Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Методика обучения математики в начальных классах

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Условия формирования учебной мотивации у младших школьников на уроках математики.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОС НОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ  УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ  У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ   6

1.1.Понятие учебной мотивации в
психолого-педагогической литературе. 6

1.2. Особенности развития детей
младшего школьного возраста. 11

1.3. Психолого-педагогические
особенности формирования учебной мотивации у младших школьников. 16

1.4. Система работы педагога по
формированию у младших школьников мотивации учебной деятельности в процессе
обучения математике. 21

Выводы по 1 главе. 35

ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
РАЗВИТИЮ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ  МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.. 37

2.1. Диагностика уровня
сформированности учебной мотивации младших школьников. 37

2.2. Разработка и внедрение комплекса
педагогических условий по развитию учебной мотивации младших школьников. 50

2.3 Серия уроков математики,
направленных на формирование учебной мотивации младших школьников при изучении
величин. 57

2.4. 
Анализ результатов опытно-экспериментального исследования. 61

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 65

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 67

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 70

  

Введение:

 

Актуальность
проблемы исследования обусловлена обновлением содержания обучения,
постановкой задач формирования у обучающихся приёмов самостоятельного
приобретения знаний и познавательных интересов, формирования у них активной
жизненной позиции. В период обучения ребёнка младшего школьного возраста важно
создать предпосылки формирования мотивации учебной деятельности, и к концу
обучения в начальной школе придать мотивации определённую форму, сделать её
устойчивым личностным образованием школьника.

Проблема. Необходимо учитывать индивидуальные и возрастные особенности учащихся
при создании условий для формирования у них мотивации к учебной деятельности.
Решение данной проблемы требует уточнения педагогических условий формирования
учебной мотивации младших школьников и их конкретизации на методическом уровне
с учетом специфики условий обучения.

Существующие противоречия. Однако несмотря на большое количество работ
по проблеме мотивации учебной деятельности обучающихся, недостаточно изученными
остаются особенности и содержание деятельности педагога по формированию учебной
мотивации детей младшего школьного возраста в процессе обучения математике.

Ученые, методисты работающие в этой области И.И. Вартанова, Т.О.
Гордеева, Е.А. Шепелева и др. Учебные мотивы и мотивация учения младших школьников
изучались А.К. Марковой, М.В. Матюхиной, Г.И. Щукиной и др. Разные аспекты
процесса формирования мотивации учебной деятельности у учащихся средствами
математики раскрыты в работах В.Г. Бевз, В.А. Далингера, Г.В. Дорофеева, М.А.
Родионова, Г.И. Саранцева и др.

Цель исследования: определить условия, обеспечивающие
формирование мотивации учебной деятельности у младших школьников на уроках
математики.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В данной 
выпускной квалификационной работе рабочим определением было взято
определение учебной мотивации как процесса, который образуется непосредственно
самим обучающимся в период учебной деятельности, состоящий из личностных
мотивов обучающегося, его целей и установок.

Данный процесс запускает, направляет и
поддерживает проявленные усилия обучающегося, которые были направленны на
выполнение учебной деятельности. На основании полученной информации и для
реализации опытно-исследовательской работы была разработана структурная модель
учебной мотивации.

При формировании учебной мотивации необходимо
опираться не только на учебную деятельность и образовательную программу, но и
учитывать особенности личности, особенно возрастные особенности и потребности
детей младшего школьного возраста, а также педагогические условия и
возможности, при которых учебная мотивация будет не только сохранятся у ребенка
на протяжении всего периода обучения, но и будет развиваться.

Одной из его специфичных черт является
чрезмерная активность ребенка, излишняя подвижность, суетливость, невозможность
длительного сосредоточения внимания на чем-либо. При формировании положительной
учебной мотивации младших школьников необходимо также учитывать и
характеристику процесса, который поддерживает поведенческую активность
обучающегося на протяжении урока и всего образовательного пути. Полноценное
проживание младшего школьного возраста и позитивные приобретения на данном
возрастном этапе являются необходимым основанием для дальнейшего развития ребенка
как активного субъекта познаний и деятельности.

Было отмечено, что проведенный комплекс
мероприятий, направленных на повышение уровня учебной мотивации у большинства
младших школьников исследуемых классов показал положительные результаты, а
проведенный комплекс занятий повышает учебную мотивацию, познавательный
интерес, способствует созданию благоприятного эмоционального климата и
налаживанию взаимоотношений в классе.

Разнообразие педагогических условий, в том
числе и использование занимательного материала, оказалось достаточно
эффективным средством развития учебной мотивации младших школьников. Обобщая
вышесказанное, можно сделать вывод, что положительную, устойчивую мотивацию к
учебной деятельности обучающихся начальной школы можно сформировать и развить
при соблюдении в учебном процессе следующих педагогических условий:

 —
проводятся нетрадиционные формы уроков: уроки – соревнования, театрализованные
уроки, компьютерные уроки, уроки взаимообучения обучающихся, уроки с групповыми
формами работы, уроки – конкурсы;

 —
используется занимательный материал: практическая работа, дидактические игры;

— активизация познавательной деятельности,
развитие креативности и интеллектуальности, а также развитие самостоятельности
школьников в достижении успешности в учебной деятельности;

— проводится рефлексия обучающимися через
оценку собственной деятельности и общего результата работы на уроке.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА
I.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ 
УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ  У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ  НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ 1.1.Понятие
учебной мотивации в психолого-педагогической литературе Анализ проблемы учебной мотивации в
психологии является частью фундаментальной проблемы мотивации, рассматриваемой
в общей психологии и в психолого-педагогических исследованиях, направленных на
описание и объяснение детерминант поведения обучающихся.

В контексте исследования важно
установить единство и различия обучения — учения в педагогической психологии и
педагогике. Согласно И.А. Зимней, эти две стороны образовательного процесса,
организованного в специально созданных условиях семьи, дошкольного,
общеобразовательного учреждения или учреждения профессионального образования,
являются взаимосвязанными.

С одной стороны, педагог осуществляет
последовательно и профессионально деятельность, целенаправленную на передачу
социально-культурного и общественно-исторического опыта подрастающему поколению
и тем самым реализует обучающую и воспитывающую функции обучения (teaching)[10].

С другой стороны — сам ученик выполняет
деятельность, целеустремленную на усвоение этого опыта и осуществляет
обучающуюся функцию — учение, или научение (learning) — категорию, признанную в
западной терминологии. С позиции В.Л. Долговой способность обучающегося
присваивать опыт отмечается термином «обучаемость», а результат этого процесса
интерпретируется термином «обученность». Методы обучения, изменения в
содержании и внутренней структуре учебных предметов влияют на психическое
развитие обучающегося[5].

Категориальный аппарат проблемы
мотивации характеризуется сложностью, разнообразием понятий, множеством их
значений. Это обстоятельство подчеркивает трудность проведения конкретного
эмпирического исследования.

Ильин Е.П. отмечает, что поиск ответа на
вопрос: «что такое мотивы?» является по своей сути одновременным поиском
ответов на ряд вопросов: «почему конкретный человек осуществляет активность?»,
«для чего (ради чего) проявляется эта активность?» и «почему выбрана именно эта
цель, именно этот способ ее достижения?».

Редко бывает так, чтобы ответ был найден
сразу на все три вопроса. Чаще всего исследователь находит ответ только на один
или два из перечисленных выше вопросов. Ильин Е.П. обобщил те психологические
феномены, которые в психолого-педагогической литературе были приняты авторами
за мотив: влечения, желания, хотения; установки; привычки, склонности;
потребности; чувства, переживания; мысли; соображения как интеллектуальный
продукт мозговой деятельности; конструкты мышления как теоретическое
построение, а не воплощенный в действительности психологический феномен;
представления, идеи; побуждения, определяющие целенаправленный характер
действий; морально-политические установки, чувство долга; помыслы; предметы
внешнего мира; условия существования; психические процессы, состояния и
свойства личности.

В отечественной психологии все более
отчетливо формируется мысль, что детерминация поведения и деятельности
обусловливается совокупностью факторов, а не просто разрозненными воздействиями
факторов, каждый из которых выполняет в целостном процессе детерминации свои
определенные функции (Б.Ф. Ломов [16], В.А. Иванников [11]).

Для осознания психологического
содержания мотива и проведения конкретного экспериментального исследования по
формированию учебной мотивации необходимо использовать все названные ранее
психологические феномены: представления, идеи; побуждения, определяющие целенаправленный
характер действий; морально-политические установки, чувство долга; помыслы;
предметы внешнего мира; условия существования; психические процессы, состояния
и свойства личности.

 Придерживаясь взглядов Е.П. Ильина, правомерно
рассматривать мотив как «сложное интегральное (системное) психологическое
образование» границами которого будет «с одной стороны, потребность, а с другой
— намерение» осуществить деятельность, включая и побуждение к нему[12].

Учебная мотивация — это сложная
динамическая система, включающая иерархию мотивов, учебные цели и намерения,
способы реагирования на трудности и неудачи, возникающие в процессе обучения, а
также ожидания и представления, касающиеся оценки собственного потенциала и
собственных достижений, успехов и неудач (Т.О. Гордеева, Е.А. Шепелева, 2011).

Понятия психологии учебной мотивации
имеют ряд особенностей:

1) в педагогической психологии по
сравнению с общей психологией не прослеживается острых дискуссий по
определениям мотивов и мотивации учения, мотивации учебной деятельности;

2) определения учебной мотивации
относятся, как правило, и к структурному, и к динамическому пониманию этих
понятий. Под мотивами обычно понимаются факторы, влияющие на проявления
активности в учебной деятельности: потребности, интересы, установки, чувство
долга, цели, идеалы и др. (Т.В. Рюмина, 2002); учебная мотивация считается
подвидом мотивации (И.А. Зимняя, 2010); учебная мотивация используется как
синоним познавательной мотивации (И.И. Вартанова, 2010); в качестве мотива
обучения понимается направленность школьника на отдельные стороны учебной
работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней; предполагается, что
учебная мотивация — это целостный объект, состоящий из совокупности мотивов
учения; учебная мотивация включает в свой состав как социальные мотивы учения,
так и мотивы обучения отдельному предмету (А.К. Маркова, М.В. Матюхина, А.Б.
Орлов);

3) недостаточная теоретическая
разработанность данной проблемы вносит терминологическую неопределенность в
области мотивации учебной деятельности, которая является таким же
сложноорганизованным образованием, как и мотивация деятельности с точки зрения
общей психологии (Е.В. Карпова, 2009).

Особенности учебной мотивации
объединяются в две основные категории: во-первых, это особенности, общие,
свойственные и для нее, и для мотивационной сферы личности в целом; во-вторых,
это особенности, специфические именно для учебной мотивации, связанные с общими
особенностями и зависящие от них. Это разделение общих и специфических
особенностей отчетливо обнаруживается и в современном категориальном аппарате
мотивации учения [13, 14].

В терминологии учебной мотивации
значимыми для достижения цели исследования являются идеи А.К. Марковой [17]. По
ее мнению, мотивация учения состоит из многих компонентов, изменяющихся во
времени и вступающих в новые взаимоотношения друг с другом. Интересы, эмоции,
мотивы, цели, смысл обучения, общественные идеалы и другие составные элементы
определяют становление мотивации не только как простое возрастание отношения к
учению (положительное или отрицательное), но и как усложнение структуры
мотивационной сферы, стоящее за ними. Эти сложные отношения между побуждениями,
входящими в состав мотивационной сферы должны стать объектом управления
педагога.

 Следовательно, в ходе конкретного исследования
важно учитывать, что учебную мотивацию образует система мотивов, состоящая из
стремлений, интересов, мотивационных установок, познавательных потребностей,
целей, идеалов и других структурных компонентов, определяющих особенности
мотивации учебной деятельности и придающие ей активность, содержательный смысл
и целенаправленность. Учебная мотивация характеризуется устойчивостью и
динамичностью: устойчивость, иерархию ее основных подструктур определяют
доминирующие мотивы (внутренние); динамику побуждений, вступающих в новые
отношения друг с другом, обусловливают социальные мотивы.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы