Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Уголовно-правовая охрана окружающей среды в сельском хозяйстве
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ОСОБЕННОСТИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ОХРАНЫ
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ. 6
1.1. Понятие и сущность преступлений против окружающей
среды.. 6
1.2. Общая характеристика преступлений, посягающих на
окружающую среду в сельском хозяйстве. 18
2.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СЕЛЬСКОМ
ХОЗЯЙСТВЕ. 36
2.1.
Проблемы уголовно-правовой охраны окружающей среды в сельском хозяйстве 36
2.2.
Перспективы уголовно-правовой охраны окружающей среды в сельском хозяйстве. 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 50
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 53
Введение:
С давних времен и по сей день сельское хозяйство является серьезным
подспорьем для большинства граждан России, а для некоторых единственным
источником существования, ведь недаром говорят, что деревня кормит город, ведь
абсолютно невозможно представить питание россиян, если с прилавков магазинов
пропадут все сельскохозяйственные продукты.
Вместе с тем, в последнее время в погоне за большими урожаями, а
соответственно и доходами, многие фермеры и землевладельцы начали забывать, что
ресурсы земли во многом невосполнимы, её нельзя бесконечно захламлять,
загрязнять, поливать различного рода химикатами.
Рано или поздно это приведёт к серьезным последствиям, как для самого
земельного участка, так и для здоровья, а иногда и жизни животных, птиц, рыб и
самих людей.
На сегодняшний день Уголовный кодекс Российской Федерации не содержит
статей, которые бы прямо поименовали преступления, посягающие на окружающую
среду именно в сельском хозяйстве, варианты возможных преступных деяний
содержатся в главе 26 Экологические преступления и являются достаточно общими,
поскольку, например, использование химикатов может осуществляться не только в
сельском хозяйстве.
Кроме того, преступления рассматриваемой категории довольно часто
бывает сложно квалифицировать именно в силу того, что нет четких критериев,
например, в том случае, если происходит вырубка лесных насаждений на землях
сельскохозяйственного назначения, то речь идет о незаконной вырубке лесов,
вместе с тем оставшийся мусор, опилки, материалы, всё это загрязняет именно земли
сельхозназначения и делает невозможным их использование без проведения
соответствующих мероприятий по очистке, рекультивации и т.д., таким образом,
данное деяние может образовывать сразу два состава преступления.
И таких случаев встречаются достаточно много, если обратиться к
судебной практике, то можно увидеть полное отсутствие единообразия, поскольку
очень схожие деяния квалифицируются по-разному и влекут неодинаковые наказания,
что свидетельствует о наличии многих правовых пробелов и неурегулированности.
Вышеизложенное обуславливает необходимость внесения соответствующих
изменений и дополнений и обуславливает актуальность темы.
Объектом исследования настоящей работы
являются общественные отношения, складывающиеся в сфере уголовно-правовой
охраны окружающей среды в сельском хозяйстве.
Предметом являются нормативно-правовые акты,
научная и учебная литература, акты судебных органов, статистика, отражающие
различные аспекты уголовно-правовой охраны окружающей среды в сельском
хозяйстве.
Целью выпускной квалификационной работы
является комплексный анализ уголовно-правовой охраны окружающей среды в
сельском хозяйстве.
Для достижения поставленной цели необходимо
решить следующие задачи:
— рассмотреть понятие и сущность преступлений
против окружающей среды,
— дать общую характеристику преступлений,
посягающих на окружающую среду в сельском хозяйстве,
— проанализировать проблемы уголовно-правовой
охраны окружающей среды в сельском хозяйстве,
— исследовать перспективы уголовно-правовой
охраны окружающей среды в сельском хозяйстве.
Методологической основой исследования являются
общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частнонаучные
методы: исторический, системно-структурный, социологический, технико —
юридический, лингвистический, сравнительного правоведения,
нормативно-логический, аналитический, синтеза и др.
Нормативную правовую основу составили:
Конституция РФ, федеральные законы, постановления Правительства РФ, подзаконные
и ведомственные правовые акты и иные акты.
Теоретической основой исследования стали
научные труды таких ученых как Бринчук М.М., Брич Л.П., Верина Г.В., Воронина
А.В., Гаухман Л.Д., Денисова А.В., Дубовик О.Л., Жданов Ю.А., Журавлёва А. В.,
Снигирёва Г. Д., Сенникова И. Л., Забавко Р.А., Камакин А.М., Чиженкова О.А.,
Зайцев В.Ф., Качина Н. В., Кулыгин В.В., Каплунов В.Н., Лопашенко
Н.А.,Петровская В.В., Попов И.В., Смирнова Ю.Д., Тимошенко Ю.А., Фалилеев В. А,
Гармаев Ю. П., Устюкова В.В., Биткова Л.А. и др.
Эмпирической основой послужили: статистические данные, материалы судебной и
правоприменительной практики.
Практическая применимость исследования состоит в том, что выработанные в
ходе исследования предложения позволят устранить некоторые пробелы, которые
встречаются в сфере уголовно-правовой охраны окружающей среды в сельском
хозяйстве.
Структура выпускной квалификационной работы
определяется целью и задачами исследования, необходимостью логического
расположения материала.
Работа включает введение, две главы, состоящие
из четырех параграфов, заключение и список использованных источников.
Заключение:
Подводя итог, можно сделать следующие выводы и
предложения.
В ходе исследования был выявлен ряд проблем
правового регулирования, которые создают трудности для привлечения к уголовной
ответственности лиц, виновных в совершении преступлений против окружающей среды
в сельском хозяйстве, а также серьезно усложняют процесс квалификации
преступлений.
Кроме того, законодательство в рассматриваемой
сфере не является системным, нормы разрозненны, Уголовный кодекс РФ не содержит
четкого ответа, какие конкретно преступления относятся к нашему предмету
рассмотрения, нормы носят общий характер и могут относиться не только к сфере
сельского хозяйства (загрязнение, захламление, отравление почвы химикатами и
т.д.)
Необходимо отметить,
что существующая редакция статьи 249 УК РФ в контексте описания объективных и
субъективных элементов и их признаков состава нарушения ветеринарных правил не
позволяет в полном объёме осуществлять уголовно-правовую охрану общественных
отношений в сфере обеспечения ветеринарной безопасности.
В свете
вышеизложенного, считаем целесообразным предложить следующую редакцию ст. 249
УК РФ в части ответственности за нарушение ветеринарных правил:
«Статья
249. Нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с
болезнями и вредителями растений.
1.
Нарушение ветеринарных правил, повлекшее по неосторожности распространение
эпизоотий или иные тяжкие последствия в виде причинения крупного материального
ущерба и передачи заразного заболевания от животных людям, — наказывается
штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы
или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными
работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными
работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет,
либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот
же срок.
Нарушение
правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений, повлекшее
по неосторожности тяжкие последствия, — наказывается штрафом в размере до ста
двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода
осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до
трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного
года, либо ограничением свободы на срок до двух лет.
21.
Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные
лицом с использованием своего служебного положения, — наказываются штрафом в
размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере
заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до трех лет
либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать
определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до
трех лет или без такового».
Отправным моментом для разграничения предметов преступлений против
собственности и предметов экологических преступлений по признаку вложения труда
может служить лишь цель. Поэтому разграничительным критерием между предметами
экологических преступлений и преступлений против собственности следует считать
не сам факт вложения труда, а цель такого вложения экологическую или экономическую.
Предметом хищений такие деревья и
кустарники быть не могут, так как они не обладают признаками имущества, а
именно меновой стоимостью, и экономическую функцию не выполняют, поэтому их
незаконную рубку следует квалифицировать по ст. 260 УК РФ при наличии всех ее
признаков.
Для
устранения отмеченных противоречий предлагается два пути решения:
1)
организация и проведение органами власти региона мероприятий по переводу земель
сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда;
2) внесение
изменений в действующее федеральное законодательство в части определения
ответственности за незаконную рубку лесов на землях сельскохозяйственного
назначения.
На наш
взгляд, целесообразно внести изменения в ст. 260 УК РФ в части расширения
перечня насаждений, не отнесенных к лесным, независимо от их предназначения для
обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных,
антропогенных и техногенных явлений.
Предложенное
решение будет способствовать более эффективному применению нормы об
ответственности за незаконную рубку лесных насаждений.
Общей
чертой всех рассмотренных выше норм, предусматривающих наступление уголовной
ответственности в сфере защиты растений, является их отсылочный характер.
Таким
образом, эффективность применения ответственности в данной сфере во многом
зависит от развитости специального законодательства.
В этой связи целесообразно обратить внимание на правовое регулирование
указанных вопросов в Беларуси, в которой существует проработанная система
охраны растительного мира, и подобный опыт мог бы быть заимствован и российским
законодателем.
Фрагмент текста работы:
1. ПОНЯТИЕ,
ВИДЫ И ОСОБЕННОСТИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В СЕЛЬСКОМ
ХОЗЯЙСТВЕ 1.1.
Понятие и сущность преступлений против окружающей среды Уголовная ответственность за экологические преступления закреплена в
главе 26 УК РФ[1].
Они имеют свои специфические особенности, которые выражаются в элементах
составов преступлений.
Кроме того, экологические преступления имеют еще один специфический
отличительный признак, который выражается в том, что предметом данных
преступлений является окружающая среда.
В доктрине уголовного права выделяются следующие виды экологических
преступлений: экологические преступления общего характера и специальные виды
экологических преступлений.
К первой группе относятся: нарушение правил охраны окружающей среды при
производстве работ (ст. 246 УК РФ); нарушение правил обращения экологически
опасных веществ и отходов (ст. 247 УК РФ); нарушение правил безопасности при
обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или
токсинами (ст. 248 УК РФ), нарушение законодательства РФ о континентальном
шельфе и об исключительной экономической зоне РФ (ст. 253 УК РФ); нарушение
режима особо охраняемых территорий и объектов (ст. 262 УК РФ).
Охране природы и экологии уделяется внимание не только в Российском
законодательстве. Мировое сообщество уделяет внимание чистоте окружающей среды,
и многие зарубежные страны в качестве преступлений закрепляют экологические
деликты[2].
На практике экологическим правонарушением считают противоправные действия
либо бездействие, которые наносят вред природе и угрожает экологической
безопасности. Чтобы установить факт его совершения должны выполняться
одновременно 3 условия.
1) Наличие преступного действия
или бездействия. Некоторые экологические правонарушения совершаются в виде
бездействия, например, несоблюдение правил обращения с отходами, невывоз
мусора, нарушение порядка утилизации токсичных веществ и т.д. Другие могут выражаться
только в форме действия: незаконная охота или рыбалка, вырубка лесов,
несанкционированные свалки, и т.д.
2) Опасные последствия
правонарушения или возможное их наступление. Это может быть гибель животных или
растений в зоне загрязнения, массовые заболевания людей, непригодность почвы
или воды для использования.
3) Очевидная связь между
действиями и последствиями. Иногда сложно доказать, что вред причинен в
результате конкретного действия или бездействия.
Виновными в совершении правонарушения могут быть как граждане, так и
должностные или юридические лица. В некоторых случаях преступники действуют с
умыслом, например, добыча ценных видов животных. В других правонарушение
совершают по неосторожности, небрежности или легкомыслию[3].
Ст. 75 Федерального закона от
10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»[4] определяет следующие варианты ответственности: уголовная,
административная, гражданско — правовая, имущественная и дисциплинарная. Все
споры об экологических правонарушениях решаются в судебном порядке.
Виновные обязаны добровольно или по решению суда полностью возместить
вред, который противоправными действиями нанесен окружающей среде. Это может
быть материальная компенсация либо восстановление поврежденной окружающей среды
за собственный счет.
Предъявить иск о возмещении
причиненного экологическим правонарушением ущерба можно в течение 20 лет.
Кроме
компенсации ущерба, суд может приостановить либо прекратить деятельность
организаций или ИП, не соблюдающих законодательство об охране окружающей среды.
При
определении степени наказания учитывают, насколько высока опасность преступного
действия или бездействия для экологии, и к каким последствиям это может
привести.
Можно
выделить 4 группы экологических преступлений:
1. Нарушение правил природопользования в ст. 246 — 249. К
ним относятся несоблюдение процедуры обращения с экологически опасными
веществами и отходами, ветеринарных правил, порядка проектирования,
строительства и ввода в эксплуатацию объектов промышленности, сельского
хозяйства или науки.
2. Порча природных объектов рассматривается в ст. 250 —
255 и 257. Это загрязнение воды, воздуха, морской среды и почвы (подробнее
здесь). Так же к этой группе относится сплав древесины, строительство мостов,
эксплуатация водозаборных сооружений, которые привели к массовой гибели водных
обитателей.
3. Преступления против фауны описаны в ст. 256, 258,
258.1. Таковыми являются незаконный вылов ценных пород рыб и морских животных,
несанкционированная охота, добыча занесенных в Красную книгу водных обитателей
и животных. [1] Уголовный кодекс
Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ//Собрание законодательства
Российской Федерации от 17 июня 1996 г. N 25 ст. 2954 [2] Воронина А.В.
Юридические лица как субъекты уголовной ответственности по экологическим
преступлениям // Инновационно — технологическое развитие науки: сборник статей
международной научно — практической конференции: в 3 частях, Уфа: ООО
«Аэтерна», 2017. — С. 184 — 186. [3] Забавко Р.А. Уголовно —
правовая охрана окружающей среды и природных ресурсов в иностранных государствах:
монография, Иркутск: Ретроцентр А1,2016. — С. 122. [4] Федеральный закон
от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»// Собрании
законодательства Российской Федерации от 14 января 2002 г. N 2 ст. 133.