Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Экономические науки Экономика

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Валютная политика в системе обеспечения экономической безопасности государства

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

1 Теоретические основы обеспечения экономической безопасности 6

2 Оценка состояния валютного рынка 20

3 Анализ состояния экономической безопасности России 32

4 Оценка угроз экономической безопасности в сфере валютной политики 41

5 Укрепление экономической безопасности в сфере валютной политики 49

Заключение 57

Список использованной литературы 61

  

Введение:

 

Одной из главных задач регулирования экономики, повышения уровня управления ею является поддержание такого состояния национальной экономики, ее макроэкономического равновесия при выбранных показателях экономических преобразований в обществе, который позволяет сохранять устойчивость к внутренним и внешним угрозам и способен удовлетворить потребности личности, предпринимательского сектора, государства, общества. Данные угрозы исходят из различного рода источников опасности.

Особые требования к механизму обеспечения экономической безопасности страны предъявляются в современных условиях, что обусловлено постиндустриальным этапом развития стран-лидеров. На данном этапе значимую роль начинают играть новые факторы социально-экономического развития и новые инновационные источники роста национальной экономики, что трансформирует иерархию угроз экономической безопасности страны.

Весь мир столкнулся с ситуацией смены базовой модели экономики. Модель развития современного капитализма закончилась еще в 2008 году. РФ подходит к Новому году в состоянии дикой неопределенности. По прогнозам 2022 год будет наиболее насыщен событиями за последние 30 лет с момента распада СССР. США в 2022 году не удастся сохранить мировую долларовую систему, чем это обернется для всего остального мира и что в результате будет происходить с инфляцией.

Таким образом, национальная безопасность напрямую связана с защитой системы главных национальных интересов страны. На каждом конкретном историческом этапе ее развития для обеспечения национальной безопасности необходимо использование особых методов и средств, применения специфических механизмов и существования соответствующей системы специальных органов государства.

Цель дипломной работы — определить влияния валютной политики в системе обеспечения экономической безопасности государства.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

 уточнить теоретические основы обеспечения экономической безопасности;

 оценить состояния валютного рынка;

 провести анализ состояния экономической безопасности России;

 оценить угрозы экономической безопасности в сфере валютной политики;

 разработать рекомендации по укреплению экономической безопасности в сфере валютной политики.

Объектом исследования является экономическая безопасность России.

Предметом исследования является роль валютной политики в системе обеспечения экономической безопасности России.

В работе применены следующие методы исследования: методы статистической обработки данных, методы анализа и синтеза, метод научной абстракции, методы индукции и дедукции.

Теоретической и методологической базой дипломного исследования является: учебная литератур, Интернет-ресурсы, нормативная и нормативно справочная документация.

Представленная работа имеет традиционную структуру и состоит из введения, пяти разделов, заключения и списка использованных источников. Во введении приводится обоснование актуальности исследования, представлены цели, задачи и методологическая база. В первом разделе рассматривается понятие экономической безопасности и факторы, которые на нее влияют. Во втором разделе рассматривается и оценивается состояние валютного рынка. В третьем разделе проводится анализ состояния экономической безопасности России. В четвертом разделе проводиться оценка угроз экономической безопасности в сфере валютной политики. В пятом разделе разработан план укрепления экономической безопасности страны в сфере валютной политики. Обобщение результатов данной работы содержится в заключении.

Объем работы составляет 60 страниц. Работа содержит 14 таблиц, 4 рисунков. Список использованных источников включает 55 наименований.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

На современном этапе развития экономики России экономическая безопасность трактуется как составная и неотъемлемая составляющая экономики и институтов власти, которая обеспечивает гарантированную защиту национальных интересов, социальную направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов.

Нормативное закрепление термина «экономическая безопасность» встречаем в Государственной стратегии экономической безопасности РФ (Основные положения), которая была одобрена указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 6081. В ней не содержится понятийный аппарат, да и предназначался документ для реализации осуществляемых в России экономических преобразований в ближайшие три — пять лет.

Главным субъектом обеспечения безопасности выступает государство, реализующее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность и защиту каждого гражданина на подданной ему территории, а так же покровительство своим гражданам, находящимся за ее пределами. Помимо этого, субъектами безопасности являются граждане, общественные организации и объединения, обладающие правами и обязанностями по обеспечению безопасности в рамках законодательного поля.

Финансовые индикаторы экономической безопасности обычно разделяются на следующие группы: макрофинансовые, ценовые, отражающие процессы и состояние финансовых рынков, связанные с банковской деятельностью, отражающие уровень сбережений и инвестиций в экономике, касающиеся валютного рынка и курса национальной валюты. Анализируя данные группы, можно выделить основные показатели экономической безопасности: темпы роста ВВП; уровень инфляции; уровень безработицы; состояние бюджетно-ресурсного фонда; качество жизни населения.

В настоящий момент наблюдается тенденция к усилению «бегства капитала», так как в 2020 году по сравнению с предыдущим прирост показателя составил 223%, в то время как 2021 года показатель «вывоза капитала» уже преодолел значение в 58 млрд долларов США.

Современные условия развития валютного рынка России сопряжены с финансовой глобализацией и высоким уровнем открытости экономики. В свою очередь это отражается на либерализации и кризисогенности валютного рынка РФ, а также уровне зависимости рынка валюты страны от финансовой глобализации.

Одновременно расширяющиеся санкции развитых стран против России влияют на замораживание зарубежных активов российских компаний и ограничивают доступ к фондированию на срок выше 30 дней (сокращение инвестиционных возможностей).

Основными факторами, усиливающими действие обозначенных угроз экономической безопасности на экономику страны, являются: сырьевая модель российской экономики, мировой финансово-экономический кризис, санкции западных государств, пандемия коронавирусной инфекции, низкий уровень научно-технического и производственного потенциала, слабая инновационная и инвестиционная активность, высокий износ основных фондов, низкая эффективность системы государственного регулирования экономики.

Действующие меры по обеспечению экономической безопасности имеют временный характер, но нуждаются в пролонгированном действии, поскольку пандемия СОVID-19 продолжается, что оказывает воздействие на развитие целевых индикаторов, обеспечивающих экономическую безопасность Российской Федерации.

Подводя итоги, можно сделать выводы, что с точки зрения основных факторов, оказывающих влияние на валютный рынок, экономика России обладает особенностью, связанной с тем, что ее развитие в значительной мере зависит от экспорта углеводородов. Поэтому, с одной стороны, конъюнктура мировых рынков энергоносителей в значительной степени определяет предложение иностранной валюты на отечественном рынке. С другой стороны, в России в течение всего рассматриваемого периода Банк России предпринимал меры по предотвращению укрепления реального курса рубля, о чем, в частности, свидетельствует существенная недооцененность российского рубля по сравнению с паритетом покупательной способности. Кроме того, с 2013 г. и до настоящего времени снижения курса российского рубля не происходило лишь в 2017 г.

Это объясняется, во-первых, поддержкой внешней ценовой конкурентоспособности российского экспорта — так называемая «конкурентная девальвация» национальной валюты, а также преимуществами девальвации с точки зрения финансирования государственных расходов. Во-вторых, такая политика позволяла формировать суверенные фонды и наращивать международные резервы Российской Федерации.

До 2015 г. в периоды существенного падения курса рубля Банк России проводил интервенции в его поддержку. В настоящее же время эти интервенции проводятся лишь для покупки иностранной валюты от имени Министерства финансов Российской Федерации в рамках механизма «бюджетного правила».

В целом, основными факторами курсообразования последних лет в России выступали: цена на нефть и состояние платежного баланса, операции органов денежно-кредитного регулирования на валютном рынке. Кроме того, на курс рубля влиял приток и отток краткосрочного иностранного капитала на внутренний финансовый рынок России, а также происходящее с момента введения экономических санкций сокращение совокупного внешнего долга Российской Федерации.

На основе анализа факторов влияния валютной политики на валютный рынок и реальный сектор экономики Российской Федерации выявлена сильная зависимость валютной политики России от мировых цен на сырье и от последствий воздействия кризиса, а также слабая связь между политикой, реально проводимой Центральным Банком Российской Федерации.

Таким образом, для того чтобы сделать рубль международной резервной валютой, необходимо усилить популяризацию рубля как резервную валюту в странах СНГ и организовать биржевую торговлю нефтью, газом, другими товарами с расчетом рублями.

Также необходимо увеличить долю Российской Федерации в мировом валовом внутреннем продукте и устранить напряженность в международных отношениях. Это приведет к достижению устойчивого экономического роста и притоку иностранных инвестиций, которые необходимо будет контролировать.

 

Фрагмент текста работы:

 

1 Теоретические основы обеспечения экономической безопасности

В рамках изучения категории «безопасность» особое внимание следует уделить дефиниции «экономическая безопасность» (далее — ЭБ). Поскольку для отечественной экономики понятие ЭБ является относительно новым, следовательно, актуальным становится вопрос детального раскрытия его сущности как экономического явления.

Впервые формулировка термина ЭБ была зафиксирована по требованию американского президента Ф. Д. Рузвельта в 1934 г. Тогда под его руководством был создан первый комитет по экономической безопасности и Консультативный совет при нем. Основной задачей созданных органов было обеспечение «экономической безопасности» страны, а так же борьба с безработицей. В дальнейшем осуществлялись попытки развития научной категории ЭБ как составляющей национальной безопасности, однако данные предпосылки не получили дальнейшей реализации [2, с. 3].

Российские специалисты активно начали заниматься этой проблематикой с 1990 — х годов, так как в этот период Россия перешла от плановой к рыночной экономике. В этот период на экономике страны отразилось влияние внешних сил, не зависящее от руководства государством. Так как это влияние не всегда было положительным российские экономисты пришли к выводу, что следует разработать определённые мероприятия для обеспечения экономической безопасности страны. И в 1993 г. была разработана Концепция экономической безопасности Российской Федерации.

В ходе исследований решались важные вопросы: как уберечь личность, общество и государство от саморазрушения и внутренних кризисов, какова должна быть конструкция российской экономической системы, как разрешить путем эволюционных преобразований реально существующие противоречия.

Экономическая безопасность считается качественной характеристикой экономической системы в научной литературе, она определяет ее способность поддерживать нормальные условия жизни конкретных предприятий, отраслей и населения и обеспечивает устойчивые ресурсы для развития национальной экономики, а также региональных и национальных интересов [1].

Экономическая безопасность является наиболее важной составляющей структуры национальной безопасности, потому что без достаточной экономической безопасности невозможно говорить о национальной безопасности. Без его положений практически невозможно решить какие-либо задачи в стране и за рубежом. Экономическая безопасность является основой социальной жизни, социальной политики и национальной стабильности, представляет собой сложное, многогранное социально-экономическое явление, отражающее сложные динамические условия материального производства [4, с. 115].

Однако среди ученых, занимающихся вопросами экономической безопасности, единого понимания еще не сформировано.

Большинство авторов понимания экономической безопасности основаны на юридическом определении безопасности, которое дано в Законе РФ от 24 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности», в котором под безопасностью понимается защита отдельных лиц, обществ и наций. Состояние внутренних и внешних значимых интересов. Угроза (статья 1, часть 1 Закона).

С. Арбузов трактует экономическую безопасность как «экономическое государство и власть, обеспечивающие защиту национальных интересов, гармонию всей страны, развитие общества и весь экономический и национальный потенциал обороны, даже самый неблагоприятный для развития внутренних и внешних процессов. Выбор » [6, с. 32].

По мнению Л.В. Берсенёв, под экономической безопасностью следует понимать «экономическое положение этой страны, которое характеризуется стабильностью», защищенное от «внутренних и внешних факторов, которые подрывают нормальное функционирование процесса общественного воспроизводства и разрушают уровень жизни людей привел к росту социальной и социальной напряженности и угроз для страны» [11, с. 33].

А.Д. Вербицкий интерпретирует концепцию экономической безопасности как состояние экономики и государственных институтов. По мнению автора, в случае обеспечения национальных интересов социальная политическая ориентация обладает достаточным защитным потенциалом даже в неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов. Это означает «не только защиту национальных интересов, но и готовность и способность государственных учреждений создавать механизмы национальных интересов для реализации и защиты внутреннего экономического развития, а также обеспечения социальной и политической стабильности общества» [13, с. 135].

С.Ю. Глазьев определяет экономическую безопасность как «состояние экономической мощи, которое обеспечивает устойчивое развитие общества, экономическую, социальную и политическую стабильность, высокий обороноспособность под воздействием неблагоприятных внешних и внутренних факторов и эффективное управление. Защита экономических интересов на национальном и международном уровнях» [19, с. 13].

Это же мнение разделяет Д.В. Дианов. По его мнению, «на государственном уровне экономическая безопасность — это состояние экономики и государства. Эти институты обеспечивают гарантированный национальный интерес, гармонию, социально ориентированное общее развитие, адекватный экономический и национальный потенциал обороны, даже самые неблагоприятные варианты развития во внутренних и внешних процессах [21, с. 82].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы