Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Уголовно-правовые средства защиты несовершеннолетних
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Социальная обусловленность уголовной ответственности за преступления против несовершеннолетних 6
1.1 Государственная политика в сфере защиты интересов несовершеннолетних 6
1.2 Правовые механизмы защиты интересов несовершеннолетних 15
1.3 История становления и развитие норм об ответственности за преступления против интересов несовершеннолетних в законодательстве России 27
Глава 2 Уголовно-правовая характеристика отдельных преступлений посягающих на права несовершеннолетних 34
2.1 Уголовно-правовая характеристика и квалификация преступлений, посягающих на психическое и физическое развитие личности несовершеннолетних 34
2.2 Уголовно-правовая характеристика и квалификация преступлений, посягающих на права ребенка жить и воспитание в семье, на уважение его человеческого достоинства и сохранение психического здоровья 63
Заключение 70
Список использованной литературы 76
Введение:
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в России в отношении детей складывается довольно тревожная ситуация и это несмотря на то, что в их отношении их защиты в последнее время были предприняты довольно значительные шаги. Например, ратифицированы основные международные документы в отношении детей, закрепляются в рамках действующего законодательства права детей, предусмотренные, в том числе и Конвенцией о правах ребенка , разрабатываются и принимаются федеральные программы, а в субъектах федерации учреждаются посты уполномоченных по правам детей, однако до реального соблюдения прав ребенка еще далеко.
Ярким свидетельством нарушения прав детей является то, что сегодня совершаются и в дальнейшем, думается будут совершаться, преступные посягательства.
В общей структуре преступности преступления против несовершеннолетних, предусмотренные в гл. 20 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ) составляют порядка 2%. Однако это не значит, что следует успокоиться и считать такой показатель незначительным, дело в том, что такие преступления носят повышенную социальную опасность.
Если следовать данным статистики, то по гл. 20 УК РФ за 2018 год было осуждено 47671 человек, в 2019 году — 48699 человек, в 2020 году – 39293 человека, в 2021 году – 48634 человека, в 2022 году – 50546 человек
Таким образом, как видим, статистика не утешительна, что лишний раз обуславливает актуальность темы представленного исследования.
Сегодня применительно к положениям действующего законодательства есть необходимость исследовать характеристику отдельных преступлений, которые посягают на права несовершеннолетних, с целью выявления имеющихся проблем и внесения предложений по их решению, без чего на современном этапе не получится сократить преступность в этой сфере.
Степень разработанности темы исследования. В разный период времени вопросы уголовно-правовой защиты несовершеннолетних в своих трудах рассматривали: Н.И. Трафимов, К.К. Сперанский, В.М. Волошин, С.Н. Красулей, Н.И. Кузнецова, О.А. Булгакова и др.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере применения уголовно-правовых средств защиты несовершеннолетних.
Предметом исследования являются нормы уголовного законодательства и иных законодательных актов, которыми тем или иным образом защищаются права несовершеннолетних.
Целью исследования является детальный анализ положений уголовного законодательства Российской Федерации в отношении средств защиты несовершеннолетних для выявления в этой сфере проблем и внесения обоснованных предложений по совершенствованию положений закона.
Представленная цель исследования предполагает необходимость решения следующих задач:
— рассмотреть государственную политику в сфере защиты интересов несовершеннолетних;
— проанализировать правовые механизмы защиты интересов несовершеннолетних;
— исследовать историю становления и развитие норм об ответственности за преступления против интересов несовершеннолетних в законодательстве России;
— дать уголовно-правовую характеристику преступлений, посягающих на психическое и физическое развитие личности несовершеннолетних;
— исследовать уголовно-правовую характеристику и квалификацию преступлений, посягающих на права ребенка жить и воспитываться в семье, на уважение его человеческого достоинства и сохранение психического здоровья.
Методологическую основу исследования составляют методы анализа и синтеза, формально-логический и логико-юридический методы исследования, а также конкретно-исторический метод.
Теоретическая основа исследования включает совокупность достижений отечественной правовой доктрины по исследуемой проблеме.
Практическая значимость работы заключается в том, что автор, основываясь на положениях действующего законодательства, выявляет основные проблемы правового регулирования средств защиты несовершеннолетних и разрабатывает предложения по изменению действующего законодательства.
Структура работы состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Механизм защиты прав несовершеннолетних в России, который основан на государственной политике в сфере обеспечения прав и интересов ребенка должен пониматься с точки зрения гарантированной Конституцией России совокупности законодательных положений, направленных на защиту прав и интересов ребенка. Однако можно заметить, что многие органы по защите прав ребенка фактически дублируют функции друг друга, что следует устранить, повысить в этой сфере эффективность посредством распределения между всеми органами определенных функций, не распыляя их по разным органам, а каждый из них должен заниматься своим, конкретно обозначенным направлением. Также на практике должна повышаться постоянно роль института Уполномоченных по правам ребенка, которые играют важную роль в реализации государственной политики в этом направлении.
Определено, что под механизмом защиты прав несовершеннолетних следует понимать взаимодействие правовых и социальных средств защиты.
Выявлено, что механизм защиты несовершеннолетних представлен тремя уровнями:
— междунаучным;
— федеральным;
— региональным.
Определено, что несовершеннолетние лица в гражданском праве имеют целый ряд прав, предоставленных им ГК РФ и иными федеральными законами, в частности, можно выделить такие права как право на авторство и использование произведения, право иметь в собственности недвижимое и движимое имущество, право собственности на полученное в дар и по наследству, право на алименты, пособия, назначаемые на содержание ребенка и пр. В то же время распорядиться такими правами несовершеннолетний не может без согласия на то его законных представителей или органов опеки и попечительства. Нами отмечен, и ряд проблем в части невозможности оставлять имущество в наследство непосредственно несовершеннолетним, определенные вопросы имеет и эмансипация, например, в части невозможности ребенка самостоятельно обратиться в суд с просьбой признать его полностью эмансипированным. В связи, с чем соответствующие изменения прилагается внести в действующее сегодня законодательство
Права несовершеннолетних детей в семейном праве определены в гл. 11 СК РФ, к которым, в частности, относятся:
— право жить и воспитываться в семье;
— право на защиту;
— право на выражение своего мнения;
— право на изменение имени и фамилии;
— имущественные права.
В то же время целый ряд прав несовершеннолетних оговорен и в иных нормах семейного законодательства. По нашему мнению, в СК РФ следует привести полный и исчерпывающий перечень прав несовершеннолетнего ребенка, что будет способствовать их более полной защите. Также нами был определен ряд проблем, имеющих место в действующем семейном законодательстве, которые требуют своего решения.
В уголовном праве несовершеннолетний обладает особым положением в части защиты его прав и основных свобод. В уголовном судопроизводстве несовершеннолетние наделены значительным объемом прав, что позволяет им защитить себя от произвольного подозрения, обвинения и осуждения.
Предлагаем следующую периодизацию становления и развития норм об ответственности за посягательства против несовершеннолетних:
1 этап — дореволюционный период. В этот период с X века, как правило, законодательство не принималось, а все регулировалось традициями и обычаями. Но впоследствии на протяжении семи сотен лет начали принимать отдельные законодательные акты об ответственности за преступления против несовершеннолетних, хотя они и были разрозненными, и только с момента принятие Соборного уложения стали принимать систематизированные акты права, в которых предусматривали отдельные составы преступлений, направленных против несовершеннолетних;
2 этап — послереволюционный период и времена СССР. В этот период законодательство об ответственности за преступления против несовершеннолетних развивается, принимаются несколько уголовных кодексов РСФСР, в которых ответственность за такие деяния была предусмотрена в отдельной главе;
3 этап – современный перерод. Со времен принятия УК РФ и до сегодняшнего дня, когда основная масса преступлений, направленных против несовершеннолетних помещена законодателем в отдельной гл. 20 УК РФ.
Определено, что деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 150 УК РФ будет имеет материальный состав. Оконченным деяние будет с того момента, как только вовлеченный несовершеннолетний совершает преступление, в которое его вовлекли. Это и рассматривается контексте общественно опасных последствий. Если же данного последствия нет, и это не зависит от воли виновного, деяние может квалифицироваться по ч. 3 ст. 30 УК РФ и по ст. 150 УК РФ.
Выявлено, что субъектами деяния, предусмотренного ст. 150 УК РФ могут выступать родители лишенные своих родительских прав, так как в соответствии со ст. 47 СК РФ права и обязанности родителей в основном основываются на происхождении ребенка, а лишение родительских прав не прекращает однозначно прав и обязанностей, такие лица и дальше могут оказывать на ребенка негативное воздействие.
Мы не поддержали точку зрения, что ст. 150 УК РФ должна быть исключена из УК РФ, так как мы имеем дело с подстрекательством, предусмотренным ч. 4 ст. 30 УК РФ. С нашей точки зрения, в силу ч. 2 ст. 30 УК РФ уголовная ответственность может наступить только за приготовление к тяжкому и особо тяжкому преступлению. Если попытка вовлечь лицо в преступление не удалась, то с позиции соучастия деяние действительно будет считаться подстрекательством, но с позиции теории стадий совершения деяния это будет приготовление к преступлению. Но уголовная ответственность может наступать только при приготовлении к тяжкому и особо тяжкому деянию. Таким образом, выходит, что если попытка вовлечения не удалась за совершение небольшой или средней тяжести деяния лицо вовсе не понесет ответственности.
Также и в отношении ст. 154 УК РФ звучит точка зрения, что состав следует сконструировать, как материальный или исключить из УК РФ, так как в ходе криминализации деяния не учтены принципы криминализации, к примеру, распространенность, достаточная общественная опасность. Мы не согласны и с этой точкой зрения. Дело в том, что общественная опасность это не принцип, а основание криминализации деяния, также и распространенность — это не принцип, а условие криминализации. Кроме прочего автор не принимает во внимание специфику несовершеннолетнего, как объекта деяния и тем самым не учитывает повышенную общественную опасность преступления, установленного в ст. 154 УК РФ.
Представляется необходимым в уголовном законодательстве для целей ст. 156 УК РФ формально закрепить понятие «неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию ребенка», что будет способствовать единству правоприменения.
Выявлено, что жесткое обращение с ребенком может выражаться в таких основных формах:
— физическое насилие над ребенком;
— психическое насилие над ребенком;
— применение иных способов воспитания не допустимых с точки зрения закона.
В то же время обращено внимание, что термин жестокое обращение с ребенком во многом является оценочным и не создает единства на практике в связи с чем предложено закрепить в ст. 156 УК РФ, вместо жестокого насилия, следующие основные признаки деяния: «совершения деяния с применением насилия неопасного для жизни ищи здоровья или с угрозой его применения» и «совершение деяния, что привело к существенному нарушению прав и законных интересов ребенка». Кроме прочего это даст возможность отграничить деяние, предусмотренное ст. 156 УК РФ, от того же, но малозначительного деяния.
Определено, что при определении степени общественной опасности деяния необходимо во внимание принимать следующие положения:
— неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию ребенка должно совершатся в системной связи с жестким обращением с ребенком;
— факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию ребенка, как правило, должен носить длящийся характер или характер продолжаемого деяния, хотя в некоторых случаях может иметь место и единичный факт.
Определено, что преступление, предусмотренное с. 156 УК РФ может совершаться исключительно с умышленной формой вины и с прямым умыслом.
Предложено ст. 156 УК РФ видоизменить в части ее субъектного состава и указать не только на родителей или иных лиц, на которых возложены обязанности по воспитанию ребенка, а равно педагогических работником или других работников образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, либо иных организаций, обязанных осуществлять надзор за несовершеннолетним, но и на лиц, на которых выложена обязанность заботиться о ребенке в силу родственных или договорных отношений.
Предлагаем дополнить ст. 156 УК РФ такими квалифицирующими признаками как совершение деяния повторно, против двух и более детей и совершение деяния в отношении ребенка, который находится я заведомо для виновного беспомощном состоянии.
Считаем, неверным при подмене ребенка исчислять срок давности с момента обнаружения подмены ребенка, так как сама норма ст. 78 УК РФ исходит из того, что срок давности исчисляется с момента совершения деяния, а не его обнаружения.
Считаем возможным исключить из ст. 153 УК РФ указание на мотив преступления, так как вряд ли подмена может нести меньший вред, если например, будет совершена в силу сострадания.
В целом полагаем, что законодатель должен подумать о видоизменении ст. 153 УК РФ, так как норма, по сути, является «мертвой» и на практике фактически не применяется, а установление любых уголовно-правовых запретов, кроме прочего, связано с распространенностью деяния и достаточностью или недостаточностью иных мер, помимо уголовной ответственности.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Социальная обусловленность уголовной ответственности за преступления против несовершеннолетних
1.1 Государственная политика в сфере защиты интересов несовершеннолетних
Государственная политика по отношению к несовершеннолетним лицам построена в первую очередь на положениях действующего сегодня законодательства России. Если следовать нормам Конституции Российской Федерации , детство с материнством поставлены под защиту государства. В силу ст. 11 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» , права несовершеннолетних защищаются соответствующими комиссиями, которые подлежат образованию органами местного самоуправления, например, они имеют право предъявить требование в суд в отношении лишения родителей родительских прав.
В Федеральном законе от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» , установлены специальные способы, посредством которых могут защищаться несовершеннолетние, в частности:
— создание в образовательном упреждении общественного детского объединения по инициативе лиц, которые достигли возраста 8 лет;
— по ходатайству обучающихся проводить расследование фактов ущемления прав детей;
— обращаться несовершеннолетним в соответствующие органы, в том случае, когда у них есть определенные противоречия и несогласия с вынесенными администрацией образовательного учреждения решениями;
— проведения со стороны учащихся митингов или собраний в случае, когда их права и интересы нарушаются.
Законодательство не исключает и возможность самозащиты прав несовершеннолетнего. Например, с силу п. 1 ст. 56 Семейного кодекса Российской Федерации (СК РФ) права ребенка должны защищаться непосредственно его родителями либо лицами, которые заменяют родителей. В том случае, когда несовершеннолетнее лицо в установленном порядке было признано полностью дееспособным, он вправе самостоятельно защищать свои права и интересы.
Следует упомянуть и Указ Президента России «Об объявлении в России десятилетия детства» , на основании которого было принято Распоряжение Правительства РФ о плане мероприятий в рамках десятилетия детства , что стало продолжением Национальной стратегии действий в интересах детей . Таким образом, государство предусмотрело основные мероприятия, которые должны проводиться в рамках программы десятилетия детства по таким основным направлениям:
— здоровье детей;
— развитие инфраструктуры детства;
— защита детей, которые по тем или иным причинам остаются без попечения своих родителей;
— обеспечение качества жизни ребенка с ограниченными возможностями, равно как и детей инвалидов;
— обеспечение безопасности любого ребенка.
По каждому из приведенных направлений были намечены определенные пути для достижения результата. Например, в отношении здоровья детей планируется достичь:
— высокой доступности медицинской реабилитации;
— ранее выявление врожденных заболеваний;
— реализация мер по снижение потребления детьми табака и наркотиков и др.
Однако к большому сожалению невозможно оценить эффект от данной программы в силу банального отсутствия материалов относительно ее реализации.
Следует сослаться и на Указ Президента России «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» , в соответствии с которым особое внимание необходимо уделять в государстве вопросам демографии, что предполагает необходимость предоставления определенных выплат на рождение и уход за ребенком, также еще в 2021 году было предложено создать систему мер поддержки семей с детьми и пр.
Применительно к теме настоящего исследования особый интерес вызывает политика государства в отношении несовершеннолетних в уголовной сфере.
Если провести системный анализ уголовного законодательства, которое действует на современном этапе, возможно, прийти к такому основному выводу, что лицо, не достигшее совершеннолетия, в рамках уголовного права понимается исходя из таких основных аспектов:
— лицо, которым было совершено преступление;
— лицо, которое в силу совершения преступления стало его жертвой .