Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Улучшение системы муниципального управления жилищно- коммунальным хозяйством.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретико-правовые основы управления жилищно-коммунальным хозяйством 7
1.1. Понятие и структура жилищно-коммунального хозяйства 7
1.2. Особенности и методы муниципального управления жилищно-коммунальным хозяйством 12
1.3. Нормативно-правовое регулирование муниципального управления жилищно-коммунальным хозяйством 22
Выводы по 1 главе………………………………………………………………… 28
Глава 2. Анализ муниципального управления жилищно-коммунальным хозяйством в муниципальном образовании город-курорт Анапа 30
2.1. Общая характеристика системы муниципального управления жилищно-коммунальным хозяйством в муниципальном образовании город-курорт Анапа 30
2.2. Анализ муниципального управления жилищно-коммунальным хозяйством в муниципальном образовании город-курорт Анапа 33
2.3. Предложения по улучшению муниципального управления жилищно-коммунальным хозяйством в муниципальном образовании город-курорт Анапа 50
Выводы по 2 главе………………………………………………………………… 62
Заключение 63
Список использованной литературы 67
Введение:
Актуальность темы исследования. При рассмотрении системы управления города можно увидеть довольно большое количество отраслей. Одной из самых основных является отрасль жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Сфера ЖКХ в муниципальном образовании занимает довольно большую часть муниципальном экономики. ЖКХ выступает в качестве гаранта экономической стабильности и безопасности, который позволяет населению эффективно работать. Именно от сферы ЖКХ зависит благосостояние и благополучие граждан в любой стране [17].
Тематика жилищно-коммунального хозяйства находится в фокусе научных исследований на всем современном этапе развития России, и ей посвящено множество научных исследований. В большинстве исследований отмечается широкий перечень проблем, характерных для современного состояния сферы жилищно-коммунального хозяйства. Для преодоления имеющихся недостатков предлагаются различные механизмы: совершенствование тарифной политики, привлечение в отрасль частных средств (в том числе на условиях концессионных соглашений), внедрение инноваций, повышение энергоэффективности и другие.
В последние годы решение задач по развитию ЖКХ активно рассматривается в контексте цифровизации и цифровой трансформации. В результате направление цифровизации сферы ЖКХ на уровне Правительства России декларируется как стратегическое. Однако говорить о полномасштабном цифровом преобразовании отрасли не приходится. Одной из причины этого является недостаточный уровень научного обеспечения процессов цифровой трансформации. Последние годы характеризуются достаточно широким внедрением цифровых инструментов в сферу ЖКХ, которые используются в процессе оплаты жилищно-коммунальных услуг, в деятельности коммунальных предприятий, в системах контроля и учета. Цифровые трансформации происходят и в важном для отрасли направлении – повышении энергетической эффективности.
Процесс цифровизации и «цифровой разрыв» между государствами стал объектом многих исследований, а становление цифровой экономики – приоритетным направлением развития большинства стран. Сегодня цифровая трансформация охватывает все сферы деятельности человека: производство, экономику, здравоохранение, торговлю, банковский и государственный сектор, энергетику, строительство, транспорт, образование и даже ЖКХ. В условиях пандемии для России первостепенной задачей является трансформация укоренившейся традиционной экономики в современную, интеллектуальную, информационную и цифровую, в противном случае это может перерасти в техническую отсталость от других стран мира. С ростом населения городов происходит увеличение нагрузки на городскую инфраструктуру и жилищно-коммунальное хозяйство, следовательно, появляется необходимость в разработке эффективных и экономически выгодных решений.
Степень разработанности проблемы. Проблемам социально-экономического развития регионов и муниципальных образований посвящены труды российских ученых А. Александрова, П. Бурака, В. Вашанова, В. Лексина, М. Мазановой, Е. Чистякова и других авторов. В частности, проблема управления жилищно-коммунальным хозяйством на уровне местного самоуправления изучалась многими авторами, среди отечественных ученых необходимо назвать А. Асаула, А. Пузанова, В.С.Боголюбов, А.Г. Воронин, Ю.Ф. Симионова, О.И. Соснаускен и др.
