это приспособление индивида к условиям социальной среды;
связанное с принятием индивидом определенных социальных ролей, адекватным
отображением себя и своих социальных связей[3].

В психологии труда [4]адаптация понимается как
взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенной
врабатываемости сотрудника в новых профессиональных, социальных и
организационно-экономических условиях труда, преодоление возможных негативных
моментов, возникающих как по вине компании работодателя, так и по вине
работника[5].

В научной литературе
выделяются следующие виды адаптации, которые представлены:

— социальной
адаптацией,

— биологической
адаптацией,

— физиологической
адаптацией,

— психологической
адаптацией,

— профессиональной
адаптацией и др.[6]

Социальная адаптация — способность человека
заранее предусматривать изменение поведения при установке на новые, неожиданные
общественные требования, например, при вхождении в новую микросоциальную группу[7].

Направлением
социальной адаптации выступает социально-психологическая адаптация (наряду с
профессионально — производственной, социально-бытовой,  социально-средовой)[8].

А.И. Иванова
рассматривает социально-психологическую адаптацию как процесс усвоения
социально-психологических ролевых функций, приобретения людьми
социально-психологического статуса[9].

С точки зрения Н.А.
Свиридова, социально-психологическая адаптация представлена в качестве
вступления личности в отношения внутри группы, приспосабливание к последним,
создание образцов мышления и поведения, отражающих систему ценностей и норм
данного коллектива (группы), получение, усвоение и развитие умений и навыков
межличностного общения в данном коллективе[10].

Ряд авторов (А.В.
Булгаков, И.В. Дмитриев, Л.Г. Егоров, А.Н. Николаев, Ж.Г. Сенокосов и др.)
рассматривают социально-психологическую адаптацию в качестве процесса
проявления индивидуальных предпосылок в конкретных социально-психологических
условиях.

А.А. Тиморин, П.П.
Лазарев[11]
указывают на то, что социально-психологическая адаптация личности —
двусторонний процесс, характерным для которого является то, что в процессе
взаимодействия личности и общества индивид без продолжительных внутренних и
внешних противоречий  способен выполнять
свою основную деятельность, свободно реализуя те ролевые ожидания, которые
ожидает от него общество, переживает состояния самореализации и может смело
выражать свои творческие способности[12].

К субъекту
социально-психологической адаптации относят: личность, группу, социальную
общность, социум в целом[13].

Основная элементарная
единица социально-психологической адаптации ‒ личность[14].

В качестве объекта
можно выделить все то, что способствует удовлетворению потребностей субъекта
адаптации.

В психологической
литературе имеют место два типа социально-психологической адаптации, которые
представлены:

— прогрессивным
типом,

— регрессивным типом[15].

Прогрессивный тип
характеризуется достижением полной адаптации.

Регрессивный тип
выглядит как формальная адаптация, которая не отвечает интересам общества,
развитию данной социальной группы и самой личности.

Некоторые психологи
(Н.А. Ошукова[16], Н.А.
Свиридов) определяют регрессивный тип социально-психологической адаптации как
конформный, который основан на формальном принятии личностью тех или иных
социальных норм и требований. При  таком
типе адаптации личность покоряется последним (социальным нормам и требованиям)
и не имеет возможности раскрыться, добиться самореализации, испытать чувство
собственного достоинства, проявить себя в творчестве. Лишь прогрессивная
адаптация может привести к истинной социализации личности, тогда как длительное
следование конформистской стратегии приводит ее к постоянному неправильному
поведению (не соблюдению норм, ожиданий, стереотипов поведения) и способствует
появлению новых проблемных ситуаций.

Социально-психологическая
адаптация — способ защиты личности, посредством которого осуществляется
устранение внутреннего напряжения, состояния нестабильности, испуга,
беспокойства, возникающих во время взаимодействия с обществом[17].

Социально-психологическая
адаптация ‒ процесс длительный, который требует усилий, как самого объекта
адаптации, так и специалистов с их методами коррекционно-педагогического
воздействия, психотерапии, психокоррекции[18].

В результате  научного поиска по проблеме исследования
определены функции социально-психологической адаптации, которые представлены:

— достижением
максимального равновесия в системе «личность – социальная среда»;

— проявлением и
развитием таланта личности;

— формированием
эмоционально-комфортных позиций личности;

— самореализацией
личности;

— самопознанием и самокоррекцией;

— ростом
эффективности деятельности как адаптирующейся личности, так и социальной среды
коллектива;

— сохранением
психического здоровья[19].

Интерес представляет,
выделенная В.В. Гриценко, мобилизующая функция социально-психологической адаптации,
суть которой состоит в освоении личностью системы общественных отношений,
которая целостна и меняется, а также в способности перебыть чрезвычайные
ситуации[20].

Исследователь также
обращает внимание на стимулирующую функцию, которая выражается в способности
человека не только ориентироваться осмысленно в сложившейся ситуации, но и
вырабатывать адекватные модели поведения, рационально использовать различные
ресурсы для реализации своих потребностей и интересов.

