Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Педагогика

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Влияние профессионально-личностного самосовершенствования воспитателя на развитие его педагогического мастерства

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 4

Глава 1. Теоретические аспекты изучения
профессионально-личностного самосовершенствования воспитателя и развития его педагогического
мастерства  7

1.1 Особенности и содержание
профессиональной деятельности воспитателя ДОУ   7

1.2 Содержание и условия
эффективности процесса профессионально-личностного самосовершенствования
воспитателя ДОУ.. 13

1.3 Сущностная характеристика понятия
«педагогическое мастерство» и факторы, определяющие его успешность. 28

Выводы по главе 1. 34

Глава 2. Исследование влияния профессионально-личностного
самосовершенствования воспитателя на развитие его педагогического мастерства на
примере МБДОУ «Детский сад №5» г. Каширы.. 35

2.1 Методические требования к
содержанию и оценке профессиональных компетенций воспитателя ДОУ.. 35

2.2 Организация и процедура
опытно-экспериментального исследования на базе МБДОУ «Детский сад №5» г. Каширы.. 42

2.3 Результаты
опытно-экспериментального исследования по совершенствованию педагогического
мастерства воспитателей МБДОУ «Детский сад №5» г. Каширы   51

Выводы по главе 2. 63

Глава 3. Пути стимулирования профессионально-личностного
самосовершенствования воспитателей ДОУ и совершенствования их педагогического
мастерства на основе повышения их профессиональных компетенций. 64

3.1 Психолого-педагогическая
программа профессионально-личностного самосовершенствования воспитателя и
развития его педагогического мастерства в условиях МДОУ.. 64

3.2 Особенности и результаты
реализации программы профессионально-личностного самосовершенствования
воспитателей МБДОУ «Детский сад №5» г. Каширы.. 85

Выводы по
главе 3. 93

Заключение. 94

Список использованных источников. 96

Приложения……………………………………………………………….……103

  

Введение:

 

Актуальность работы. Система
дошкольного образования в Российской Федерации (РФ) в последние годы пережила
значительное реформирование. Так, в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 12
Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» с 1 сентября 2013 г. дошкольное образование является уровнем общего
образования. А уже с 1 января 2014 года вступил в силу новый федеральный
государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября
2013 г. №115.

Успешность реализации
вышеописанных реформ дошкольного образования, в первую очередь, зависят от
уровня профессиональной компетенции педагогического персонала и его готовности
к работе в новых условиях, что актуализирует разработку проблемы совершенствования
системы профессионального развития педагогов в дошкольных учреждениях.

Основное (ведущее)
противоречие исследования заключается в несоответствии между
многочисленными исследованиями в области профессионального развития педагогов и
научно-методическим обоснованием влияния профессионально-личностного
самосовершенствования воспитателя на развитие его педагогического мастерства.

Проблема
профессионального развития педагогов в процессе профессиональной деятельности
рассматривалась такими учеными как: Э.Ф. Зеер, Н.В. Кузьмина, Л.М. Митина
и др. Теория и концепция профессиональной деятельности воспитателя дошкольного
образовательного учреждения разрабатывалась такими специалистами как: С.А.
Козлова, В.И. Логинова, С.Н. Лебедева, Б.С. Лейкина, Л.Н. Маневцева,
П.Г. Саморукова, Т.А. Сваталова и мн.др.

Цель работы: исследовать
в рамках данной ВКР влияние
профессионально-личностного самосовершенствования воспитателя на развитие его
педагогического мастерства (на примере МБДОУ «Детский сад №5» г. Каширы) и обосновать
психолого-педагогические пути их совершенствования в условиях актуальной
практики.

Достижению цели исследования служат следующие задачи:

1. Провести теоретическое исследование по
проблеме профессионально-личностного самосовершенствования воспитателей ДОУ в
процессе формирования и развития их педагогического мастерства в условиях
актуальной практики.

2. Выполнить опытно-эмпирическое исследование
влияния профессионально-личностного самосовершенствования воспитателя на
развитие его педагогического мастерства на примере МБДОУ «Детский сад №5» г.
Каширы.

3. Разработать, обосновать, апробировать и
реализовать  программу
профессионально-личностного самосовершенствования воспитателя и развития его
педагогического мастерства, определить параметры (критерии) ее эффективности.

Рабочая
гипотеза исследования: профессионально-личностное
самосовершенствование воспитателя позволит достичь значимого роста его
педагогического мастерства в ходе реализации следующих условий (путей):

— использование
современных инновационных форм, методов и средств методической работы с
воспитателями;

— своевременное и
объективное стимулирование процесса профессионального самосовершенствования
воспитателей администрацией ДОУ.

Объект
исследования: профессионально-личностное
развитие воспитателя ДОУ в актуальных условиях трудовой деятельности.

Предмет
исследования: влияние
профессионально-личностного самосовершенствования воспитателя на развитие его
педагогического мастерства (профессиональных компетенций).

Теоретическую основу
работы составили труды В.В. Абашиной,
Н.К. Баклановой, С.А. Дружилова, С. Езоповой, О. Золотовой,
Л.А. Костюченко, А.К. Марковой, Н.В. Микляевой, Ю.В. Микляевой, О.Н. Недосеки,
Н.Н. Никитиной, Л.В. Чубенко, Е.Г. Юдиной и др.

Методы
исследования:

— библиографический анализ
источников и научной литературы;

— систематизация теорий,
концепций, подходов;

— опросные методы
(анкетирование, тестирование и т.д.);

— анализ результатов
(продуктов) профессиональной деятельности воспитателей;

— педагогический
эксперимент;

— качественный и
количественный анализ эмпирических данных.

Теоретическая
значимость исследования заключается в
систематизации и обобщении научно-методической литературы по проблеме влияния профессионально-личностного
самосовершенствования воспитателя на развитие его педагогического мастерства.

Практическая значимость
исследования состоит в возможности использования материалов исследования
следующими категориями лиц:

— заведующими детским
садом и методистами с целью стимулирования профессионального роста
педагогического коллектива;

— воспитателями с целью
повышения собственного педагогического мастерства;

— студентами,
обучающимися по направлению «Дошкольная педагогика» и «Управление дошкольными
образовательными организациями», с целью самоподготовки к тематическим
семинарским и практическим занятиям.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Реформирование
отечественной системы образования затронуло все его ступени, в том числе и
дошкольное образование. Потребность в современном, инновационном,
индивидуализированном подходе к каждому воспитаннику обуславливает высокий
стандарт требований к профессионально-личностным характеристикам воспитателей.
Стремительный темп информатизации и устаревания знаний предполагает
необходимость непрерывного образования, самообразования и самосовершенствования
любого специалиста, в том числе и педагога системы дошкольного образования.
Достижение педагогического мастерства, являясь главнейшей целью
профессионального развития воспитателя, становится совершенно невозможно без
постоянного повышения профессиональных компетенций.

Сказанное актуализировало
обращение к следующей теме исследования – «Влияние профессионально-личностного
самосовершенствования воспитателя на развитие его педагогического мастерства на
примере повышения профессиональной компетенции».

По итогам выполнения
выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели
работы, что позволило исследовать в рамках данной ВКР влияние
профессионально-личностного самосовершенствования воспитателя на развитие его
педагогического мастерства (на примере МБДОУ «Детский сад №5» г. Каширы) и
обосновать психолого-педагогические пути их совершенствования в условиях
актуальной практики.

Для достижения
поставленной цели были решены следующие задачи:

— было проведено
теоретическое исследование по проблеме профессионально-личностного
самосовершенствования воспитателей ДОУ в процессе формирования и развития их
педагогического мастерства в условиях актуальной практики;

— было выполнено
опытно-эмпирическое исследование влияния профессионально-личностного
самосовершенствования воспитателя на развитие его педагогического мастерства на
примере МБДОУ «Детский сад №5» г. Каширы;

— была разработана,
обоснована, апробирована и реализована программа профессионально-личностного
самосовершенствования воспитателя и развития его педагогического мастерства,
определить параметры (критерии) ее эффективности.

Качественный и
количественный анализ эмпирических данных обеспечил доказательство истинности
выдвинутой гипотезы исследования о том, что профессионально-личностное
самосовершенствование воспитателя позволит достичь значимого роста его
педагогического мастерства в ходе реализации следующих условий (путей):

— использование
современных инновационных форм, методов и средств методической работы с
воспитателями;

— своевременное и
объективное стимулирование процесса профессионального самосовершенствования
воспитателей администрацией ДОУ.

Таким образом, цель
работы была достигнута, задачи реализованы в полном объеме, а гипотеза
доказана.

В заключение отметим, что
изученная тема исследования имеет научные перспективы. В частности, нам
представляется полезным рассмотрение отдельных методических форм повышения
профессиональной компетенции воспитателей в сравнительном ключе. В частности,
сравнение мастер-классов как современной активной формы методической работы с
результативностью более традиционных форм, таких как лекция, семинар,
методический совет.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты
изучения профессионально-личностного самосовершенствования воспитателя и
развития его педагогического мастерства 1.1 Особенности и содержание профессиональной деятельности
воспитателя ДОУ Деятельность
воспитателя обладает сущностными признаками целостной воспитательной
деятельности и имеет гуманитарную природу, так как она всегда направлена на
созидание человека, на развитие и становление личности ребенка.

Гуманистическая
направленность профессиональной деятельности воспитателя имеет отличительные
признаки. Прежде всего, основу воспитательной деятельности составляет
ценностное отношение к человеку, способному к развитию, отзывчивому на
воспитание и стремящемуся к самосовершенствованию на протяжении всей своей
жизни.

Гуманистическая
направленность деятельности воспитателя способствует созданию
социально-педагогических условий и системы отношений, в которых обучаемый реализует
себя во всей полноте проявлений личностных, субъектных и индивидуальных
особенностей, приобретая профессионально значимые качества личности [43, с. 65].

Деятельность воспитателя, по мнению А.
Дистервега, оказывает развивающее влияние на детей, обеспечивая возможности для
приобретения ими объективной истины и любви к ней, а также воли и силы к
достижению истины [10, с. 72]. В связи с этим воспитатель должен осознавать высокое назначение
своего труда, выражающееся в чувстве собственного достоинства, а также строить
гуманные отношения с воспитанниками.

К.Д. Ушинский был
убежден, что многое в обучении и воспитании зависит от воспитателя, и называл его деятельность
человековедением, отмечая творческий характер его деятельности [65, с. 95].

В гуманистической
концепции К.Н. Вентцеля воспитатель
выступает для ребенка «другом, братом, его старшим товарищем»: «Помочь молодой
душе свободно созреть и родиться для свободной самостоятельной жизни – вот в
чем задача истинного педагога. И этой задачи он не достигнет никакими уроками,
а только личным свободным духовным общением, при котором учитель и ученик тесно
сливаются воедино в одном общем страстном искании истины, красоты и добра» [11,
с. 75].

В.А. Сухомлинский считал,
что от воспитателя во многом зависит, какими
станут сердца, которые ежеминутно касаются друг друга, – нежными и чуткими или
зачерствевшими. Воспитатель
по призванию, по его мнению, становится тот, кто безгранично верит в человека,
в доброе начало в нем. Человечность является определяющей чертой
взаимоотношений воспитателя
с воспитанниками [61, с. 96]. Главное в воспитательной деятельности – единство
духовной жизни воспитателем и
воспитанников, единство их идеалов, стремлений, чувств и интересов. При этом
важны организация многогранной духовной жизни всего коллектива, создание
атмосферы общей доброжелательности и взаимного творения добра.

Ш.А. Амонашвили в своих
многочисленных работах подчеркивал, что гуманистическая позиция воспитателя должна состоять в
принятии воспитанника таким, какой он уже есть, в том, чтобы включить в
содержание своих отношений с ним его жизнь, стать ее соучастником [2, с. 86].

Специфика деятельности воспитателя
обусловлена также гуманистическими тенденциями в модернизации российского дошкольного
образования.

Так, демократизация
современного дошкольного образования предполагает учет интересов и потребностей
личности и общества, преобразование воспитательных отношений в отношения
сотрудничества. Реализация этого принципа связана с предоставлением
определенных прав дошкольным образовательным учреждениям, воспитателям и их воспитанникам.
Поэтому от современного воспитателя ожидают проявления способности к
творчеству, готовности и умения вырабатывать собственный профессиональный
стиль, стремления к свободе выбора воспитательных технологий, методов оценки
результатов и эффективности воспитательной деятельности [42, с. 121].

Персонификация воспитательного
процесса предполагает создание воспитателем максимально благоприятных условий
для раскрытия способностей воспитанника.

Дифференциация воспитательного
процесса выражается в создании условий для выбора индивидуальных траекторий
развития в соответствии с интересами, склонностями и способностями личности, а,
следовательно, воспитатель, обладая прогностическими способностями и навыками
педагогического проектирования, разрабатывает и реализует индивидуальный подход
к воспитательному процессу и его вариативные технологии реализации.

Гуманитаризация
содержания современного воспитательного процесса предполагает приоритет
культуросозидающей функции воспитания, что требует от воспитателя формирование
гуманитарного мироощущения у воспитанников как основы их нравственной
ответственности перед другими людьми, обществом, природой.

Непрерывность воспитательного
процесса дает возможность ребенку последовательно продвигаться по ступеням развития,
а также сменить тип воспитания на разных жизненных этапах. Данная особенность
современного воспитательного процесса ставит перед коллективами ДОУ и каждым воспитателем
задачу достижения преемственности в целях, содержании и способах организации воспитательных
процессов.

Гуманитарный характер воспитательной
деятельности работников ДОУ выражается и в том, что они реализует себя в
качестве субъектов. Являясь «активным
делателем», субъект самостоятелен в выборе оснований своей деятельности. Они
содержатся в его целях, ценностях, потребностях. Кроме того, подлинный субъект
полностью владеет структурой деятельности, которую осуществляет с момента
осознания мотивов и цели до получения результата и возможности откорректировать
весь ход своих действий на основе оценки результата.

Воспитателя как субъекту воспитательного
процесса важно обнаружить смысл своей профессиональной деятельности, сделать
выбор в пользу той или иной трактовки природы человека, обеспечивая условия своей
самореализации в профессиональной деятельности. Субъектная активная сторона
личности воспитателя проявляется в его профессионально-личностной позиции,
которая включает:

— его практические
отношения в виде поступков и определенной линии поведения с разными людьми (воспитанниками
и их родителями, коллегами, педагогическими работниками дошкольных образовательных
учреждений, администрацией);

— субъективное отношение
к социально-профессиональной действительности, основанное на базовых
профессиональных ценностях [9,
с. 62].

Поэтому
профессионально-личностную позицию воспитателя
можно рассматривать в нескольких аспектах: по отношению к объективной
социально-педагогической реальности; по отношению к собственной самореализации
и личностному росту; по отношению к ответственности не только за события личной
жизни, но и за судьбы доверенных ему людей.

Достижение воспитателем
субъектности происходит в процессе осмысления ситуаций межличностного
взаимодействия, попадающих в сферу его профессионального самосознания и
деятельности.

В разных ситуациях
межличностного взаимодействия воспитатель занимает разные позиции по отношению
к собственной деятельности, выступая для себя и для других людей в нескольких
ролях. Так, организация воспитательной деятельности детей определяет воспитателю
позицию человека, создающего условия для воспитания, и побуждает принимать на
себя функциональную роль организатора воспитательного взаимодействия на детей.
В ситуациях межличностного взаимодействия с коллегами воспитатель занимает
позицию коммуникатора по разным проблемам воспитания. В ситуациях
межличностного взаимодействия с родителями воспитанников, членами неформальных
объединений в социальной среде воспитатель осуществляет роль социального
педагога, выступающего в качестве посредника между обществом и развивающейся
личностью. Наконец, в ситуации информационно-познавательного взаимодействия с
авторами различных социально-образовательных текстов воспитатель занимает
позицию исследователя [52,
с. 37].

Рефлексивный анализ
межличностного взаимодействия с точки зрения субъектных возможностей и
потребностей других участников воспитательного процесса ведет к формированию
полисубъектной профессионально-личностной позиции воспитателя в гуманистически
ориентированной воспитательной среде. Эта позиция побуждает его взять на себя
роль человека, создающего атмосферу взаимного доверия и уважения всех ее
субъектов, облегчающую процесс личностно направленного взаимодействия между
ними.

Субъектность воспитателя
характеризуется тем, что он осознает себя в качестве специалиста, способного
определенным образом влиять на жизнедеятельность своих воспитанников, умеет
найти оптимальное соотношение между воспитательными запросами современного
общества и потребностями конкретного ребенка.

По мнению И.А.
Колесниковой и Е.В. Титовой, воспитатель
может проявить себя в качестве субъекта, если:

— у него сформирована
устойчивая индивидуальная мотивация, касающаяся предлагаемой деятельности;

— он способен к
выдвижению (поиску, коррекции) цели, выбору методов и критериев оценки
профессиональной деятельности;

— он готов реализоваться
в позиции «субъекта-одиночки» независимо от числа параллельно действующих
коллег, т.е. им освоен индивидуальный механизм достижения цели;

— он умеет осуществлять
постоянную обратную связь, позволяющую оперативно корректировать ход
деятельности;

— качество получаемого на
индивидуальном уровне результата соответствует социально принятым нормам [25, с. 59].

Необходимыми внутренними
(субъективными) условиями работы воспитателя
в позиции субъекта являются:

— интерес к
профессиональному заданию или проблеме;

— высокий уровень
мотивации применительно к содержанию и процессу труда, не требующий
подкрепления со стороны;

— осознанное отношение к
собственной деятельности;

— готовность к включению
в деятельность и активному личностному восприятию профессиональных ситуаций;

— владение необходимыми
для предлагаемой деятельности профессиональными знаниями, умениями, навыками;

— самостоятельность,
способность к волевым усилиям, ответственность.

Еще одной специфической
чертой воспитательной деятельности является ее свойство совместности.

Это свойство проявляется
двояким образом. Во-первых, воспитательная деятельность объединяет вокруг
проблемы становления разных (по возрасту, социальной принадлежности, уровню
образованности и др.) людей. Во-вторых, природа воспитательной деятельности
требует объединения в системе профессиональной кооперации, сотрудничества.

Поэтому в качестве
субъекта воспитательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении
может быть не один человек, а совокупный субъект совместной профессионально-воспитательной
деятельности [13,
с. 85].

В современной
социально-педагогической среде ДОУ активно работают следующие виды совокупных
субъектов:

— групповой (творческие
группы воспитателей, методические
объединения, команды профессионалов);

— коллективный
(педагогический коллектив дошкольного учебного заведения, профессиональные объединения);

— корпоративный (дошкольные
образовательные учреждения, обучающие организации);

— интегративный
(научно-педагогические и социально-педагогические сообщества);

— сетевой (совокупность
людей, формирующаяся на основе коммуникаций в глобальных информационных или
социальных обучающих сетях) [55,
с. 65].

Таким
образом, гуманитарный характер воспитательной деятельности выражается в
интеграции совместных усилий всего коллектива ДОУ, направленных на реализацию
государственной политики в подготовке воспитанников, а также в создании
развивающей воспитательной среды для личностного и индивидуального саморазвития
воспитанников.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы