Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Туризм в Северной Осетии: современное состояние и перспективы развития
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СФЕРЫ
ТУРИЗМА В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 8
1.1 Государственное управление сферой туризма в
Российской Федерации. 8
1.2 Анализ
конъюнктуры туристского рынка в регионах Российской Федерации. 16
1.3 Успешный
опыт развития сферы туризма в регионах Российской Федерации и в зарубежных
странах. 24
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И ПРОБЛЕМ
РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ТУРИЗМА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ ( НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ
ОСЕТИЯ) 34
2.1 Общая характеристика
управления сферой туризма в Республике Северная Осетия. 34
2.2 Анализ конъюнктуры
туристского рынка Республики Северная Осетия. 42
2.3 Проблемы развития сферы туризма в Северной Осетии. 52
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕГИОНАЛЬНОГО
ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ.. 61
3.1 Комплекс мероприятий по
разработке и развитию регионального туристского продукта в Республике Северная
Осетия. 61
3.2 Программа
продвижения регионального туристского продукта Республики Северная Осетия. 66
3.3 Прогноз
динамики туристских потоков в Республику Северная Осетия и оценка эффективности
предлагаемых мероприятий. 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 77
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ.. 82
Введение:
Актуальность темы исследования. Региональное развитие
в сфере туризма оказывает значительное влияние на территориальную организацию и
распределение туристских потоков и маршрутов, при эффективном управлении
значительно увеличивают туристическую привлекательность территории.
Требования
современной стадии развития туристского рынка обусловливают необходимость
изменять региональную туристскую политику.
Сегодня в рамках
реализации ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в России
(2019-2025гг.)» туристские проекты и программы нацелены, больше на локальное
размещение объектов туризма[1].
Помимо этого, в управлении данной сферой не выработан единый подход. Так, в
субъектах РФ зачастую управление туризмом объединяют со спортом, физической
культурой, молодежной политикой, а также департаментами по экономическому
развитию и т.п., вместе с тем на федеральном уровне, управление осуществляет
Министерство культуры России и Федеральное агентство по туризму. Подобная
размытость в системе управления не помогает также эффективному функционированию
данной сферы.
Республика Северная Осетия — Алания по своим
физико-географическим особенностям и наличию богатых естественных лечебных и
рекреационных ресурсов является одной из наиболее перспективных регионов России
для развития индустрии туризма и отдыха. Для развития сферы туризма в
республике необходимо эффективное государственное управление отраслью.
Предмет исследования – развитие туризма на региональном
уровне.
Объект исследования –
развитие туризма в
Республике Северная Осетия-Алания
Цель настоящей дипломной работы – оценить современное развитие туризма и предложить мероприятия по его
совершенствованию его развития в Республике Северная Осетия — Алания.
В соответствии
с поставленной в работе целью в работе поставлены следующие задачи:
1. Изучить аспекты государственного управления в сфере
туризма в Российской Федерации;
2. Проанализировать конъюнктуру
туристского рынка в регионах Российской Федерации.
3. Ознакомиться с успешным
опытом развития туризма в регионах Российской Федерации и зарубежных странах.
4. Привести общую
характеристику органов управления туризмом
Республики Северная Осетия-Алания.
5. Проанализировать конъюнктуру туристского рынка Республики
Северная Осетия-Алания.
6. Выявить проблемы развития туризма в Республике Северная Осетия — Алания
7. Разработать комплекс
мероприятий по совершенствованию регионального туризма в Республике Северная
Осетия-Алания.
8. Предложить программу продвижения регионального
туристского продукта Республики Северная Осетия-Алания
8. Спрогнозировать динамику
туристских потоков в Республику Северная Осетия-Алания и оценить эффективность
предлагаемых мероприятий.
Источниками для выпускной работы послужили
как официальные статистические данные, в том числе опубликованные на страницах
официальных сайтов Федерального агентства по туризму РФ и Правительства Республики Северная
Осетия-Алания, так и специальная литература, публикации в СМИ и сети Интернет по теме работы.
Основой
для написания работы послужили многочисленные источники: исследования в области
управления сферой туризма и развития туризма в России следующих авторов:
Андреева В. А., Золотовского В.А., Куклиной Е.А., Писаревского Е.Л.,
Стригуновой Д.П., Скобкина С.С., Трухачева В.И. и других, публикации в СМИ,
статистические данные по развитию туризма, информация сети Интернет.
Целевым потребителем результатов могут стать органы
управления туризмом, потенциальные инвесторы, туристские фирмы, предлагающие
туры по региону, контрагенты, потребители, желающие совершить поездку по Северной
Осетии-Алании с целью туризма и отдыха.
Структура работы состоит из введения, трех логически
взаимосвязанных глав, заключения, списка использованных источников и
приложений.
В первой главе исследована сущность государственного управления в сфере туризма, изучен
практический опыт развития туризма в регионах Российской Федерации и зарубежных
странах, рассмотрена конъюнктура туристского рынка.
Во второй главе проводится исследование общей
характеристики органа власти — Комитета по туризму Республики Северная
Осетия — Алания, проанализирована его деятельность по управлению туризмом, выявлены проблемы и
определены направления возможного развития регионального туризма в Республике Северная Осетия- Алания.
В третьей главе разработаны предложения по развитию
регионального туризма в Республике Северная Осетия-Алания, его продвижению, проведен
прогноз динамики туристских потоков в Республику Северная Осетия-Алания и оценка эффективности предлагаемых мероприятий.
Заключение содержит выводы по всем разделам работы. [1] Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 05.05.2018 №872-р «Концепция федеральной целевой
программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации
(2019 — 2025 годы)»// Собрание законодательства РФ, 21.05.2018, № 21, ст. 3035.
Заключение:
В соответствии с поставленными в работе задачами, в первой
главе проведено теоретическое исследование, в результате которого сделаны
выводы о том, что государственное управление в сфере
туризма представляет административно-управленческую деятельность Президента
Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также федеральных и
региональных органов исполнительной власти в сфере туризма, их должностных лиц,
направленная на обеспечение задач, функций, полномочий и основных направлений
деятельности единой системы исполнительной власти Российской Федерации.
Федеральные и региональные органы власти вместе и каждый на
своем уровне занимаются вопросами управления стратегическим развитием,
реализации систем жизнеобеспечения, планов и программ социально-экономического
развития страны и территорий, социально-политической стабильности, создания
необходимых предпосылок для успешного развития государственно-частного
партнерства в целях динамичного развития страны и повышения качества жизни
населения.
В Российской Федерации для управления туризмом созданы
органы управления, сформировано законодательство в сфере туризма. Основным
законом является Федеральный закон «Об основах туристкой деятельности в
Российской Федерации», которым определены принципы государственного управления
в сфере туризма, разработана Стратегия развития туризма до 2035
года, принята Концепция федеральной
целевой программы развития туризма
до 2025 года.
В прошлые годы рынок туризма развивался, и ситуация для
России складывалась благоприятно, начал развиваться внутренний туризм и на него
повысился спрос, имелся рост числа зарубежных туристов. Но в планы развития
внесла коррективы ситуация с пандемией. Во всем мире туристическая отрасль
испытывает кризис, закрылись многие туристские фирмы, гостиничный бизнес тоже
несет значительные потери. На этом фоне спрос на туризм упал. Российские
граждане предпочитают кратковременные путешествия внутри страны. В настоящее время экспертами рынка делаются
различные прогнозы от пессимистичных до оптимистичных, но с точностью сказать,
как будет развиваться ситуация на рынке туризма в ближайшем будущем сегодня
никто не готов.
Опыт зарубежной практики развития туризма свидетельствует о
необходимости государственной поддержки этой сферы деятельности. Одним из
обоснованных подходов к реализации государственной политики является выбор
модели управления и государственного регулирования сферой туризма. Турция
входит в первую десятку стран по популярности туристических направлений в мире,
использует модель приоритетности туризма в части государственного управления
туристско-рекреационной сферой. Гибкая государственная политика в сфере туризма
Турции приносит позитивные существенные изменения.
В рамках государственной программы развития туризма в
Российской Федерации важное значение приобретает выработка приоритетных
направлений деятельности государства в сфере туризма.
Проведение политики управления развитием туризма и рекреации
должно осуществляться вместе с программами социально-экономического развития
территории, а программа социально- экономического развития региона должна иметь
направление, связанное с развитием туризма.
Во второй главе работы рассмотрена характеристика управления
сферой туризма в РСО – Алания. В системе Правительства республики создан исполнительный орган управления — Комитет по туризму, который выполняет весь
комплекс полномочий по развитию туризма в Республике СО — Алания.
В настоящее время Комитетом по туризму сформирована общая
концепция развития туризма республики, основу которой составляет развитие
девяти площадок, на которым получат развитие
двадцать видов активной и лечебной рекреации. Разработаны нормативные
документы в сфере туризма, в том числе разработана и реализуется
Государственная программа Республики Северная Осетия — Алания «Развитие
туристско — рекреационного комплекса Республики Северная Осетия – Алания» на
2014 - 2020 годы».
Но усилия органов управления туризмом не достаточны, так
как общий вклад от работы сферы туризма
республики составляет 82,3 млн. руб. В объеме ВРП туризм составляет всего 2%.
Проведенный анализ конъюнктуры туристского рынка Республики
северная Осетия-Алания свидетельствует о крайне низких темпах развития.
При этом можно отметить положительные факторы в развитии
туризма: увеличивается номерной фонд средств
размещения на 24,8% за три последние годы, возросло число размещенных граждан,
как отечественных, так и зарубежных, общий рост численности размещенных за
2017-2019 гг. составил 63,4%; имеется рост экскурсионного потока на 5,6% и
объема платных услуг санаторно-оздоровительных учреждений на 45,6%, при этом
абсолютные показатели крайне малы.
Положительным фактором развития туризма является
инвестиционная политика, сегодня в РСО-Алания сформированы 9 инвест-площадок
для развития туризма и сегодня ведется работа по строительству всесезонного курорта «Мамисон».
Республика СО-Алания обладает значительным потенциалом для
развития туризма, не только природными
ресурсами, уникальными памятниками истории и культуры, многонациональными
культурными традициями, но и богатейшим природным разнообразием, лечебными
минеральными водами и грязями, но и занимает самое южное положение на Северном
Кавказе, что дает ей преимущества для развития трансграничного туризма.
Сложившиеся позитивные тенденции в развитии сферы туризма в Республике
СО-Алания, не решают ряд проблем, существующих в республике на современном
этапе.
Причинами значительных ограничений развития комплекса
туризма
Республики СО-Алания является
не отвечающая современным
требованиям инфраструктура, материально-технической
база, что в свою очередь обуславливает низкое качество услуг и низкий уровень
сервиса туристских и рекреационных услуг.
Для совершенствования государственного управления в сфере
туризма направлениями могут быть следующие: формирование благоприятного имиджа
туризма, развитие туризма на территории ООПТ, для продвижения туристического
предложения и народных промыслов и повышения к ним внимания необходимо повысить
активность и продвижения, повышение активности привлечения к развитию туризма государственно-частного
партнерства, усиление информационной поддержки туризма.
В работе предложен комплекс мероприятий, направленных на
развитие туризма в Республике Северная Осетия-Алания.
Предложено использовать для обустройства территорий ООПТ государственно-частное
партнерство. Предложено проведение общественных слушаний с целью определения
территорий развития туризма, на базе результатов будет создаваться проект
развития на основе государственно-частного партнерства, определяться конкретные
участники и программные мероприятия. В рамках партнерства могут развиваться
различные услуг на территории ООПТ: строительство гостевых домов, развитие
народных промыслов, организация туристко-экскурсионной деятельности, уборка и
переработка сухостоя деревьев, и прочие.
Участникам партнерства по решению Правительства Республики
Северная Осетия-Алания могут предоставляться кредиты на льготных условиях,
снижение ставок аренды, безналоговый период работы.
Для развития туризма предложен выпуск туристической «Карты
гостя» Республики Северная Осетия-Алания. По примеру других субъектов РФ карта
гостя может предоставить достаточно широкие возможности для туристов, от скидок
на посещение до страхования от несчастных случаев.
Предложено для повышения сервиса и качества обслуживания
туристов, для укрепления имиджа Республики Северная Осетия-Алания проводить
обучение кадров сферы туризма и гостеприимства.
Предложены мероприятия по формированию туристического имиджа
и варианты его информационного продвижения. С этой целью предложено создание
нового веб-сайта, который должен являться виртуальной проекцией республики, его
виртуальным представительством в сети. Предложены варианты для продвижения
туризма через выпуск Живых журналов, участие в блогах и форумах, участие в
студенческих сообществах, в том числе международных. Предложены варианты популяризации
бренда Республики Северная Осетия-Алания: необходимо его повсеместное
использование – на транспорте, в туристических фирмах, на аншлагах, на вывесках
туристических объектов и т.д.
Оценка затрат на реализацию предложенных мероприятий
показала, что потребуется 3,32 млн. руб. оценка эффективности проведена в
работе на основе экспертного мнения руководителей структурных подразделений
Комитета туризма Республики СО-Алания. Используя усредненную оценку, полученную
в результате экспертного мнения, проведен расчет возможного экономического
эффекта от реализации предложенных мероприятий. Проведенные расчеты
эффективности предлагаемых мероприятий позволяет сделать выводы о том, что в
результате внедрения предложенных мероприятий по развитию туризма в Республике
Северная Осетия-Алания, экономически эффективно. Эффективность мероприятий
составит 127,07 млн. руб.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
СФЕРЫ ТУРИЗМА В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Государственное
управление сферой туризма в Российской Федерации
Государственное
управление в сфере туризма является неотъемлемой частью внутренней и внешней
политики России. Развитие туризма играет огромную роль в обеспечении
деятельности государства. Поэтому с целью повышения эффективности отдачи от
этой деятельности необходимо периодически обновлять, улучшать состояние
состоявшихся законов и впоследствии улучшится сама ситуация[1].
Туризм
в большинстве стран мира часто является важным элементом развития общества,
который приносит значительную часть национального дохода. Более высокий уровень
развития определен вступлением России во Всемирную торговую организацию, что
имеет значение и для туризма, который сегодня сформировался в отбельную отрасль
экономики.
Туризм
не может развиваться без развития связи, транспортной системы, гостиниц,
сооружений спорта, культурных учреждений, объектов туристской инфраструктуры.
Именно поэтому страны, где имеются крупные центры развития туризма, считают
туризм частью государственной политики, в которой занятость населения в туризме
и развитие национальной идентичности является частью развития товарно-денежных
отношений.
Государственная политика в сфере туризма реализуется на
основе положений Конституции Российской Федерации[2] и действующего законодательства, а также показателей
отечественного и зарубежного рынков туризма.
В сфере туризма
приоритетными видами туризма являются: социальный, внутренний и въездной
туризм, которые включаются в себя лечебно-оздоровительный,
экологический, этнокультурный и другие виды туризма.
Задачи, решаемые в сфере
туризма в рамках государственной политики: экологические, экономические,
организационные, культурно-идеологические, социальные, образовательные и другие[3].
Государственное
управление, реализуемое в отношение туризма, может быть представлено по-разному
как в широком, так и узком смысле.
В первом случае
управление представляется в
качестве социального управления, которое
может быть реализовано посредством направленного государственного регулирующего
воздействия на сферу туризма на разных
уровнях публичной власти[4].
Государственное
управление туризмом в более узком смысле является административно-управленческой
деятельности на уровне Президента и Правительства Российской Федерации, органов
власти федерального и регионального ровня, направленной на реализацию функций,
полномочий и основных направлений
деятельности. Функции
публичного управления в сфере туризма реализуют органы государственной
исполнительной власти, исполнительно-распорядительные органы муниципальных
образований[5].
В
2018 в управлении сферой туризма
произошли изменения, определенные Указом Президента РФ от 14.09.2018 № 514 «О некоторых
вопросах совершенствования государственного управления в сфере туризма и туристской
деятельности» Указ направлен на совершенствования государственного управления в
сфере туризма и туристской деятельности, обеспечения эффективного развития
туристской индустрии и оптимизации
структуры федеральных
органов исполнительной власти[6].
Государственное управление представляет собой сознательное
воздействие государственных институтов на деятельность общества, его
определенных групп, в результате которого реализуются общественно значимые
потребности, интересы, цели. Государство представляет собой не только институт
публичной (политической, исполнительной) власти, но и общественный институт, а
конкретнее – высшую форму организации современного общества. В РФ с учетом ее
территориальных и национально-исторических особенностей государственное управление
осуществляется на двух уровнях – федеральном и региональном (субъекты РФ)[7].
Выделяют следующие основные функции государственного
управления в сфере туризма :
— Информационное обеспечение сферы туризма. Основная
задача данной функции заключается во внедрении и развитии
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в деятельность органов
государственного и муниципального управления в целях повышения качества и
доступности предоставляемых публичных услуг.
— Прогнозирование и моделирование в сфере туризма.
Данная функция подразумевает под собой
определение приоритетных направлений развития туризма в Российской Федерации,
субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, в том числе
принятие концепций, доктрин и стратегий развития туризма или его отдельных
аспектов.
— Бюджетное и иное планирование в сфере туризма.
Указанная функция включает в себя деятельность по разработке докладов об
основных результатах и направлениях деятельности национальной туристской
администрации,
текущих и долгосрочных планов. [1] Государственное и муниципальное управление в сфере туризма:
учебник/ под общ. ред. Е. Л. Писаревского. — М: Федеральное агентство по
туризму, 2017. С. 166. [2] Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с изм. на 14.03.2020) [Электронный ресурс] / СПС
«КонсультантПлюс» — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_
LAW_28399/ — (дата обращения 11.01.2021) [3] Государственное
и муниципальное управление в сфере туризма: учебник/ под общ. ред. Е. Л.
Писаревского. — М: Федеральное агентство по туризму, 2017 С.168 [4]
Стригунова Д.П. Правовые основы гостиничного и
туристского бизнеса. М: Кнорус, 2018 С.126 [5] Там же.
С.127 [6]
Указ Президента
РФ от 14.09.2018 № 514 ( ред. 21.01.20) «О некоторых вопросах совершенствования
государственного управления в сфере туризма и туристской деятельности»//
Собрание законодательства РФ, 17.09.2018, № 38, ст. 5834. [7] Андреев В.А. Теория и механизмы современного
государственного управления: учебное пособие / В.А. Андреев, Э.В. Королева —
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса. – Владивосток:
Изд-во ВГУЭС, 2018 С.211