Необходимо отметить, что различные теоретические и прикладные аспекты комплексной проблемы ресурсов и инструментов реформирования ЖКХ изучались рядом исследователей, например С.В. Барулиным, И.А. Башмаковым, А.Н. Ряховской, С.Б. Сиваевым и др. Часто их недостатком является отсутствие проработки деталей. Кроме того, многие существенные аспекты проблемы управления ЖКХ, в частности, вопросы развития и модернизации системы муниципального управления ЖКХ еще не получили достаточного отражения в экономической литературе. Причина этого состоит в том, что большинство публикаций по проблематике, связанной с управлением ЖКХ, с оптимизацией структуры управления ЖКХ, касаются в основном общероссийских процессов и тенденций. Только некоторые статьи посвящены рассмотрению вопросов развития ЖКХ на уровне отдельных регионов. Однако процесс реформирования ЖКХ в каждом регионе имеет свои особенности, определяемые уникальными характеристиками – от географического положения до тарифной политики и социального состава населения.
Вместе с тем для развития системы жилищно-коммунального хозяйства необходимы новые подходы и методы управления организациями.
Объектом исследования является муниципальное управление жилищно-коммунальным хозяйством.
Предмет исследования – система муниципального управления жилищно-коммунальным хозяйством в муниципальном образовании город-курорт Анапа и ее улучшение.
Целью настоящего исследования является анализ системы муниципального управления жилищно-коммунальным хозяйством на примере муниципального образования город-курорт Анапа.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. раскрыть понятие и структуру жилищно-коммунального хозяйства;
2. рассмотреть особенности и методы управления жилищно-коммунальным хозяйством;
3. исследовать нормативно-правовое регулирование управления жилищно-коммунальным хозяйством;
4. дать общую характеристику системы муниципального управления жилищно-коммунальным хозяйством на примере муниципального образования город-курорт Анапа;
5. провести анализ муниципального управления жилищно-коммунальным хозяйством в муниципальном образовании город-курорт Анапа;
6. разработать предложения по улучшению муниципального управления жилищно-коммунальным хозяйством в муниципальном образовании город-курорт Анапа.
Методологическую основу исследования составили общенаучные и специальные методы познания, в том числе: диалектический, исторический, системно-структурный, аналитический, логический, сравнительно-правовой, социологический методы.
Структура исследования включает в себя введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение и список использованных источников и литературы.
В первой главе раскрываются понятие и структура жилищно-коммунального хозяйства; анализируются особенности и методы управления жилищно-коммунальным хозяйством; исследуется нормативно-правовое регулирование управления жилищно-коммунальным хозяйством.
Во второй главе дается общая характеристика системы муниципального управления жилищно-коммунальным хозяйством на примере муниципального образования город-курорт Анапа; проводится анализ муниципального управления жилищно-коммунальным хозяйством в муниципальном образовании город-курорт Анапа; разрабатываются предложения по улучшению муниципального управления жилищно-коммунальным хозяйством в муниципальном образовании город-курорт Анапа.
Апробация результатов исследования была осуществлена в рамках конкурса научно – исследовательских работ «Актуальные аспекты теории и современной практики (экономика, управление, право, гостиничный сервис)» (27 – 28 октября 2022 года, Анапский филиал ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет») и Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития экономики и управления» (1 – 2 декабря 2022 года, Анапский филиал ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»).
Заключение:
По результатам проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы.
Жилищно-коммунальное хозяйство это сложная, комплексная отрасль хозяйства, обеспечивающая надлежащее функционирование инженерных инфраструктур, строений, предназначенных для жилья в населенных пунктах, это сфера, связанная с созданием удобств и комфорта для проживания и пребывания в жилых домах населения с предоставлением им большого перечня жилищно-коммунальных услуг.
Механизмы управления развитием жилищно-коммунального хозяйства подразделяются на: административно-распорядительные механизмы; организационные механизмы; экономические механизмы; распорядительные механизмы; правовые механизмы; программно-целевой механизм; механизм управления тарифным регулированием в жилищно-коммунальном хозяйстве; социально-психологические механизмы; информационные механизмы; механизмы управления по привлечению населения к самоуправлению в жилищно-коммунальном хозяйстве; инновационные механизмы и другие механизмы.
Административно-распорядительные механизмы наделены законной силой, то есть юридическим обоснованием деятельности органа.
Система муниципального управления сферой ЖКХ на территории г-к Анапа представлена администрацией города в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г-к Анапа, а также системой подведомственных организаций, непосредственно реализующих управленческие функции по обеспечению населения услугами ЖКХ. В указанную систему включены также ТСЖ.
В целях повышения эффективности управления сферой ЖКХ в г-к Анапа предлагается внедрение в управленческую практику системы «Умный город». За счет использования датчиков, интегрированных в режиме реального времени, накопленные данные от городских жителей и устройств обрабатываются и анализируются. Собранная информация является ключом к решению проблем неэффективности. Оперативное принятие решений в городском управлении является неотъемлемой частью модернизации городской среды при реализации проекта «Умный город». Сокращение сроков рассмотрения, а также создание менее формальных рамок обращения граждан, позволит количественно и качественно повысить существующий механизм взаимодействия с гражданами.
Внедрение проекта «Умный город» должно включать в себя следующие этапы:
1. Разработка цифровой платформы вовлечения граждан в развитие сферы ЖКХ.
2. Создание «цифрового двойника» города, представляющего собой разветвленную электронную систему данных о важнейших системах жизнеобеспечения г-к Анапа.
3. Создание интеллектуального центра городского управления в виде единой диспетчерской службы (с включением данного центра в структуру Администрации г-к Анапа).
4. Внедрение систем автоматизированного интеллектуального учета коммунальных ресурсов.
5. Внедрение автоматизированного контроля исполнения заявок потребителей услуг ЖКХ и устранения аварий.
6. Внедрение цифровой модели управления объектами коммунального хозяйства.
7. Внедрение автоматических систем мониторинга состояния зданий и объектов ЖКХ.
Основной рекомендацией видится создание приложения для мобильных устройств, при участии жителей и предпринимателей, которое бы включало в себя управление всей, доступной для цифровизации, инфраструктурой, к которой относится в том числе жилищно-коммунальное хозяйство. Инициативное бюджетирование и интеграция с приложением «Госуслуги» было бы необходимым дополнением для расширения функционала данного приложения. Внедрение системы «Умный город» Администрацией г-к Анапа, при условии качественной работы, сделает город одним из лидеров по цифровизации, позволит распространить созданный продукт по другим российским городам и направлять вырученные средства для дальнейшего развития муниципалитета.
С целью совершенствования деятельности Администрации муниципального образования город-курорт Анапа в сфере ЖКХ предлагаем проект под названием «Институт общественных и жилищных инспекторов и экспертов» в городе-курорте Анапа. Для обеспечения эффективности функционирования данного института предлагается внедрить его в систему действующих ТОСов г-к Анапа.
Данный проект будет направлен в первую очередь на решение проблем получателей жилищно-коммунальных услуг — собственников многоквартирных домов. Суть проекта заключается в развитии общественного жилищного контроля, как института гражданского общества, обеспечивающего эффективную связь между собственниками МКД, управляющими организациями и местными органами власти через осуществление общественного жилищного контроля на территории муниципального образования город-курорт Анапа силами подготовленных общественных жилищных инспекторов и экспертов. Обученные общественные жилищные эксперты смогут проводить консультирование жильцам в сфере ЖКХ, взаимодействовать с управляющими организациями и контролировать их деятельность. Для советов и собственников МКД – это возможность получить квалифицированную помощь в сфере ЖКХ через специально обученных граждан добиваться решения вопросов защиты прав в сфере ЖКХ, а также позволит любому добровольцу самостоятельно включиться в деятельность института общественных и жилищных инспекторов и экспертов.
Таким образом, посредством создания института общественных жилищных, будут привлечены добровольцы для взаимодействия с Администрацией муниципального образования город-курорт Анапа с целью развития сферы ЖКХ совместными усилиями. В свою очередь, население сможет повысить свою правовую грамотность в жилищной сфере. Данные результаты приведут к решению актуальных проблем по осуществлению деятельности Администрации муниципального образования город-курорт Анапа в сфере ЖКХ. При этом эффективное использование объектов муниципального имущества обеспечит создание необходимых условий для самостоятельного решения органами местного самоуправления экономических, финансовых, социальных и других вопросов на уровне муниципального образования город-курорт Анапа.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ
1.1. Понятие и структура жилищно-коммунального хозяйства
Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из системообразующих сфер муниципального хозяйства, поскольку выполняет функции жизнеобеспечения населения и эксплуатации как социально-экономической, так и производственной инфраструктуры. Жилищно-коммунальное хозяйство можно отметить, как систему организационно-экономической взаимосвязанной деятельности в сфере производства и обеспечения промышленной продукции, направленной на устойчивое функционирование и развитие региона и направленной на надежное и качественное обеспечение населения жилищно-коммунальными услугами [46].
Основы организации и управления жилищно-коммунальным хозяйством в муниципальных образованиях изложены в работах Е.А. Ветровой [18], С.В. Вобленко [20]. Особенностям управления жилищным фондом и организации ресурсосбережения посвящено исследование Р.Г. Абакумова [7]. Вместе с тем необходимо отметить, что отдельные экономические и тарифные аспекты организации управления коммунальным хозяйством, его формирования и развития исследовались в трудах таких ученых как Е.В. Абонеева [10], Т.Н. Седаш [40], Я.И. Семилетова [41]. Также основные модели системы муниципального управления в сфере ЖКХ представлены в статье М.А. Асеевой и О.В. Глеба [13]. Основные направления совершенствования управления жилищно-коммунальным хозяйством описаны в работе Е.А. Артеменко [12] Проблемы управления в данной сфере отчетливо прослеживаются в статье А.Г. Бобкова [16], а также Соколова С.А. и Борисова К.В. [51]
Т.Н. Седаш предлагает рассматривать жилищно-коммунальное хозяйство как «многоотраслевой комплекс, состоящий из множества элементов (жилищное хозяйство, энергетическая инфраструктура, инженерные сооружения, транспортная инфраструктура и др.)» [40, с. 4]. Необходимо отметить, что комплекс ЖКХ региона также включает в себя систему озеленения и земельное хозяйство.
К специфическим характерным чертам современного комплекса ЖКХ региона Л.Л. Лычагина предлагает отнести «наличие сложной системы взаимосвязей субъектов хозяйствования, осуществляющих свою деятельность в сфере ЖКХ, населения, организаций, являющихся потребителями соответствующего комплекса услуг и органов власти территории» [27, с. 97].
Юридическое определение термина ЖКХ не приводится в действующих нормативно правовых актах, но разбирая содержание этой сферы путем перечисления работ и услуг, можно очертить границы этой деятельности [16]. Жилищно-коммунальная сфера представляет собой непростую конфигурацию: в структуре предприятий выделено более 30 видов деятельности. Основными из них являются: водоснабжение, теплоснабжение, канализация, очистка сточных вод и энергосбережение [42]. К другим услугам жилищно-коммунального хозяйства относятся работы по благоустройству территории: озеленение, подметание дорог и уборка снега, клининг жилых домов, нежилых помещений и другие.
Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) — это крупнейшая система жизнеобеспечения, охватывающая более 30 различных видов деятельности. Жилищно-коммунальное хозяйство оказывает многостороннее влияние на различные стороны жизни нашей страны, поэтому к его состоянию и безопасности предъявляются сегодня достаточно высокие требования. Острые проблемы возникли в государственном управлении жилищно-коммунальной сферой, а низкое качество и недостаточная эффективность управления ведут к снижению надежности функционирования системы. Поэтому современное состояние жилищно-коммунального хозяйства России требует внедрения комплекса реформ, которые бы позволили модернизировать данную отрасль в соответствии с современными экономическими реалиями.
Особенностью функционирования ЖКХ являются:
— наличие как естественных монополий (предприятий водоснабжения и водоотведения, транспортировки электроэнергии), так и подотраслей, в которых необходима и возможна конкуренция;
— сочетание производственных и непроизводственных функций, связанных с предоставлением услуг и изготовлением продукции;
— обеспечение населения ресурсами и предоставление широкого спектра услуг по надлежащему содержанию жилья, уровня благоустройства и развития соответствующей инфраструктуры;
— значительная социальная значимость хозяйства, что требует государственного регулирования и контроля со стороны потребителей;
— особая роль органов местного самоуправления в управлении ЖКХ.
Уровень развития жилищно-коммунального хозяйства оказывает существенное влияние на формирование общего хозяйственного комплекса территории. Например, строительство жилья вызывает необходимость освоения новых территорий (сооружение дорог, прокладка подземных сетей), развития городского транспорта, коммунальных предприятий, обеспечивающих жителей водой, теплом, электроэнергией и т.п., а также учебных и лечебных учреждений, предприятий и организаций всей сферы обслуживания. В большинстве случаев коммунальное хозяйство обеспечивает производственные объекты своей продукцией или услугами [55].
Жилищно-коммунальное хозяйство РФ в настоящее время является субсидируемой отраслью и находится в кризисе, который может характеризоваться неудовлетворительным финансовым положением, высокими потерями ресурсов, низкой конкуренцией, при производстве коммунальных услуг прослеживается отсутствие стимулов для снижения экономических затрат, износом основных средств и низкой энергоэффективностью [19].
Можно отметить следующие свойства ЖКХ:
— большое количество подсекторов, связанных с монополизацией производства, адаптационной возможностью принимать участие в формировании рыночных взаимоотношений, трудоемким производством услуг и капиталоемкостью;
— общность места производства потребительских и промышленных услуг;
— влияние на формирование иных сфер региональной экономики.
Отличительные черты жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации можно дополнить низким развитием структуры управления, также недостатком точного разделения функций в структуре жилищно-коммунальной системы, недостатком самостоятельного контроля над ценами, отсутствием интереса сотрудников ЖКХ в итогах выполняемой деятельности.
В свойствах ключевых факторов нереализованности плана реформы жилищно-коммунального хозяйства можно обозначить:
1) низкий уровень доходов привел к невозможности экономически повысить тарифы на жилищно-коммунальные услуги на разумном уровне;
2) сокращение бюджетного финансирования;
3) поверхностный подход к системному управлению жилищно-коммунальным хозяйством.
Сфера ЖКХ обладает такими системными характеристиками, как:
— связность: существующие подсекторы, которые работают вместе, имеют больший эффект, чем те, которые действуют без взаимосвязи;
— эмерджентное свойство: резервы всего комплекса может быть либо больше, либо равен или меньше, чем сумма резервов всех элементов его компонентов;
Свойствами системности жилищно-коммунального хозяйства считаются:
1) целостность цели абсолютно всех ее частей -оказание потребителям услуг жизнеобеспечения;
2) связь между подсекторами;
3) многоуровневая иерархическая структура;
5) существование системы управления и относительная независимость компонентов.
Являясь многоотраслевым комплексом, в соответствии с действующим законодательством, жилищно-коммунальное хозяйство, входит в компетенцию региональных органов местного самоуправления. Основываясь на этом, строится вся система управления жилищно-общественными службами. Несколько десятков лет назад, когда у государства энергосбережение и энергоэффективность не были в приоритете, привело к тому, что на сегодняшний день организациям жилищно-коммунального хозяйства приходится эксплуатировать неэффективное жилье и оборудование, которые не соответствуют современным требованиям.
Исходя из этого, можно утверждать о принадлежности услуг жилищно- коммунального хозяйства к категории социально-значимых, поскольку для данного вида услуг характерны следующие особенности:
— принадлежность к группе жизнеобеспечения;
— социальная значимость;
— отсутствие услуг-заменителей.
Вышеперечисленные особенности подчеркивают общеполезный характер жилищно-коммунального хозяйства.
Стоит отметить, что на современном этапе развития общества комфортные условия проживания и, в целом, человеческую жизнедеятельность сложно представить без предоставления коммунальных услуг (теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газ). От состояния сферы ЖКХ (технический износ инженерных сетей, качество предоставляемых услуг и бесперебойность их предоставления) зависят комфортные условия проживания населения.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что жилищно-коммунальное хозяйство, имея в своей структуре сложную иерархическую систему, требует системного подхода в управлении ими внутри муниципалитетов, с учетом хода его развития. Из этих особенностей следует необходимость управления жилищно-коммунальным хозяйством внутри региона и, следовательно, муниципалитетов с использованием системного подхода при решении проблем.