Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Виды этических нарушений в журналистской деятельности на примере региональных информ-агентств «Югра ПРО» и «Муксун».
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Этика в журналистской практике. 6
1.1
Определение этики, этические нормы в журналистике. 6
1.2
Классификация видов этических нарушений. 16
1.3 Грань
между свободой слова и «языком вражды». 23
Глава 2.
Регулирование этических аспектов журналистики. 28
2.1
Нормативно-правовая база обеспечения журналистской этики. 28
2.2 Опыт
всемирно известных СМИ в решении этических проблем журналистики 36
Глава 3.
Анализ этических нарушений в журналистских материалах региональных
информагентств «ЮграПРО» и «Муксун». 43
3.1 Примеры
нарушения журналистской этики в публикациях информагентства «ЮграПРО». 43
3.2 Оценка
этических аспектов публикации информационного агентства «Муксун» 51
Заключение. 55
Список
источников. 58
Список
литературы 62
Введение:
Процесс развития общества сопровождается формированием и
постепенным развитием различных социальных институтов. Традиционно в жизни
общества выделяют множество таких институтов, одно из важных мест среди них
занимают СМИ и журналистика. В основе признания журналистики социальным
институтом лежит анализ социально значимых функций СМИ. В этом аспекте следует
подчеркнуть, что в ХХI веке роль журналистики и СМИ как социального института
значительно выросла. Во многом этому способствовала общая информатизация общества
и развитие системы Интернет-СМИ, общественных медиа.
Сегодня процесс информатизации общества продолжается и роль
журналистики как социального института во многом приобретает новые оттенки,
поскольку функции СМИ расширяются, журналистика начинает активнее
взаимодействовать с другими социальными институтами. При этом основным
средством влияния средств массовой информации на общественность остается язык
СМИ.
В последние десятилетия значительно обострились проблемы
влияния СМИ на общественность, неразрешенной остается задача поиска грани между
свободой слова СМИ и возможным негативным влиянием «языка вражды»,
использования языка СМИ в целях манипуляции, скрытой рекламы в СМИ, в т.ч.
политической и т.д. Вместе с тем, актуальными остаются проблемы этики использования
различных каналов информации для публикации в СМИ.
С учетом вышесказанного, мы можем говорить о комплексности и
сложности, разнонаправленности этических аспектов журналистской деятельности.
При этом зачастую отдельные проблемы журналистской этики остаются нерешенными,
что приводит к судебным спорам и разбирательствам. В ряде случаев они связаны с
выдвинутыми обвинениями к СМИ и требованием моральной компенсации со стороны
физических или юридических лиц. Еще более серьезные последствия этических нарушений
журналистов связаны с возможностью постоянного негативного влияния на
общественное мнение, что в итоге может формировать вражду между отдельными
группами, нациями и т.д.
Конечно же, чаще этические нормы журналистики нарушаются в
практике так называемых «бульварных» изданий, тематика публикаций которых
основана на скандальных событиях, не всегда законно добытых данных,
непроверенной информации и т.д. Но даже и в информагентствах, публикации
которых посвящены преимущественно общественно-политическим и
социально-экономическим темам, возможно использование скрытых манипулятивных
технологий, элементов «языка вражды», неправомерного использования данных и
т.д.
Это и определяет актуальность темы данной работы: «Виды
этических нарушений в журналистской деятельности на примере региональных
информагентств "Югра ПРО" и "Муксун"».
Целью данного исследования стало изучение основные этических
проблем в работе современных региональных
информагентств.
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие
задачи исследования:
—
определить сущность этики и этических норм в
журналистике;
—
рассмотреть классификацию видов этических
нарушений;
—
описать проблему грани между свободой слова и
«языком вражды»;
—
охарактеризовать нормативно-правовую базу
обеспечения журналисткой этики;
—
изучить опыт всемирно известных СМИ в решении
этических проблем журналистики;
—
изучить примеры нарушения журналисткой этики в
публикациях информагентства «Югра ПРО»;
—
дать оценку этических аспектов публикаций
информационного агентства «Муксун».
Объектом исследования данной работы выступает журналистская
деятельность и современные СМИ. Предмет исследования – этические нарушения в
журналистской деятельности.
В ходе выполнения данной работы был использован ряд
общенаучных методов исследования (анализ и синтез, индукция и дедукция), а
также специальные методы исследований. С помощью монографического метода
обобщена сущность журналисткой этики, выделены основные этические проблемы в
работе журналистов. Практическое исследование проведено с использованием
описательного метода и метода сравнения.
Информационными источниками для написания работы послужили,
с одной стороны, научная литература (учебные пособия, публикации в научных
периодических изданиях, материалы научных конференций), с другой стороны, – фактический
материал, который использовался для анализа (публикации региональных
информагентств «Югра ПРО» и «Муксун»).
Заключение:
Журналистская профессиональная этика – это система вглядов,
комплексного понимания и применения стандартов профессионального поведения в
журналистике. Она предусматривает соблюдение широкого перечня этических норм.
Большинство их определено соответствующими этическими кодексами и сводами
правил работы журналиста. Многие СМИ разрабатывают такие документы
самостоятельно в соответствии с принципом саморегурования рынка СМИ. Вместе с тем, основные такие этические нормы
уже закреплены на международном и национальном уровне. При этом особенное
внимание в них уделяется профилактике этических нарушений.
Различные виды СМИ зачастую допускают в своей работе те или
иные этические нарушения. Это связано, как со спецификой воздействия
определенного вида СМИ на пользователей информации, так и со спецификой
профессиональной культуры журналистов. Такие нарушения можно классифицировать
по уровню отношений: 1) нарушение норм в отношениях «журналист – редактор»
(например, публикация материала редакцией без указания автора; публикация
материала автора с изменениями, на которые он не согласен и т.д.); 2) нарушение
норм в отношениях «журналист – редакционный коллектив» (например, раскрытие
особенностей работы редакции, корпоративной тайны); 3) нарушение норм в
отношениях «журналист – коллеги по профессии» (например, плагиат).
В зависимости от специфики информации среди нарушений норм
журналистской этики выделяют: распространение неточной, неполной,
недостоверной, искаженной информации,
распространение заведомо ложных сведений, манипулирование мнением общества,
размещение проплаченной информации, использование незаконных и недостойных
способов получения информации, нарушение профессиональной тайны в отношении
источника информации, негативное влияние на честь и достоинство людей,
распространение информации рекламного или коммерческого характера без
соответствующих замечаний, нарушение авторских прав.
Журналистская деятельность в виду своей специфики и
коммуникативной направленности может иметь значительное влияние на
общественность. Поэтому деятельность журналистов должна быть контролированной и
отвечать системе этических норм. Такие нормы журналистской этики на сегодня
закреплены в ряде профессиональных кодифицированных актов, а также принципов и
правил работы отдельных СМИ. С учетом специфики работы журналистов, особенно на
современном этапе, возрастают угрозы использования в журналистских материалах
«языка вражды», неправдивой или неподтвержденной информации, а также других
этических нарушений.
Редакции известных СМИ уделяют значительное внимание
соблюдению норм журналистской этики своими сотрудниками. При этом СМИ не только
контролируют исполнение принципов этики журналиста, утвержденных международными
и национальными стандартами, но и разрабатывают свои локальные нормативные
акты, рекомендации и т.д. Для их разработки редакции всемирно известных СМИ
создают службы омбудсмена, которые анализируют отзывы и критику читателей и на
основании ее анализа предлагают дополнить корпоративные этические стандарты и
т.д. Особенно важную роль локальные этические нормы имеют в сфере регулирования
журналистского творчества в интернет-среде, которая остается недостаточно полно
урегулированной на международном и национальном уровнях.
Практическое исследование в данной работе было проведено на
материалах информагентств «ЮграПРО» и «Муксун». Для характеристики нарушений
журналистской этики в публикациях указанных СМИ нами было выделено три группы
нарушений, которые наиболее часто встречаются в современных СМИ и могут иметь
негативное воздействие на имидж информагентства и на ситуацию в обществе: негативное
влияние на честь и достоинство людей, которые становятся объектами профессионального
внимания журналиста; манипулирование общественным мнением (навязывание точки
зрения); распространение информации рекламного или коммерческого характера без
соответствующих замечаний.
По результатам проведенного анализа можно сделать вывод, что
чаще всего в исследованных СМИ встречаются этические нарушения, связанные с
представлением коммерческой информации без соответствующего указания на
рекламный характер статьи. Несколько реже встречаются нарушения, связанные с
негативным влиянием на честь и достоинство граждан, еще реже – публикации,
создающие манипулятивное воздействие на аудиторию.
Исходя из результатов проведенного исследования, можно
утверждать, что для информагентств «ЮграПРО» и «Муксун» важно утвердить
конкретные этические стандарты и прописать ограничения в использовании
различных схем предоставления информации (например, недопустимость указания
национальности преступника и т.п.), а также предусмотреть целесообразные замены
не совсем этических лексем (например, не алкоголик, а лицо с алкогольной
зависимостью и т.д.).
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Этика в журналистской практике 1.1 Определение этики, этические нормы в
журналистике Понятие этики пришло к нам еще с Древних времен, в научный
обиход ее ввел Аристотель. В основе данного термина лежит греческое «этос», что
в переводе изначально характеризовало определенное место обитания, а позже
начало трактоваться как «обычай», «характер». Аристотель в своих работах использовал
понятие «этический» для того, чтобы описать особенные черты характера личности.
При этом этический компонент выступал отдельно от умственных качеств личности и от ее телесных
особенностей. В понятии Аристотеля этика призвана научить правильному поведению
«практическая философия» в отличие от «чисто теоретических» знаний о мире[1].
С тех времен понятие этики было детализировано, расширено,
интегрировано в систему ценностных ориентаций наряду с пониманием морали и
нравственности. В результате в наиболее общем понимании под этикой понимают
сегодня «нормы поведения, мораль, совокупность нравственных правил среди членов
какого-нибудь общества, какой-нибудь общественной группы»[2].
Вопросы этики и норм этического поведения начали
рассматриваться не только в повседневной жизни, но и на профессиональном
уровне. При этом возникло закономерное понимание отличий этических требований в
различных сферах деятельности человека. Так начала формироваться
профессиональная этика. Под профессиональной этикой целесообразно понимать систему
конкретизированных нравственных норм и принципов, которые присущи для
определенной профессиональной деятельности и способствуют максимально
эффективному выполнению профессиональных обязанностей при одновременном
обеспечении положительного влияния на всех субъектов взаимодействия. Такие
цели, как правило, достигаются за счет соблюдения принципов добросовестности,
честности, открытости взаимодействия, взаимопонимания субъектов социума в рамках
выполнения профессиональных обязанностей.
Среди предпосылок объективации профессиональной этики как
сложившейся самостоятельной системы исследователи называют такие факторы:
– сравнительно высокий уровень семиотизации, то есть
значительная роль знаковой системы в профессиональной деятельности, выраженная
нормативность стандартов. Так, кодифицированные правила в профессиональной
этике воспринимаются в качестве правоприменительной практики;
– восприятие профессиональной этики как атрибута качества
общественного порядка и корпоративной ответственности, которая реализуется в
контексте двух научных направлений – этики и психологии корпоративного управления;
– специфика социального функционирования профессиональной
этики, которая взаимодействует с иными компонентами общественного порядка[3].
В ряде случаев профессиональная этика трактуется как синоним
термина «профессиональная деонтология», приравнивается к учению о долге.
Впервые термин «деонтология» был использован значительно позже, чем «этика».
Его ввел в оборот в 1834 г. И. Бентам – родоначальник утилитаризма (направление
английской философии). Изначально сущность деонтологии отождествлялся с общим
учением о нравственности, но постепенно она стала одним из разделов этики,
которые предусматривает моральные обязательства специалиста, сопряженные с
опасностью, риском, перегрузками и т.д. То есть, деонтология сегодня
акцентирует внимание на нормах поведения специалистов в связи с непредвиденными
профессиональными ситуациями, тогда как сфера профессиональной этики намного
шире и включает в себя обоснование норм поведения, как внутри профессиональной
среды, так и вне работы[4].
Конечно же, отдельные профессии имеют свою специфику
взаимодействия с окружающей средой, что приводит к необходимости выделения
профессиональных этических норм в разных видах деятельности. Так, Д.С. Авраамов
под профессиональной этикой понимает «науку, изучающую профессиональную
специфику морали»[5].
Такая трактовка является наиболее широкой и охватывает различные аспекты
реализации этических норм в профессии.
А. А. Гусейнов и И.С. Кон термин «профессиональная этика» (или
синонимическую категорию «профессиональная мораль») трактуют, исходя из
нескольких аспектов. Прежде всего, данное понятие используется авторами как нормативные
установки, то есть кодексы поведения, которыми предписаны определенные нравственные
взаимоотношения между представителями той или иной профессии. Также
исследователи подчеркивают, что профессиональная этика являет собой способы
обоснования норм профессионального поведения, аспекты социально-философской
интерпретации социально-культурной роли
конкретной профессии[6].
Следует отметить, что профессиональные морально-этические
нормы особенно важны в тех сферах, которые имеют максимальное влияние на
общественность за счет коммуникации. Прежде всего, к таким сферам относится
журналистика, ведь именно журналисты выполняют функции коммутатора между
отдельными представителями общества и социумом в целом, между целыми
социальными группами, коллективами и т.д. Поэтому от соблюдения этических норм
журналистами зависит не только восприятие работы отдельного журналиста или
издания, но и взаимоотношения между составляющими группами общества, его
слоями, общественными лидерами и т.д. Поэтому в сфере журналистики чрезвычайно
важно соблюдение этических норм и принципов, то есть тех общих ориентиров
профессиональной деятельности, которые регулируют, а в некоторой степени даже регламентируют
и ограничивают отдельные действия журналиста. Это связано с тем, что в практике
журналисткой деятельности нередко возникают противоречия между целью и этичностью
средств достижения данной цели. В таких случаях именно этика должна выступать
основой профессиональных действий журналиста.
Таким образом, если под этикой понимать философскую науку, которая
изучает общие принципы и закономерности морали и нравственного поведения, то
журналистскую этику можно трактовать как научные положения и практическое
использование норм профессионального поведения в сфере журналистики[7].
В научной литературе существует несколько точек зрения на
исторические основы возникновения профессиональной этики журналистов. Так, согласно
одной из них, профессиональная журналистская этика возникла одновременно с
зарождением самой журналистики и
развивается на протяжении длительного периода времени, начиная еще с древних
времен. Такой точки зрения придерживается ряд исследователей. Так, например, Г.В. Лазутина
отмечает, что журналистская этика зародилась вместе с журналистикой как видом
деятельности[8].
Согласно другой точке зрения, вопросы этичных норм в
журналистике начали оформляться только на том этапе, когда журналистика стала
массовой. Этот этап приходится примерно на средину XIX в. Так, как подчеркивает
Д.С. Авраамов, профессиональная мораль может возникать только тогда, когда
сформирована профессиональная общность, которая в сфере журналистики начала
создаваться только в 30-40-х гг. XIX в.[9].
С учетом вышесказанного, можно сделать вывод о
справедливости обеих точек зрения. При этом профессиональная этика журналистов
как целостная наука и система утвержденных норм действительно сопряжена с деятельностью
уже сложившегося сообщества журналистов. Поэтому научные основы журналистской
этики заложены именно в конце ХIХ-
начале ХХ в. В то же время, отдельные этические принципы поведения журналистов
возникли намного раньше – одновременно с формированием самой профессии.
Исследователи
подчеркивают, что в той или иной мере они существовали, как минимум, со времен
появления первых газет в начале XVII в. Так, К.А. Назаретян в подтверждение
данного положения приводит цитаты из документов тех времен. В частности,
основатель французской газеты La Gazette Теофраст Ренодо еще в ХVII в., обращаясь к своим читателям, обещал быть точным и правдивым в
своих публикациях. Издатель бостонской газеты «Publick Occurrences, Both
Forreign and Domestick» Бенжамин Харрис в 1690 году также обещал добросовестно
докладывать о новостях, внимательно относиться к источникам и исправлять ошибки.
В середине XVIII в. вопросы журналисткой этики стали объектом изучения в
России. В частности, М.В. Ломоносов в связи с ошибками трактовки его учения
Лейпцигским научным журналом подготовил работу «Рассуждения об обязанностях
журналистов при изложении ими сочинений, предназначенных для поддержания
свободы философии». Хотя в основе его положений основной акцент был сделан на
требования правильности изложения научных основ, все же работа Ломоносова
провозглашала важные принципы журналисткой этики – правдивость, соответствие
данных источнику информации и т.д. Ученом были сформулированы семь пунктов [1]
Словарь по этике / Под ред. А. А. Гусейнова и И. С. Кона.- 6-е изд.- М.:
Политиздат, 1989. – С.420. [2]
Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: https://slovar.cc/rus/ushakov/469815.html [3]
Этика речевого поведения российского журналиста: коллективная монография /
Ред.-сост. д. филол. н., проф. Л.Р. Дускаева. – СПб.: Астерион, 2009. – С.14. [4]
Гуляев, А. Профессиональная этика журналиста. От кодекса строителя коммунизма к
этическим кодексам СМИ. – Вильнюс : ЕГУ, 2014. – С.19. [5]
Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. – М.: «Изд-во Моск. ун-та»,
1999. – С.3. [6]
Словарь по этике / Под ред. А. А. Гусейнова и И. С. Кона.- 6-е изд.- М.:
Политиздат, 1989.- С.278. [7]
Маслов А.С. Этические стандарты региональной журналистики: аспекты изучения. /
А.С. Маслов // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. – 2011. – №1. – С.
150. [8]
Лазутина, Г. В. Профессиональная этика журналиста: учебник и практикум для
вузов / Г. В. Лазутина. – 4-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт,
2020. – С.65. [9]
Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. – М.: «Изд-во Моск. ун-та», 2003.
– С. 42.