Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Уголовно правовая характеристика злоупотребления должностными полномочиями
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 6
1. ОБЪЕКТ И ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ 9
1.1. Объект злоупотребления должностными полномочиями 9
1.2. Объективная сторона злоупотребления должностными полномочиями 17
2. СУБЪЕКТ И СУБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ 26
2.1. Субъект злоупотребления должностными полномочиями 26
2.2. Субъективная сторона злоупотребления должностными полномочиями 36
3. ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ 44
3.1. Квалифицированные и особо квалифицированные виды злоупотребления должностными полномочиями 44
3.2. Отграничение злоупотребления должностными полномочиями от смежных составов 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 68
Введение:
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что злоупотребле-ние должностными полномочиями в нашей стране является одним из самых распространённых должностных преступлений.
По данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ, в 2021 году за совершение должностных преступлений было осуждено 3 342 чело-века. Причем подавляющее большинство граждан (1812) получили в каче-стве наказания штрафы, и лишь 461 человек был приговорен к лишению свободы.
Борьба с такого рода деяниями является важнейшей из задач в уголов-но-правовой политики России. Противодействие совершению указанных преступлений бессильно, если не ведется работа по выявлению и устранению причин, способствующих нарушению закона. Вопрос о соотнесении кара-тельных и профилактических мер в борьбе с должностными преступлениями стоит неоднозначно.
На наш взгляд, на предупреждение совершения должностных преступ-лений должны применяться значительно большие государственные силы, нежели на преследование за коррупционные правонарушения. Однако, тен-денция такова, что профилактика должностной преступности стоит для гос-ударства в разы дороже привычных мер уголовно-правового реагирования.
По нашему мнению, основным средством профилактики такого рода преступлений является устранение причин его совершения. Злоупотребления полномочиями в уголовном праве далеко не новое явление и, к сожалению, в обозримом будущем проблема едва ли будет полностью решена, что требу-ет дальнейших теоретических исследований, новых подходов к развитию и совершенствованию.
Вопросам уголовной ответственности за злоупотребление должностны-ми полномочиями в последние годы посвящены научные труды В.Н. Бор-ков, К.С. Григорова, С.М. Кочои, В.И. Михайлов, А.М. Сильников, П.С. Яни и др.
Однако большинство проблем, связанных с квалификацией данного преступления остаются не решенными на практике.
Целью выпускной квалификационной работы является комплексный анализ уголовной ответственности за злоупотребление должностными пол-номочиями.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие за-дачи:
— рассмотреть объект злоупотребления должностными полномочиями,
— исследовать объективную сторону злоупотребления должностными полномочиями
— изучить субъект злоупотребления должностными полномочиями,
— проанализировать субъективную сторону злоупотребления должност-ными полномочиями,
— исследовать квалифицированные и особо квалифицированные виды злоупотребления должностными полномочиями,
— выявить отграничения злоупотребления должностными полномочиями от смежных составов.
Объектом исследования настоящей работы являются общественные от-ношения, складывающиеся в сфере уголовной ответственности за злоупо-требление должностными полномочиями.
Предметом – нормативно-правовые акты, научная и учебная литерату-ра, акты судебных органов, статистика, отражающие различные аспекты уголовной ответственности за злоупотребление должностными полномочия-ми.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что положения настоящей работы могут быть использованы в преподавательской деятель-ности специалистов учебных заведений, а также для дальнейших теоретиче-ских исследований по рассматриваемой в данной работе теме.
Практическая значимость исследования состоит в том, что выработан-ные в ходе исследования предложения могут быть использованы в целях со-вершенствования действующего законодательства.
Научная новизна заключается в комплексности предпринятого анализа уголовной ответственности за злоупотребление должностными полномочия-ми, выявлении существующих проблем и формулировании предложений по их решению.
Структура выпускной квалификационной работы определяется целью и задачами исследования, необходимостью логического расположения мате-риала.
Работа включает введение, три главы, состоящие из шести параграфов, заключение и список использованных источников.
Заключение:
Подводя итог, можно сделать следующие выводы.
Злоупотребление должностными полномочиями, а также превышение должностных полномочий содержат посягательство на функционирование органов государственной власти.
Следовательно, лица, совершившие такие деяния, посягают на регла-ментированную нормативными правовыми актами деятельность государ-ственных органов, органов местного самоуправления, государственных корпораций, государственных и муниципальных учреждений, Вооружённых Сил Российской Федерации, других воинских формирований РФ.
Последствия могут выразиться в существенном нарушении прав и за-конных интересов граждан, организаций, вплоть до нарушения охраняемых законом интересов государства и общества.
Злоупотребление должностными полномочиями не только наносят урон государственным органам и органам местного самоуправления, но подры-вают авторитет государственной власти на международном уровне. Объект рассматриваемого преступления – органы местного самоуправления, госу-дарственные органы, государственные и муниципальные учреждения, Во-оруженные Силы и воинские формирования России.
Как вытекает из ст. 285 УК РФ, объектами преступления не являются товарищества и хозяйственные общества, различные кооперативы и иные организации, которые не имеют отношения к муниципальной и государ-ственной форме собственности (например, иностранные компании).
Объективную сторону рассматриваемого преступления характеризуют следующие признаки:
1) в силу занимаемого служебного положения должностным лицом со-вершены общественно опасные действия;
2) преступное деяние посягает на деятельность общественного или госу-дарственного аппарата;
3) содеянное приводит к существенным нарушениям законных интере-сов и прав физических и юридических лиц, а также к нарушению государ-ственных и общественных интересов.
Субъект рассматриваемого преступления – должностное лицо, занима-ющее соответствующую должность в государственных органах, органах местного самоуправления, муниципальном или государственном учрежде-нии, Вооруженных силах или воинских формированиях России.
Кроме того, в отдельных случаях госслужащие, не являющиеся при этом должностными лицами, также могут подпадать под действие ст. 285 УК РФ. С субъективной стороны рассматриваемое преступление совершается с косвенным или прямым умыслом.
При этом виновное лицо осознает общественную опасность своих дея-ний, понимает, что действует (либо проявляет бездействие) вопреки служеб-ным интересам и, что результатом может быть наступление последствий, вредных для интересов и прав граждан, для общественных или государ-ственных интересов, однако желает или сознательно допускает возникнове-ние таких последствий.
По отношению к последствиям умысел виновного лица обычно бывает неконкретизированным, т.е. виновное лицо предвидит размер возможных негативных последствий только в общем, но желает или допускает возникно-вение любых возможных последствий.
Обязательный признак субъективной стороны должностных преступле-ний– мотив. В качестве мотива, побудившего превысить должностные пол-номочия, может выступать карьеризм, корысть, зависть и др.
В ходе исследования были выявлены некоторые проблемные вопросы, в связи с чем, считаем целесообразным предложить некоторые пути их реше-ния.
1. Смысловой анализ диспозиций ст.ст. 285 и 286 УК РФ позволяет в их сопоставлении с приведенными примерами из судебной практики недву-смысленно разграничивать между собой действия виновных должностных лиц, которые совершают превышение должностных полномочий либо зло-употребляют должностными полномочиями.
Таким образом, формулировка «никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать», используемая в качестве составообразующего при-знака превышения должностных полномочий, приведенная в п. 19 постанов-ления
№ 19, позволяет квалифицировать сходные действия одновременно и как злоупотребление должностными полномочиями, и как их превышение.
Рекомендуется исключить вышеуказанный признак из постановления № 19 в целях единообразного применения Уголовного закона, поскольку положения ст. 285 и ст. 286 УК РФ в их взаимосвязи содержат достаточные признаки, позволяющие отграничить одно преступление от другого.
2. Рассмотренные проблемы отграничения таких составов преступления как получение взятки и злоупотребление должностными полномочиями, равно как и другие, могут быть разрешены в рамках правоприменительной практики только за счет принятия соответствующего акта толкования уго-ловно-правовых норм — постановления Пленума Верховного суда Россий-ской Федерации «Об отграничении смежных составов преступлений кор-рупционной направленности», из которого бы четко следовало понимание сложных вопросов квалификации противоправных деяний.
Фрагмент текста работы:
1. ОБЪЕКТ И ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ
1.1. Объект злоупотребления должностными полномочиями
Уголовно-правовая норма ст. 285 Уголовного кодекса Российской Фе-дерации (далее — УК РФ) определяет основной состав злоупотребления должностными полномочиями как использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совер-шено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло суще-ственное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
Объект преступления – это общественные отношения и интересы, охра-няемые уголовным законом, которым причиняется вред или создается угро-за причинения вреда преступлением .
Согласно ч. 1 ст. 2 УК РФ таковыми выступают права и свободы чело-века и гражданина, собственность, общественный порядок и общественная безопасность, окружающая среда, конституционный строй Российской Фе-дерации, мир и безопасность человека.
Основным непосредственным объектом преступления, предусмотренно-го ст. 285 УК РФ, являются общественные интересы, обеспечивающие нор-мальное функционирование аппарата управления органов государственной власти, иных государственных органов и органов местного самоуправления, а также авторитет государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
В ст. 1 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе гос-ударственной службы Российской Федерации» закреплено понятие госу-дарственной службы как профессиональной служебной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.
Общая теория объекта преступления глубоко разработана в науке уго-ловного права.
Вместе с тем, новая систематизация правовых норм в УК РФ 1996 г. привела к тому, что мнения ученых в вопросе о классификации объектов преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления разделились.
До принятия действующего уголовного закона в науке уголовного пра-ва была принята трехчленная классификация объектов уголовно-правовой охраны: общий, родовой и непосредственный, что, в частности, было обу-словлено структурой УК РСФСР 1960 г.
Указанная классификация объектов преступлений у различных исследо-вателей чаще не предусматривала такое звено, как видовой объект уголовно-правовой охраны.
Рассматривая вопрос о квалификации объектов преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в ор-ганах местного самоуправления, одни авторы (В.Н. Кудрявцев, А.В. Наумов, Л.Д. Гаухман, Н.И. Ветров и др.) наиболее правильной считают трехзвенную классификацию объектов данного вида преступлений.
Другие же (В.Н. Петрашева, А.И. Рарог и др.) придерживаются четы-рехзвенной классификации, согласно которой объекты группируют на об-щий, родовой, видовой и непосредственный.
Следует согласиться с точкой зрения В.Н. Баландюка, который указы-вает, что видовой объект преступления, являющийся составной частью ро-дового объекта и объединяющий совокупность родственных и взаимосвя-занных общественных отношений, положен в основу деления преступлений на главы Особенной части УК РФ.
Статья 285 УК РФ помещена в гл. 30 «Преступления против государ-ственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» разд. 10 «Преступления против государственной власти»; таким образом, по представлению законодателя, родовым объектом данного преступления является совокупность общественных отношений, обеспечивающих нормальное функционирование государственной власти, а видовым объектом – совокупность общественных отношений, обеспечиваю-щих нормальное функционирование государственной власти, интересы гос-ударственной службы и службы в органах местного самоуправления.
Можно отметить, что видовой объект является разновидностью родово-го объекта преступления и для характеристики преступления смысловой нагрузки не несет.
Толковый словарь С.И. Ожегова определяет власть как право и воз-можность распоряжаться кем-чем-нибудь, подчинять своей воле; политиче-ское господство, государственное управление и органы его .
В Конституции Российской Федерации закреплено, что государствен-ная власть осуществляется посредством деятельности федеральных государ-ственных органов и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Кроме этого, закон может наделять отдельными государственными полномочиями и органы местного самоуправления.
Нарушая нормальную деятельность органов государственной власти, виновное лицо тем самым совершает посягательство на саму государствен-ную власть.