Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Экономические науки ГМУ

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Участие политических партий в выборах в алтайское краевое законодательное собрание 2021 года

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты участия политических партий в выборах 6

1.1. Понятие и специфика деятельности политических партий 6

1.2. Нормативная правовая база участия политических партий в выборах в Алтайское краевое Законодательное Собрание 10

Глава 2. Анализ участия политических партий в выборах в Алтайское краевое Законодательное Собрание 2021 года 18

2.1. Общая характеристика избирательной кампании по выборам депутатов Алтайского краевого Законодательного Собрания 2021 года 18

2.2. Практика участия политических партий в выборах в Алтайское краевое Законодательное Собрание 2021 года 21

2.3. Рекомендации по повышению эффективности участия партий в избирательных кампаниях 25

Заключение 35

Список использованной литературы 38

  

Введение:

 

Современная российская избирательная система начала складываться в 1993 году, когда с принятием Конституции Российской Федерации были заложены основы многопартийности, идеологического и политического многообразия и свободных выборов. Это сделало политические партии одним из важнейших субъектов политических отношений. Вступивший в силу Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» более четко определил роль и место политических партий в политической системе российского общества.

Так в настоящий момент политические партии являются единственным видом общественных объединений, обладающим правом самостоятельно выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Выборы депутатов законодательного собрания восьмого созыва прошли в Алтайском крае 19 сентября 2021 года в единый день голосования одновременно с выборами в Государственную думу VIII созыва.

Вышеуказанные обстоятельства обусловили значительные интерес, проявляющийся к политическим партиям. Однако существует не так много работ юридического характера об участии политических партий в избирательном процессе, учитывающих последние существенные изменения избирательного законодательства.

Объектом данного исследования является электоральная активность политических партий в Алтайском крае.

Предметом исследования является практика участия политических партий в выборах в Алтайское краевое Законодательное Собрание 2021 года.

Цель выпускной квалификационной работы — на основе анализа участия партий в избирательной кампании 2021 года выработать рекомендации по повышению эффективности участия партий в избирательных кампаниях.

Заявленная цель повлекла за собой формирование конкретных теоретико-методологических и практических задач исследования:

1. Рассмотреть понятие и специфику деятельности политических партий.

2. Раскрыть нормативную правовую базу участия политических партий в выборах в Алтайское краевое Законодательное Собрание.

3. Проанализировать практику участия политических партий в выборах в Алтайское краевое Законодательное Собрание 2021 года.

4. Разработать рекомендации по повышению эффективности участия партий в избирательных кампаниях.

В качестве теоретической базы выпускной квалификационной работы составили труды российских и зарубежных ученых в области выборных технологий, научные статьи в периодической печати по исследуемой проблеме, Интернет-ресурсы.

Среди российских ученых, исследовавших пропорциональную избирательную систему, необходимо отметить таких, как С.А. Авакьян, A.C. Автономов, И.А. Алебастрова, Ф.Т. Алескеров, Л.Г. Алехичева, М.В. Баглай, В.Н. Белоновский, A.B. Бесштанько, Е.Е. Блажчук, A.A. Вешняков, Л.Д. Воеводин, Н.И. Воробьев, А.И. Денисов, Ю.В. Дмитриев, Р.В. Енгибарян, A.B. Зиновьев, A.B. Иванченко, В.В. Игнатенко, В.Б. Исраелян, Д.Б. Катков, М.Г. Кириченко, Е.И. Козлова, Е.И. Колюшин, В.В Комарова, Е.В. Корчиго, Н.К. Кунцевич, Н.Я. Куприц, O.E. Кутафин, A.B. Кынев, А.Е. Любарев, В.В. Маклаков, A.A. Мишин, А.П. Мясников, В.В. Никулин, Н.П. Пекишев, А.Е. Постников, Б.А. Страшун, А.П. Сунцов, Э.В. Тадевосян, В.Е. Чиркин, А.О. Четвериков, Б.В. Щетинин и другие.

Процессы участия политических партий в выборах в России исследовались такими учеными, как Г.В. Голосов, O.A. Кудинов, A.B. Кынев, А.Е. Любарев; положение политических партий в условиях пропорциональной избирательной системы, вопросы ущемления прав беспартийных граждан, применения «закрытых» списков кандидатов рассматривали JIM. Карапетян, Э.Д. Дымберова, В.Е. Чиркин, JI.A. Нудненко, ГТ.В. Нудненко; проблемы определения оптимального заградительного барьера на выборах депутатов представительных органов власти — JI.B. Теперик, Л.А. Тхабисимова.

Информационная база исследования включает нормативно-правовые акты, постановления в сфере избирательной деятельности: Федеральные законы от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ».

Практическая значимость работы представлена разработанными рекомендациями по решению проблем участия политических партий в выборах в алтайское краевое законодательное собрание 2021 года.

Методами исследования выступали: общенаучные методы: диалектический и вытекающие из него методы (анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, моделирование, статистический метод), а также частнонаучные (формально-юридический, историко-правовой, компаративистский) методы познания. Их применение являлось необходимым условием достижения цели исследования и позволило всесторонне, целостно и объективно исследовать рассматриваемый объект.

Объем и структура выпускной квалификационной работы. ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

В первой главе работы рассмотрено понятие и специфика деятельности политических партий, нормативная правовая база участия политических партий в выборах в Алтайское краевое Законодательное Собрание, раскрыты особенности участия политических партий в выборах. Во второй главе рассмотрена общая характеристика деятельности Алтайского краевого Законодательного Собрания, практика участия политических партий в выборах в алтайское краевое законодательное собрание 2021 года, даны рекомендации по повышению эффективности участия партий в избирательных кампаниях.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Обобщение юридической научной публицистики показало, что нормы о политических партиях в зарубежных странах могут содержаться в различных законодательных и нормативных актах. При этом следует иметь в виду, что основные законодательные акты (конституции и законы о политических партиях) устанавливают главным образом лишь принципы правового регулирования этих отношений, а подробно они регламентируются иным законодательством, в частности избирательными законами, актами парламентского права, законами об отдельных видах общественных объединений, средствах массовой информации. В некоторых странах, где судебный прецедент выступает в качестве источника права, важные положения, касающиеся политических партий, содержатся в решениях высшей судебной инстанции (например, верховных судов в Канаде, Австралии, Индии, США). Новая Зеландия первой среди англосаксонских стран ввела голосование за партийные списки и формализовала партии в качестве основного субъекта парламентских выборов (в 1993 г.).

Алтайское краевое Законодательное Собрание состоит из 68 депутатов, избираемых сроком на 5 лет, 34 из которых избираются по одномандатным избирательным округам, образуемым на основе единой нормы представительства избирателей, и 34 — по краевому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за краевые списки кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах.

Алтайское краевое Законодательное Собрание самостоятельно определяет свою структуру.

Алтайское краевое Законодательное Собрание в случае необходимости может образовывать временные комиссии и рабочие группы, возглавляемые депутатами. Задачи этих комиссий и рабочих групп определяются Алтайским краевым Законодательным Собранием при их образовании.

В Алтайском краевом Законодательном Собрании создаются постоянные депутатские объединения — фракции, могут создаваться иные депутатские объединения.

Постоянные депутатские объединения обладают равными правами.

Порядок создания, полномочия и организация деятельности депутатских объединений устанавливаются правовыми актами Алтайского краевого Законодательного Собрания.

Алтайское краевое Законодательное Собрание для рассмотрения вопросов координации деятельности фракций Алтайского краевого Законодательного Собрания по предложению руководителей постоянных депутатских объединений может создавать совещательный орган — Совет фракций Алтайского краевого Законодательного Собрания, действующий на общественных началах.

В состав Совета фракций входят председатель Алтайского краевого Законодательного Собрания (руководитель Совета фракций), заместитель председателя Алтайского краевого Законодательного Собрания, руководители фракций Алтайского краевого Законодательного Собрания.

Новый состав Госдумы, как и новый состав АКЗС, избирается сроком на 5 лет, при этом оба традиционно формируются по смешанной системе. Проще говоря, половина состава и в том, и в другом органе избирается по партийным спискам, а половина — по одномандатным округам.

Следует уточнить, что относительно Российского парламента граждане голосуют за представителей нижней палаты, в состав которой вошли 450 депутатов. Верхней палатой считается Совет Федерации, состоящий из сенаторов, которых население не выбирает. Таким образом, россиянам выбрано 225 депутатов Госдумы по партийным спискам и еще 225 — по одномандатным округам.

В Алтайском крае таких округов четыре: Барнаульский, Бийский, Рубцовский и Славгородский. Эта территориальная схема действует с 2016 года.

Непосредственно Бийский одномандатный избирательный округ (№ 41) включает не только сам Бийск, но и Октябрьский район Барнаула, Заринск, Новоалтайск, ЗАТО Сибирский, а также Ельцовский, Залесовский, Заринский, Зональный, Косихинский, Кытмановский, Первомайский, Тогульский, Троицкий и Целинный районы. То есть кандидат, прошедший в Госдуму по данному округу, будет представлять интересы жителей всех перечисленных территорий. Напомним, сейчас эту миссию выполняет Александр Прокопьев („Единая Россия“). Он является членом Комитета по охране здоровья, а также Комитета по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи. Что касается АКЗС, то в его состав входят 68 депутатов. Состав формируется также по принципу 50/50: 34 депутата проходят по партийным спискам и 34 — по одномандатным округам. А поскольку весь регион поделен на 34 одномандатных округа, соответственно, от одной территории парламентарием становится один человек. При этом надо помнить, что львиная доля округов сосредоточена в городах. Например, в краевой столице их девять, в Бийске — три: № 29, 30, 31. Сейчас бийские одномандатные округа в АКЗС представляют Татьяна Ильюченко, Андрей Абрамов и Григорий Бахтин.

После обработки 99,7% бюллетеней на выборах в Алтайское краевое Законодательное собрание победила партия «Единая Россия».

Вот, как разделились народные голоса:

«Единая Россия» – 34,29%,

КПРФ – 24,4%,

«Справедливая Россия – За правду» – 13,69%,

«Коммунисты России» – 12,1%,

ЛДПР – 10,71%,

«Яблоко» – 1,71%.

Победила «Единая Россия»: у нее примерно тот же процент, что и пятью годами ранее. Но с учетом появления в АКЗС пятой фракции, ЕР получит меньше мандатов по единому округу.


 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты участия политических партий в выборах

1.1. Понятие и специфика деятельности политических партий

В избирательном процессе политическая партия выступает как субъект конституционного и избирательного права, именно политическая партия является ключевым субъектом избирательного процесса. «Политические партии, будучи добровольными объединениями в рамках гражданского общества, выступают участниками электоральных правоотношений, обеспечивают участие граждан в политической жизни общества, способствуют росту правосознания, гражданской активности и социальной свободы населения, его информированности, взаимодействия гражданского общества и государства и тем самым способствуют сохранению целостности, стабильности и устойчивости политической системы» [1, с. 67].

Партии занимают исключительное положение в процессе формирования законодательных органов государственной власти, опосредуют реализацию пассивного избирательного права граждан, а также обеспечивают представительство в законодательном органе государственной власти основных групп избирателей [2, с. 32].

В разных странах имеются свои особенности создания, деятельности политических партий и их участия в избирательном процессе. По справедливому замечанию Н.Ю. Положенцевой, «на порядок взаимодействия государства и политических партий оказывают влияние такие факторы, как форма правления, форма государственного устройства, политический режим, экономическая модель, уровень правосознания и правовой культуры общества» [3, с. 42].

«Поскольку сама партия является частью общества, она выражает интересы определенной социальной группы, которая делегирует ей полномочия по представительству ее интересов во власти» [4, с. 37]. В идеале политическая партия должна отражать консолидированную волю всех граждан — электоральное настроение избирательного корпуса.

На сегодняшний день осталось очень мало государств, где существуют только две политические партии, обычно политические силы представлены достаточно большим количеством политических партий. «Развитие многопартийности, безусловно, является чрезвычайно важным фактором формирования правовой культуры институтов публичной политической власти. Благодаря этому самые разные социальные группы и слои начинают более отчетливо осознавать свою принадлежность к единому гражданскому обществу, занимая в нем собственные ниши в виде политических партий и общественных организаций» [5, с. 12]. На сегодняшний день в большинстве европейских государств сложилась многопартийная система, например, в Германии, Великобритании, Италии, Норвегии действуют более 20 официально зарегистрированных политических партий, в Швеции — более 30; во Франции — более 40 [6, с. 17]. В Чехии в 2016 г. существовало свыше 120 зарегистрированных партий и около 50 движений [7, с. 39].

Обобщение юридической научной публицистики показало, что нормы о политических партиях в зарубежных странах могут содержаться в различных законодательных и нормативных актах. При этом следует иметь в виду, что основные законодательные акты (конституции и законы о политических партиях) устанавливают главным образом лишь принципы правового регулирования этих отношений, а подробно они регламентируются иным законодательством, в частности избирательными законами, актами парламентского права, законами об отдельных видах общественных объединений, средствах массовой информации. В некоторых странах, где судебный прецедент выступает в качестве источника права, важные положения, касающиеся политических партий, содержатся в решениях высшей судебной инстанции (например, верховных судов в Канаде, Австралии, Индии, США). Новая Зеландия первой среди англосаксонских стран ввела голосование за партийные списки и формализовала партии в качестве основного субъекта парламентских выборов (в 1993 г.).

Несмотря на давнюю историю парламентаризма в Западной Европе, законодательство, регулирующее создание и деятельность политических партий, стало формироваться только в последние 20 лет. В Великобритании, например, Пакт о регистрации политических партий был принят в 1998 г., в нем впервые было сформулировано понятие «политическая партия», Акт о политических партиях, выборах и референдумах был принят только в 2000 г. В Ирландии некоторые привилегии при выдвижении кандидатов были предоставлены партиям в 2001 г. В Германии действует Закон о выборах 1991 г. в редакции 1993 г. В Норвегии первый закон о политических партиях принят в 2005 г., в Исландии — в 2007 г., в Нидерландах понятие «политическая партия» введено в законодательство в 2013 г.

В Российской Федерации понятие «политическая партия» не может применяться к другим организациям, в Западной Европе такое жесткое ограничение отсутствует, понятие «политическая партия» применяется по отношению к любому коллективному субъекту политического и избирательного процесса. Конституция Швеции гласит: «Партия — это любая ассоциация или группа избирателей, которая участвует в выборах». Это закреплено законодательством и в других государствах (Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Мальта и др.). Отличается законодательство Великобритании, где политическая партия может состоять из одного человека, который выдвигает кандидата на выборы.

Во многих европейских странах «политическая партия» — это депутатская фракция парламента, которая выходила на выборы как политическая ассоциация, ее представители были избраны в парламент, и только после этого политическая партия может быть зарегистрирована (примером может служить Швейцария).

Таким образом, в Западной Европе в выборах в парламент могут участвовать: формализованные политические партии (Португалия, Польша); политические партии и ассоциации (Австрия, Швеция, Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Италия, Испания, Финляндия, Германия); политические партии, ассоциации и независимые кандидаты (Великобритания, Франция, Дания, Норвегия, Швейцария, Мальта).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы