Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Учебно-методический комплекс для подготовки к ОГЭ по информатике
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы разработки
учебно-методического комплекса по подготовке к ОГЭ по информатике. 5
1.1. Понятие учебно-методического комплекса
и его структура. 5
1.2. Структура и
требования ОГЭ по информатике. 10
1.3. Анализ учебно-методической литературы и
электронных ресурсов по подготовке к ОГЭ по информатике. 14
Глава 2. Разработка учебно-методического комплекса для подготовки к ОГЭ по
информатике. 19
2.1.
Содержание учебно-методического комплекса для подготовки к ОГЭ по
информатике. 19
2.2. Разработка
планов-конспектов по некоторым темам курса. 29
2.3. Методические рекомендации для
подготовки к ОГЭ по информатике. 53
Заключение. 61
Список литературы. 63
Приложение. 67
Приложение 1. 67
Введение:
Актуальность исследования. Жизнь в современном обществе выдвигает новые
требования к социализации учащихся и их профессиональной ориентации. В
повседневном окружении человека стало появляться все больше разнообразных
программируемых устройств, например, бытовая техника, кофейные автоматы,
телевизоры, терминалы для оплаты услуг и многое другое. Широкий круг
использования информационных систем и технологий приводит к тому, что множество
профессий компьютеризируется.
Перед преподавателем
информатики стоит непростая задача. В первую очередь, ученикам необходимо
предоставить такое знание, чтобы они с уверенностью могли быть готовы к
подобранному профессиональному направлению, продолжить обучение на протяжении
своей жизни, жить и работать в информационном обществе. Во вторую очередь,
требуется подготовить школьников к ОГЭ, основной целью введения, которого
значится приобретение объективных оценок качества подготовки учащихся в
основной школе.
Ориентируясь в первую
очередь на потребности семьи, личность ребенка, а также на запросы общества и
государства, был разработан федеральный государственный образовательный
стандарт нового поколения. Введение ФГОС по предмету «Информатика и ИКТ»
привело к пересмотру содержания обучения. Первостепенным осталось освоение
информационно-коммуникационных технологий. Но также внимание уделяется кодированию
и обработке информации. Последнее обусловило актуальность разработки методик, с
использованием новых средств обучения.
Кроме того, актуальность данной темы, а именно темы
разработки УМК заключается в том, что они помогают учащимся и самим педагогам.
От этого зависят и успешное обучение и подготовка учащихся по предмету.
Цель исследования – теоретически обосновать и разработать учебно-методический
комплекс для подготовки к ОГЭ по информатике.
В соответствии с
поставленной целью нужно решить такие задачи:
1.
Рассмотреть понятие учебно-методического комплекса и структуру.
2.
Изучить структуру и требования ОГЭ по информатике.
3.
Проанализировать учебно-методическую литературу и электронные ресурсы по подготовке
к ОГЭ по информатике .
4.
Проанализировать содержание учебно-методического комплекса для подготовки к ОГЭ
по информатике .
5.
Разработать планы-конспекты уроков по некоторым темам курс.
6.
Представить методические рекомендации для подготовки к ОГЭ по информатике.
Объектом исследования является подготовка к ОГЭ информатике.
Предметом исследования является учебно-методический комплекс для подготовки к ОГЭ
по информатике.
Для реализации цели и
задач применялись следующие методы исследования: изучение теоретических
аспектов темы исследования; изучение особенностей обучения учащихся 7-9 классов;
обобщение и систематизация, анализ.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что рассмотренные
теоретические и методические аспекты подготовки к ОГЭ по информатике с
применением интерактивных средств обучения позволят учителю повысить
эффективность учебного процесса путём углубления знаний программного материала,
развитие познавательного интереса.
Практическая значимость исследования заключается в разработке учебно-методического
комплекса. Разработанный
элективный курс «Готовимся к ОГЭ по информатике», который входит в состав УМК, может
быть полезен для учителей информатики.
База исследования: МБОУ «Санская ООШ».
Структура работы. Работа включает в состав введение, 2 главы, заключение,
список литературы, приложения.
Заключение:
Педагог по информатике
обязан создать условия для повышения заинтересованности учащихся и способствовать
раскрытию сущности информационных процессов; сформировать образовательную
ситуацию, в которой будут достигнуты образовательные цели; гарантировать
учебную рефлексию и контроль над деятельностью учащихся.
Учебно-методический
комплекс дисциплины можно представить как совокупность
организационно-методических документов и учебно-методических материалов,
обеспечивающих учебный процесс по дисциплине и способствующих эффективному и
результативному освоению учащимися учебного материала дисциплины.
По сравнению с
предыдущими годами общий уровень сложности заданий из ОГЭ 2020 повысился. Можно
также отметить, что увеличение числа заданий с использованием компьютера
свидетельствует об актуализации на сегодняшний день содержания КИМ, так как
использование компьютера становится несомненной необходимостью для каждого.
Анализ УМК различных
авторов доказал, что все они отвечают требованиям Государственного
образовательного стандарта основного и среднего (полного) общего образования. Между
тем, чтобы подготовиться к ОГЭ и успешно сдать его, требуется учиться на
профильном уровне. Профильный уровень предполагает увеличение доли практической
и прикладной информатики в содержании курса, а также усиление акцента на темы «программирование»
и «моделирование».
Стоит отметить, что год
за годом система ОГЭ совершенствуется и меняется, изменяются и задания на
содержательном уровне, по этой причине подготовка к ОГЭ требуется постоянной
актуализации, применению различных учебников и пособий. Учителя должны
использовать сочетание принятых и рекомендуемых учебников в сочетании с теми, в
которых та или иная тема представлена методически более привлекательно. Можно
говорить о необходимости составления содержания различных методических пособий
для успешной подготовки к ОГЭ.
Только систематическая
работа в течение учебного года может повысить продуктивность и качество
подготовки к ОГЭ. Многообразие методических подходов к преподаванию дисциплины «Информатика
и ИКТ» позволяет педагогу выбрать тот, который наилучшим образом будет отвечать
социальному заказу на информационное образование со стороны детей и их
родителей. Задача преподавателя – правильно оценить потребности и возможности обучающихся.
В целом систему учителя
по подготовке обучающихся к ОГЭ в новом формате, также как и ранее,
рекомендуется строить по следующим направлениям:
1) Работа по
самообразованию и методическая работа учителя;
2) Работа с обучающимися;
3) Работа с родителями.
Для учителя информатики
подготовка обучающихся к ОГЭ по информатике носит довольно широкий,
разноплановый характер. Это обусловлено и различным уровнем подготовки
учащихся, и различными условиями изучения непосредственно самого предмета в
образовательном учреждении (количество часов, обеспечение техникой,
квалификацией самого учителя и т.д.).
В результате проведенной
работы была достигнута поставленная цель, были решены все поставленные задачи.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы разработки
учебно-методического комплекса по подготовке к ОГЭ по информатике
1.1. Понятие учебно-методического комплекса и его
структура
В настоящее время
значительно возрос интерес к проблеме комплексного учебно-методического
обеспечения образовательного процесса. Это связано, прежде всего, с тем, что
учебно-методическое обеспечение выступает одним из важных условий, определяющих
качество подготовки обучающихся. Учебно-методические комплексы являются не
только инструментом организации и поддержки учебного процесса, но еще и создают
полное представление, как об объеме содержания обучения, подлежащего усвоению,
так и о способах, формах, методах и средствах построения учебного процесса.
Учебно-методический
комплекс должен содержать не только теоретический материал, но так же тесты,
практические задания, в некоторых случаях лабораторные задания, и т.п.
Понятие «учебный
(учебно-методический) комплекс» применяется для обозначения открытой системы
дидактических средств, как инвентариант самых различных модификаций и вариантов
(Д.Д.Зуев).
Согласно определению,
приведенному в педагогическом словаре, понятие учебно-методический комплекс
определяется как «совокупность всех учебно-методических документов,
представляющих собой проект системного описания учебно-воспитательного
процесса, который впоследствии будет реализован на практике» [18, с.404]. Также
указывается, что УМК является дидактическим средством управления подготовкой
специалистов и разрабатывается с целью системно-методического обеспечения
учебного процесса
Учебно-методический
комплекс рассматривается как средство учебно-методического обеспечения
образовательного процесса с целью повышения его качества, реализации
Государственного образовательного стандарта (Т.И. Анненкова) [4].
Таким образом,
учебно-методический комплекс является комплексной информационной моделью
педагогической системы, отображающей определенным образом ее элементы, задающей
структуру всей педагогической системы подготовки учащихся в системе образования.
Все учебно-методические
комплексы разрабатывают в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» и Федеральными Государственными Образовательными Стандартами (ФГОС).
Учебно-методический
комплекс должен обеспечивать достижение новых образовательных результатов,
которые важных для подготовки учащихся к жизни в информационном обществе с
интенсивным применением современных и информационных, коммуникационных и
педагогических технологий в учебном процессе. При разработке комплекса
необходимо предусматривать, различные варианты технического обеспечения
образовательных учреждений [2]
Содержание учебно-методического
обеспечения охватывает несколько ключевых взаимосвязанных компонентов – содержательного,
функционального и оценочного [11].
Содержательная
составляющая – это содержание учебно-методического обеспечения, которое
включает в себя информационно-технологическую поддержку.
Функциональная
составляющая включает в себя совокупности функций учителей, обучающихся и
методов, используемых в учебном процессе с применением информационных и
телекоммуникационных технологий и разных форм обучения [21].
Оценочная составляющая включает
набор образовательных требований к использованию информационных технологий. Кроме
того требуется сделать акцент на навыках и умениях воспитательной работы,
способствующих личному получению и освоению знаний [23].
При анализе содержания
рабочей программы важно выявить элементы структуры: категории, определения и
понятия, по которым обучение должно проводиться на уровне знаний, умений и
навыков, а также творческого подхода к практическому применению.
Процесс разработки,
который подразумевает учебно-методическое обеспечение, предусматривает присутствие
точно установленных цели и задачи, объектов и субъектов, функции, законов,
противоречия, концепций, методик, средств и видов его реализации, способов
регулировании и контроля [14].
Основные цели
учебно-методического комплекса:
¾ необходимо создание условий для оптимального изучения
предмета;
¾ введение критериев, которые позволяют стандартизировать
процесс оценки результатов обучения;
¾ создание инструмента планирования и организации работ по
совершенствованию учебно-методического материала;
¾ создание механизма по анализу качества методики изучения
предмета;
¾ приобретение учебных материалов, необходимых для подготовки
электронных учебников и учебно-методических пособий.
При полном многообразии
УМК представляет собой модельное описание педагогической системы:
¾ является инструментом системно-методического обеспечения
учебного процесса по дисциплине либо образовательному курсу, либо предмету, его
предварительного проектирования.
¾ должен объединять в единое целое разнообразные дидактические
средства обучения для подчинения их целям обучения и воспитания;
¾ фиксирует и раскрывает необходимые требования к содержанию
изучаемого курса, к умениям и навыкам учащихся, и тем самым способствует
реализации знаний;
¾ служит накоплению новых знаний, идей и разработок, которые
стимулируют творческое развитие потенциала педагогов [11].
При помощи учебно-методического
обеспечения можно решить такие образовательные и методические вопросы, как [19]:
¾ индивидуализацию и дифференциацию в образовательном процессе в
ходе сохранения его единства;
¾ оказание стимула для самостоятельного познавательного действия
каждого обучающегося;
¾ реализация по самоконтролю и самокоррекции с диагностикой
образовательных результатов;
¾ освобождение образовательного времени без вреда для качества
обучения благодаря выполнению рутинной компьютерной операции, взаимосвязанной с
работой с большими объемами информации;
¾ повышение мотивации к обучению и увеличение самостоятельности
учащихся;
¾ увеличение уровня осведомленности об образовательном
процессе;
¾ повышение информационного объема емкости образовательного
процесса благодаря использованию разных методов
по подаче образовательного материала;
¾ способность реализовать творческую и исследовательскую
деятельность методом разработки личных образовательных материалов: разработка образовательных
проектов, ресурса, презентации, моделирования исследуемого процесса, решения
задач с использованием информационно-обучающей среды.
Функции учебно-методического
обеспечения включают [13]:
1. Функция планирования предусматривает
процессы по планированию и проектированию образовательного материала в структуре
классов и отдельных занятий различных типов, проектирование коммуникативной и
учебно-коммуникативной деятельности учителя на основании образовательных
факторов в любой из групп, планирования в методическом и информационном обеспечении
любого типа занятий.
2. Распределительная
функция осуществляется за счет распределения часов в соответствии с каждым
аспектом образовательной программы. Учитывается каждый тип поддержки:
информационная, электронная и печатная.
3. Синтезирующие функции
помогают учителю объединять, комбинировать и разрабатывать разные типы, формы и
виды образовательной поддержки в одно общее звено, которое станет использоваться
на практике и в ходе обучения (самоподготовка).
4. Интегративная функция обладает
важной ролью в междисциплинарных обучениях. Применяя знание из иных предметов и
обладая доступом к компетентным сведениям, обучающиеся формируют
коммуникативные и компетентностные знание и умение [2].
5. Информационные функции
во всех случаях реализуются в методическом обеспечении, однако применение
информационных технологий повышает качество визуальной информации, аудиосведений,
видеоинформации и информации электронного сообщения.
Основной единицей УМК
выступает учебный модуль – пособие, которое содержит информацию необходимую для
управления учебной деятельностью обучающегося.
В структуре учебного
модуля находятся элементы, которые необходимы для организации и осуществления
учебного процесса, а так же
дополнительные элементы, которые используются для подачи информации
труднодоступной или невозможной для предъявления в текстовой форме.
Современный УМК –
дидактическая система, которая состоит из различных учебных материалов и
использующая компьютерные технологии и способности сети Интернет.
УМК включает в себя пять
блоков:
1. Нормативный блок:
рабочая учебная программа (дисциплины, курса), программа дисциплины, аннотация;
2. Теоретический блок:
учебные пособия, курсы лекций, учебники, конспекты лекций, электронные
конспекты лекций базовой версии;
3. Практический блок:
практикум, план семинарских и лабораторных занятий, учебные справочники;
4. Блок
оценочно-диагностических средств и контрольно-измерительных материалов:
перечень вопросов к зачету, к экзамену, экзаменационные билеты, вопросы и
задания для самостоятельной работы, комплект тестов для текущего контроля,
комплект тестов для промежуточной аттестации, экзаменационный тест с демоверсией
теста для базовой версии УМК;
5. Методический блок:
рекомендации по дисциплине для педагогов, методические указания.
Таким образом, учебно-методический
комплекс дисциплины можно представить как совокупность
организационно-методических документов и учебно-методических материалов,
обеспечивающих учебный процесс по дисциплине и способствующих эффективному и
результативному освоению учащимися учебного материала дисциплины.