Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Вербализация концептуальной оппозиции добро-зло и ее изучение в курсе русского языка как иностранного (на материале романа Тургенева «Отцы и дети»)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ КОНЦЕПТА В СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКЕ 6
1.1. Явление языковой картины мира 6
1.2. Концепт как предмет исследования лингвистики. 14
Особенности моделирования концептосферы 14
Выводы по первой главе 24
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ВЕРБАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПТОВ «ДОБРО» И «ЗЛО» В РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА И В РОМАНЕ И. С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ» 25
2.1. Языковая репрезентация концептов «добро» и «зло» в русской языковой картине мира 25
2.2. Репрезентация концепта «добро» в романе 30
2.3. Репрезентация концепта «зло» в романе 35
Выводы по второй главе 37
Глава 3. Изучение концепта в школьной практике 39
3.1. Концепт в контексте изучения русского языка 39
3.2. Дидактическая разработка урока по русскому языку на тему: «Добро и зло в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»» 49
Выводы по 4 главе 61
Заключение 63
Библиография 66
Введение:
Актуальность исследования заключается в том, что процесс чтения в школе и за его пределами, является важным звеном современного преподавания. Изучение поэзии и прозы способствует эффективному развитию эстетических вкусов обучающихся. Программа школьного литературного образования предусматривает изучение большого количества классических произведений, однако современная литература недостаточно представлена, поэтому ученые-методисты и школьные учителя ведут постоянные поиски для введения новых произведений в круг чтения современных школьников. Логично, что отдельный интерес у учащихся вызывает обращение к концептосфере русского языка и отражении.
К сожалению, концептосфера И. С. Тургенева еще пока недостаточно изучено российским литературоведением, однако есть литературно-критические и литературоведческие публикации, раскрывающие ведущие темы его творчества. Исследователи Ю.Б. Орлицкий, Е.И. Зейферт, В.Р. Аминева изучают вопросы жанрового своеобразия, а исследователи А.А. Арзамазов, М.И. Ибрагимов, И.А. Едиханова, Р.Р. Бекметов, А.Ф. Галимуллина рассматривают прежде всего вопросы, связанные с художественным воплощением вопросов национальной идентичности.
Объект исследования – особенности концепта добро и зло в романе Тургенева «Отцы и дети».
Предмет исследования – методика изучения особенностей концептосферы добра и зла в романе «Отцы и дети».
Цель исследования: обосновать и разработать особенности изучения творчества И. С. Тургенева в 9-11 классах общеобразовательных школ.
Исследование позволило выдвинуть и проверить следующую гипотезу: изучение творчества И. С. Тургенев будет эффективным в том случае, если:
Произведения автора в процесс учебы будут вводиться поэтапно на каждом шаге изучения творчества автора;
Произведения должны изучаться в контексте культурного подхода, что отражается, в первую очередь, через призму взаимосвязи авторского подхода с другим творчеством;
Все этапы обучения будут основаны на планомерном включении концептов в романе в изучение литературоведения, а сам процесс изучения будет проходить через эмоции учащихся и активное обучение вчувствованию в произведения автора.
Цель исследования и выдвинутая гипотеза определили следующие задачи:
1. Проанализировать особенности изучения творчества И. С. Тургенева в процессе школьного обучения.
2. Выявить особенности изучения творчества И. С. Тургенева в школе и роль его в процессе школьного обучения,
3. Изучить художественное своеобразие прозы И. С. Тургенева и предложить стихотворения поэта для чтения и изучения в старших классах общеобразовательных школ;
4. Рассмотреть, каким образом может быть раскрыто творчество И. С. Тургенева в контексте диалога культур.
Методологической основой исследования являются исследования российских литературоведов, ученых-методистов, педагогов и психологов, посвященных вопросам исследования художественного своеобразия лирических и эпических текстов, а также поиску эффективных методов и приемом изучения лирики в школе в контексте диалога культур.
В решении поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы научного исследования:
— Теоретический, который включает в себя комплекс трудов по литературоведению, который рассматривает события в контексте теории диалога культур,
— социо-педагогический – изучение особенностей творчества И. С. Тургенева в аспекте диалога культур.
— экспериментальный – составление комплекса упражнений для обучения произведениям И. С. Тургенева .
Новизна исследования и теоретическая значимость заключается в выявлении основ прозы и поэзии И. С. Тургенева в школе, разработаны основные аспекты творчества в обучении прозе и поэзии И. С. Тургенева .
Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования результатов исследования в процессе преподавания русской литературы и родной русской литературы в школе, а также в проведении внеклассных мероприятий по литературе.
Структура работы: магистерская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Заключение:
В завершение дипломной работы хотелось бы резюмировать наиболее важные моменты, касающиеся использования художественных текстов при обучении русскому языку в общеобразовательной школе.
Концептуальный анализ является определенным методом экспликации понятий. В исследовании концептуальный анализ может быть основан на анализе экспериментальных данных (свободные и направленные ассоциативные эксперименты, эксперимент субъективных определений и эксперимент с использованием метода масштабирования) и на анализе лексикографических данных. В нашем случае интерес будет представлять анализ лексикографических данных произведений. Исследование лексикографических данных является важным компонентом исследования всех лингвистических материалов, поскольку словарные источники помогают сделать предварительное представление о реалиях и лингвистических средствах его выражения.
Концепт — это важный элемент культуры. Обычно он помечается в словарях определенными оценочными пометками (например, повышенный стиль, разговорный и т. д.). Именно поэтому многие концепты, которые были актуальны в прошлом веке, уже не так актуальны сейчас, так как эпоха уходит, вместе с ней уходят какие-то важные элементы. Данный концепт ограничен сознанием носителя языка. Индивидуальные концепты многообразны. Именно благодаря индивидуальным представлениям появляются значения слов, которые мы можем видеть в словарях. Так случается, когда у общества совпадает взгляд на то или иное явление.
Концепт — трехкомпонентное явление, которое включает ценностный, образный и понятийный компонент, который хранится в сознании.
Самая интересная теория концепта принадлежит Ю. Д. Апресяну. Теория имеет три положения:
1) любой язык имеет конкретный метод восприятия общества, показанные значения составляют определенную систему взглядом, язык;
2) способ познания мира, с одной стороны, многофункционален, с другой стороны, индивидуален;
3) мнение человека, который смотрит на мир, «наивно», но только если не похоже на научную картину мира.
Типология концептов как мыслительных образований может осуществляться на основе их стандартизации (индивидуальной, групповой и национальной). На основе содержания их можно разделить на концепции, схемы, понятия, рамки и т. д. На основе выражений языка концепта могут быть представлены лексемами, словосочетаниями, свободными словосочетаниями, синтаксическими конструкциями и даже текстами, и наборами текстов (З. Д. Попова).
«Концепт рассматривается как связь между мышлением и языком; как единица сознания и информационная структура, отражающая человеческий опыт» (Е.С. Кубрякова); как интенциональная функция от возможного мира к его объектам» (Р.И. Павилёнис); как базовое перцептивно-когнитивно-аффективное формирование динамического характера, который самопроизвольно функционирует в когнитивно-коммуникативной деятельности личности и подчиняется закономерностям психической жизни человека» (А.А. Залевская); как «сложная ментальная единица, которая в процессе обновления умственной деятельности переворачивает разные стороны … ее равные черты и слои» (И.А. Стернин); «Единица языковой мысли» (Т. А. Фесенко); любая дискретная единица коллективного разума, которая реликтирует объект реального или идеального мира и сохраняется в национальной памяти носителей языка как познаваемый словесный обозначаемый субстрат» (А.П. Бабушкин); «Знание об объекте из мира« Реальность» и преобразование в знание о« Идеальном »мире» (А. Вежбицкая) и др.
При работе с романом «Отцы и дети» были применены важнейшие принципы работы с текстом, которые описаны в теоретической части работы. Ключевым моментом является выбор подходящего текста. Выбирая отрывок, необходимо учесть несколько факторов, как например, возраст, интересы и языковые компетенции учащихся. Этому, в свою очередь, надо приспособить тему и размер текста, способ чтения, контроль понимания и тип упражнений.
Чтобы соблюсти целостный и логический процесс работы с текстом, рекомендуется применить все основные фазы чтения: предтекстовую, притекстовую и послетекстовую часть, поскольку, они постепенно развивают способность прогнозирования и интерпретации текста.
Вопреки факту, что вопрос использования художественных текстов при обучении родной литературе очень проблематичный, так как разные дидактические подходы к нему относятся по-разному, в последнее время начинает преобладать мнение, что чтение литературных текстов имеет для студентов большое значение, не только с точки зрения развития междусубъектных отношений и критического мышления, а также для расширения знаний об изучаемом языке.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ КОНЦЕПТА В СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКЕ
1.1. Явление языковой картины мира
Интерпретация мира, зафиксированная в языке, или специфическая концепция реальности в мышлении сообщества, которая может быть прочитана из его языка и текстов, возникших (и возникающих) на его основе. Языковая картина мира часто противоречит фактам (солнце не восходит и не заходит, независимо от законов пространства, движения кита, как известно, принадлежат к млекопитающим) и зависит от культуры: ср. количество названий риса в азиатском яз., подробная структура семантическое поле времени и его измерение в европейском яз. (по сравнению, например, с jaz. африканский), межъязыковое разнообразие в концепции цветов, эмоций, пространственных концепций и т.д.
Центральное понятие современной (особенно славянской) этнолингвистически ориентированной лингвистики, объединенное в своих элементах с когнитивной лингвистикой и называемое также лингвистикой, культурной, антропологической лингвистикой, лингвокультурологией или (когнитивной) этнолингвистикой.
Языковая картина мира — это лингвистически установленное свидетельство о том, как некий яз. сообщество концептуально схватывает этот факт, а заодно и как бы его переживает и оценивает.
Способ понимания вещей, включая их оценку, представленную в лексике и грамматике яз.; подразумевается в сетевых мотивационных ваучерах (внутренней форме) слов (понятная фраза относится к физическому схватыванию, прил. тощий — это оригинально. причастие глагола ехал), во вторичных значениях и производных