Т.П. Корнеева
отмечает, что социально-психологическая адаптация выступает в качестве
связующего звена между общественной сущностью человека и окружающей его
действительностью и носит многофункциональный характер:

— выступая условием и
средством оптимизации взаимодействия индивида с социальной средой и с природой;

— способствуя
развитию человека и совершенствованию окружающей социальной действительности;

— реализуя социальную
сущность человека;

— являясь необходимой
при овладении человеком любым из существующих видов деятельности[21].

Автор также акцентирует
внимание на функции формирования механизмов социальной мобильности, понимая под
ней:

— освоение личностью
новых стратегий поведения;

— усвоение индивидом
новых норм и ценностей, делающих эти стратегии нормативно и нравственно
приемлемыми для него;

— согласование
притязаний личности, ее самооценки с возможностями, а также с
социально-экономической реальностью.

В результате изучения
литературы по теме исследования определены механизмы социально-психологической
адаптации, которые представлены[22]:

— принятием
(неприятием) себя,

— принятием
(неприятием) других,

— эмоциональным
комфортом,

— эмоциональным
дискомфортом,

— внутренним
контролем,

— внешним контролем,

— доминированием,

— ведомостью,

— эскапизмом.

Принятие – процесс восприятия реальности такой, какая
она есть на самом деле; внутреннее согласие с тем, что происходит, разрешение [1] Адаптация. Психологический словарь URL:http://www.b17.ru/dic/adaptatsiya/ [2] Казанцева Е.Е.
Адаптация персонала: современный взгляд/Казанцева Е.Е. // Управление развитием
персонала. — 2012. — № 2. — С. 90-98. [3]
Крысько В.Г. Социальная психология: курс лекций / В.Г.
Крысько. – 3-е изд. – М.: Омега-Л, 2006. – 352 с. [4]
Крутцова
М.Н. Управление адаптацией персонала: учебное пособие. – Вологда: Легия, 2010.
128 с. [5]
Коноваленко
В.А. Психология управления персоналом./ Коноваленко В.А., Коноваленко М.Ю. —  М.: Юрайт, 2014.- 480 с. [6]
Милославова И.А. Адаптация как социально-психологическое
явление / Милославова И.А.  // Социальная
психология и философия / Под ред. Б.Ф. Парыгина. — СПБ., 2014.  — Вып.2. — С. 111-120. [7] Лазарев П.П.
Исследования по адаптации./ Лазарев П.П. 
— М.: Лира 2014 – 98с. [8]
Меерсон Ф.З.
Адаптация: поиски механизмов и путей управлению./ Меерсон Ф.З. // Наука и
жизнь. – 2009.- №9. — С.39. [9]Иванова А.И. 
Социально-психологическая адаптация: классификация и механизмы URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskaya-adaptatsiya-klassifikatsiya-i-mehanizmy [10] Свиридов Н.А.
Социальная адаптация личности в трудовом коллективе: дис. … канд. психол. наук.
/ Свиридов Н.А.  – Л., 1974. – С. 68. [11] Лазарев П.П.
Исследования по адаптации./ Лазарев П.П. 
— М.:Лира 2014 – 98с. [12] Посохова С.Т. Психология
адаптирующейся личности: монография./ Посохова С.Т. — СПб., 2011. – 240 с. [13]
Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика / Ф.З.
Меерсон. – М.: Наука, 1981. – 276 с. [14]
Налчаджян А.А.
Личность, психическая адаптация и творчество./ Налчаджян А.А. —  Ереван, 2016. — 123с. [15] Ошукова Н.А. Динамика
социально-психологической адаптации личности: дис. … канд. психол. наук./
Ошукова Н.А.  – М., 1995. – 197 с. [16]
Ошукова Н.А. Динамика социально-психологической адаптации
личности: дис. … канд. психол. наук./ Ошукова Н.А.  – М., 1995. – 197 с. [17] Свиридов Н.А. Социальная адаптация личности в трудовом
коллективе: дис. … канд. психол. наук. / Свиридов Н.А.  – Л., 1974. – С. 68. [18]
Посохова С.Т. Психология адаптирующейся личности:
монография./ Посохова С.Т. — СПб., 2011. – 240 с. [19] Руденский Е.В. Концептуальные основы психологии
адаптирующейся личности. Введение в психологическую теорию социального
функционирования личности / Руденский Е.В. — Новосибирск, 2015. -87с. [20] Гриценко
В.В. Теоретические основы исследования социально-психологической адаптации
личности / группы в новой социо- и этнокультурной среде URL: PsyJournals.ru ‒ http://psyjournals.ru/sgu_socialpsy/issue/30303_full.shtml [21] Корнеева Т.П.
Сущность и содержание понятия «социально-психологическая адаптация» в контексте
обучения воспитанников детских домов  URL: file:///C:/Users/Admin/Downloads/suschnost-i-soderzhanie-ponyatiya-sotsialno-psihologicheskaya-adaptatsiya-v-kontekste-obucheniya-vospitannikov-detskih-domov.pdf [22]
Диагностика
социально-психологической адаптации (К.Роджерс, Р.Даймонд) [Электронный ресурс].- Режим доступа:  https://vsetesti.ru/111/

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы