Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Участие России в урегулировании конфликта в САР в 2011-2021 годах
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Особенности и течение конфликта в САР в 2011-2021 годах. 8
1.1. Основные
причины политического конфликта в Сирийской Арабской Республике. 8
1.2. Динамика
развития политического и военного конфликта в Сирийской Арабской Республике. 15
Глава 2.
Факторы, причины и цели участия России в уреголировании конфликта в САР в
аспекте внешней политики. 30
2.1. Основные причины участия России в урегулировании
конфликта в САР 30
2.2. Цели и
задачи России в урегилировании сирийского конфликта. 35
Глава 3. Место России в урегулирования конфликта в
САР в 2011-2021 годах 41
3.1. Роль
Российской Федерации в установлении переговорного процесса в Сирийской Арабской
Республике. 41
3.2.
Деятельность Российской Федерации в закреплении мира и стабильности на
территории Сирийской Арабской Республики. 52
Заключение. 65
Список
использованных источников. 69
Введение:
Сирийский
кризис, начавшийся в марте 2011 г., продолжает оставаться одним из наиболее
важных глобальных конфликтов, в который в разной степени вовлечен целый ряд
внешних акторов. Актуальность данной темы обусловлена в первую очередь тем, что
развитие конфликта в САР во многом определяет военно-политическую ситуацию в
регионе, а также в достаточной степени глобальную политику в целом. Вместе с
тем в сирийском конфликте важную роль играло движение политического ислама,
ставившее целью создание в Сирии т. н. «исламского государства». Этот феномен
требует всестороннего исследования, тем более, что в рядах данных группировок
находились тысячи «джихадистов» из различных стран мира, в том числе из России.
В этой связи рассматриваемая тема представляется весьма актуальной, ее
исследование имеет важное и перспективное научно-теоретическое и практическое
значение.
Исторически
Ближний Восток — горячая точка на карте мира. Еще с древних времен здесь
сошлись интересы Запада и Востока. Ну а с ХХ века военные конфликты на этой
территории вообще не утихают. Прежде всего это касается территории современной
Сирии. Еще до того, как конфликт набрал обороты, многие сирийцы жаловались на
высокую безработицу, коррупцию и отсутствие политической свободы под
руководством президента Башара аль-Асада, который пришел на смену своему отцу,
умершему в 2000 году. Беспорядки распространялись, а репрессии усиливались.
Сирийская
оппозиция, по своей природе имеющая суннитской основу, выдвинула лозунги о
свержении правящего режима Президента Башара Асада. После того, как силовики
начали применять огнестрельное оружие для разгона демонстрантов, протесты с
требованием отставки президента начались во всей стране. Насилие стремительно
обострялось, и на страну обрушились гражданская война.
Сирийский
конфликт стал одной из острейших проблем международной повестки дня второго
десятилетия XXI в. Внутригосударственное противостояние правительственных сил,
выступающих на стороне действующего президента Сирии Б. Асада, с разрозненной
оппозицией, не имеющей общей программы действий, стремительно
трансформировалось в конфликт с активным вмешательством внешних сил. Сирийский
конфликт приобрел глобальное измерение в том смысле, что выявил коренные
противоречия между интересами региональных игроков и мировых центров силы. Его
последствия в той или иной степени испытывают на себе страны разных регионов
мира.
Сирийскому
конфликту и анализу путей его урегулирования посвящены многочисленные работы
политологов, востоковедов, специалистов по международным отношениям[1]. Влияние сирийского
конфликта на региональный контекст стало предметом изучения ряда исследователей[2].
Безусловно,
существующая научная литература способствует формированию целостной картины
развития конфликта, задавая вектор для дальнейшего изучения его новейших
тенденций.
Цель
исследования – выявить роль России в урегулировании сирийского конфликта.
Достижение
цели потребовало решения следующих задач:
—
определить основные причины политического конфликта в Сирийской Арабской
Республике;
—
исследовать динамику развития политического и военного конфликта в Сирийской
Арабской Республике;
—
выявить основные причины участия России в урегулировании конфликта в САР;
—
сформулировать цели и задачи России в урегулировании сирийского конфликта;
—
изучить роль Российской Федерации в установлении переговорного процесса в
Сирийской Арабской Республике;
—
рассмотреть деятельность Российской Федерации в закреплении мира и стабильности
на территории Сирийской Арабской Республики.
Объектом
данного исследования является сирийский конфликт.
Предмет
исследования – участие Российской Федерации в процессах урегулирования кризиса,
вызванного гражданской войной в Сирийской Арабской Республике.
Для
эффективности анализа проблемы в данном исследовании используется ряд различных
методов, таких как:
подход
к рассмотрению исследования со стороны неореализма в контексте эволюций новых
политических теорий;
подход
к изучению с точки зрения конфликтологии: столкновение интересов Запада и
России в отношении сирийского вопроса;
системный
подход, который позволить выявить определённые взаимосвязи дестабилизации Сирии
и Ливии;
ивент-анализ:
анализ высказываний должностных лиц государств, с целью выявления их позиций в
отношении развития и дальнейших перспектив по разрешению конфликта в Сирии;
анализ
официальных документов необходим для раскрытия основного содержания работы;
метод
исторического подхода, с помощью которого будут определяться тенденции развития
конфликта;
методика
прогнозирования: будет составлен собственный прогноз возможного исхода событий
и вероятного разрешения конфликта. [1] Ахмедов В.М. Сирийское восстание.
История. Политика. Идеология. М.: ИВ РАН, 2018. 198 с.; Васильев А.М. От Ленина
до Путина. Россия на Ближнем и Среднем Востоке. М.: Центрполиграф, 2018. 670
с.; Демченко А.В. Конфликт в Сирии: стагнация миротворчества и экспансия
исламистов // Перспективы. 02.11.2015. Режим доступа: http://www.perspektivy.info/rus/desk/konflikt_
v_sirii_stagnacija_mirotvorchestva_i_ekspansija_islamistov_2015-11-02.htm;
Долгов Б.В. Сирийский конфликт на новом этапе: международное измерение //
Перспективы. 11.09.2018. Режим доступа:
http://www.perspektivy.info/rus/desk/sirijskij_konflikt_
na_novom_etape_mezhdunarodnoje_izmerenije_2018-09-11.htm; Конфликты и войны XXI
в. (Ближний Восток и Северная Африка) / отв. ред. В.В. Наумкин, Д.Б. Малышева.
М.: ИВ РАН, 2015. 504 с. [2] Васецова Е.С. Ливан и сирийский
кризис // Вестник Московского государственного областного университета
(Электронный журнал). 2017. № 2. Режим доступа: https://evestnik-
mgou.ru/ru/Authors/View/11407; Павлова В.Ю. Внешняя политика Иордании в
условиях сирийского кризиса // Вестник Дипломатической академии МИД РФ. Россия
и мир. 2018. № 2 (16). С. 136—147.
Заключение:
Гражданская
война в Сирии, начавшаяся весной 2011 года, активизировала скрытые конфликты и
противоречия региона, заложенные еще во времена формирования новой политической
карты Ближнего Востока после Первой мировой войны, создания новый
государственных образования Францией и Великобританией в рамках системы
«Сайкс–Пико».
Сирийский
конфликт усилил вовлеченность в сирийский политический процесс основных акторов
международных отношений, для которых Ближний Восток представляет
геополитический интерес. Столкновение такого обширного количества взглядов на
ситуацию в Сирии, противоречие интересов участников как внутренних, так и
внешних вывело этот конфликт на международный уровень.
Этнический
состав Сирийской арабской республики (САР) очень разнородный. Около 86 %
населения составляют арабы, 9% — курды. Также в стране проживают сирийские
туркмены, черкесы – потомки мухаджиров переселенцев с Кавказа, армяне,
ассирийцы и другие этнические меньшинства.
В
стране представлено множество религиозных конфессий, включающих в себя
исламские и христианские группы различных направлений и течений. Большинство
составляют мусульмани сунниты – 74%, 15% населения страны занимают, находящиеся
у власти алавиты.
Причины
сирийской гражданской войны и последующие событий, вызваны внутренними
противоречиями: неудачные реформы Б. Асада, религиозные и этнические
противоречия, отчужденность правящей элиты от народа, низкое
социально-экономическое развитие общества, слабая система здравоохранения.
Однако также нельзя не заметить наличие внешнего воздействия и наличие
углеводородных ресурсов у Сирии, благодаря чему антиправительственные протесты
смогли перерасти в гражданскую войну, факт влияния на нее региональных и
нерегиональных стран.
Спровоцированная
событиями «арабской весны» и масштабным вмешательством внешних сил
гражданская война в САР заметно ослабила это государство и его
вооруженные силы, позволила радикальным исламистским группировкам несколько лет
контролировать значительные территории и природные ресурсы (нефтегазовые
месторождения и предприятия по их переработке).
В
разрешение сирийского кризиса одну из главных ролей играет Россия. Благодаря
поддержке сирийского правительства со стороны Ирана и России, а также
действиям международной антитеррористической коалиции во главе с США наиболее
крупная террористическая группировка «Исламское государство» в основном
разгромлена, большая часть территории страны контролируется правительственными
войсками, лояльными им местными ополчениями и союзными шиитскими группировками.
Однако говорить о скором прекращении военного противостояния и переходу к мирной
фазе сирийского конфликта пока преждевременно.
На
подконтрольных Дамаску территориях проживает лишь треть (7–8 млн человек) от
его довоенного населения. Их социально-экономическое положение остается весьма
сложным. Пандемия коронавируса и падение цен на нефть усугубили трудности
финансово-экономического характера. Финансовая помощь со стороны Ирана заметно сократилась,
обострились противоречия между различными группировками в окружении Асада. Пока
он пытается осторожно сбалансировать интересы своего многочисленного клана
и внешних союзников, которые оказывают ему помощь, но никто не знает, как
будут разворачиваться события дальше.
Турция
контролирует значительные территории на севере страны, где проживают свыше 4 млн
сирийцев. Курдские ополченцы и арабские племена Заевфратья контролируют
северо-восток страны, где также проживают до 4 млн сирийцев. В общей сложности
на неподконтрольных Дамаску территориях страны остается 7–8 млн человек.
В
статусе беженцев в сопредельных странах (Турции, Ливане, Ираке, Иордании и др.)
оказалось тоже примерно 7 млн сирийцев, до 800 тыс. сирийских граждан
за годы войны приняли страны ЕС. События в Сирии показали, что военными
средствами можно избавить страну от группировок иностранных «джихадистов», но
невозможно погасить внутрисирийский конфликт – гражданскую войну.
Требуется
политическое решение, причем только в широком формате Женевского процесса,
который не может быть подменен «форматом Астаны», несмотря на полезность
последнего. Основным международно-правовым документом урегулирования сирийского
кризиса остается Резолюция 2254, принятая Советом Безопасности ООН 18 декабря 2015
г.
Главными
задачами тактического плана остаются прекращение огня и боевых действий на
линии соприкосновения войск в провинциях Идлиб и Алеппо, изоляция
террористических группировок, их разоружение. Параллельно предстоит решать
и стратегическую задачу – возобновление работы Конституционного
комитета по Сирии в Женеве.
Привлечение
к урегулированию сирийского конфликта как можно более широкого спектра
этноконфессиональных и политических сил страны, включая курдские делегации
и представителей беженцев, могло бы положительно сказаться на дальнейшей
нормализации ситуации в Сирии и консолидации всех внутренних сил
и группировок, заинтересованных в прекращении вооруженного конфликта
и сохранении сирийского государства.
В условиях
снижения угрозы САР со стороны крупных террористических группировок было бы
оправданным сократить иностранное военное присутствие в стране, что может
способствовать преодолению расколотости сирийского общества.
В противном
случае есть вероятность возобновления вооруженного конфликта в САР
с активным участием внешних сил и их местных сателлитов или фиксации
на долгое время распада Сирии на возникшие де-факто анклавы.
В любом случае
окончательная победа в сирийской войне благодаря проявленному
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Особенности и течение конфликта в САР в
2011-2021 годах
1.1. Основные причины политического конфликта в
Сирийской Арабской Республике Современная Сирия формировалась из провинций бывшей
Османской империи. Французский мандат на Сирию был результатом решений
французско-британской Конференции в итальянском г. Сан-Ремо (1920 г.)
и признан Советом Лиги Наций 29 сентября 1923 г.[1].
Административное устройство и границы будущей Сирии еще
долгое время уточнялись, но в их основу было положено тайное соглашение
Сайкса–Пико от 16 мая 1916 г. между правительствами Великобритании,
Франции, Российской империи и позднее Италии[2].
При этом не учитывались этноконфессиональные и другие различия, традиции
и особенности местного населения. Часть народов региона, таких как курды
и туркоманы, оказалась искусственно разделенной границами новых
государств: Турции, Сирии, Ливана и Ирака. Завоеванная турками-османами в 1516
г. территория нынешней Сирии никогда не рассматривалась ими как единое целое[3].
Поэтому и французы, следуя традициям османов и
колониальному принципу «разделяй и властвуй», вначале создали на подмандатной
территории шесть квазигосударств: Дамаск, Алеппо, Государство алавитов, Великий
Ливан, Государство друзов и провинция Александретта. В 1924 г. на базе Алеппо и
Дамаска было создано Государство Сирия, которое позднее и послужило
основой для формирования будущей Сирийской Республики. Государство алавитов
(позже Санджак Латакия) просуществовало с 1923 до 1936 г. Оно было
населено арабами-алавитами, представителями эзотерической секты, к которой
принадлежит и клан Асада[4].
Вошедший вначале в Сирийское государство Великий Ливан
в 1926 г. стал отдельным государством под французским мандатом. Провинция
Александретта, чью принадлежность французской подмандатной территории
изначально оспаривала Турция, к 1938 г. превратилась в Государство Хатай,
а в 1939 г. была аннексирована турецкими властями и вошла в состав
Турецкой Республики. Каждое из этих государственных образований управлялось
губернатором, назначенным французским Верховным комиссаром. Однако если
в Алеппо и Дамаске губернаторами стали сирийцы, то во главе Великого
Ливана и Государства алавитов были представители французских мандатных
властей. Мотивировалось это стремлением Парижа избежать обострения разногласий
между религиозными общинами[5].
Однако восстания и протесты отдельных групп
населения, как ранее против османского ига, так и теперь – против французских
колониальных властей, продолжались. Вначале освободительное движение возглавили
арабские националисты, позже к ним присоединились радикальные исламистские
организации типа «Братьев-мусульман». В 1930 г. Сирия получила формальную
независимость, но Франция продолжала управлять страной. После оккупации Франции
гитлеровской Германией в 1940 г. Сирийская Республика перешла под контроль
режима Виши, пока еe в июле 1941 г. не освободили англичане совместно
с силами Свободной Франции. Французский мандат на Сирию формально
действовал до 1943 г., но французские войска оставались в этой стране до
1946 г., хотя уже в 1945 г. объединенная Сирийская Республика стала
полноправным членом ООН и провозгласила государственный суверенитет.
С получением независимости обострилась борьба за власть
между представителями различных групп населения и регионов, и страна вошла
в состояние перманентной нестабильности. Только с 1946 по 1956 г.
сменились 20 правительств и конституции. Возникла конфронтация
и с соседними государствами. Уже с 1948 г. Сирия втянулась в многолетнее
противостояние с Израилем, долгое время сохранялась напряженность и в
отношениях с Турцией. В 1963 г. власть в Сирии захватили функционеры
партии Баас (Партия арабского социалистического возрождения), которая стояла на
позициях арабского национализма и светского государства. Поэтому основную
оппозицию баасистам изначально составили сторонники сохранения мусульманских
ценностей и традиций в лице наиболее радикальных исламистов. К тому времени
более влиятельные и зажиточные арабы-сунниты (75% населения) представляли политическую
и деловую элиту страны.
Арабыалавиты и небольшая шиитская община (примерно
10–12%) считались низшим сословием и в годы французского правления
вынуждены были поступать на службу в армию, чтобы обеспечить себе и своим
семьям необходимый уровень жизни.
К началу 60-х годов прошлого века арабы-алавиты составили
основу офицерского корпуса Сирии и активно вступали в партию Баас[6].
Неслучайно в результате очередной серии военных
переворотов к 1971 г. президентом страны стал араб-алавит Хафез Асад,
легитимность правления которого изначально стало оспаривать арабо-суннитское
большинство. Сунниты считали, что алавитская секта не имеет отношения к исламу,
а, согласно действовавшей тогда конституции, президентом мог стать только
мусульманин.
В 1973 г. ливанский имам Муса Садр признал алавитов
ветвью шиитского течения ислама, его поддержал иракский богослов,
шиит-двунадесятник имам Хакими, позднее к ним присоединился и аятолла
Хомейни в Иране. Хотя алавитов с таким же успехом можно было признать
и христианами[7].
Отсюда
и упорное нежелание мусульман-суннитов признавать легитимность пребывания
у власти в Сирии представителей семейства Асада. В 1976–1982 гг.
в Сирии произошло несколько восстаний, организованных арабо-суннитскими
группировками под руководством «Братьев-мусульман». Хафез Асад жестоко подавил
эти восстания c применением авиации и артиллерии. Только в [1] Пир-Будагова Э. История
Сирии. ХХ век. Москва, Институт востоковедения РАН, 2015. 392 c. [2] Сайкс–Пико соглашение 1916 года. Документы
ХХ века. Дипломатический словарь. Москва, 1948. [3] Раздел Азиатской Турции. По
секретным документам бывшего Министерства иностранных дел. Под ред.
Е.А. Адамова. Москва, Литиздат, НКИД, 1924. 383 c. [4] Пир-Будагова Э. История
Сирии. ХХ век. Москва, Институт востоковедения РАН, 2015. 392 c. [5] Пир-Будагова Э. История
Сирии. ХХ век. Москва, Институт востоковедения РАН, 2015. 392 c. [6] Алексеева Н., Амиров Ш. и др.
СИРИЯ. Большая российская энциклопедия. Москва, 2015. [7] Полонский И. Распадется ли
Сирия? Вероятность создания государства алавитов. Военное обозрение, Available
at:
https://topwar.ru/84107-raspadetsya-li-siriyaveroyatnost-sozdaniya-gosudarstva-alavitov.html