Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Туристский потенциал муниципального образования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА
В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 11
1.1. Значение туристской деятельности и ее влияние на экономику муниципального образования 11
1.2. Правовое регулирование туристской отрасли 15
1.3. Особенности развития туристского потенциала на муниципальном
уровне 23
ГЛАВА 2. ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ТУРИСТКОЙ ОТРАСЛИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗА СЧЕТ ПОВЫШЕНИЯ
ЕЕ ТУРИСТСКОГО ПОТЕНЦИАЛА 38
2.1. Анализ современного развития отрасли туризма города Твери 38
2.2. Проблемы и перспективы развития туристской сферы города 48
2.3. Система мероприятий по развитию туристского потенциала муниципального образования 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЯ 81
Введение:
Актуальность темы исследования обусловлена следующими аспектами: во-первых, индустрия туризма является ключевым вектором развития как на государственном, так и муниципальном уровнях: это сложный механизм по привлечению финансовых потоков, катализатор развития межличностных и межгрупповых отношений, процесс модернизации не только туристской, но и общегородской инфраструктуры, брендинг-эффект территории, истории и культуры, обычаев и традиций, а также их популяризация в обществе.
Во-вторых, правительство РФ отмечает важность популяризации и развития сферы туризма не только на федеральном, но и на местном уровне, для формирования новых уникальных точек притяжения, чтобы уравновесить туристический баланс объектов страны и регионов, в частности.
В-третьих, потенциал малых территориальных единиц по-настоящему велик: именно с локальных объектов идет развитие и совершенствование всей индустрии туризма. А систематический анализ проблем и своевременное совершенствование устоявшихся, но нуждающихся в модернизации механизмов и методик в деятельности органов местного самоуправления, благоприятно влияет на всю систему туризма. В ходе последних мировых событий именно внутренний туризм выступает катализатором для масштабного туристского сегмента нашей страны.
Актуальность темы работы определяется тем, что для решения ключевых вопросов развития туризма необходимо предварительно оценить величину имеющегося туристского потенциала, а также выявить тенденции и динамику его изменения и эффективность использования.
Под туристским потенциалом территории при этом понимается совокупность принадлежащих конкретной территории природных и созданных человеком объектов и явлений, а также условий, возможностей и средств, пригодных для формирования туристского продукта и осуществления соответствующих туров, экскурсий, программ.
При оценке «туристского потенциала территории» учитывают три основных аспекта анализа:
1) Структура, которая и будет определять ее качественное системное своеобразие (то, что в дальнейшей туристской коммерческой деятельности и будет объектом продажи и получения прибыли).
2) Функции системы (свойство быть уникальным историко-архитектурным заповедником; создание мифологических объектов и самих мифов и легенд как предмета потребления туристами; уникальность святых мест; загадочность и продажа этого состояния).
3) Основные элементы системы (то есть кадровый потенциал, экономический потенциал, социальный потенциал, демографический, исторический и т.д.).
Современное общество сегодня представляет собой сферу межкультурного взаимодействия, и туризм, достигнув глобальных масштабов, начал существенно влиять на социокультурные основы всей жизни общества в контексте взаимодействия представителей разных стран и наций. Этот процесс характерен для Тверской области и Твери в частности, исторически сложившейся как территория, населенная людьми разных национальностей и географически расположенная в самом динамично развивающемся регионе мира.
Сегодня одним из приоритетов экономического развития Тверской области и Твери в частности является туристическая отрасль. Основной целью в сфере туризма является создание современного и конкурентоспособного туристического комплекса, предоставляющего возможности для удовлетворения потребностей туристов в разнообразных туристических услугах, а также разработка экономических и правовых механизмов разработки и реализации мер по обеспечению качества туристских продуктов Тверской области и Твери в частности. Туризм вносит значительный вклад в обеспечение устойчивого социально-экономического развития и социальной стабильности, а также способствует самостоятельной занятости населения. Межкультурная коммуникация в этом аспекте является смысловой и в идеале содержательной стороной культурного взаимодействия.
Совершенно очевидно, что туризм приобретает все большее значение как форма межкультурных контактов. Путешествия учат нас культурной терпимости, взаимопониманию между представителями разных культур и способствуют формированию социальной и культурной идентичности. Туризм можно рассматривать как диалогическую форму для встречи различных культур, как возможность снизить международную напряженность и развивать сотрудничество и взаимопонимание между всеми государствами.
Степень научной разработанности проблемы. В последнее время возрастает интерес к различным аспектам социально-экономического развития регионов страны и отдельных отраслей, что диктует расширение теоретических исследований. Методологические аспекты формирования ресурсного потенциала территорий нашли свое отражение в трудах А.П. Дуровича, Н.И. Кабушкина, Т.М. Сергеевой, Е.В. Кондрашиной, Н.А. Платоновой, О.Е. Афанасьева и др.
Проблемы использования ресурсного потенциала территории для развития сферы туризма исследуются в работах российских ученых М. Б. Биржакова, Н. Д. Свиридовой, А. А. Негоды, Е. А. Джанджугазовой, В. А. Квартальнова, а также зарубежных исследователей, Б. Арчера, И. Флетчера и др.
Методические подходы к оценке туристского потенциала территорий рассмотрены в научных трудах О.И. Трубниковой, Е.В. Фроловой, О.В. Рогач, П.Ш. Шихгафизова и др.
Анализ работ известных авторов показал, что теоретические и методические основы проведения комплексной оценки ресурсов территории для развития сферы туризма находится в стадии развития и требует тщательной проработки и дополнения.
Актуальность и степень изученности темы исследования позволила определить объект, предмет и обозначить цель исследования.
Объект – туристский потенциал муниципального образования.
Предмет – это факторы и условия, влияющие на величину туристского потенциала муниципального образования.
Цель – провести комплексный анализ туристского потенциала города Твери и определить перспективные направления его развития.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
— раскрыть значение туристской деятельности и ее влияние на экономику муниципального образования;
— исследовать правовое регулирование туристской отрасли;
— изучить особенности развития туристского потенциала на муниципальном уровне;
— провести анализ современного развития отрасли туризма города Твери;
— выявить проблемы и перспективы развития туристской сферы города;
— разработать систему мероприятий по развитию туристского потенциала муниципального образования.
Информационная база исследования: эмпирическую и информационную базу исследования составили статистические и аналитические материалы Федеральной службы государственной статистики РФ ; научные труды российских и зарубежных авторов; результаты научных исследований, выпущенные в качестве монографий, статистических сборников, статей периодической печати. Кроме того, использовались материалы научных конференций и семинаров, функционирующие законодательные акты и иные нормативные документы .
Эмпирической основной исследования стали официальные данные Федеральной государственной службы статистики РФ (сборники «Регионы России») , а также Комитета по статистике Тверской области (сборник «Статистический ежегодник») и Комитета по природным ресурсам Тверской области (ежегодный сборник «Отчет о состоянии окружающей среды Тверской области) . Кроме того, автором было проведено социологическое исследование методом опроса (анкетирование) при помощи сети Интернет.
Методы исследования. В ходе исследования применялись экономико-статистические методы сбора и обработки информации, методы анализа и синтеза, методы сравнения, классификации, а также нормативный и структурно-функциональный методы. Кроме того, в практической части исследования был применен метод опроса. Основные положения работы проиллюстрированы схемами, рисунками и таблицами.
Теоретическая значимость работы. Работа может быть использована в преподавательской деятельности, став основой для лекций по теме исследования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что еѐ основные положения и выводы могут быть использованы региональными и муниципальными органами власти при разработке концепций, стратегий и программ формирования и развития туристско-рекреационных комплексов; субъектами малого и среднего предпринимательства для развития бизнеса (инвестирование в туристскую и обеспечивающую инфраструктуру).
Структура дипломной работы включает в себя введение, две главы, заключение и список литературы. В первой главе раскрыто значение туристской деятельности и ее влияние на экономику муниципального образования, а также определены особенности развития туристского потенциала на муниципальном уровне. Кроме того, в рамках первой главы исследовано правовое регулирование туристской отрасли. Вторая глава носит практический характер и содержит результаты исследования развития отрасли туризма города Твери. Кроме того, в главе сформулированы проблемы и перспективы развития туристской сферы города. В завершении главы сформулирована система мероприятий по развитию туристского потенциала указанного муниципального образования.
Заключение:
Современная индустрия туризма является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамичных отраслей мирового хозяйства. На долю туризма приходится около 10% мирового валового национального продукта, мировых инвестиций, всех рабочих мест и мировых расходов. Развитие туризма оказывает стимулирующее воздействие на такие секторы экономики, как транспорт, связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления, и составляет одно из наиболее перспективных направлений структурной перестройки экономики.
Российская Федерация, несмотря на свой колоссальный туристский потенциал, занимает скромное место на мировом туристском рынке. На ее долю приходится менее 1,5% мирового туристского потока. Потенциальные возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры принимать до 40 млн. иностранных туристов в год.
На основе изучения инфраструктуры и туристских ресурсов туризма Твери был сделан вывод о том, что город является экономически благополучной территорией. Считается, что развитие туризма как в городе, так и в области входит в перспективный этап. Уровень развитости конкурентных отношений достаточно высокий. Как отмечалось уже выше, на территории города и области стремительными темпами растёт число новых гостиниц, мотелей, что, в свою очередь, создаёт хорошую конкуренцию. Туризм на территории области развивается стремительными темпами. Вследствие этого растёт число туристских предприятий, организаций по проведению экскурсий.
Туризм обладает высоким стимулирующим воздействием на развитие других отраслей экономики города, малого и среднего бизнеса, способствует инновационному развитию города.
В этих условиях город Тверь должен уделять развитию туризма особое внимание, видя в нем фактор, способный решить не только некоторые социально-экономические проблемы города, но и позволяющий занять достойное место в ряду наиболее привлекательных городов Дальнего Востока.
Рынок спроса и предложений в регионе свидетельствует о том, что социально–демографические группы потребителей представляют собой в основном учащихся образовательных учреждений и работающее население, а наиболее эффективными каналами информирования клиентов о турах являются средства массовой информации и рекомендации друзей и знакомых.
Развитие в Твери туризма предполагает поддержку данной сферы экономики на уровне государственных и региональных властей. В этом направлении проделана большая работа – регулярно действуют программы финансирования отрасли, уделяется пристальное внимание сохранению историко-культурного наследия города. С начала 2000-ых годов Тверь и ее окрестности являются излюбленным направлением для туристических поездок.
Ежегодно Тверскую область посещает более 1 млн. туристов. Основную массу составляют граждане России, что позволяет говорить как о росте интереса у граждан России к внутреннему туризму, так и о росте интереса собственно к Тверской области. Вместе с тем, в последние два года наблюдается особенно значительный рост иностранного въездного туризма. Получили развитие такие виды туризма, как деловой, экологический, культурно-познавательный, отдых выходного дня, экстремальные виды отдыха на воде, яхтинг.
Но в настоящее время не все имеющиеся туристские ресурсы используются в полном объеме из-за наличия факторов, сдерживающих рост объема оказанных туристских услуг, а именно:
— темпы развития рынка производства туристских услуг по-прежнему значительно отстают от формирующегося спроса и сформированных технологий продаж этих услуг, что проявляется в узком ассортименте имеющихся на туррынке услуг;
— не учитывается высокий потенциал спроса на рынке делового, конгрессного туризма – современная материально-техническая база не всегда соответствует запросам потребителей;
— качество благоустройства территорий с высокой туристской привлекательностью не соответствует современным требованиям, что снижает эффективность использования других туристских ресурсов города;
— несформированность системы продвижения турпродукта города на специализированных международных выставках, в специализированных СМИ отрицательно влияет на имидж города и ведет тем самым к укреплению конкурентных преимуществ турпродукта соседних регионов.
Современное общество сегодня представляет собой сферу межкультурного взаимодействия, и туризм, достигнув глобальных масштабов, начал существенно влиять на социокультурные основы всей жизни общества в контексте взаимодействия представителей разных стран и наций. Этот процесс характерен для Твери, исторически сложившейся как территория, населенная людьми разных национальностей и географически расположенная в самом динамично развивающемся регионе мира.
Проведенный анализ показал, что Россия обладает исключительными ресурсами для развития этнического туризма. Российская Федерация является домом для более 180 этнических групп, которые представляют различные культурные, языковые и религиозные общины. За последние годы конкретные продукты этнического туризма созданы более чем в 20 регионах севера и востока России. Этнокультурное многообразие России и взаимное историческое влияние различных культур служат важной предпосылкой для роста интереса к данному виду туризма.
Этнический туризм представляет собой одну из наиболее перспективных возможностей для развития туризма в российских регионах из-за его уникального и разнообразного содержания и, в частности, из-за возможности для туриста стать активным участником аутентичной культурной жизни. Растущий интерес к культуре коренных народов, предметам и этническим явлениям, их повседневной жизни, костюмам, языку, фольклору, традициям и обычаям, этническому творчеству вызвал рост туризма коренных народов.
Сегодня одним из приоритетов экономического развития г. Тверь является туристическая отрасль. Основной целью в сфере туризма является создание современного и конкурентоспособного туристического комплекса, предоставляющего возможности для удовлетворения потребностей туристов в разнообразных туристических услугах, а также разработка экономических и правовых механизмов разработки и реализации мер по обеспечению качества туристских продуктов города. Туризм вносит значительный вклад в обеспечение устойчивого социально-экономического развития и социальной стабильности, а также способствует самостоятельной занятости населения. Межкультурная коммуникация в этом аспекте является смысловой и в идеале содержательной стороной культурного взаимодействия.
Проведенный анализ показал, что Тверь может стать неотъемлемым инструментом формирования и поддержания национальной идентичности и межнационального единства, что сейчас является важнейшим фактором устойчивого развития страны.
Чтобы продолжать сохранять свою идентичность, нравственные ценности и не подвергаться разрушительным тенденциям социального распада, нам нужно еще большее единство вокруг собственных источников и идеалов.
Этнокультурный комплекс Твери имеет все шансы стать крупным центром культурно-просветительского, исторического, географического, этнического и экологического туризма, стать неиссякаемым источником консолидации нашего многонационального общества. Необходимо только приложить усилия, чтобы сформулировать свой международный статус в этой сфере, создать положительный имидж, привлечь общественный и туристический интерес.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
1.1. Значение туристской деятельности и ее влияние на экономику муниципального образования
Определить туристическую индустрию сложно. Туризм означает разные вещи для разных людей, потому что это абстракция широкого спектра видов потребительской деятельности, которая требует продуктов и услуг из широкого спектра отраслей экономики. Например, Организация экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР) отмечает, что «туризм является концепцией, которая может интерпретироваться по-разному в зависимости от контекста» . Туризм может охватывать туристов, или то, что туристы делают, или агентов, которые обслуживают их, и так далее» . Аналогичным образом, Всемирная торговая организация (далее – ВТО) определяет туризм как «деятельность лиц, путешествующих и пребывающих в местах за пределами их обычной среды не более одного года подряд для отдыха, бизнеса и других целей» , в то же время ВТО заявляет, что «туризм, таким образом, является довольно общим термином, который может относиться к потреблению туристов, к производственным единицам, поставляющим товары и услуги, особенно туристам, или даже к набору юридических единиц или географических районов, связанных тем или иным образом с туристами» .
Подводя итог, туризм можно определить как совокупность социально-экономических мероприятий, осуществляемых либо туристами, либо для туристов. Те, которые проводятся туристами, соответствуют тому, что делают туристы, в то время как те, которые осуществляются для туристов, соответствуют тому, что делают другие социально-экономические субъекты для поддержки потребностей туристов. Следует подчеркнуть, что туризм, определяемый таким образом, не является ни чистым явлением со стороны спроса, ни явлением чистой стороны предложения.
Существует три основных вида туризма: внутренний туризм, въездной туризм и выездной туризм.
Туризм может оказывать различное воздействие на социальные и культурные аспекты жизни в конкретном регионе или районе, в зависимости от культурных и религиозных сил этого региона. Взаимодействие между туристами и принимающим сообществом может быть одним из факторов, которые могут повлиять на сообщество, поскольку туристы могут не быть чувствительными к местным обычаям, традициям и стандартам. Влияние может быть положительным или отрицательным на принимающее сообщество .
Местные общины могут смешиваться с людьми из разных слоев общества с различным образом жизни, что через «демонстрационный эффект» может привести к развитию улучшенного образа жизни и практики на примере туристов;
Может произойти улучшение местной жизни за счет улучшения местных объектов и инфраструктуры (разработанных для поддержания туризма), что может привести к улучшению образования, здравоохранения, возможностей трудоустройства и доходов;
Больше культурных и социальных мероприятий, доступных для местных жителей, таких как развлечения, выставки и т. д.
Улучшенные спортивные и развлекательные объекты, созданные для туристов, которыми могут пользоваться местные жители, особенно вне туристического сезона;
Сохранение местного культурного наследия района и возрождение его ремесел, архитектурных традиций и наследия предков;
Городские районы, которые могут находиться в упадке, могут быть оживлены, а перемещение людей из сельских районов в городские районы для трудоустройства может быть обращено вспять по мере появления рабочих мест в индустрии туризма;
Увеличение числа программистов молодежного обмена, сельского туризма, программистов по обмену домом и добровольческой работы за рубежом.
Основные преимущества туризма для региона или страны являются экономическими, поскольку он предоставляет возможность для создания рабочих мест и получения доходов на международном, национальном, региональном и местном уровнях. Туризм также может принести пользу экономике на региональном и местном уровнях, поскольку деньги поступают в городские и сельские районы, что, в свою очередь, стимулирует новые коммерческие предприятия и способствует более позитивному имиджу в регионе .
Одной из важных экономических особенностей индустрии туризма является то, что доход, полученный в местах проживания, расходуется в «посещаемых» местах. Туризм является инструментом перевода огромной суммы денег из «приносящих доход» стран в страны, «получающие доход». Деньги, потраченные туристом, как правило, просачиваются через многие уровни.
Туризм как источник дохода нелегко измерить хотя бы с какой-либо степенью точности. Однако наиболее распространенным методом оценки дохода, полученного от туризма, является определение «мультипликативного эффекта» в пункте назначения. Поток денег, генерируемых туристами проходит через различные сегменты экономики. Турист вносит первоначальные расходы в общество, которые получают в виде дохода местные туроператоры, торговцы, гостиницы, таксисты и т.д. Таким образом, деньги, потраченные туристами, приносят доход в несколько раз больше, чем первоначальные расходы. Мультипликативный эффект туризма можно измерить следующими аспектами:
Мультипликатор продаж
Выходной множитель
Мультипликатор доходов
Мультипликатор занятости.
Индустрия туризма является высоко трудоемкой отраслью услуг и, следовательно, является ценным источником занятости. Она обеспечивает занятость в несколько раз больше, чем обычные обрабатывающие отрасли. Несколько типов бизнес-фирм, таких как отели, мотели, рестораны, транспортные агентства, туристические агентства, туроператоры, сувенирные магазины, водители автомобилей и рикш, гид и т. д.
Туристические потребности помогают в создании инфраструктурных коммуникаций и удобств, которые не только используются посетителями, но и становятся ценными для местного населения. Экономическое значение туризма в национальной экономике можно оценить со ссылкой на его вклад в развитие инфраструктуры.