Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Экономические науки Менеджмент

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Управление качеством продукции как фактор повышения конкурентоспособности предприятия

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1 Теоретические основы управления качеством продукции как фактора повышения конкурентоспособности предприятия 5

1.1 Понятие и сущность качества и конкурентоспособности 5

1.2 Управление качеством и конкурентоспособностью 9

1.3 Качество продукции — необходимая предпосылка конкурентоспособности предприятия пищевой промышленности 15

Глава 2 Исследование качества продукции и конкурентоспособности предприятия 20

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 20

2.2 Анализ качества продукции предприятия 25

2.3 Анализ конкурентоспособности продукции предприятия 31

Глава 3 Мероприятия по совершенствованию качества продукции с целью повышения конкурентоспособности предприятия 41

3.1 Разработка комплекса мероприятий по совершенствованию системы качества продукции предприятия 41

3.2 Оценка экономической эффективности разработанных мероприятий 45

Заключение 53

Библиографический список 56

Приложения 61

  

Введение:

 

Повышение качества продукции положительно влияет на результаты деятельности предприятия. Определяющими элементами этого специфического менеджмента, который оказывает наиболее существенное влияние на процесс производства и снабжения на рынок конкурентоспособной продукции, являются: стандартизация и сертификация изделий; стандартизация и сертификация внутренних систем качества; государственный надзор за выполнением стандартов, норм и правил и ответственности за их нарушение; внутрипроизводственный технический контроль качества.

Актуальность выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что конкуренция является доминирующим действенным механизмом в регулировании рыночных отношений (процессов), которая обеспечивает экономическую независимость субъектов ведения хозяйства и стимулирует их к росту своей конкурентоспособности. От уровня качества и конкурентоспособности продукции, предприятия, региона и аграрного сектора страны зависит развитие и рост экономики государства в целом, активизация инновационного процесса, уровень качества продукции, значимость страны на мировых рынках, что и определяет актуальность данной темы.

Объектом исследования выступает ООО «Уфагормолзавод».

Предметом исследования является процесс изучения системы управления качеством продукции предприятия, пути повышения конкурентоспособности предприятия.

Целью исследования является разработка комплекса мероприятий по совершенствованию системы качества продукции предприятия.

Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач:

— определить понятие и сущность качества и конкурентоспособности;

— изучить управление качеством и конкурентоспособностью;

— рассмотреть качество продукции как необходимую предпосылку конкурентоспособности предприятия пищевой промышленности;

— привести организационно-экономическую характеристику предприятия;

— провести анализ качества продукции предприятия;

— оценить конкурентоспособность предприятия;

— разработать мероприятия, направленные на совершенствование качества продукции с целью повышения конкурентоспособности предприятия.

Теоретической базой исследования послужили российские и иностранные издания, касающиеся исследований в области стратегического менеджмента и экономики организаций. Наиболее полно данная тема освещается в работах таких зарубежных ученых как И. Ансофф, Т. Боумен, М. Клифф, П.Ф. Друкер, Ж.Жанне, У. Кинг, Д. Клиланд, Ж. Ламбен, и других. Так же в полном объеме данная тема была представлена в работах отечественных ученных, таких как Г.Л. Азоев, М.П. Алексеев, В.А. Винокуров, О.С. Виханский, С.М. Игнатьев, В.И. Моргунов, В.В, Гончаров, Б. Горохов, Ю.В. Гусев, Т.Г. Долгопятова, Н.Е. Егорова, Е.Р. Майн и других.

Методы исследования. Теоретической и методологической основой исследования стали фундаментальные положения производственного менеджмента, законодательные и нормативные акты России, монографии, научные статьи отечественных и зарубежных ученых. В работе использованы как общенаучные, так и специальные методы исследований.

Структура и объем работы. Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников. Основной текст работы изложен на 60 страницах.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

На современном этапе развития экономики РФ важным условием успешного функционирования предприятий является выпуск высококачественной продукции, которая способствует повышению ее конкурентоспособности на отечественных и зарубежных рынках сбыта.

Основой конкурентоспособности предприятий в РФ в условиях экономических санкций и ухода с рынка большинства зарубежных компаний все больше выступает качество продукции, потому правильно избранная стратегия управления качеством продукции позволит обеспечить эффективное развитие предприятия и повышение его конкурентоспособности.

Конкуренция вынуждает субъектов рынка постоянно держать под контролем действия собственных соперников, принимать решения, которые предопределяют преодоление негативных последствий их конкурентного давления и содействуют стабильному развитию субъекта в условиях конкуренции, то есть обеспечивают его конкурентоспособность.

Таким образом, конкурентоспособность предприятия можно определить как возможность предприятия лучше обеспечивать предложение товаров или услуг сравнительно с конкурентами за счет предоставления товарам или услугам дифференцированных свойств при условиях соблюдения стандартов качества.

Следовательно, в настоящее время существует тренд до роста спроса на качественные молочные продукты. Стоит отметить, что ситуация на внутреннем рынке благоприятна для развития мелких на средних переработчиков молока, и именно экспорт будет определять внутреннюю цену на молоко и молокопродукты на внутреннем рынке.

Повысить конкурентоспособность отечественного молока и молочных продуктов можно производя и поставляя высококачественное сырье для переработки за счет создания собственной сырьевой базы путем развития эффективно действующих молочных кооперативов и оптимальной логистич- ной системы молочного рынка. Это позволит производить молочную продукцию высокого качества, а также станет важным фактором в ценообразовании на рынке молочной продукции.

Для успешного развития молочной индустрии в РФ недостает адекватной и стабильной государственной поддержки, которая должна осуществлять соответствующие мероприятия и формировать политику, направленную на преодоление кризисных явлений в животноводстве и его развитие, а также поддержку переработчиков молока. Следовательно, налаживание внешнеэкономических связей и ведение успешного и конкурентоспособного молочного бизнеса на мировых рынках возможно для отечественных производителей при условии постоянного контроля за эффективностью ведения хозяйства, повышения качества продукции и приближения ее к стандартам.

Основным конкурентным преимуществом наших предприятий является оптимальное соотношение цены и качества продукции, которая дает возможность продавать продукцию на требовательных рынках и быть интересными для производителей этого рынка благодаря низкой цене продукции

Уфагормолзавод — новое предприятие по переработке молока в Башкортостане. Первая производственная линия (ТФА) запущена в феврале 2015г. На данный момент работают фасовочные автоматы с 7 видами упаковки (ТФА, пленка, стакан, пюрпак, кувшин, флоупак, фольга). Самое современное оборудование позволяет выпускать продукцию высокого качества по оптимальной цене.

«Уфагормолзавод» выпускает и реализует все основные виды традиционных молочных продуктов: молоко и сливочное масло, ряженку и кефир, сметану, творог и др. Также выпускает вкусные питьевые йогурты — самая востребованная группа продуктов среди молочных десертов.

За исследуемый период наблюдается снижение объема реализации продукции в натуральных показателях на 93,718 т, или на 6,62%, что обусловлено снижением спроса на продукцию. Учитывая увеличение выручки, можно сделать вывод, что оно обусловлено не ростом спроса, а ростом цен реализации.

Питьевые йогурты ООО «УГМЗ» ниже по уровню конкурентоспособности, чем питьевые йогурты компании Danone-Юнимилк под брендом «Для всей семьи». Ключевым фактором, который сказался более низкой конкурентоспособностью, является цена продукции, так как по потребительским свойствам и техническим параметрам продукция ООО «УГМЗ» имела более высокие показатели, чем питьевые йогурты компании Danone-Юнимилк под брендом «Для всей семьи».

Цель предложения в части повышения конкурентоспособности продукции – изготовить натуральный йогурт с добавлением фракций топинамбура разных концентраций и на основании органолептических исследований согласно балловой системе определить лучший продукт.

При проведении исследования, можно сделать вывод, что лучшим являлся образец № 8, произведенный из молока с включением сока клубней топинамбура концентрации 1 мл. Продукт имел в сравнении с другими образцами более нежный сладковатый вкус, плотную консистенцию с ненарушенным сгустком, равномерный молочно-белый цвет с легким желтоватым оттенком. Ввиду отсутствия сахарозы в йогурте, наличия топинамбура, который способен к снижению сахара в крови, можно рекомендовать продукт как для массового потребления, так и для людей, больных сахарным диабетом.


 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Теоретические основы управления качеством продукции как фактора повышения конкурентоспособности предприятия

1.1 Понятие и сущность качества и конкурентоспособности

Качество продукции — один из самых весомых инструментов позиционирования товара на рынке, экономическая категория, которая, как и другие экономические категории, отображает общественные отношения учитывая возможность удовлетворять общественные потребности в конкретных условиях потребления. Понять позитивное влияние качества продукции на уровень конкурентоспособности на рынке нетрудно: потребитель убедительно всегда выберет при одинаковых ценах продукт высшего качества, насколько только доступной будет для него информация относительно последней. Потому что не всегда то, что написано на упаковке, отвечает действительности, но это уже касается проблемы этики бизнеса, который на сегодня также является важной проблемой, но требует отдельного исследования [4, с. 65].

В научной литературе можно встретить трактовку конкурентоспособности продукции как основного фактора повышения конкурентоспособности предприятия как синонима качества продукции [2], что является ошибочным утверждением, поскольку:

— конкурентоспособность продукции определяется достаточно субъективно в процессе ее реализации и зависит от реакции на нее самого потребителя в большей степени, чем от самого предприятия;

— в истории известно много примеров, когда продукция, что по оценке экспертов отвечала всем стандартам качества, оставляла безразличными покупателей; качество продукции формируется в процессе ее производства или еще на стадии ее проектирования и планирования к внедрению в производство, а конкурентоспособность продукции оказывается лишь в сфере обмена, во время ее реализации;

— качественные параметры продукции, ценные для предприятия, что ее производит, могут не представлять ни одной ценности для потребителя;

— качество продукции сравнимо с соответствующими стандартами ее параметров, конкурентоспособность таких стандартов не имеет;

— продукция одинакового качества может иметь разный уровень конкурентоспособности, поскольку последняя зависит не только от качества, но и от других параметров — цены, упаковки, сервису реализации.

То есть качество — это еще не конкурентоспособность, это лишь один, хотя и очень значимый фактор уровня последней.

Понятие конкурентоспособности как синонима качества продукции является некорректной с экономической точки зрения, ведь, по мнению отдельных авторов, для потребителей ценность имеют преимущественно потребительские свойства товара, потому конкурентоспособность для них определяется лишь теми свойствами товара, которые обеспечивают удовлетворение их потребностей [7, с. 49]. Логично, однако, было бы утверждать, что конкретного потребителя конкретного товара в момент его приобретения больше всего интересует не только само по себе качество, скорее всего соотношение этого качества с ценой. При этом характеристика «качество продукции» объективно на сегодня должно охватывать такие ее параметры, как органические и экологические [5-6].

Конкурентоспособность товара на основе его качества определяется лишь из анализа тех свойств, которые представляют ценность для потребителя и обеспечивают удовлетворение его потребностей. Кроме того, для оценки качеству сравниваются полностью однородные товары, тогда как для оценки конкурентоспособности возможно сравнения неоднородных товаров, которые разным способом удовлетворяют ту же потребность [9, с. 48].

В процессе анализа и оценки качества продукции целесообразно использовать объективный (оценка на основе результатов лабораторного анализа) и субъективный (свежесть, вид, аттрактивность) подходы [10, с. 46].

