Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Логопедия

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Усвоение значений лексических единиц старшими дошкольниками с нарушениями речи при билингвизме

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
РАЗВИТИЯ ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С БИЛИНГВИЗМОМ …………………………………………………………………6

1.1. Закономерности развития лексическо-семантической
стороны речи в онтогенезе …………………………………………………………………………6

1.2. Понятие «билингвизм». Развитие механизма билингвизма:
сущность, особенности, стратегии овладения языками …………………………………..13

1.3. Специфика восприятия
лексического материала детьми-билингвами дошкольного возраста ……………………………………………………………19

1.4. Особенности
становления лексикона при ОНР ……………………………26

Глава 2. Экспериментальное
изучение особенностей усвоения значений лексических единиц старшими
дошкольниками с нарушениями речи при билингвизме ……30

2.1 Характеристика детей
экспериментальной группы ……………………….30

2.2. Методика
изучения особенностей усвоения значений лексических единиц старшими
дошкольниками с нарушениями речи при билингвизме ………….31

2.3. Обобщение результатов констатирующего исследования ……………….34

Глава 3.
КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОЙ
СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С БИЛИНГВИЗМОМ ………………………………………51

3.1 Методические рекомендации и содержание этапов
логопедической работы по формированию лексико-семантической стороны речи у
дошкольников с билингвизмом ……………………………………………………………………51

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………………62

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………………65

ПРИЛОЖЕНИЯ  .………………………………………………………………….70

  

Введение:

 

В
связи с продолжающимися последние время переселенческими процессами, все чаще и
чаще во всех образовательных учреждениях, 
можно встретить детей, имеющих речевые нарушения, это — дети-билингвы
т.е. двуязычные. Билингвизм (двуязычие) — это владение в разговорной и
письменной форме двумя и более языками. Следовательно, трудность освоения
языковых и речевых норм а так же усвоение значений новых слов, для детей —
билингвов, становится довольно актуальной.

Полнота
лексической семантики, умение ребенка — билингва оперировать этими средствами в
речи — отражают полноту его знаний и представлений об окружающей
действительности, характеризуют степень взаимодействия языковых и когнитивныхи
процессов, создают почву для развития словесного мышления.

В
онтогенезе речи ребенок учится пользоваться разной семантикой путем
постепенного перехода от акустического (фонетического) уровня восприятия речи
до смыслового (семантического). Семантический компонент речевой функции
человека является наиболее сложным, поскольку требует активной мыслительной
(умственной) деятельности, которая, в свою очередь, осуществляется на фоне
ментального лексикона и усвоенных речевых обобщений (лексических,
грамматических, семантических, синтаксических).

Именно
семантическая доминанта восприятия слова выступает как наиболее продуктивная
стратегия овладения его значением (Е. Соботович, C. Валявко, Ю. Шулекина). При
наличии речевого дизонтогенеза, в частности, общего недоразвития речи,
овладение системой словесных значений (лексической семантикой) происходит
специфически.

Анализ последних исследований и публикаций. Проблема усвоения значений
лексических единиц и поэтапности восприятия речевых значений отражена в
многочисленных исследованиях с лингвистики и психолингвистики (В. Белянин, В.
Глухов, А. Залевская, А. Леонтье, Д. Слобин, Г. Фрумкина, и

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

При
изучении литературы, было выявлено, что в развитии речи у дошкольников
различают доречевые и речевые периоды. Предречевой период характеризуется
развитием зрительного и слухового восприятия, формированием первой
предметно-игровой деятельности, появлением слизи и лепета, умением имитировать
речевые звуки. В речевом периоде происходит увеличение активного словарного
запаса ребенка, появление первых простых предложений, постепенное усвоение
речевых норм и правил, овладение грамматическим строем речи, формирование
навыков правильного употребления падежей и глагольных форм. В этот период
проблемы с произношением у большинства детей становятся нормой.

В
широком смысле билингвизмом можно считать любую практику поочередного
использования двух языков; сюда, в частности, входят все случаи
субординативного билингвизма. В этом случае каждый говорящий, использует
элементы двух языковых систем независимо от уровня языковой компетентности,
будет считаться билингвом. Узкое понимание билингвизма предусматривать
возможность сопоставлять знаки каждого из языков непосредственно, а не
использовать в качестве посредника другую языковую систему. Мы будем
придерживаться именно узкого понимания билингвизма.

Формирование семантической доминанты восприятия
значения слова у детей-билингвов требует учета особенностей осуществления ими
языковых операций верификации, интерпретации, категоризации, обобщения,
комбинирования и связанных с ними мыслительных операций с семантическими
единицами.

У детей с ОНР отмечается задержка в формировании
семантических полей по сравнению с нормой. Итак, описаны факторы развития
лексической стороны речи имеют большое значение для понимания качественных и возрастных
характеристик речи дошкольников и служат ориентиром оценки его состояния.

Было проведено исследование, основной
целью которого стало определить умения детей дошкольного возраста с
билингвизмом и ОНР определять значения (семантику) слов.

Исследование было проведено в два
этапа: констатирующий, формирующий. На констатирующем этапе производилось
первичное исследование детей. На формирующем этапе была предложена комплексная
логопедическая работа, по формированию умений определять значения слов.

Итак, результаты анализа занятий с детьми старшей
группы показали, что почти на каждом занятии встречаются типичные ошибки:
несоответствие содержания занятия заявленной теме; недостаточное внимание к
лексической работы; нерешение программных задач; приоритет речи воспитателя;
недостаточная речевая активность детей на занятиях. Определены критерии и
показатели развития словаря: мотивационный критерий с показателями: интерес к
значению слова; инициативность словоупотребления; стремление к словообразования
и словоизменения; критерий с показателями: точность словоупотребления;
количество и качество слов, которые употребляет ребенок в тематических группах;
понимание значения слов и умение их объяснить; экспрессивно-оценочный критерий
с показателями: наличие в речи образных выражений, поговорок, пословиц,
экспрессивной лексики; взаимооценка правильности употребления лексики;
самооценка правильности употребления лексики.

При разработке рекомендаций, мы следовали принципу
этапности.

На первом этапе создается речевая среда, в которую
постепенно погружается ребенок. Он постоянно слышит вокруг себя русский язык,
прислушивается к нему, отмечает сходство и различие его звучания по сравнению с
родным. На втором этапе – ориентации – ребенок начинает осознавать значение
слов. На третьем этапе дифференциации – ребенок четко осознает и способен
толковать значение слов, сравнивает звучание слов. Происходит активное
употребление слов в собственной речи.

Поэтапное построение лексико-семантической стороны
речи  напрямую

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У
ДОШКОЛЬНИКОВ С БИЛИНГВИЗМОМ 1.1. Закономерности
развития лексическо-семантической стороны речи в онтогенезе Речевая деятельность с позиций психолингвистики
рассматривается как одна из форм знаковой деятельности, а процесс усвоения
языка представляет собой овладение ребенком различными языковыми знаками (Л. С.
Выготский, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, Е. Ф. Соботович и др.). Языковой знак
имеет две стороны: внешнюю, материальную, звуковую и внутреннюю, семантическую,
а овладение языковыми знаками предполагает усвоение этих сторон (А. А.
Леонтьев, Е. Ф. Соботович, А. М. Шахнарович и др.). Ряд исследователей (А. А.
Леонтьев, Е. Ф. Соботович и др.) подчеркивают, что основной движущей силой
развития речи ребенка является семантика речи, и придают большое значение
расширению границ смысловой стороны слова как важной задаче словарной работы.
Усвоение ребенком лексической семантики является одним из самых сложных
психологических процессов.

Так, по даннымА.Н. Гвоздева, количественный  показатель словаря в онтогенезе составляет: 1г.
— 9 слов, 1г. 5м. — 39 — 100 слов, 2г. — 200 — 400 слов, 3г. 6м. — 1000 — 1110
слов, 4г. — 1600 — 1926 слов, 5г. — 2200 слов[25].

Такое развитие в четыре года обеспечивает ребенку
практически полное понимание речи взрослых, а также возможность словесно
оформить и выразить собственные мысли. В научно-теоретической литературе
выделяются такие факторы, которые обусловливают процесс развития лексической
стороны речи дошкольника с нормальным развитием и являются ориентировочными
критериями оценивания словаря (Д. М. Богоявленский, Л. С. Выготский, В. К.
Воробьева, Д. Б. Эльконин, С. М. Карпова, Р. И. Лалаева, А. А. Леонтьев, А. Р.
Лурия, А. В. Ревуцкая, н. В. Серебрякова, Е. Ф. Соботович, Ф. А. Сохин, А. М.
Шахнарович и др.):

1. Завершение формирования фонологических обобщений,
константность слухового восприятия.

2. Овладение ребенком различными уровнями лексических
обобщений.

3. Усвоение системы морфологического словообразования.

4. Сформированность различных типов смысловых связей
между словами.

Рассмотрим каждый фактор и его влияние на развитие
словаря и семантики детей с нормальной речью.

Первый фактор развития словаря-завершение развития
фонологических обобщений, результатом чего является формирование константности
слухового восприятия (Е. Ф. Соботович, И. Э. Соботович). Как известно, речь
детей формируется под влиянием речи взрослых. Ребенок изымает речевые единицы
из речи окружающих его людей посредством слухового восприятия.

Со второго-третьего до пятого месяца жизни (период
агукания) ребенок издает звуковые комплексы, состоящие из заметно расчлененных,
но недостаточно четких протяжных звуков. Сначала а-гу, а-гы, бу-у, потом мам,
амм, пль, далее произносятся уже хорошо различимые отдельные звукосочетания:
ма, ба, па, а затем на основе самонаслідування они повторяются: ма-ма-ма,
дя-дя-дя и тому подобное [26].

В стадии лепета (6-8 мес.) появляются различные согласные звуки, их комбинации
с гласными, ребенок начинает расчленять и сочетать их между собой. В этот
период начинает формироваться сенсорный уровень восприятия речи. Во время
агукання и лепета у ребенка упражняются еще слабые органы

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы