Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Психология

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Влияние компьютерных игр на учебную деятельность младших школьников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретический анализ проблемы влияния компьютерных игр на учебную деятельность младших школьников 6

1.1. Учебная деятельность младших школьников и ее структура 6

1.2. Сущность игры. Компьютерные игры 14

1.3. Использование элементов игровой деятельности в учебной деятельности ребенка 28

Глава 2. Экспериментальная работа по исследованию влияния компьютерных игр на учебную деятельность в начальной школе 39

2.1. Организация исследования 39

2.2. Анализ результатов влияния компьютерных игр на учебную деятельность 43

Заключение 55

Список литературы 58

Приложения

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Развитие индустрии компьютерных игр в XXI веке привело к появлению огромного их количества. Все больше и больше детей младшего школьного возраста увлекаются компьютерными играми, исходя из своих интересов и уровня развития. Проблема увлечений остаётся еще мало освещенной в современной психологической литературе. В отличие от влечений, увлечение не имеет непосредственной связи с инстинктами, со сферой безусловных рефлексов. В отличие же от интересов и наклонностей, увлечения всегда более эмоционально окрашены. Чаще всего большой интерес к чему-либо проявляется в именно младшем школьном возрасте.

Различные психолого-педагогические исследования показывают, что проблема раннего предупреждения компьютерной и игровой зависимости среди младших школьников основана на том, что первичная профилактика должна позитивно воздействовать, как на саму личность младшего школьника, так и на три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность: эмоциональную, мотивационную и познавательную. Более того, необходимо определять направления психологической работы по повышению учебной мотивации и успеваемости школьника.

Многие ученые сходятся во мнении, что существует взаимосвязь между увлеченностью компьютерными играми и учебной успеваемостью младших школьников. На учебную успеваемость могут воздействовать различные факторы, главными из которых можно выделить следующие: социальные условия и условия семейного воспитания; владение коммуникативными навыками общения; общая структура направленности личности; наличие мотивации на учебную деятельность; уровень притязаний и самооценка школьника, их соотношение; особенности познавательной и эмоционально-волевой сферы. В свою очередь на каждые из перечисленных факторов компьютерные игры могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние.

Изучению специфики взаимодействия детей и подростков с компьютерами посвящали свои исследования: К. Янг (признаки наступившей интернет-аддикции), М.С. Иванов (влияние ролевых компьютерных игр на формирование зависимости человека от компьютера), А.Е. Войскунский (поведенческие формы зависимостей), Л.К. Фортова и З.И. Кекелидзе (стадии игровой компьютерной зависимости, переживания в процессе заболевания) и др.

Сущность проблемы заключается в том, что чрезмерное увлечение детей компьютерными играми, может привести к так называемой компьютерной зависимости, которая в последующем может оказывать отрицательное влияние на все сферы жизнедеятельности ребенка, в частности, на учебную деятельность, и соответственно – школьную успеваемость. В результате теоретического анализа психолого-педагогической литературы и практического опыта по профилактике игровой зависимости, нами была обнаружена недостаточная разработанность вопроса по первичной профилактике игровой компьютерной зависимости у младших школьников.

Все вышеизложенное позволяет заключить о важности и необходимости изучения проблемы увлеченности компьютерными играми и школьной успеваемости младших школьников, что и определило тему данного исследования.

Цель исследования: провести теоретический анализ проблемы влияния компьютерных игр на учебную деятельность младших школьников, на основе экспериментальной работы изучить влияние компьютерных игр на учебную деятельность младших школьников.

Объект исследования: учебная деятельность младших школьников.

Предмет исследования: влияние компьютерных игр на учебную деятельность младших школьников.

Задачи исследования:

1. Проанализировать учебную деятельность младших школьников.

2. Рассмотреть понятие «игра» и «компьютерные игры».

3. Проанализировать использование элементов игровой деятельности в учебной деятельности ребенка.

4. Представить организацию исследования и подобрать методики диагностики мотивации учебной деятельности, уровня увлеченности младших школьников компьютерными играми, школьной успеваемости учащихся, особенностей увлеченности компьютерными играми.

5. Проанализировать полученные результаты исследования.

6. Сформулировать выводы.

Методы исследования: анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы, систематизация, обобщение, интерпретация, классификация, метод эксперимента, качественный и количественный анализ полученных данных.

Гипотеза: можно предположить, что компьютерные игры влияют на учебную мотивацию и продуктивность учебной деятельности младших школьников.

Практическая значимость работы заключается в том, что представленные результаты исследования и разработанные в данной работе материалы могут быть использованы педагогами начальной школы при организации учебной деятельности младших школьников, а также студентами в процессе прохождения педагогической практики.

Структура ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По выполнению работы были получены следующие результаты и сделаны следующие выводы:

1. Проанализировав точки зрения различных авторов на определение понятие «учебная деятельность» было определено, что рассматриваемое в данной работе понятие «учебной деятельности» не обладает однозначным толкованием, у различных авторов свои взгляды на учебную деятельность и ее содержание. В литературных источниках «учебная деятельность» может рассматриваться по большей части в нескольких аспектах:

1) как общая деятельность преподавателя и учащегося;

2) как личная деятельность учащегося;

3) как деятельность учащегося, которую направляет сам учитель в процессе формирования определенных знаний и умений.

2. Использование на уроках в начальной школе игровых форм повышает эффективность обучения, выяснено значение, которое игра имеет для развития личности ребенка, эмпирически выявлена биологическая природа игры и ее обусловленность психологическими и социальными факторами. Также рассмотрен вопрос о соотношении игр и игровых технологий, выделены и структурированы отдельные аспекты игровых технологий, производится их классификация, раскрыто многообразие методов и приемов, используемых в современном педагогическом процессе.

3. Использование компьютерных игр возможно на разных этапах урока, как для фронтального опроса или индивидуальной работы учащихся, для уменьшения пробелов в знаниях, отработки теоретических основ изученной темы или отработки решения задач. Необходимость разработки и использования различных компьютерных игр для образовательных учреждений обусловлена одним из направлений развития информационных технологий в образовании. Из-за отсутствия рациональных средств использования компьютерных игр в образовательных учреждениях существует противоречие между возможностями использования компьютерных игр и отсутствием обоснования эффективности их использования. Проникновение современных компьютерных игр в сферу образования позволит учителям качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения.

4. Для оценки взаимосвязи различных аспектов учебной деятельности младших школьников и занятостью учащихся в компьютерных играх было проведено экспериментальное исследование. В данном исследовании по изучению взаимосвязи между учебной деятельностью младших школьников и игрой в компьютерные игры принимали участие 40 учащихся начальной школы – учащиеся 4 классов. Участники экспериментального исследования были разделены на 2 группы: 20 учащихся, которые играют в компьютерные игры, 20 учащихся, которые не играют в компьютерные игры.

Данное диагностическое обследование было реализовано с помощью методик:

 методика изучения мотивации учения детей младшего школьного возраста (Н.Г. Лускановой);

 тест-опросник степени увлеченности младших школьников компьютерными играми А.В. Гришиной;

 анализ среднего балла успеваемости учащихся (Анализ школьных журналов);

 анкетирование по собственно составленным вопросам (автора).

5. Подводя итоги, можно отметить, что у детей, которые играют в компьютерные игры, уровень учебной мотивации ниже, в сравнении с детьми, которые не играют в компьютерные игры. Наше обследование показало, что по степени увлеченности компьютерными играми большинство подростков имеют естественный и средний уровень зависимости. Естественный уровень является более безопасным. А вот на учащихся со средним уровнем следует обратить внимание, так как они более близки к уровню зависимости. Уровень успеваемости учащихся, которые играют в компьютерные игры гораздо ниже в сравнении с учащимися, которые в игры не играют. По результатам проведенной анкеты можно сделать вывод, что все дети в той или иной степени увлечены компьютерными играми.

Результаты проведенного нами исследования доказали наличие взаимосвязи между уровнем школьной мотивации учащихся начальной школы, их успеваемости и уровнем увлеченности компьютерными играми. На основе выбранным диагностических методик было определено, что у тех школьников, которые играют увлеченно в компьютерные игры, был обнаружен низкий уровень школьной мотивации учения и низкий уровень мотивации. Данное исследование помогло выявить младших школьников со сниженным уровнем учебной мотивации и имеющих зависимость от компьютерных игр. Для эффективного протекания учебного процесса в дальнейшем важно провести психокоррекционную программу, направленную на развитие у младших школьников учебной мотивации и профилактике зависимости от компьютерных игр.

Результаты данного исследования могут стать основой для дальнейшего изучения характера взаимосвязи учебной деятельности учащихся начальной школы и особенностей игры в компьютерные игры.

Таким образом, цель, поставленная в работе, достигнута, задачи решены, гипотеза доказана.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретический анализ проблемы влияния компьютерных игр на учебную деятельность младших школьников

1.1. Учебная деятельность младших школьников и ее структура

С.Л. Рубинштейн изучал образовательную деятельность в качестве субъекта к объекту обучения на протяжении всего ее курса [32]. Д.Б. Эльконин утверждал, что учебная деятельность является занятием, которым по своему содержанию, изучению обобщенных методов воздействия, должна вызывать адекватные мотивы, мотивы личностного совершенствования [44].

Д.Б. Эльконин уточнял непосредственно определение «учебная деятельность» как ведущей с такими особенностями: через нее происходит базовая связь ребенка с социумом; происходит формирование как базовых, так и индивидуальных психических процессов [44].

Учебная деятельность ориентирована на самого подростка как на его личность – совершенствующуюся, развивающуюся, развивающую его как личность благодаря осознанной, конкретной и практической деятельности, целенаправленному заданию социального эксперимента в разнообразных формах и конфигурациях общественно полезного, познавательного [1].

Непосредственно учебная деятельность ориентирована на усвоение целостной информации, разработку обобщенных методов воздействия и их адекватное и творческое использование в различных условиях [2].

Учение рассматривается в качестве вида научения. Обучение же в свою очередь является целенаправленной, последовательной передачей социальной и культурной практики другим людям в осознанных ситуациях. С позиции психологической и педагогической точек зрения непосредственно обучение анализируется в качестве процесса управлением сбором знаний, развитием познавательных процессов, как объединение и стимулирование учебной и познавательной инициативы обучающегося [4].

А.К. Маркова принимает обучение как усвоение личностного теста, но в свое время направляет интерес к автоматизированному уровню владения навыками. А само обучение может характеризоваться как общая деятельность преподавателя и подростка, которая гарантирует усвоение информации подростками и способов овладения знанием. Преподавание выступает как деятельность подростка по овладению новейшими знаниями и усвоению способов получения знаний [26].

Н.Ф. Талызина в своих трудах использует такую формулировку термина «обучения» – это использование анализируемого взгляда только к животным [38]. Преподавание рассматривается ей же в качестве деятельности педагога по объединению всего педагогического процесса. Под учением она понимает работу школьника, который включен в учебный процесс.

Сами термины «обучение», «учение», «преподавание» обладают широким спектром явлений, сочетающихся с получением образцов, знаний, умений, навыков в процессе активного взаимодействия личности с субъектным и социальным согласием – в поведении, занятиях, общении [10].

Обучение непосредственно совпадает с формированием, развитием, изучением форм группового поведения объекта обучения, а у людей – с процессом социализации, изучением культурных норм и ценностей, развитием и становлением самой личности [3].

Обучение – это процесс и следствие приобретения личного опыта биологической системы. Учение индивида как следствие целенаправленного, обдуманного присвоения им представленного ему социально-исторического эксперимента и созданного на этой основе личного опыта определяется как учение [5].

Деятельностный подход к процессу обучения требует рассмотрения его как единой системы, как актуального процесса решения стоящих перед человеком задач, раскрытия личности этой деятельности. Деятельность всегда отвечает за любую его потребность, ориентирована на объект, способный удовлетворить эту потребность. Знание, которое направлено на учение, выступает в качестве мотива познавательных потребностей. И учение становится результатом осуществления других видов деятельности [12].

В своей жизни человек реализует различные виды деятельности, такие как: игровая, педагогическая деятельность, трудовая. Преподавание представляется одним из ведущих видов деятельности, когда оно осуществляется, у человека нет иных целей, кроме приобретения социального опыта, в этом есть разница между преподаванием и другими видами ведущей деятельности. Деятельность учения состоит в том, что его продукт не легко расформировывает социальную состоятельность [15].

Образовательная деятельность, согласно сложившейся в отечественной психолого-педагогической традиции, охватывает перечень главных составляющих (различные авторские идеи придают им множественное значение): учебное задание, воспитательное действие, контрольное действие, оценочное действие [41].

Общая структура учебной деятельности представлена на рисунке 1.

Рис. 1 – Общая структура учебной деятельности

Наиболее полный состав действий, входящих в его состав, исследован сторонниками теории учебной деятельности Д. Б. Элькониным и В. В. Давыдовым.

Компоненты учебной деятельности по Д. Б. Эльконину:

1. Мотивация, основой учебно-познавательных мотивов является познавательная потребность и потребность в саморазвитии, интерес к содержанию учебной деятельности, к тому, что осваивается, и интерес к процессу учебной деятельности-как, какими способами решаются учебные задачи. Также как мотив собственного роста, самосовершенствования, развития своих способностей.

2. Учебное задание, то есть при выполнении заданий подросток усваивает наиболее универсальные способы действий.

3. Воспитательные операции, они считаются главным звеном в структуре воспитательной деятельности, оператором содержания будут те конкретные действия, которые ребенок выполняет, решая те или иные задачи.

4. Контроль, работа детей контролируется учителем, они постепенно начинают контролировать ее сами, учащийся учится новому под руководством учителя, без самоконтроля невозможно полноценно рассматривать учебную деятельность, сам контроль важен и сложен для педагогической задачи.

5. Оценивая, ребенок сам контролирует свою работу, должен научиться ее оценивать, важно видеть, насколько правильно и эффективно выполняется задание и разработка способов решения задач, какие операции еще не отработаны, для детей важно не отмечать, а объяснять, почему эта отметка, какие плюсы и минусы имеет ответ [44].

Структура учебной деятельности, представленная Н.Ф. Талызиной, представлена на рисунке 2.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы