Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Психология

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Влияние детско-родительских отношений на развитие личности ребенка

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 5

Глава 1. Теоретические основы изучения родительских установок и личности ребенка 7

1.1. Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме детско-родительских отношений 7

1.2. Влияние семьи на личность ребенка дошкольного возраста 21

Глава 2. Экспериментальное исследование влияния детско-родительских отношений на развитие личности ребенка 37

2.1. Методы и организация исследования 37

2.2. Результаты исследования 39

2.3. Психолого-педагогические рекомендации по повышению родительской компетентности 43

Заключение 55

Список использованных источников 62

Приложение 66

  

Введение:

 

Актуальность.

В семейном окружении происходит формирование психики детей и од-новременно существенно меняется психоэмоциональная сторона содержания взаимоотношений родителей. Связь «родитель-ребенок» имеет важное зна-чение для понимания сложившейся структуры семьи, ее актуального состоя-ния и направлений будущего развития.

С точки зрения ребёнка, семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочув-ствовать. Являясь её членом, ребёнок вступает в определённые взаимоотно-шения с родителями, оказывающие на него как положительное, так и нега-тивное влияние.

Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым. Как считают А. Я. Варга, В. В. Столин и другие исследователи, родительские отношения являются системой разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стерео-типов, которые практикуются в общении с ним, а также определяются осо-бенностями восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его по-ступков [1].

Семья представляет собой зеркальное отображение всех общественных процессов, уровень нравственного и культурного развития в данном кон-кретном обществе.

То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в те-чение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.

В семье закладываются основы личности ребенка, и к моменту поступ-ления в школу ребенок практически полностью сформирован как личность.

Семья положительно воздействует на ребенка в проявлении заботы и любви. Именно самые родные и близкие люди: мать, отец, братья, сестры, дедушки, бабушки, любят и заботятся о ребенке как никто другой. С другой стороны, именно семья, как никто другой, может нанести вред в воспитании ребенка.

Воспитательную роль семьи трудно переоценить, но возникает про-блема, как минимизировать негативные влияния семьи на воспитание ребен-ка, и наоборот, максимизировать положительные влияния. Данное исследо-вание будет посвящено решению этой проблемы.

Объект исследования: детско-родительские отношения.

Предмет исследования: влияние детско-родительских отношений на развитие личности ребенка дошкольного возраста.

Цель исследования: изучить детско-родительские отношения и их влия-ние на личность ребенка дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Провести анализ психолого-педагогических исследований по про-блеме детско-родительских отношений

2. Изучить особенности развития личности детей старшего дошкольно-го возраста

3. Провести экспериментальное исследование влияния детско-родительских отношений на развитие личности ребенка

Методы исследования:

— Методика «Рисунок семьи»;

— Тест-опросник родительских отношений А.Я. Варга, В.В. Столина;

— Методика «Лесенка» В.Г. Щур.

Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, за-ключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенное исследование позволило сделать ряд теоретических выво-дов, касающихся влияния детско-родительских отношений на личность ре-бенка.

Негативным примером семейного воспитания является чрезмерная опека или, другими словами, чрезмерная защита. Это явление характеризу-ется чрезмерной заботой о детях и чрезмерным контролем над всей их жиз-нью. Основой здесь является тесный эмоциональный контакт. Из-за чрезмер-ной опеки дети становятся пассивными, независимыми и испытывают трудно-сти в общении со своими сверстниками. Родители предъявляют высокие тре-бования к своим детям и ожидают, что он будет их защищать. Этих высоких требований не всегда достаточно. В результате теряется связь между родите-лями и детьми, а также теряется духовная близость. Результатом этого может стать «бунт» детей, которые отказываются от этих просьб.

Существует определенная связь между личностью родителя и его от-ношением к самому ребенку. Но, в то же время, мы можем сказать, что суще-ствует недостаток экспериментальных данных о взаимосвязи между чертами личности родителей и стилями воспитания детей.

В то же время, когда воспитание является смыслом жизни родителей, при общении с детьми возникают серьезные проблемы.

Основой для установления связи с ребенком является то, что родители хотят понять своего ребенка и его личность. Постоянно следят за внутренним миром ребенка, его эмоциональным состоянием, отслеживают различные из-менения ребенка — все это является основой для установления взаимопонима-ния между родителями и детьми, независимо от возраста.

Но одно из условий для ребенка заключается в том, что ему недоста-точно быть любимым и понятым. Одно из их главных условий — принять ре-бенка. Другими словами, у ребенка есть индивидуальность, он не похож на других людей и самих родителей. Принимая ребенка таким, какой он есть, мы безоговорочно принимаем его с набором присущих только ему личност-ных качеств. У него должна быть уверенность в том, что его любят, незави-симо от достижений и успеха.

Если родитель принимает своего ребенка, то у него есть возможность углубиться в мир своего ребенка, его переживания и страхи. Родители, кото-рые принимают своего ребенка и по-настоящему любят его, проявляют пе-чаль и сочувствие вместо гнева и мстительности.

Для ребенка семья — это место рождения и основная среда обитания. Именно в семье определяется тот или иной морально-психологический кли-мат как основа формирования личности ребенка. Кроме того, для детей се-мья — это первая школа взаимоотношений с людьми. Мысли детей обо всех аспектах жизни, добре и зле, их ценностях и т.д. формируются непосред-ственно в семье.

В настоящее время семья является одним из основных социально-демографических типов современных семей. Это небольшая частная группа, которая не полностью связана, и в ней нет традиционной системы отношений «мать–отец–ребенок».

Согласно исследованиям, наиболее распространенными причинами развода являются алкоголизм, разные личности, неверность или создание другой семьи. Необходимо обратить внимание на то, что в большинстве слу-чаев предполагается, что инициатором развода является женщина.

Кроме того, число детей, рожденных вне брака, увеличилось по следу-ющим причинам: изменения в этике в области гендерных отношений, рас-пространение добрачных отношений, неподготовленность молодежи к браку и завышенные требования к брачным партнерам.

В настоящее время существуют дополнения к спектру семей с одним родителем. В дополнение к вышесказанному, за счет семей, которые факти-чески живут отдельно; из-за практики усыновления детей матерями-одиночками, это также связано с установлением опеки или попечительства в случае сирот.

Семья, в которой воспитанием детей занимается только один родитель, сейчас настолько распространена, что психологи и социологи стараются из-бегать термина «неполная семья» и заменяют его правильным «нетрадицион-ный» или «нестандартный».

Главная проблема неполных семей заключается в том, что дети в них часто видят только одну роль своих родителей — либо в качестве наказания, либо в качестве поощрения. Поскольку дети из неполных семей не могут ви-деть отношения между мужчинами и женщинами, они растут без общей мо-дели этих отношений. Это делает для них очень проблематичным построение собственных отношений в будущем.

В семьях с одним родителем возможности получения образования ограничены: детей трудно контролировать и надзирать за ними. Отсутствие одного из родителей не дает детям возможности ознакомиться с различными семейными отношениями. Кроме того, для этого необходим односторонний характер психологического развития.

В отличие от детей из полных семей, дети из неполных семей обладают более очевидными следующими качествами: возбудимостью, мягкостью, уступчивостью, депрессией, чувствительностью, тревожностью, но они не та-кие беспечные. Обычно такие дети могут проявлять большую неудовлетво-ренность семейной ситуацией.

На протяжении десятилетий неполная семья считалась основной при-чиной социального неблагополучия. В данном случае мы имеем в виду под-ростковую преступность, общую личность или личностные расстройства и плохую психологическую наследственность.

Наиболее распространенными причинами конфликтов в неполных се-мьях являются: выбор друзей и партнеров, частота школьных вечеров и по-сещаемых свиданий, класс подростков, отход ко сну, глубоко укоренившиеся убеждения, выбор одежды, прически, необходимость быть дома.

В неполной семье родитель представлен только одним человеком. Это отклонение от нормального типа семьи не только означает формальные раз-личия, но и нарушает общую гармоничную систему человеческих отноше-ний. Это означает дисбаланс между двумя группами членов семьи — теми, кто нуждается в материальной и духовной поддержке и защите, и теми, кто удо-влетворяет эту потребность.

Этот дисбаланс полон перегрузки, которая возникает во второй актив-ной части члена семьи. Важно также, что отцы и матери, мужчины и женщи-ны, не взаимозаменяемы в воспитании детей, особенно в плане духовного и эмоционального воспитания. Как мы все знаем, поскольку все методы школьного преподавания находятся в руках женщин, в образовании про-изошли некоторые искажения.

Особо следует отметить разницу в поведении мальчиков в первые не-сколько лет жизни в семьях без отцов. Двухлетние дети, живущие в таких се-мьях, как правило, менее независимы и проявляют больше беспокойства и агрессии, чем дети с отцами. Поведение девочки, выросшей в такой семье, мало чем отличается от поведения девочки, выросшей в полной семье.

Для всех членов семьи, особенно для детей, развод — это сильное потря-сение, нарушающее стабильность атмосферы. Последствия развода обычно затрагивают мальчиков больше, чем девочек. После развода родителей мальчики часто становятся неуправляемыми, теряют самоконтроль и прояв-ляют чрезмерную тревожность. Особенности такого поведения особенно очевидны в первые несколько месяцев и два года после развода. Та же зако-номерность наблюдалась в поведении девочек после развода их родителей, но с менее очевидными негативными симптомами.

Социализация в семье осуществляется по-разному, в основном в двух параллельных направлениях: в результате целенаправленного воспитания и процессов социального обучения.

Семейное воспитание — это целенаправленное и сознательное воспита-тельное воздействие, осуществляемое родителями с целью формирования определенных качеств и навыков.

Воспитательное воздействие осуществляется на основе усиливающих механизмов – взрослых поощряют вести себя так, как они считают правиль-ным, и наказывают за нарушение установленных правил. Родители внедряют в сознание детей определенную нормативную систему, и соблюдение этих норм постепенно становится детскими привычками и внутренними потребно-стями; механизм распознавания – дети подражают своим родителям, ориен-тируются на их образцы для подражания и стараются быть такими же, как они. [9]

Психологическая деформация семьи связана с нарушениями системы межличностных отношений, доминированием негативных ценностей, антисо-циальных установок и т.д.

Структурная и психологическая деформация семьи оказывают значи-тельное влияние на формирование личности ребенка.

Как социальная общность, семья всегда занимала мысли философов, историков, социологов, педагогов и психологов. Но сегодня в современной науке до сих пор нет единого определения понятия «семья», хотя великие мыслители пытались это сделать много веков назад.

«Семья — это небольшая группа, основанная на браке или кровном род-стве, и ее члены связаны совместным проживанием, взаимной моральной от-ветственностью и взаимопомощью. В браке и семье отношения ограничены гендерными различиями и сексуальными потребностями, и они принимают форму моральных и психологических отношений».

Многие психологические исследования показали, что на восприятие ребенка и отношение к нему влияют многие факторы, лишь некоторые из ко-торых напрямую связаны с особенностями самого мальчика или девочки.

Еще одна потребность, влияющая на отношение к детям, — это потреб-ность родителей в достижениях. Здесь возможны две ситуации. Первый — это когда родители хотят, чтобы их ребенок многого достиг, особенно если по какой-то причине он не может достичь сам.

Негативным результатом удовлетворения этой потребности иногда яв-ляется выбор области достижений, которая несовместима с реальными спо-собностями и склонностями ребенка

Дети неотделимы от общества — от других людей. Эти связи, как усло-вия его жизни, организуют его духовный мир и поведение. Самое важное ме-сто в этом процессе принадлежит семье — первой команде, дающей представ-ление о жизненных целях и ценностях человека, о том, что нужно знать и как себя вести.

В семье дети приобретают первые практические навыки применения этих идей в своих отношениях с другими людьми, а также усваивают нормы, регулирующие поведение в различных ситуациях повседневного общения. Объяснения и наставления родителей, их примеры, весь уклад жизни в доме, семейная атмосфера вырабатывают у ребенка привычки поведения и оценки добра и зла, допустимого и предосудительного, справедливых и несправед-ливых стандартов.

Даже длительное отсутствие эмоционально созвучного общения между одним из взрослых и ребенком приведет к неуверенности последнего в по-ложительном отношении взрослого к нему, что приведет к чувству тревоги и эмоциональному расстройству.

Исследование было проведено в ДОО. Испытуемые – родители детей старшей и подготовительной групп и их дети.

Таким образом, по результатам диагностики мы получили следующие данные.

В семьях: 1,6,7,10, наиболее высокий балл показывает, что взрослый ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая строгие дисциплинарные рамки. По-чти во всем он навязывает ребенку свою волю.

В остальных семьях баллы чуть завышены – говорит о том, что взрос-лые считают ребенка маленьким неудачником и относятся к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка ка-жутся такому взрослому несерьёзными, и он игнорирует их.

При обработке теста «Лесенка» получены следующие результаты де-тей: завышенный уровень самооценки выявлен у 30% — 3 ребенка; адекват-ный уровень самооценки 40% — 4 ребенка; заниженный уровень самооценки 30% — 3 ребенка.

Из десяти опрошенных детей преобладает адекватный уровень само-оценки детей.

В контексте коррекции детско-родительских отношений мы предлагаем разработку и реализацию программы «Моя семья». Данная Программа «Моя семья» является структурным компонентом Основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения.

Целью программы «Моя семья» стала: профилактика и коррекция дет-ско-родительских отношений в неполных семьях.

Для урегулирования детско-родительских отношений необходима реа-лизация следующих компонентов:

– когнитивный компонент включает знания родителей и ребенка о содержании базовых понятий семейных отношений, ценностях и нормах се-мейных отношений, понимание их значимого смысла, представление о каче-ствах личности, их сущности, осознание необходимости регулировать свое поведение в соответствии с нормами и руководствоваться ими в процессе общения и взаимодействия в семье;

– эмоционально-мотивационный компонент заключается в сознатель-ном и эмоционально переживаемом усвоении родителями ребенком семей-ных ценностей, проявляется в эмпатии, радостном предвосхищении взаимо-действия в семье с другими членами семьи, желании родителя и ребенка овладеть качествами и проявить их в общении и взаимодействии друг с дру-гом;

– деятельностный компонент проявляется в способности родителя и ребенка регулировать свое поведение в соответствии с усвоенными семейны-ми ценностями;

– рефлексивный компонент представляет собой осознание и присвое-ние правил и норм как собственных эталонов поведения, перенос их во взаи-модействие друг с другом (в семье), проявляется в способности родителя и ребенка адекватно оценивать свои качества, собственные действия и поступ-ки, сопоставляя их с нормами как эталонами регуляции поведения. 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы изучения родительских установок и личности ребенка

1.1. Анализ психолого-педагогических исследований по проблеме детско-родительских отношений

Традиционно в психологии выделяется три стиля семейного воспита-ния: это демократический стиль, авторитарный стиль и попустительский стиль.

Демократический стиль семейного воспитания характеризуется учетом интересов детей. Другими словами, этот стиль называется «стилем согласия».

Авторитарный стиль семейного воспитания характеризуется тем, что родители навязывают свое мнение своим детям. Другими словами, этот стиль называется «стилем подавления».

Характерной чертой попустительского стиля семейного воспитания яв-ляется предоставление детей самим себе.

Демократическое воспитание характеризуется родительским воспита-нием и формированием у детей независимости и дисциплины. Ребенку предо-ставляется право самостоятельно решать проблемы, и его права не наруша-ются, но в то же время ребенок должен выполнять определенный круг обя-занностей. Родительский контроль существует, но он основан на принципе рациональности, поэтому дети в полной мере воспринимают этот контроль. Когда ребенок вырастает, болезненного конфликта не возникает.

Характерной чертой авторитарного метода воспитания является то, что дети должны подчиняться при любых условиях, не объясняя мотивов и при-чин различных запретов и инструкций. Дети строго контролируются своими родителями, и все сферы их жизни находятся под контролем. В результате ребенок замыкается в себе и нарушается общение с родителями. В этом слу-чае дети ведут себя по-другому. Некоторые люди открыто конфликтуют со своими родителями, в то время как другие теряют уверенность в себе и неза-висимость.

Если сочетать контроль, достаточно высокие требования и холодное отношение к эмоциям ребенка, связь будет полностью потеряна. Если роди-тели не только равнодушны, но и жестоки, ситуация может ухудшиться. Ре-бенок из такой семьи часто бывает сам по себе и жесток к окружающим, и у него возникают трудности в общении.

По мнению Э.И. Маствилискера, В.С. Мерлина, негативным примером семейного воспитания является чрезмерная опека или, другими словами, чрезмерная защита. Это явление характеризуется чрезмерной заботой о де-тях и чрезмерным контролем над всей их жизнью. Основой здесь является тесный эмоциональный контакт. Из-за чрезмерной опеки дети становятся пассивными, испытывают трудности в общении со своими сверстниками. Ро-дители предъявляют высокие требования к своим детям и ожидают, что он будет их защищать. Этих высоких требований не всегда достаточно. В ре-зультате теряется связь между родителями и детьми, а также теряется духов-ная близость. Результатом этого может стать «бунт» детей, которые отказы-ваются от этих просьб.

В современных психологических исследованиях такие понятия, как «стиль родительского отношения», «родительский статус» и «тип семейного воспитания», часто представляются как синонимы. В нашем исследовании, принимая во внимание определение Я. Варги, под «стилем семейного воспи-тания» мы подразумеваем многомерное образование, которое включает в се-бя несколько компонентов: познание, эмоции и поведение. По словам А.Я. Варги «родительское отношение – это система разнообразных чувств по от-ношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков».

Адлер был первым, кто исследовал стили воспитания в своих работах. Он выдвинул негативную картину детства, которая стала результатом непра-вильного воспитания, приведшего к неправильному формированию у детей жизненных концепций.

Эти методы воспитания приводят к подавлению интереса детей к обще-ству и развитию социальных чувств, то есть дети не интересуются окружаю-щими их людьми.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы