Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Влияние лечебной физической культуры на детей младшего школьного возраста с нарушением осанки
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ВЛИЯНИЕ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ОСАНКИ.. 7
1.1.
Анатомо-физиологические особенности организма детей младшего школьного возраста. 7
1.2. Формирование
осанки и причины ее деформирования у детей младшего школьного возраста. 10
1.3. Особенности
организации занятий лечебной физической культурой при нарушении осанки у детей
младшего школьного возраста. 18
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 31
2.1. Методы
исследования. 31
2.2. Организация
исследования. 36
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. 38
3.1. Разработка и
апробация методики ЛФК для младших школьников с нарушениями осанки. 38
3.2. Динамика
показателей, характеризующих осанку детей младшего школьного возраста с
нарушениями осанки. 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 55
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.. 56
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.. 57
Введение:
Состояние здоровья
детского населения всегда было актуальной проблемой и такой же она сохраняется
на сегодняшний день. Наиболее часто у детей в школьном возрасте встречаются
нарушение осанки, в том числе сколиоз. При этом известно, что осанка имеет
важное значение в физическом развитии детей, так как характеризует не только
привычное положение тела, но и показатели здоровья ребенка.
Формирование и сохранение
навыков правильной осанки, а также коррекция нарушений осанки – один из
основных разделов физического воспитания детей младшего школьного возраста.
Формирование правильной осанки у детей, осуществляется только при условии
овладения учителями и родителями научно — обоснованной методики, основанной на
общих педагогических и специфических принципах физического воспитания (И.А.
Варшавский, Е.С. Вильчковский, В.Н. Болобан, Л.В. Волков, А.Ф. Борисенко, и
другие).
Осанка является
неотъемлемой частью физического развития ребенка и подвергается
целенаправленному педагогическому воздействию, требует методов комплексного
подхода и использования различных общих и специфических средств профилактики и
коррекции (Е.А. Крапивина, Ю.Н. Курпан, О.Ю. Бубела и другие).
Воспитание правильной
осанки, по мнению М.И. Фонаревой, И.Д. Ловейко, Л.Б. Лушинской и других
исследователей, является мощной мерой профилактики искривлений позвоночника.
Решающая часть процесса формирования осанки, входит в обязанности родителей и
учителей в дошкольный и школьный периоды, и должно продолжаться в течение всей
жизни человека.
Исследования показали,
что все формы нарушений осанки (сутулость, круглая и плоская спина, сколиоз и
др.), чаще возникают у детей с ослабленным состоянием здоровья (М.С. Васильева,
В.Л. Андрианов, Г.А. Баиров, В.И. Садофьева и другие).
Одним из консервативных
методов лечения нарушения осанки у младших школьников выступает лечебная
физкультура. Именно ЛФК является методом комплексной терапии, при котором
физические упражнения рассматриваются как средство формирования и развития
мышечной системы и костно-связочной системы позвоночника.
Основой лечебной
физкультуры выступает биологическая функция движения, при помощи которого
стимулируются процессы роста и формирования организма ребенка. Помимо
физического развития, движения обеспечивают развитие и совершенствование высших
психических функций, эмоциональной сферы, способствует активизации деятельности
жизненно важных органов. Лечебная физкультура предполагает соблюдение следующих
дидактических принципов физического тренинга:
— многоповторность,
постоянство и пролонгированность. Эти принципы необходимы для закрепления
двигательных навыков;
— постепенность и
соразмеренность физических нагрузок. Препятствуют мышечному перенапряжению,
всестороннему воздействию упражнениями на различные группы мышц, согласование
упражнений с индивидуальными особенностями ребенка.
При выполнении вышеперечисленных условий,
правильного выбора различных средств, форм и методов ЛФК, можно говорить об
эффективности в коррекции и профилактики нарушения осанки у детей младшего
школьного возраста. Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что при грамотно
подобранном комплексе физических упражнений, верной дозировке и постепенно
увеличивающейся нагрузке коррекции нарушения осанки у младших школьников на
начальной стадии возможно.
Объект исследования
– процесс коррекционной работы по физическому воспитанию детей младшего
школьного возраста, у которых выявлены нарушения осанки.
Предмет исследования
— методика лечебной физической культуры для детей младшего школьного возраста с
нарушением осанки.
Цель исследования
– теоретическое и практическое обоснование влияния лечебной физической культуры
на детей младшего школьного возраста с нарушением осанки.
Заключение:
Проанализировав
научно-методическую литературу, можно сказать о том, что у учащихся начальных
классов продолжается формирование позвоночного столба и происходит
преобразование его физиологических изгибов. Поэтому позвоночник учащихся
начальных классов очень восприимчив к нагрузкам.
Выяснив, что причины
нарушения осанки у детей многочисленны, всё же большинство нарушений носят
приобретенный характер, связанный с нерациональной организацией
образовательного процесса.
Одним из средств
профилактики и нарушения осанки у младших школьников является лечебная
физическая культура. Задачи ЛФК при нарушениях осанки: обучение навыку
правильной осанки и систематическое закрепление этого навыка; нормализация
трофических процессов в мышцах туловища; укрепление мышц туловища и конечностей
(выравнивание мышечного тонуса передней и задней поверхности туловища, нижних
конечностей, укрепление мышц брюшного пресса); осуществление целенаправленной
коррекции имеющегося нарушения осанки.
На основе первичного
тестирования и анализа литературных источников была разработана и апробирована
методика физической реабилитации, ведущее место в которой заняли корригирующие
упражнения, направленные на исправления нарушений осанки.
В результате
педагогического эксперимента было установлено, что применение данной методики
является эффективным и целесообразным. Итог показателей во всех тестах
эксперимента подтверждает правильность гипотезы исследования.
Применение предложенной
методики может быть рекомендовано для проведения коррекционных занятий на
уроках лечебной физкультуры, утренней гимнастики, в структуре уроков физической
культуры в школе.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЕ
ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ
ОСАНКИ 1.1. Анатомо-физиологические особенности
организма детей младшего школьного возраста
Границы младшего
школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе,
устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит
дальнейшее анатомическое, физическое и психофизиологическое развитие ребенка.
Физическое развитие детей
младшего школьного возраста проходит спокойной и равномерно, это относится и к
увеличению массы и длины тела, выносливости и жизненной емкости легких [8]. В среднем за год длина тела
увеличивается на 4-5 см, масса тела – на 2- 3 кг. Минимальный прирост длины
тела наблюдается в возрасте с 7 до 8 лет у девочек и с 8 до 9 лет у мальчиков.
Мальчики и девочки растут почти одинаково. Однако рост у мальчиков
увеличивается преимущественно за счет длины ног, у девочек в большей мере за
счет длины туловища [25].
Заметно увеличивается
окружность грудной клетки, изменения происходят в лучшую сторону, превращаясь в
конус, обращенный основанием кверху. В связи с этим, увеличивается и жизненная
емкость легких. Средние данные жизненной емкости легких у мальчиков 7 лет
составляет 1400 мл, а у девочек 7 лет — 1200 мл. У мальчиков 12 лет — 2200 мл,
у девочек 12 лет — 2000 мл. Ежегодное увеличение жизненной емкости легких равно
в среднем, 160 мл у мальчиков так и у девочек этого возраста [16].
Характеризуя дыхание
детей младшего школьного возраста, можно отметить, что оно учащенное и
поверхностное, дыхательные мышцы еще не окрепли, функции дыхания находятся в
стадии совершенствования. Исходя из показателей в выдыхаемом воздухе 2%
углекислоты, а у взрослого человека этот процент составляет 4%. Таким образом,
можно сделать вывод, что дыхательный аппарат у детей функционирует значительно
слабее, чем у взрослых. Так, у старших детей или у взрослого человека на
единицу объема вентилируемого воздуха в организме приходится усвоение кислорода
(около 4 %), а у детей младшего школьного возраста на единицу объема
вентилируемого воздуха усваивается меньше кислорода (около 2%). Во время
мышечной деятельности у детей появляется затруднение дыхания и задержка
дыхания, следовательно, это вызывает гипоксемию, другими словами, кислород не в
полной мере насыщает кровь. Исходя из этого, можно сделать вывод, что нужно
правильно и равномерно согласовывать дыхание детей с их физическими нагрузками
и движениями тела при обучении, чтобы избежать проявлений гипоксемии. Не только
правильное выполнение упражнений и движений тела должно отслеживаться, но и
обязательным является обучение правильному дыханию, это должно быть
первостепенной задачей при проведении занятий с детьми такого возраста [9].
В тесной связи с
дыхательной системой функционируют органы кровообращения. Система
кровообращения служит поддержанию уровня тканевого обмена веществ, в том числе
и газообмена. Другими словами, кровь доставляет питательные вещества и
кислород, ко всем клеточкам нашего организма, и принимает в себя те продукты
жизнедеятельности, которые необходимо вывести из организма человека. Вес сердца
увеличивается с возрастом в соответствии с нарастанием веса тела. Масса сердца
приближается к норме взрослого человека: 4 г на 1 кг общего веса тела. Однако пульс
остается учащенным до 84-90 ударов в минуту (у взрослого 70-72 удара в мин). В
связи с этим, за счёт ускоренного кровообращения, снабжение органов кровью
оказывается почти в 2 раза 10 больше, чем у взрослого. Высокая активность
обменных процессов у детей связана и с большим количеством крови по отношению к
весу тела, 9% по сравнению с 7-8% у взрослого человека [16].
Сердце младшего школьника
лучше справляется с работой, так как просвет артерий в этом возрасте
относительно более широкий. Кровяное давление у детей обычно несколько ниже,
чем у взрослых. К 7-8 годам оно равняется 99/64 мм рт. ст., к 9-12 годам —
105/70 мм рт. ст. При предельной напряженной мышечной работе сердечные
сокращения у детей значительно учащаются, превышая, как правило, 200 ударов в
минуту. После занятий, связанных с большим эмоциональным возбуждением, они
учащаются ещё больше — до 270 ударов в минуту. Недостатком этого возраста
является легкая возбудимость сердца, в работе которого нередко наблюдается
аритмия, в связи с различными внешними влияниями. Систематическая работа на
уроках обычно приводит к совершенствованию функций сердечно-сосудистой системы,
расширяет функциональные возможности детей младшего школьного возраста [9].