Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Викторианский детектив и неодетектив
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава
1 Английский детективный роман: теоретическое обоснование. 6
1.1. Генезис
становления детективного жанра в английской литературе. 6
1.2.
Викторианский детектив: понятие, основные представители. 13
1.3.
Неовикторианский детектив: понятие, основные представители. 20
Глава 2 У.
Коллинз «Лунный камень» и К. Саммерскейл «Подозрения мистера Уичера, или
Убийство на Роуд-Хилл»: традиционное и экспериментальное. 31
2.1. Анализ
произведений сюжетно-композиционного уровня и хронотопа. 31
2.2.
Викторианский хронотоп. 40
2.3.
Реальный прототип и герой произведения У. Коллинза. 46
2.4.
Реальный прототип и герой произведения К. Саммерскейл. 51
Заключение. 54
Список
литературы.. 61
Введение:
Актуальность исследования обусловлена тем, что произведения
детективного жанра традиционно изучаются с литературной и философской точки зрения.
Однако в связи с возрастающим интересом кинематографов к данному жанру и быстрому
росту производства кинокартин-детективов становится наиболее актуальным изучение
изменения жанра в литературе и искусстве как социально-культурного феномена.
Курганский
исследователь данной проблемы Р.В. Мирский, анализируя историографию вопроса, справедливо
отмечает, что многие из исследователей викторианского детектива пытаются объяснить
его появление в XIX веке стремлением к социальному и теоретико-познавательному порядку.
Новый литературный жанр смог отреагировать на противоречивые потребности читателя
гораздо более гибко, чем уже устоявшиеся на тот момент литературные формы. Возникновение
жанра детективной прозы, в свою очередь, было обусловлено социальными изменениями
и потребностью литературы более чутко реагировать на вопросы, интересующие умы людей.
Здесь следует отметить бурный рост института частной собственности и материального
благосостояния в целом, что повлекло за собой формирование более гибкой системы
полицейской службы. В реальной жизни права мирных граждан часто ущемлялись, далеко
не всегда торжествовала справедливость, а преступники нередко оставались безнаказанными.
В основе же детективного романа удачно нашел отражение именно такой конфликт противостояния
добра и зла, несправедливости и правосудия, когда добро всегда одерживает верх над
злом, полиция ловит злодея и все заканчивается благополучно [26].
Как
подчеркивает автор антологии, посвященной викторианскому детективу, А. Борисенко,
викторианскую детективную прозу никак нельзя упрекнуть в однообразии, – но правила
игры остаются неизменными. Детектив может представлять собой чистую головоломку
– и даже обойтись без преступления, – но загадка должна иметь убедительную отгадку
[6].
Говоря
о викторианском детективе, нужно учитывать два момента: во-первых, детективная история
как особый жанр является продуктом XIX века; и во-вторых, только небольшое количество
детективной литературы, созданной в то время, все еще читается и изучается.
Актуальность данного
исследования заключается в попытке осветить то, чего не касались исследователи детективного
жанра ранее, а именно: исследование традиций викторианского детектива[1] в неовикторианском детективе[2].
Объектом исследования
является жанровые особенности детективного романа: викторианского и
неовикторианского.
В
качестве предмета работы выступает преемственность традиций
викторианского детективного в неовикторианском детективном романе в
совокупности с новшествами НВД как жанра.
Цель
данного исследования – проанализировать характерные черты англоязычных детектива
и неовикторианского детективного романа.
Для
достижения данной цели поставлены и последовательно решены следующие задачи:
1.
Изучить генезис становления детективного жанра.
2.
Рассмотреть понятие «викторианский детективный роман» и основных представителей
данного жанра.
3.
Охарактеризовать понятие «неовикторианский детективный роман» и рассмотреть
основных представителей этого жанра.
4.
Провести анализ сюжетно-композиционного уровня выбранных произведений.
5.
Определить своеобразие хронотопа.
5.
Описать особенности нарратива в англоязычных детективах.
6.
Проанализировать образ детектива в выбранных произведениях.
В
данной работе при изучении преемственности ВД и НВД мы опирались на исследования
таких авторов, как Н. Н. Вольский, Я. К. Маркулан, А. З. Вулис, А. Г. Адамов, Г.
А. Анджапаридзе, Т. Кестхейи.
Практическая
значимость исследования состоит в возможности использования его результатов
в рамках элективных курсов, внеклассного чтения и организации литературных
гостиных по зарубежной литературе в школе и в вузе.
В
ходе исследования использовались такие общенаучные методы, как анализ, сравнение
и классификация данных.
Говоря
о структуре работы, можно отметить, что она состоит из введения, трех глав и заключения,
а также библиографического списка.
Во
введении обозначены цель и задачи работы, его актуальность и новизна, а также материал
и методы исследования.
В
первой главе «Детективный роман: теоретическое обоснование» подробно рассматриваются
формирование и история детективного жанра, работы исследователей по данному направлению,
выявляются основные характеристики викторианского детектива и неодетектива.
Вторая глава «У. Коллинз «Лунный камень» и К. Саммерскейл
«Подозрения мистера Уичера, или Убийство на Роуд-Хилл»: традиционное и экспериментальное»
посвящена сравнительному исследованию произведений У. Коллинза (1824-1889 гг.) «Лунный
камень» и К. Саммерскейл
(р. 1965 г.) «Подозрения мистера Уичера, или Убийство на Роуд-Хилл» с точки зрения
выявления традиционных и экспериментальных особенностей.
Заключение
содержит выводы о проделанной работе. [1] Далее по тексту ВД. [2] Далее по тексту НВД.
Заключение:
В процессе исследования сравнительного сопоставления викторианского
детектива и неодетектива были сделаны следующие выводы.
К последним пятнадцати годам правления Виктории детективная литература
утвердилась как самостоятельный жанр, имеющий большой круг читателей.
За последние сто лет была предпринята значительная критическая
работа над детективом, мистикой и криминальной фантастикой. Большинство ранних исследований
вымышленных детективов 19-го века посвящены только Дюпину Эдгара Аллана По, Шерлоку
Холмсу Артура Конан Дойла и избранным работам Уилки Коллинза и Чарльза Диккенса.
Тем не менее, некоторые общие критические работы полезны для понимания жанра и его
ранней истории.
Сегодня детективный роман с полной уверенностью можно отнести
к процветающей литературной отрасли. Причина успеха и популярности детективного
жанра заключается в том, что читатель ищет в детективе не только подкрепления представлений
о рациональном устройстве окружающего мира, но и переживания своего чувства незащищенности
в нем.
Осваивая
викторианские «вечные ценности» как прочный фундамент неовикторианской идеологии,
неовикторианский детектив преодолевает хаос, являющийся одной из идеологических
основ постмодернизма, удаляется от него и возвращается к упорядоченности викторианского
периода.
Это
проявляется в неовикторианском детективе на уровне композиции (отход от фрагментации
повествования, отказ от принципа нелинейности и открытого финала) и идейного содержания
произведения (синтез критического и ностальгического восприятия викторианской эпохи).
Характерным
признаком неовикторианского детектива является то, что в нем находит продолжение
система жанров викторианского детектива: викторианский социальный, «ньюгейтский»,
сенсационный и детективный детектив, детектив о «новых женщинах», детектив воспитания
и др.
Таким образом, в нашей работе мы постарались выявить особенности
англоязычных детективов, рассмотрев произведение У. Коллинза «Лунный камень» и К.
Саммерскейла «Подозрения мистера Уичера,
или Убийство на Роуд-Хилл».
В основу произведений положено жуткой событие. В
июне 1860 года трехлетнего Сэвила Кента нашли на дне уличного туалета с перерезанным
горлом.
Преступление ужаснуло всю
Англию и привело к национальной одержимости разоблачением — по иронии судьбы, разрушив
в процессе карьеру, возможно, величайшего детектива страны.
В то время детектив был относительно новым явлением;
во всей Англии было всего восемь детективов, и их редко вызывали из Лондона, но
это преступление было настолько шокирующим, что Скотленд-Ярд послал своего лучшего
человека для расследования, инспектора Джонатана Уичера. Уичер быстро поверил в
невероятное — в то, что кто-то из членов семьи несет ответственность за убийство
молодого Сэвила Кента.
Без достаточных доказательств
или признания, однако, его дело было косвенным, и он вернулся в Лондон сломленным
человеком.
Хотя он будет оправдан пять
лет спустя, настоящее наследие Джонатана Уичера живет в фантастике: жесткий, изворотливый,
знающий и всевидящий детектив, которого мы знаем и любим сегодня-от загадочного
сержанта Каффа в «Лунном камне» Уилки Коллинза до Сэма Спейда Дэшила Хэммета.
«Подозрения мистера Уичера»
— это провокационное документальное произведение, которое читается как викторианский
триллер, и в нем автор Кейт Саммерскейл создала блестящее, многослойное повествование,
которое так же умно построено, как и красиво написано.
Это не просто мрачная, порочная
правдивая криминальная история; это история рождения криминалистики, основанная
на новой и тревожной идее, что невинные, незначительные бытовые детали могут открыть
невыразимые ужасы тем, кто умеет их читать.
Дело
Роуд-Хилл-Хаус показалось очень увлекательным для многих авторов детективов не только
потому, что и этот случай, и сам мистер Уичер впоследствии вдохновили многих авторов,
или что они, в некотором смысле, «заложили основу» того, как мы представляем себе
типичный детектив и детективную историю сегодня.
Она
также увлекательна и интересна из-за общественной истерии, которую она вызвала в
1860-х годах и последующие годы. Даже сейчас есть люди, которые размышляют об истинной
цели убийства и о том, кто действительно был в нем замешан.
Тайна
Роуд-Хилл-Хаус особенная во многих отношениях, и одна из главных причин этого-из-за
мистера Джонатана «Джека» Уичера. Мистер Уичер был описан как «принц детективов»
одним из его коллег, и он был одним из основателей первой детективной силы в англоязычном
мире. Он был назначен на дело, когда местным полицейским не удалось найти убийцу,
и только через несколько дней после того, как он прибыл в Роуд-Хилл-Хаус, он разработал
блестящее решение этой загадки.
Он
шокировал общество обвинение 16-летней Констанс Кент, дочери Сэмюэла Кента и сводной
сестры убитого, в убийстве ее младшего брата. Мистер Уичер основывал свои обвинения
на пропаже ночной рубашки.
Нужно
быть достаточно умным, чтобы прийти к такому заключению, основанному на столь смутных
свидетельствах, и при этом быть полностью убежденным им.
Одна
из причин, почему это вызвало общественную истерию, заключалась в том, что детектив
из рабочего класса обвинил молодую леди с превосходным воспитанием. Мистер Уичер
также подвергся нападкам прессы и Палаты общин за свои «ужасающие обвинения».
Эта
разница в классе была использована в качестве сюжета Уилки Коллинзом в его детективном
романе «Лунный камень» (1868). Роман Коллинза похож на этот случай и в других отношениях.
Он смастерил из нее шаблон для детективной фантастики, но вместо убийства ребенка
и пятен крови написал о краже драгоценностей и брызгах краски
.
Как и в случае с домом на Роуд-Хилл, в «Лунном камне» есть следователь, который
стремится раскрыть тайны обитателей английского загородного дома, и его задача состоит
в том, чтобы отличить невиновных от виноватых.
Коллинз
также позаимствовал некоторые детали из «истории» Роуд-Хилл-Хауса, такие как запачканная
и пропавшая ночная рубашка; книга прачечной, которая доказывает ее потерю; некомпетентный
местный полицейский; и известный детектив, вызванный в деревню из Лондона.
Другой
автор, который нашел вдохновение в деле Роуд-Хилл-Хаус и в мистере Уичере, — Мэри
Элизабет Брэддон и ее роман «Тайна леди Одли» (1862). В романе есть некоторые детали,
которые присутствовали в Роуд-Хилле, такие как «злая» мачеха (гувернантка, вышедшая
замуж за джентльмена), жестокое убийство в элегантном загородном доме, тело, брошенное
в колодец, и тот факт, что герои романа очарованы обнаружением и боятся разоблачения.
Мистер Уичер также «присутствует» в роли детектива-любителя Роберта Одли.
И
«Тайна леди Одли», и «Лунный камень» были одними из самых известных детективов 1860-х
годов. Их секреты были экзотическими, но их окружение было таким знакомым.
Жизненный
уклад в семье Кентов во время первого брака Сэмюэля Кента также очень похож на роман
«Джейн Эйр». Сэмюэл жил со своей (предположительно) невменяемой женой и со все более
любимой гувернанткой, и этот треугольник имеет впечатляющие параллели с романом
Шарлотты Бронте (который, кстати, был опубликован задолго до убийства в Роуд-Хилл-Хаусе).
Из-за
национальной истерии очевидно, что дело попало в газеты. Многие, конечно, гадали,
кто мог это сделать, и хотя было ясно, что кто-то изнутри должен быть виновен, это
все еще было трудно понять.
Медсестру,
Элизабет Гоф, сначала обвинил в убийстве местный суперинтендант Джон Фоули, но обвинения
были сняты из-за отсутствия доказательств. Тогда когда мистер Когда Уичер взялся
за это дело, юная мисс Констанс Кент стала главной подозреваемой (как уже упоминалось
ранее). Она отрицала, что имеет какое-либо отношение к убийству, и все отвернулись
от мистера Уичера и поддержали семью Кентов. Он все еще верил в эту гипотезу и никогда
от нее не отказывался.
Фрагмент текста работы:
Актуальность исследования обусловлена тем, что произведения
детективного жанра традиционно изучаются с литературной и философской точки зрения.
Однако в связи с возрастающим интересом кинематографов к данному жанру и быстрому
росту производства кинокартин-детективов становится наиболее актуальным изучение
изменения жанра в литературе и искусстве как социально-культурного феномена.
Курганский
исследователь данной проблемы Р.В. Мирский, анализируя историографию вопроса, справедливо
отмечает, что многие из исследователей викторианского детектива пытаются объяснить
его появление в XIX веке стремлением к социальному и теоретико-познавательному порядку.
Новый литературный жанр смог отреагировать на противоречивые потребности читателя
гораздо более гибко, чем уже устоявшиеся на тот момент литературные формы. Возникновение
жанра детективной прозы, в свою очередь, было обусловлено социальными изменениями
и потребностью литературы более чутко реагировать на вопросы, интересующие умы людей.
Здесь следует отметить бурный рост института частной собственности и материального
благосостояния в целом, что повлекло за собой формирование более гибкой системы
полицейской службы. В реальной жизни права мирных граждан часто ущемлялись, далеко
не всегда торжествовала справедливость, а преступники нередко оставались безнаказанными.
В основе же детективного романа удачно нашел отражение именно такой конфликт противостояния
добра и зла, несправедливости и правосудия, когда добро всегда одерживает верх над
злом, полиция ловит злодея и все заканчивается благополучно [26].
Как
подчеркивает автор антологии, посвященной викторианскому детективу, А. Борисенко,
викторианскую детективную прозу никак нельзя упрекнуть в однообразии, – но правила
игры остаются неизменными. Детектив может представлять собой чистую головоломку
– и даже обойтись без преступления, – но загадка должна иметь убедительную отгадку
[6].
Говоря
о викторианском детективе, нужно учитывать два момента: во-первых, детективная история
как особый жанр является продуктом XIX века; и во-вторых, только небольшое количество
детективной литературы, созданной в то время, все еще читается и изучается.
Актуальность данного
исследования заключается в попытке осветить то, чего не касались исследователи детективного
жанра ранее, а именно: исследование традиций викторианского детектива[1] в неовикторианском детективе[2].
Объектом исследования
является жанровые особенности детективного романа: викторианского и
неовикторианского.
В
качестве предмета работы выступает преемственность традиций
викторианского детективного в неовикторианском детективном романе в
совокупности с новшествами НВД как жанра.
Цель
данного исследования – проанализировать характерные черты англоязычных детектива
и неовикторианского детективного романа.
Для
достижения данной цели поставлены и последовательно решены следующие задачи:
1.
Изучить генезис становления детективного жанра.
2.
Рассмотреть понятие «викторианский детективный роман» и основных представителей
данного жанра.
3.
Охарактеризовать понятие «неовикторианский детективный роман» и рассмотреть
основных представителей этого жанра.
4.
Провести анализ сюжетно-композиционного уровня выбранных произведений.
5.
Определить своеобразие хронотопа.
5.
Описать особенности нарратива в англоязычных детективах.
6.
Проанализировать образ детектива в выбранных произведениях.
В
данной работе при изучении преемственности ВД и НВД мы опирались на исследования
таких авторов, как Н. Н. Вольский, Я. К. Маркулан, А. З. Вулис, А. Г. Адамов, Г.
А. Анджапаридзе, Т. Кестхейи.
Практическая
значимость исследования состоит в возможности использования его результатов
в рамках элективных курсов, внеклассного чтения и организации литературных
гостиных по зарубежной литературе в школе и в вузе.
В
ходе исследования использовались такие общенаучные методы, как анализ, сравнение
и классификация данных.
Говоря
о структуре работы, можно отметить, что она состоит из введения, трех глав и заключения,
а также библиографического списка.
Во
введении обозначены цель и задачи работы, его актуальность и новизна, а также материал
и методы исследования.
В
первой главе «Детективный роман: теоретическое обоснование» подробно рассматриваются
формирование и история детективного жанра, работы исследователей по данному направлению,
выявляются основные характеристики викторианского детектива и неодетектива.
Вторая глава «У. Коллинз «Лунный камень» и К. Саммерскейл
«Подозрения мистера Уичера, или Убийство на Роуд-Хилл»: традиционное и экспериментальное»
посвящена сравнительному исследованию произведений У. Коллинза (1824-1889 гг.) «Лунный
камень» и К. Саммерскейл
(р. 1965 г.) «Подозрения мистера Уичера, или Убийство на Роуд-Хилл» с точки зрения
выявления традиционных и экспериментальных особенностей.
Заключение
содержит выводы о проделанной работе. [1] Далее по тексту ВД. [2] Далее по тексту НВД.