Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Уголовная ответственность за коммерческий подкуп
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. КОММЕРЧЕСКИЙ ПОДКУП КАК КОРРУПЦИОННОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ…………………………………………………………………………………….. 7
§ 1. Понятие коррупции и коррупционного преступления……………………………. 7
§ 2. История развития отечественного законодательства об
уголовной ответственности за коммерческий подкуп………………………………………………….. 11
§ 3. Ответственность за коммерческий подкуп по уголовному
законодательству зарубежных государств……………………………………………………………………………. 16
ГЛАВА 2. УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОММЕРЧЕСКОГО
ПОДКУПА……………………………………………………………………………………………… 20
§ 1. Объективные признаки коммерческого подкупа………………………………….. 20
§ 2. Субъективные признаки коммерческого подкупа…………………………………. 27
§ 3. Квалифицирующие признаки коммерческого подкупа…………………………. 33
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ КВАЛИФИКАЦИИ КОММЕРЧЕСКОГО ПОДКУПА 44
§ 1. Разграничение коммерческого подкупа со смежными
преступлениями….. 44
§ 2. Совершенствование отечественного законодательства об
ответственности за коммерческий подкуп………………………………………………………………………………. 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………………. 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………… 72
Введение:
Актуальность
темы исследования. Одной из самых актуальных тем, которая всегда волновала
различные государства, была проблема, связанная с коррупцией. Коррупционные правонарушения
в условиях современного общества – это проблема, которая является актуальной в
различных сферах жизни не только России, но и зарубежных стран, и выражается в
самых разнообразных видах и формах. «Коррупция представляет собой явление не
простое, неоднозначно понимаемое, которое: развивается с течением времени и
носит конкретно-исторический характер; в большой степени зависимо от различных
социальных условий, особенностей развития сознания нации, исторически
сложившихся традиций страны»[1].
В настоящее время в Российской
Федерации сложилась нормативная правовая база по противодействию коррупции на
федеральном, региональном и муниципальном уровнях как единая и целостная
правовая система, формирующая антикоррупционную политику государства и на долгосрочную,
и на краткосрочную перспективы. На основе нормативного правового элемента
антикоррупционной политики установлены ее структурно-организационные компоненты
в виде должностных лиц, органов, организаций и взаимосвязей между ними.
Стратегией национальной безопасности
Российской Федерации коррупция отнесена к числу основных государственных угроз[2].
Масштабы распространения и пагубные последствия указывают на высокую
общественную опасность этого негативного социального явления и необходимость
поиска эффективной модели противодействия ему уголовно-правовыми средствами.
Кроме этого, «требуют пристального внимания произошедшие в 2016 году в области
противодействия коррупции изменения уголовного законодательства России,
существенным образом повлиявшие на дифференциацию уголовной ответственности за
взяточничество»[3].
Общественная опасность и
распространенность преступлений коррупционной направленности обусловливают
появление дополнительных требований к знаниям, умениям и навыкам специалистов,
получающих высшее юридическое образование.
В борьбе с коррупцией и коммерческим
подкупом, основополагающая роль отводится уголовно-правовым средствам. В целях защитить
от преступных посягновений общественные отношения в данной области, а также
предотвратить в дальнейшем осуществления подобных коррупционных правонарушений.
Были приняты законы за передачу либо получение коммерческого подкупа, отраженных
в ст. 204, а также ст.ст. 204.1-2 Уголовного Кодекса Российской Федерации
(далее – УК РФ).
Актуальность темы работы также определяется
тем, что для коммерческого подкупа характерен высокий уровень латентности, что
является поводом для дальнейшего совершенствования работы правоохранительных
органов, а также уголовного законодательства.
Объектом исследования являются
общественные отношения, возникающие в связи с нарушением уголовно-правового
запрета, связанного с коммерческим подкупом.
Предметом изучения данной темы
являются положения уголовного законодательства Российской Федерации о
коммерческом подкупе и изученные автором материалы судебно-следственной
практики.
Цель работы состоит в анализе проблем
уголовной ответственности за деяния, предусмотренные ст. 204 УК РФ «Коммерческий
подкуп», а также определении возможных путей совершенствования отечественного
уголовного законодательства в сфере борьбы с коррупцией и практики его
применения.
Для достижения поставленной цели
необходимо решить следующие задачи:
— раскрыть понятие коррупции и
коррупционного преступления;
— рассмотреть историю развития
отечественного законодательства об уголовной ответственности за коммерческий
подкуп;
— исследовать ответственность за
коммерческий подкуп по уголовному законодательству зарубежных государств;
— охарактеризовать объективные
признаки коммерческого подкупа;
— охарактеризовать субъективные признаки
коммерческого подкупа;
— охарактеризовать квалифицирующие
признаки коммерческого подкупа;
— проанализировать разграничение
коммерческого подкупа со смежными преступлениями;
— исследовать направления
совершенствования отечественного законодательства об ответственности за
коммерческий подкуп.
При разработки выбранной темы
применялись следующие методы: историко-правовой, сравнительно-правовой методы,
метод теоретического анализа и синтеза, структурно-функциональный и
статистический методы.
В качестве нормативной базы
исследования использовались: Конституция Российской Федерации, уголовное
законодательство дореволюционного, советского и современного периодов,
применительно к коммерческому подкупу, гражданское законодательство.
Эмпирической базой работы являлись
прежде всего постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации,
затрагивающие исследуемую тему, материалы научных публикаций, статистические
данные Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – МВД России) и
судебных органов, материалы судебно-следственной практики.
Теоретическую основу исследования
составили труды российских ученых в области уголовного права. В частности,
проблема коррупции представлена в трудах С.В. Бондаренко, С.М. Будатарова, В.В.
Лунеева, Б.В. Волженкина и др. К числу авторов, исследующих проблему
коммерческого подкупа, относятся С.Д. Макаров, А.С. Горелик, И.В. Шишко, Г.Н.
Хлупина, О.Х. Качмазов и др.
Структура исследования включает
введение, три главы, разделенные на параграфы, заключение и список
использованных источников. [1]
Егорова Н.А. Теоретические проблемы уголовной ответственности за преступления
лиц, выполняющие управленческие функции (управленческие преступления).
Волгоград, 2006. 552 с. [2]
Элекина С.В. Особенности субъективной стороны преступлений против службы в
коммерческих и иных организациях: юридико-технический анализ // Вестник ТвГУ.
Серия «Право». 2020. № 2 (62). С. 178-185. [3]
Элекина С.В. Особенности субъективной стороны преступлений против службы в
коммерческих и иных организациях: юридико-технический анализ // Вестник ТвГУ.
Серия «Право». 2020. № 2 (62). С. 178-185.
Заключение:
По результатам проведенного исследования можно сформулировать следующие
выводы.
В настоящее время на уровне
законодательства и в правоприменительной практике уделяется особое внимание
преступлениям коррупционной направленности. Одним из таких преступлений в
соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии
коррупции» считается коммерческий подкуп, ответственность за который
предусмотрена ст. 204 Федерального закона от 13.06.1996 № 63-ФЗ «Уголовный
кодекс Российской Федерации». Традиционно Россию относят к
романо-германской правовой семье, в связи с чем полагаем, что изучение
законодательства стран англо-саксонской правовой семьи имеет ценность как при
изучении положительного опыта, так и при выявлении законодательных и
правоприменительных недостатков.
Анализируя подходы, действующие в России и в США, очевидно,
что законодательство России наиболее четко регламентирует понятие, а также не
выделяет конкретную сферу совершения коммерческого подкупа, что в значительной
мере оказывает влияние на правоприменительную практику, а также создает единый
подход к назначению наказания, и вследствие чего, несомненно, формируется
единообразное правосознание граждан, при этом, учитывая единое уголовное
законодательство на всей территории страны, меры уголовно-правового характера
более эффективно направлены на пресечение выявления гражданами пробелов
законодательства с противоправной целью.
Рассматривая преступление «коммерческий подкуп», мы
обращаем внимание, что оно объединяет целых два самостоятельных состава
преступления, такие как дача коммерческого подкупа (части 1, 2, 3, 4 ст. 204 УК
РФ) и получение коммерческого подкупа (части 5, 6, 7, 8 ст. 204 УК РФ).
Под
объектом имеется в виду не само вознаграждение, а та область, на которую
направлена цель подкупа, то есть управление организацией. Данная деятельность:
выполняется специально уполномоченными сотрудниками, чьи обязанности по ее
выполнению соответствующим образом оговорены в их
трудовых контрактах; призвана служить правомерным интересам граждан РФ; жестко
нормируется законодательными положениями и внутренними актами организации.
Таким
образом, как преступление коммерческий подкуп посягает на нормальную работу управленческого аппарата коммерческой организации.
С
точки зрения закона, преступлением являются все проявления коммерческого
подкупа: передача ценностей либо совершение действия/воздержание от него в
качестве неправомерной оплаты для представителя управленческой
структуры организации; получение денег, активов или выполнение
действий/отстранение от действий таким лицом в интересах платящей стороны.
Особенности
квалификации коммерческого подкупа с использованием современных цифровых
технологий при помощи криптовалюты в настоящее время в российском уголовном
законодательстве не определены.
Таким
образом, возникает необходимость ввести в российское законодательство понятие
криптовалюты. В частности, необходимо закрепить
данный термин в уголовном праве, Уголовном кодексе РФ.
Также можно констатировать,
что санкции норм ст.ст. 204, 204.1, 204.2 УК РФ сформированы
законодателем бессистемно и не единообразно. В ряде санкций
законодатель проводит сомнительную дифференциацию мер
государственного принуждения в виде штрафа.
Увеличение
нижнего и верхнего его пределов должно осуществляться равномерно и
пропорционально. Законодателю при формировании уголовно-правовых
санкций необходимо избегать большого разрыва между верхним и нижним
пределом, так как теряется смысл оценки общественной опасности деяния.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. КОММЕРЧЕСКИЙ ПОДКУП КАК КОРРУПЦИОННОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ
§ 1. Понятие коррупции и коррупционного преступления Коррупционные преступления определенно
являются негативными социальными явлениями. Данные явления приводят к
разрушению основ правопорядка, резко ослабляют деятельность различных
институтов и организаций, приносит вред не только государству, но и гражданам.
Во всех правовых системах, разного
рода статьях и иной научной литературы была предпринята юристами попытка дать
определение коррупции и коррупционным посягательствам. «Основным признаком при
описании данного явления и находящим свое отражение во многих актах
государственного и международного законодательства, выступает реализация
коммерческого подкупа»[1].
С утверждением УК РФ в 1996 году[2]
в некоторой степени в новинку стало ведение меры пресечения за получение взятки.
В современных реалиях стоит задача по решению данной проблемы и в борьбе с преступлениями
коммерческого подкупа, занимают важное место. В целях законодательного регулирования
этой проблемы был принят ФЗ от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии
коррупции»[3]. В
данном законе преступлениями является не только прием и передача взятки, но и сам
коммерческий подкуп.
Понятие
«коррупция» (лат. Corruption) – подкуп находит свое отражение в противозаконной
деятельности, ею является превышение своих должностных полномичий
государственных служащих в целях личного обогащения.
«Формулировка
corrumpire в римском праве сформировалась как нарушение, дача взятки и несло за
собой преступные действия в отношении чиновников. Это определение означало
преступный заговор соучастников, для того, чтобы оказать негативное влияние на
рабочие процессы, в качестве наглядного примера возьмем ситуацию, когда на
судебное разбирательство оказывается влияние, например, осуществляется передача
взятки в целях повлиять на решение суда и вследствие чего возникает ситуация когда
нарушается естественное и правомерное управление государственными делами»[4].
Термин
«коррупция» выступает в качестве осуществления должностным лицом предписанных
обязанностей, однако с превышением своих полномочий путем нарушения
законодательства[5]. [1]
Изосимов С.В. Уголовное законодательство об ответственности за служебные
преступления, совершаемые в коммерческих и иных организациях: история,
современность, перспективы развития. СПб.: Юридический центр-Пресс, 2013. 948
с. [2] Уголовный кодекс
Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 24 февраля 2021 г. № 25-ФЗ)
// Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/
(дата обращения: 10.04.2021). [3]
Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (научно-практический) /
под ред. А. И. Чучаева. М.: Проспект, 2019. 1536 с. [4]
Аснис А.Я. Уголовная ответственность за служебные преступления в России. М.: АО
«Центр ЮрИнфоР», 2004. 396 с. [5] Большой энциклопедический словарь. 2-е
издание, перераб. и доп. М.: Большая Российская энциклопедия; СПб., 2000.