Конкурентоспособность предприятия – это комплексное понятие, которое включает у себя такие аспекты:

— возможность предприятия продавать конкурентоспособную продукцию;

— умение разрабатывать стратегию, которая обеспечивает высокий уровень его конкурентоспособности;

— наличие хорошо настроенного организационно-управленческого механизма, который способен выполнить поставленные задания;

— ориентацию деятельности организации на рынок и систематическое сотрудничество с потребителями;

— наличие конкурентной стратегии и тактики действий относительно конкурентов;

— высокую профессиональную подготовку персонала;

— умение реагировать на изменения внешней среды.

Конкурентоспособность предприятия — способность создавать, производить и продавать товары и услуги, ценовые и неценовые качества которых более привлекательны, чем у аналогичной продукции конкурентов.

Конкурентоспособность товара влияет на конкурентоспособность самого предприятия. Однако между этими понятиями важны для предпринимателя отличия [8, с. 36].

Конкурентоспособность предприятия, которое отображает его отличию от конкурирующих субъектов, применима к достаточно длительного периода. Конкурентоспособность товара определяется за любой небольшой, с точки зрения экономики, промежуток времени.

Оценку конкурентоспособности товара дает потребитель, а предприятию — не только потребитель, но и сам предприниматель. Именно последний определяет, или выгодно ему при определенных условиях создавать товар, оказывать услугу или нет.

Конкурентоспособность товара и субъекта исследования творят конкурентный потенциал предприятия. Необходимо отметить, что последний является новой и перспективной экономической категорией, но единственного понимания и понятия в современной профессиональной литературе не существует, хотя определен теоретический фундамент для конкурентного потенциала относительно смежных понятий (рыночный потенциал, стратегический потенциал, маркетинговый потенциал, производственный потенциал, экономический потенциал и др.) уже заложен давно и демонстрирует тенденцию быстрого развития и актуальности вопроса. Следует различать понятие потенциал предприятия — это внутренний потенциал и конкурентный потенциал — это внешне- внутренний потенциал. Из потенциала предприятия в конкурентный попадают лишь конкурентные преимущества [13, с. 71].

Ввод системы качества на отечественных предприятиях способствует решению многих проблемных вопросов, которые возникают в процессе ведения хозяйственной деятельности предприятия, а именно:

— предотвращение причин возникновения дефектов и контроль непроизводственных расходов;

— привлечение всех сотрудников в деятельность из улучшения качества;

— активное стратегическое управление;

— непрерывное усовершенствование качества продукции и процессов;

— оптимальное использование всех ресурсов организации;

— использование научных подходов в решении заданий;

— выполнения намеченного точно в срок;

— регулярная самооценка.

Таким образом, на современном этапе развития глобальной экономики эффективное функционирование предприятия в значительной степени зависит от качества продукции. Игнорируя этот фактор достаточно сложно создать оптимальные условия для развития любой торговли, направлений сбыта и развития прибыльности предприятий. Поэтому самосовершенствование системы качества продукции предприятий в современных условиях относится к числу самых сложных и более актуальных задач, которые требуют немедленного разрешения. Долгосрочный курс устойчивого развития предприятия должен быть направлен на достижение не столько количественных показателей, сколько качественных, потому менеджерам целесообразно обратить внимание на разработку мероприятий относительно повышения конкурентоспособности и выхода на международный уровень. Построение, внедрение и сертификация интегрированной системы управления качеством продукции промышленных предприятий предоставит им ряд конкурентных преимуществ и уверенность в таком уровне производства продукции и предоставления услуг, который отвечает требованиям международных стандартов и способен победить в острой конкурентной борьбе на внутреннем и внешнем рынках.

Таким образом, мы можем уверенно сказать, что конкурентоспособность продукции является одной из важнейших сторон продукции, которая требует пристального внимания и тщательной разработки. От высокой конкурентоспособности продукции будет зависеть успешное ее продвижение на рынке и, соответственно, прибыль производителя, предпринимателя или торговца.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы