Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Управление режимами труда и отдыха персонала современной организации.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы рациональной организации режимов труда и отдыха персонала 8
1.1. Режимы труда и отдыха: понятия, классификация и место в системе управления персоналом современной организации 8
1.2. Правовые основы управления режимами труда и отдыха в России 20
1.3. Особенности и типовые проблемы организации труда и отдыха на современных российских предприятиях 24
Выводы по главе 1 28
Глава 2. Анализ практики управления режимами труда и отдыха персонала организации ПФУ г. Москвы 31
2.1. Краткая характеристика организации и анализ динамики ее кадрового потенциала в период 2019- 2020гг. 31
2.2. Практика управления режимами труда и отдыха в организации и выявленные в ней недостатки 37
2.3. Рекомендации по совершенствованию управления режимами труда и отдыха персонала организации 43
Выводы по главе 2 54
Заключение 59
Список использованной литературы 62
Введение:
Правильная организация трудовой деятельности для людей всех возрастов способствует повышению ее производительности, предотвращает раннюю утомляемость. Для сохранения и укрепления здоровья человеку важно приспособить трудовую деятельность к физиологическим возможностям организма, поскольку понятие «здоровье» подразумевает не только отсутствие заболеваний, но и повышенную работоспособность. Говоря о правильном трудовом режиме учащихся, следует учитывать характер и взаимосвязь многообразных физиологических процессов, протекающих в их организме в период учебно-трудовой деятельности. Н.Е. Введенский, изучая физиологические изменения в организме, которые наступают в связи с трудовой деятельностью, установил, что труд может быть продуктивным и достаточно продолжительным при осуществлении ряда условий. Одним из них является постепенное включение в работу. Каждый знает по себе, что, приступая после большого перерыва к работе, он первое время быстро утомляется. По мере того как мы втягиваемся в работу, выполнение ее становится не столь утомительным.
Такая постепенность необходима для улучшения и совершенствования работоспособности, памяти, внимания, мышления и сноровки. Педагогам следует помнить, что продуктивная умственная и трудовая деятельность учащихся невозможна без постоянной тренировки, влияющей на развитие трудовых и функциональных возможностей молодого организма. Постоянная тренировка является незаменимой, как в период теоретических занятий, так и трудового обучения.
Тренированность обеспечивает более экономное использование функциональных возможностей молодого организма и мобилизует скрытые резервы отдельных органов и систем, когда в этом возникает необходимость. Возможность такого рода мобилизации играет важную роль в длительном поддержании работоспособности на высоком уровне. Важным условием продуктивного труда является ритмичность в работе. Учёные выявили различия в корковых процессах мозга, в основе которых лежит ритмичная и неритмичная работа, и которые в свою очередь обусловливают работоспособность организма.
Центральная нервная система всегда настраивается на ритм, в котором работает человек. По выражению И.П. Павлова, она может как бы отсчитывать время. Определённый, привычный ритм становится наиболее благоприятным, оптимальным для нервной системы в конкретных условиях, к нему приспосабливается и вся физиологическая деятельность организма. При воздействии внешней среды на человеческий организм образуется система условных рефлексов, устанавливается стереотип — форма равновесия, регулируемая деятельностью коры больших полушарий головного мозга. Вследствие непрерывного изменения внешних условий происходит выработка новых условных рефлексов: система условных рефлексов становится подвижной, и равновесие приобретает характер динамического стереотипа. Он-то и является физиологической основой рационального режима учебной и трудовой деятельности, выражая внутренний ритм реакции в организме.
Устанавливается динамический стереотип не сразу, а после определённого напряжения центральной нервной системы, после затраты организмом дополнительной энергии. Несистематичность в работе приводит к большей затрате энергии, так как организму, не подготовленному к выполнению нового процесса, для его освоения приходится всякий раз как бы сначала настраиваться, и дополнительный расход энергии на «настройку» снижает продуктивность труда. Учебную и трудовую деятельность учащихся следует организовать таким образом, чтобы на протяжении рабочего дня была предусмотрена смена различных трудовых операций и учебных занятий. Расписание дневной и недельной нагрузки учащихся следует планировать таким образом, чтобы наиболее трудные и ответственные занятия и рабочие задания выполнялись ими в те часы и дни недели, когда работоспособность находится на высоком уровне.
Выполнение приведённых физиолого-гигиенических рекомендаций позволит предупредить раннее появление утомления у учащихся. Нельзя недооценивать и правильного чередования труда и отдыха. Утомленный организм требует определённой разрядки, отдыха. Отдых складывается из двух периодов: первый — период восстановления снизившейся работоспособности, второй — период упрочения достигнутого состояния. Если человек принимается за дело до того, как наступает второй период, то существенного облегчения в последующей работе он не почувствует; и наоборот, работа пойдёт легко, если она начата во второй период отдыха. Следовательно, для продуктивной работы учащихся большое значение имеет установление времени, необходимого и достаточного для отдыха. Желательно, чтобы отдых был активный.
Исследования И.М. Сеченова в области физиологии трудовых процессов показали, что работоспособность утомлённой руки восстанавливается значительно быстрее, если (пока она находится в покое) работает другая рука, ранее бездействовавшая. Этими исследованиями было показано благотворное влияние активного отдыха на восстановление работоспособности, сущность которого состоит в том, что происходит зарядка нервных центров энергией вследствие беспрерывного поступления импульсов возбуждения от работающих мышц.
Рациональная организация труда и отдыха обычно рассматривается прежде всего как мера борьбы с утомлением. Это означает, что перерыв в работе надо делать не тогда, когда уже работоспособность резко понизилась, а когда появились первые признаки утомления — таким путём осуществляется профилактика, предупреждение утомления. Более того, правильное распределение отдыха на протяжении учебного и трудового дня может не только ликвидировать снижение работоспособности, но и стимулировать дальнейшую работу. Знание вышеуказанных моментов позволит более рационально, с учётом основных требований гигиены и физиологии, построить режим труда и отдыха молодёжи.
Поэтому, для того, чтобы предприятие работало эффективно, необходимо правильно организовать труд работников, при этом постоянно контролируя деятельность работников.
Целью исследования является анализ режима труда в учреждении на примере ПФУ г. Москвы и предоставление путей улучшения режима труда в учреждении.
Исходя из указанной темы работы, ее основными задачами являются:
1. Определение понятия режима труда и отдыха;
2. необходимость оптимизации режима труда и отдыха на предприятии;
3. рассмотрение разновидностей режимов труда и отдыха и требования к их установке;
4. рассмотрение динамики работоспособности человека;
5. внесение предложений по совершенствованию режимов труда и отдыха на предприятии.
Предметом исследования являются закономерности чередования периодов работы и отдыха, методика установления регламентированных перерывов на отдых.
Объектом исследования являются существующие режимы труда и отдыха в конкретных производственных условиях и пути их рационализации.
Методы исследования. Специальные экономические, расчетные, логического моделирования, а также диалектического и системного подходов.
Заключение:
Режим труда и отдыха — понятие, правила которого необходимо изучить каждому работодателю перед тем, как нанимать персонал. Режим рабочего времени должен быть оговорен в трудовом договоре и постоянно поддерживаться.
Дело в том, что отдых — это строгое условие сохранения здоровья каждого человека, ведь именно в это время можно снять стресс, накопившийся за рабочий день.
Режим труда и отдыха на предприятии — это система, предполагающая рациональное распределение периодов труда и отдыха. Это помогает поддерживать высокую производительность труда сотрудников в рабочее время.
Дело в том, что этот комплекс состоит из множества компонентов. Прежде всего, гигиена и личные потребности (обычно на это тратится около 10-15 минут), время, отведенное на микропаузы и время фиксированных перерывов на отдых.
Что касается регламентированных перерывов, то их продолжительность и время полностью зависят от условий труда работников, а также степени автоматизации труда. Они часто включают в себя короткие перерывы в течение рабочего дня. Режим труда и отдыха предполагает введение такого рода кратковременных перерывов в работе, которые предоставляются людям определенных профессий. Им платят.
Пророгация означает активно-пассивную или полностью пассивную форму релаксации. В общем, эти методы подбираются сотрудниками в зависимости от вида работы, которой они заняты в течение дня. Это также зависит от позы, в которой работает человек, и интенсивности труда, а также условий труда.
Активный отдых означает выполнение гимнастических упражнений. Пассивный же его взгляд заключается в том, что человек либо сидит, либо полулежит, помогая тем самым стимулировать нормализацию кровообращения.
Что касается работы, которая связана с постоянной нагрузкой зрения, то здесь рациональный режим труда и отдыха должен быть структурирован таким образом, чтобы у работника было достаточно времени для проведения комплекса лечебных мероприятий по профилактике нарушений зрения.
Но для того, чтобы проводить профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата, нужно заниматься физическими упражнениями партиями, чтобы не утомляться больше.
Дело в том, что всем, кто работает, нужны выходные. режим работы и отдыха подразумевает их наличие, потому что биоритмы каждого из нас запрограммированы на 5-6 дней продуктивной работы. На шестой день эффективность работы падает, а на седьмой день и вовсе ничтожна. Если организм человека работает без отдыха, он истощает свои силы и подвергается большим нагрузкам, что сильно влияет на нервную систему.
Конечно, очень важен вид отдыха, который выбирает каждый. Однако, по мнению специалистов, чтобы набраться сил и организм полностью восстановил силы и затратил энергию, работа и отдых должны означать регулярное чередование активных и пассивных форм последних.
Исследования показывают, что люди, которые большую часть дня занимаются физическим трудом, должны пассивно отдыхать. Если человек постоянно занят умственной деятельностью, то его жизненную силу будут наполнять только активные и энергичные формы отдыха.
Отметим, что работодатель несет ответственность за здоровье работников, поскольку в его интересах правильно разработать систему организации труда, чтобы люди могли работать с высокой степенью эффективности без ущерба для своего здоровья.
Что касается домашних заданий, то уже сами люди должны уметь следить за своим здоровьем и не перенапрягаться.
По моему мнению первый исследуемый метод является не достаточно совершенным, ведь по нему устанавливаемая продолжительность регламентированных перерывов достаточно высока и не каждое предприятие согласится предоставлять такое количество регламентированных перерывов.
В заключении хотелось бы отметить, что в перенапряжении и переутомлении человека виноват не сам труд, а неправильный режим труда. Нужно правильно и умело распределять силы работника во время выполнения работы как физической, так и умственной. Равномерная, ритмичная работа продуктивнее и полезнее для здоровья работающих, чем смена периодов простоя периодами напряженной, спешной работы. Интересная и любимая работа выполняется легко, без напряжения, не вызывает усталости и утомления.
Итак, для того чтобы предприятие работало эффективно, необходимо правильно организовать труд работников, при этом постоянно контролируя деятельность работников.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы рациональной организации режимов труда и отдыха персонала
1.1. Режимы труда и отдыха: понятия, классификация и место в системе управления персоналом современной организации
Эффективное функционирование любой организации зависит от уровня развития ее персонала. Поэтому, на современном рынке, который развивается слишком быстро, каждая организация должна постоянно вкладывать большие средства и силы для развития своих рабочих и повышения их квалификацию.
Развитие персонала предприятия это разнообразное, разностороннее понятие, которое охватывает спектр экономических, социальных, психологических и педагогических проблем. Поэтому экономическая литература не имеет одного точного определения данного понятия.
Для того чтобы эффективно функционировать, каждая организация должна развивать свой персонал, ведь уровень развития персоналу определяет уровень организации. Возможность организации активно развивать своих работников в условиях быстрого старения теоретических, практических знаний и умений является одним из важнейших факторов ведения конкерентоспособной борьбы на рынке.
Развитие персонала это очень сложное понятие. Оно охватывает экономические, психологические, социальные и педагогические проблемы. Его суть может помочь определить рассмотрение следующих понятий: профессиональное и гармоничное развитие и личность.
Личность — это устойчивая система социально значимых черт, всесторонне характеризующих индивида. Личность является продуктом общественного развития и включения индивидов в систему социальных отношений путем активной предметной деятельности и общения. Формирование личности происходит в процессах социализации индивидуумов и направленного воспитания, освоения ими социальных норм и функций посредством овладения различными видами и формами деятельности [22, с 132].
Гармоничное развитие личности – процесс ее становления и развития на последовательных возрастных этапах и совокупность соответствующих результатов на каждом этапе при условии, что указанный процесс и его результаты согласуются с принципами гармонии. Гармоничное развитие из определяющих ориентиров гуманистически ориентированных психологии, педагогики, образования и молодежной политики. В гармонизации личностного развития выделяют два аспекта: экстенсивный и интенсивный [22, с 32].
Что же касается профессионального развития, то он включает в себя подготовительные и адаптивные мероприятия для работы на конкретной профессии. Это понятие уже чем гармоничное развитие. С его помощью можно отразить процесс подготовки работника к какой-то конкретной специальности или профессии, где он получает нужные ему для данного вида работы Теоретические знания, умения а также практические навыки, социальные нормы поведения. Очень важным также является овладение моральными ценностями. Например для некоторых специалистов, таких как военные или медицинские специалисты, это удостоверяет кодекс морали, как клятва Гиппократа для врачей или присяга у военных.
Развитие персонала является более узким понятием по сравнению с гармоничным развитием. Разными также являются понятия профессиональное развитие и развитие персонала. И в дальнейшем более подробно рассмотрим такое понятие как развитие персонала.
Более узким по сравнению с понятием «гармоничное развитие личности» выступает понятие «развитие персонала». Нетождественными между собой являются также понятия «профессиональное развитие личности» и «развитие персонала». В этой связи рассмотрим подробнее последнее понятие.
Есть много подходов к определению данного понятия. Например Н. Том считает что система развития персонала это целенаправленный комплекс информационных, образовательных и привязанных к конкретным рабочим местам элементов, содействующих повышению квалификации работников данного предприятия в соответствии с задачами развития самого предприятия и потенциалом и склонностями сотрудников [18, с 54].
Кибанов рассматривает это понятие в более широком спектре. Он считает, что развитие персонала это организационно-экономические меры, которые выполняет отдел управления и развитием персонала, и включающие в себя обучение, повышение квалификации и переподготовку персонала[31, с 34].
Можно сделать вывод, что развитие персонала является организованным процессом постоянного обучения работников в профессиональной сфере, который также подготавливает их к выполнению новых задач, профессионально-квалификационного продвижения по карьерной лестнице, формирует резерв руководителей и позволяет усовершенствовать социальную структуру персонала. Основными инструментами развития персонала является оценка работников, осуществление адаптации персонала и аттестации. Включает и планирование карьеры каждого сотрудника и систему мотивации развития.
Право на отдых, как и на труд, закреплено Конституцией РФ. А трудовое законодательство конкретизирует порядок, в котором работники должны трудиться и отдыхать. Соблюдение режима труда и отдыха снижает риск эмоционального выгорания и соматических профзаболеваний, повышает продуктивность работы персонала.
Периоды, в течение которых сотрудник выполняет порученную ему работу, должны чередоваться с периодами отдыха, когда он полностью освобождается от рабочих обязанностей и поручений. Распоряжаться временем отдыха вправе только сам работник, работодатель не должен диктовать ему свои условия — например, запрещать во время обеденного перерыва покидать территорию предприятия.