Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Учитель начальных классов

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Влияние дидактических игр на уровни усвоения знаний на уроках окружающего мира в начальной школе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы влияния дидактических игр на уровни усвоения знаний на уроках окружающего мира в начальной школе 7

1.1. Понятие и виды дидактических игр в начальной школе 7

1.2. Психолого-педагогические особенности развития учащихся начальной школы 16

1.3. Дидактические игры как средство повышения уровня знаний учащихся на уроках окружающего мира в начальной школе 21

Выводы по главе 1 29

Глава 2. Экспериментальное изучение влияния дидактических игр на уровни усвоения знаний на уроках окружающего мира в начальной школе 31

2.1. Изучение уровней усвоения знаний на уроках окружающего мира в начальной школе 31

2.2. Содержание работы по повышению уровня усвоения знаний на уроках окружающего мира в начальной школе посредством дидактических игр 37

2.3. Результаты опытно-экспериментального исследования 50

2.4. Рекомендации по повышению уровня усвоения знаний младших школьников посредствам дидактических игр 54

Выводы по 2 главе 60

Заключение 62

Список литературы 65

Приложение

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. История использования игровых технологий человеком довольно глубока. Можно отметить, что в первую очередь универсальность игры способствует ее широкому применению. Поэтому игровые технологии наделены множеством самых различных функций. В образовании эта функция заключается в развитии определенных качеств учащегося.

Игровая деятельность близка детям младшего школьного возраста. За счет использования данной деятельности активизируется внимание учащихся, и работа протекает намного быстрее. За счет применения игры можно сформировать учебную мотивацию школьников. В процессе игры дети успешно получают новые знания, укрепляя свои знания, они становятся более успешными в самой игре.

Психолого-педагогические особенности развития детей младшего школьного возраста способствуют формированию особого интереса к игре у детей. Кроме того, игровая деятельность будет актуальна и исходя из социально-экономических факторов.

В различное время исследованием особенностей игры и игровых технологий в обучении занимались многие исследователи и авторы. Так, в педагогике игры рассматривали: Л. С. Выготский, А.С. Макаренко, О.Н. Истратова, Е.А. Лукина, Л.А. Сундеева, С. А. Шмаков, В.А. Далингер и т.д.

Многие зарубежные исследователи и мыслители также занимались вопросами изучения игровой технологии — К. Гросс, Ф. Шиллep, Г. Спенсер, К. Бюлер, 3. Фрейд, Ж. Пиаже и другие.

В настоящее время в школьном курсе окружающего мира в начальной школе наблюдаются тенденции к ухудшению качества знаний, умений и навыков учащихся. Исходя из этого, становится достаточно сложным удержать познавательный интерес учащихся к предмету. Это отрицательно сказывается на общем качестве образования, так как изучение курса окружающего мира позволяет сформировать важную составляющую общей культуры человека, реализовать гуманистический потенциал в обучении и воспитании обучающихся.

Вместе с тем хорошие знания по курсу окружающего мира способствуют общему развитию учащихся, формированию их мышления и общей культуры, формированию представлений о мире и природных явлениях, а также способствует развитию коммуникативных навыков и социализации учащихся. Исходя из представленных факторов, можно отметить, что в настоящее время в области начального образования важно определить ту методику обучения, которая позволит решить перечисленные проблемы.

В качестве решения перечисленных проблем в образовании могут выступать дидактические игры. Игры особенно влияют на качество обучения, открывают разнообразные педагогические возможности, развивают воображение и мышление у школьников, способствуют их вовлечению не только в творческую деятельность, но и в общение, а также стимулируют познавательную активность обучающихся.

Использование дидактических игр в учебном процессе позволяет решать большую группу педагогических задач. Использование игры на уроках окружающего мира в совокупности с различными педагогическими технологиями увеличивают эффективность научного образования и развивают мышление у обучающихся. Игра является отличным источником знаний, который сопровождается при этом высоким уровнем заинтересованности детей и их желанием участвовать в процессе. Наличие таких эмоций и их сопровождение всего игрового обучающего процесса позволяет в полном объеме усвоить новый материал, также осуществляется развитие личности ребенка в целом. Данная специфика использований игровой технологии при обучении окружающего мира может рассматриваться как эффективный способ развития личности. Но при этом организация и проведение учебной дидактической игры – это очень трудоемкие и сложные процессы для педагогов, требующие много сил и времени на разработку.

Объект исследования: дидактические игры на уроках окружающего мира в начальной школе.

Предмет исследования: влияние дидактических игр на уровни усвоения знаний на уроках окружающего мира в начальной школе.

Цель исследования: теоретически обосновать и на основе опытно-экспериментальной работы определить особенности влияния дидактических игр на уровни усвоения знаний на уроках окружающего мира в начальной школе.

Гипотеза исследования: дидактические игры на уроках окружающего мира в начальной школе будут эффективными, если будет реализована совокупность педагогических условий:

— системность работы, направленной на формирование познавательного интереса учащихся к познавательному процессу изучения окружающего мира.

— применение дидактических методик Л. В. Моисеевой и дидактических игр: «Найди пару», «Угадывание слов».

— учет возрастных особенностей и возможностей младших школьников.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть понятие и виды дидактических игр.

2. Проанализировать психолого-педагогические особенности развития учащихся начальной школы.

3. Изучить дидактические игры как средство повышения уровня знаний учащихся на уроках окружающего мира в начальной школе.

4. Изучить уровни усвоения знаний на уроках окружающего мира в начальной школе.

5. Разработать содержание работы по повышению уровня усвоения знаний на уроках окружающего мира в начальной школе посредством дидактических игр.

6. Представить результаты опытно-экспериментального исследования.

7. Разработать рекомендации по повышению уровня усвоения знаний младших школьников посредствам дидактических игр.

Практическая значимость исследования определяется возможностью применения полученных результатов на уроках окружающего мира в начальной школе.

Методы исследования: — теоретические методы — анализ и синтез научно-методической и психолого-педагогической литературы;

— эмпирические методы — педагогический эксперимент, беседа.

Экспериментальной базой исследования явилось МБОУ СОШ № 5 г. Хотьково, Московская область. В исследовании приняли участие учащиеся двух 2 классов в количестве 60 человек (из 2 «Б» класса и 2 «Г» класса), состоящих в группах (2 «Г» -контрольная и 2 «Б»-экспериментальная) по 30 человек каждая.

Выпускная квалификационная работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе выполнения работы были получены следующие результаты и сделаны выводы:

1. Можно сделать вывод, что дидактическая игра – это игра, отличающаяся наличием правил, структуры и определенной системы оценивания. Такие игры содержат определённую цель, задачи, оснащены специальными правилами. Активные методы обучения (дидактическая игра, имитирование ситуаций и др.) являются некоторой площадкой, на которой ученики способны продуктивно развивать собственные умения и навыки. Каждая игра, включая и дидактические игры, имеет определенную структуру. В данную структуру входит игровая и образовательная задачи, определённые игровые действия, а также те правила, которых должны придерживаться играющие, игровые результаты.

2. Психологические особенности учащихся начальной школы подразумевает стремительное развитие всех познавательных процессов. У младших школьников мышление изменяется ближе к понятийному и словесно-логическому типу, мышление становится более рассуждающим. Активно в период обучения в начальной школе развивается внимание, восприятие и память. Улучшается речь, и продолжают формироваться речевые навыки. Внимание учащихся в начальной школе зачастую неустойчивое, кроме того оно отличается слабой произвольностью. Особенности памяти детей в начальной школе заключаются в том, что развит именно наглядно-образный ее тип. Восприятие развивается у детей в этом возрасте на основе ярких элементов, выделяющихся в предмете.

3. Можно сделать вывод, что за счет использования дидактических игр каждый педагог может повысить эффективность образовательной деятельности. Особые возможности имеет игровая деятельность в начальной школе. За счет использования игр можно гарантировать благоприятную адаптацию учащихся к школе, оптимизировать образовательную нагрузку на учеников, всесторонне развить учащихся. Поэтому выбрав подходящие игры, создав требуемые условия для их реализации, можно формировать основные качества учащихся начальной школы и продолжать формирование всесторонне развитых личностей.

4. Опытно-экспериментальная работа по изучению влияния дидактических игр на уровни усвоения знаний на уроках окружающего мира в начальной школе была осуществлена на базе средней школы. В эксперименте приняли участие 60 учащихся 2 класса. Дети во 2 классе обучаются по программе «Школа России» по учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир». Младшие школьники были разделены на 2 группы по 30 человек – экспериментальную и контрольную (2 класса).

В результате диагностики проведенной на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы был выявлен недостаточный уровень развития знаний по предмету у учащихся второго класса. Недостаточно высокие показатели развития знаний по предмету младших школьников вызвали необходимость в разработке экспериментальной методики обучения окружающему миру, направленной на повышения уровня развития этих знаний посредством дидактических игр. Первоначальный уровень знаний в экспериментальной и контрольной группе учащихся находился примерно на одном уровне.

5. Было представлено и апробировано в экспериментальной группе содержание работы по повышению уровня усвоения знаний на уроках окружающего мира в начальной школе посредством дидактических игр. Представили уроки на тему «Климат и погода», «Атмосфера земли».

6. Были выявлены следующие изменения в уровне знаний учащихся в экспериментальной группе по предмету «Окружающий мир»:

 количество учащихся с высоким уровнем знаний увеличилось на 14% по сравнению с констатирующим этапом;

 количество учащихся со средним уровнем знаний увеличилось на 6% по сравнению с констатирующим этапом;

 количество учащихся с низким уровнем знаний снизилось на 20% по сравнению с констатирующим этапом.

В результате проведенного исследования был определен положительный прогресс в повышении уровня знаний учащихся по окружающему миру в начальной школе, работа является эффективной.

7. Игровая деятельность очень важна для детей младшего школьного возраста. Правильно организованная игра способствует активизации всех интеллектуальных способностей школьников, формированию личностных качеств ребенка. За счет использования игры дети учатся играя. Происходит естественное знакомство с необходимым учебным материалом. В рамках игровой деятельности педагог может решить различные воспитательно-образовательные задачи. Игровая деятельность соответствует требованиям ФГОС НОО. Игровая деятельность в начальной школе строится на практическом и жизненном опыте, знаниях учащихся.

Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы влияния дидактических игр на уровни усвоения знаний на уроках окружающего мира в начальной школе

1.1. Понятие и виды дидактических игр в начальной школе

История использования игровых технологий человеком довольно глубока. Можно отметить, что в первую очередь универсальность игры способствует ее широкому применению. Поэтому игровые технологии наделены множеством самых различных функций. В образовании эта функция заключается в развитии определенных качеств учащегося.

Уже в первые моменты своего появления игра, несомненно, способствовала обучению играющих. В древности на основе игровых ситуаций и технологий воспроизводились фактические ситуации из жизни. За счет таких ситуаций люди учились правильным принципам поведения, развивали свои способности [13].

В истории образования воспитательно-образовательный процесс также опирался на игру. В частности это касается древних Афин. В период с 6 по 4 век до нашей эры. В данный период использование игры применялись в самых разных областях жизнедеятельности человека. Это были и занятия танцами, занятия музыкой, использование в гимнастических упражнениях. В этот же период начали появляться первые игры в военной отрасли [29; 43; 50].

В древности широко применялся метод обучения в виде состязаний и соревнований, часто он применялся в образовательном процессе по риторике. Такой вид обучения бы построен следующим образом. Педагогом зачитывались определенные материалы, давались образцы поведения, организовывались разного рода дискуссии с учащимися. В это же время учащиеся учились проявлять себя, старались делать необходимые комментарии, пересказывать текст по памяти [31; 59; 67].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы