Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Гуманитарные науки Литература

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Трансформация портрета восточной красавицы в творчестве М.Ю. Лермонтова

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы исследования. 9

1.1 Средства создания романтического портрета в литературе. 9

1.2 Портрет восточной красавицы в русской литературе
(исторический аспект) 15

Глава 2. Портреты восточных красавиц в поэзии М.Ю.
Лермонтова. 24

2.1 Ранние кавказские произведения («Кавказский пленник», «Черкешенка»,
«Каллы») 24

2.2 Портреты восточных красавиц в период зрелого
творчества («Измаил-Бей, «Аул Бастунджи») 32

2.3 Портреты восточных красавиц в поздних произведениях
(«Беглец», «Герой нашего времени») 38

Глава 3. Портреты восточных красавиц в поэзии
М.Ю.Лермонтова: материалы к урокам внеклассного чтения в средней школе. 46

3.1 Внеклассное занятие по литературе по ФГОС.. 46

3.2 Конспекты уроков внеклассного чтения по теме «Портреты
восточных красавиц в поэзии М.Ю. Лермонтова». 50

Заключение. 57

Список использованной литературы   60

  

Введение:

 

Актуальность темы. Восток (особенно Северный Кавказ, Грузия) сыграл значительную роль в
русской литературе. Лучшие представители русской литературы описывали в своих
произведениях представителей восточных культур, создавая яркие образы. Портреты
таких литературных персонажей соединяют в себе индивидуальные и типичные черты,
они становятся способом осмысления русскоязычными писателями, поэтами и их
читателями чужой культуры. Одновременно художественный портрет многое может
сказать о самом писателе или поэте.

В русской литературе образы восточных
женщин появляются, начиная с первой трети XIX. Культура Северного Кавказа
привлекала внимание многих писателей и поэтов, в творчестве которых были
созданы многочисленные образы восточных людей. Романтическое восприятие горцев
и их культуры можно найти в стихотворении В.А.Жуковского «Добро пожаловать,
певец», в котором поэт описывает горцев как вольнолюбивых людей, живущих в
окружении прекрасной природы. Но можно отметить то, что образы жителей гор
особенно характерны для тех авторов, которые сами побывали на Кавказе. Среди
них были А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, А.С.Грибоедов, А. Одоевский, А.А.
Бестужев-Марлинский, А.И.Полежаев, Л.Н.Толстой. Они жили среди горцев, общались
с образованными горцами, изучали легенды и сказания, все это отражалось в их
произведениях. Восточные женщины появляются в повестях А.А.
Бестужева-Марлинского «Аммалат-Бек», «Мулла-Нур», в поэмах А.С. Пушкина
«Бахчисарайский фонтан», «Кавказский пленник» и «Тазит». А.И. Полежаев создал
женские образы в поэмах «Эрпели» и «Чир-Юрт», в стихотворениях «Пышно льется
светлый Терек», «Черкесский романс», «Ахалук». Реалистичные образы горянок
создал Л.Н. Толстой в повести «Хаджи-Мурат» и в рассказе «Кавказский пленник».

Много женских образов восточных
женщин у М.Ю.Лермонтова (поэмы «Кавказский пленник» (1828), «Последний сын
вольности» (1830), «Каллы» (1830-1831), «Азраил» (1831), «Ангел смерти» (1831), «Измаил-Бей»
(1832), «Аул Бастунджи» (1833-1834), «Хаджи-Абрек»
(1833-1834), «Беглец» (1838), «Тамара» (1841),
роман «Герой нашего времени» (1838)). Это связано с биографией писателя. Как
известно, Лермонтов был сыном отставного армейского капитана Юрия Петровича
Лермонтова и Марии Михайловны, урожденной Арсеньевой. В возрасте трех лет он
потерял мать и воспитывался бабушкой Елизаветой Алексеевной Арсеньевой в ее
имении в Пензенской губернии. А поскольку ребенок часто болел, его трижды
возили на курорты Кавказа.

В 1827 году будущий поэт переехал с
бабушкой в Москву и, посещая пансион для дворянских детей (при Московском
университете), начал писать стихи. В 1828 году он написал поэму «Черкесы». Сюжет поэмы традиционен для романтически
настроенного подростка: черкесский князь собирает отряд, чтобы спасти брата из
русского плена. Горцы осаждают крепость, где находится пленник, но их штурм
отбит, сам князь погибает в бою. В этой поэме основное место занимают описания
природы и батальные сцены. В том же 1828 году он написал произведение «Кавказский
пленник» в духе английского поэта-романтика лорда Байрона, влияние которого
тогда распространилось на молодых писателей. В 1829 и
1830 гг. Лермонтов написал ряд стихотворений, навеянных воспоминаниями о
Кавказе. В «Черкешенке» (1829 г.) поэт воспевает простоту нравов горцев и
красоту кавказской природы. В следующем году юный Лермонтов создает
стихотворение «Кавказ», где вновь восхищался великолепием этих гор, заканчивая
каждую строфу словами «Люблю я Кавказ».

На Кавказе Лермонтов
создал все свои наиболее знаменитые произведения. Прежде всего, следует
отметить ряд крупных поэм: «Измаил-бей», «Кавказский пленник», «Каллы», «Аул
Бастунджи», «Хаджи Абрек» и «Беглец». В них поэт, используя этнографический
материал, красочно отразил обычаи и особенности жизни горцев.

Поэма «Каллы» написана в
1830-1831 гг. на основе одного из черкесских преданий. В этом произведении ее
молодой герой Аджи, побуждаемый муллой, являющимся хранителем традиций,
отправляется вершить кровную месть своим врагам, но потом ужасается
совершенному деянию и убивает самого муллу, который толкнул его на это. Поэма
«Измаил-бей» была написана в 1832 г. Ее основой послужила биография
кабардинского князя Измаил-Бея Атажукова, посланного отцом в Россию для получения
военного образования. В произведении воссозданы картины жизни горских племен
конца XVIII — начала XIX вв. Главным женским персонажем поэмы является лезгинка
Зара, которая стала не только подругой Измаил-бею, но и его верной соратницей,
сопровождавшей его в походах. Это тоже не является исключительно плодом
романтической фантазии Лермонтова, случаи участия чеченских девушек в набегах
действительно были известны.

Поэма «Аул Бастунджи»
была написана в 1833-1834 гг. В ее основу легло черкесское предание о
непримиримой вражде двух братьев, причиной которой послужила красавица-жена
одного из них. Поэма наполнена точными описаниями быта и повседневной жизни
горцев и красочными описаниями горной природы.

Поэму «Хаджи Абрек»
Лермонтов сочинил в 1833-1834 гг. Содержание поэмы основано на различных
черкесских и кабардинских легендах и преданиях, в основе которых лежал рассказ
о кровной мести. Все произведение написано в суровом, мрачном стиле. К
кавказской тематике относится поэма «Беглец», созданной не позднее 1838 г.
Поэма основана на черкесской песне.

Лермонтова сильно потрясла в январе
1837 года смерть Пушкина. Он написал стихотворение, в котором осудил не только
убийцу поэта, но и придворную аристократию, в которой он видел истинных
виновников трагедии. Как только стихи стали известны Николаю I, Лермонтова
арестовали и сослали в полк, расквартированный на Кавказе. Здесь встречи с
декабристами (многие из декабристов были в ссылке на Кавказе), знакомство с
местной интеллигенцией расширили его кругозор. Кроме
того, в составе русской армии было немало горцев, с которыми Лермонтов
знакомился в течение своей военной службы. От них он узнал множество новых
подробностей о регионе.

В результате заступничества бабушки и
влиятельного поэта В.А.Жуковского Лермонтову было разрешено вернуться в столицу
в 1838 году. Его стихи стали появляться в печати. Лермонтов стал популярен; его
называли преемником Пушкина, журналисты интересовались им, он подружился с
редакцией «Отечественных записок», ведущего литературного журнала. Одним из главных произведений Лермонтова на кавказскую тему,
написанных в это время, является роман «Герой нашего времени». Герой,
Печорин, циничный человек, в личности которого воплощены черты многих
кавказских офицеров того времени. Героиня романа воплотила сложный образ
кавказской девушки, одновременно свободной в своих чувствах, и зависимой от
мужчин своего рода. Стилистику произведения усиливает
знание Лермонтовым кавказского фольклора. Этот реалистический роман
сыграл важную роль в развитии русской прозы.

В феврале 1840 года Лермонтов по
указанию Николая I был приговорен к новой ссылке на Кавказ, на этот раз в
пехотный полк, готовившийся к опасным военным действиям. Вскоре в результате
настойчивых просьб бабушки Лермонтову был предоставлен короткий отпуск в
феврале 1841 года. Он провел несколько недель в столице, продолжая работу над
уже начатыми сочинениями и написав несколько новых. В
1841 году на основе популярных кавказских преданий создана баллада «Тамара»,
принадлежащая к числу лучших произведений Лермонтова. В ней поэт вырисовывает
портрет прекрасной, но коварной и необъяснимо жестокой женщины, образы грозного
замка и мрачного ущелья. Романтическая поэма «Демон», написанная в 1841 г., но
не законченная, по сюжету близка к некоторым кавказским сказаниям.

В 1842 г. по дороге в свой полк
Лермонтов задержался в санатории города Пятигорска для лечения. Там между
Лермонтовым и другим офицером, Н.Мартыновым, произошла ссора, которая
закончилась смертью поэта на дуэли. Через два дня его похоронили на городском
кладбище, и на похороны собралось все население города. Позже гроб с телом
Лермонтова перевезли в имение Тарханы, он был похоронен в фамильном склепе
Арсеньевых.

Всего в 26 лет, когда он умер,
Лермонтов доказал свою состоятельность как блестящий поэт, прозаик и драматург,
продолжатель Пушкина и выразитель лучших традиций русской литературы. Интерес для
нашей темы представляет то, что образы восточных женщин создавались Лермонтовым
на протяжении некоторого времени, поэтому образ восточной красавицы
трансформировался. Анализ перемен в образе способен раскрыть изменения в
творческих приемах и мировоззрении автора, поэтому темой стала именно трансформация
портрета восточной красавицы в творчестве Лермонтова.

Цель исследования: проследить трансформацию портрета восточной красавицы в творчестве
М.Ю.Лермонтова.

Задачи:

1) проанализировать средства создания
романтического портрета;

2) последовательно рассмотреть
средства создания портрета восточной красавицы в русской литературе;

3) проанализировать портреты
восточных красавиц в поэзии Лермонтова: от ранних поэм («Кавказский пленник»,
«Каллы») к зрелому творчеству («Измаил-Бей, «Аул Бастунджи») и поздним
произведениям («Беглец», «Герой нашего времени»);

4) разработать материалы к урокам
внеклассного чтения в средней школе по теме «Портреты восточных красавиц в
поэзии Лермонтова».

В
качестве методов исследования в
работе были использованы методы, которые позволили решить поставленные задачи.
Среди них описательный метод, биографический метод,
культурно-исторический метод, сравнительно-сопоставительный метод,
мифологический метод.

Практическая значимость работы заключается в использовании ее результатов в курсах по
русской литературе и на уроках внеклассного чтения в школе.

Структура исследования состоит из введения, трех глав, заключения и списка
использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

творчестве М.Ю. Лермонтова, мы пришли
к следующим выводам.

Романтизм как литературное
направление характеризовался желанием писателей и поэтов найти или создать
идеальный мир. Не принимая неискреннюю европейскую мораль XIX века, поэты и писатели
романтического направления видели в восточных женщинах идеал, как внешней
привлекательности, так и внутренней красоты, цельности, искренности.

Для русских писателей «Востоком»
были, прежде всего, Кавказ и Грузия. Романтичной образ девушки-горянки можно
встретить в произведениях А.С. Пушкина и многих других русских поэтов и
писателей того времени. Образ восточной красавицы появляется у Лермонтова в
конце 1820-х годов, этот образ не оригинален, его можно встретить у многих
русских поэтов и писателей того времени. При этом стоит отметить, что
практически для всех них характерно романтическое восприятие жителей Востока, в
частности, женщин Северного Кавказа.

Тема восточной красавицы в творчестве
Лермонтова отражена в произведениях разных жанров: это поэмы, стихотворения и
роман «Герой нашего времени». Различие в жанрах и времени написания обусловили
трансформирование образа восточной красавицы на протяжении творчества
Лермонтова, многогранность этого образа.

Образ восточной красавицы представлен
в динамике, это связано с изменением в личности самого Лермонтова. Он углублял
свое знание российского Востока; приобретал опыт (в том числе военный);
менялись творческие установки, постепенно от романтизма Лермонтов переходил к
реализму. Все это не могло не отразиться в образе жительницы Востока в его
произведениях. В творчестве Лермонтова мы выделили
три этапа. В ранних кавказских поэмах («Кавказский пленник», «Черкешенка», «Каллы»)
описана молодая девушка, переживающая сложные испытания, часто заканчивающиеся
ее гибелью. Образ восточной красавицы часто противопоставлен горцам-мужчинам:
так, если мужчины жестоки к русским пленникам, то девушка-черкешенка в поэме
«Кавказский пленник» полна сострадания и любви. Внешность восточной девушки
почти не детализируются, отмечаются только общие характеристики: «черкешенка молодая», «мила, как херувим». Лермонтов в ранних
произведениях почти не использует этнографических деталей, по-европейски
восстает против обычая кровной мести в поэме «Каллы».

Далее последовал период зрелого
творчества («Измаил-Бей, «Аул Бастунджи»). Хотя «Аул Бастунджи» написан в одном
году с «Каллы», это более зрелое произведение, а образ героини намного
интереснее. Прежде всего, поэмы «Измаил-Бей и «Аул Бастунджи» больше по объему,
и глубже проработаны. Это многоплановые произведения. Акцентируя внимание на
воинственности мужчин-горцев, Лермонтов отходит от одностороннего изображения
мужчины-горца как жестокого и злобного врага, мужские герои вызывают симпатию,
их поступки продиктованы не «варварством», а логикой жизни в окружении опасности.
Кавказ – место обитания разных народов, у которых нет государства, поэтому
такую роль играют обычаи.

Образ восточной красавицы в этих двух
поэмах хорошо прописан с внешней стороны, одновременно героинь отличает такая
черта, как внутренняя сила. Если в ранних произведениях девушка чиста
вследствие скорее молодости, чем убеждений, то героиня «Аул Бастунджи» Зара
отличается осознанной нравственной силой. Зара последовательно противостоит
домогательствам брата своего мужа, при этом ею движет не страх или покорность
мужу, а ясное осознание понятия чести. Лермонтов демонстрирует свое понимание
образа восточной красавицы, подчеркивая ее приверженность традиции. Поэт
создает художественный образ, который не выходит за рамки реальности того
времени. Поэтому Зара – образ обобщенный, в нем Лермонтов передал свое уважение
к цельности и высокой нравственности восточной женщины.

Другая Зара, героиня поэмы
«Измаил-Бей», отличается одухотворенностью и цельностью характера. Это сложный
образ, и Лермонтов стремится изобразить ее со всеми противоречиями, что не
принижает Зару, а, наоборот, возвышает. Оба эти произведения характеризуются
присутствием этнографических деталей и явной симпатией поэта к героиням.

Портреты восточных красавиц получили
развитие в поздних произведениях Лермонтова («Беглец», «Герой нашего времени»).
Основная перемена в том, что образы женщин здесь реалистичны. Образ Бэлы
интересен и своеобразен, она обладает глубоким и страстным характером. Лермонтов
создает сложные, психологически достоверные портреты, горянки ведут себя в
соответствие не с романтическими шаблонами, а в соответствие с обычаями российского
Востока.

Можно сделать вывод, что образ
восточной красавицы в произведениях М.Ю. Лермонтова отражает реальные
этнографические и психологические характеристики жительниц российского Востока.
Но одновременно этот образ отражает и некоторые индивидуальные черты самого
Лермонтова, среди которых мы можем назвать глубокое уважение к жителям Кавказа,
их обычаям; вера в положительные стороны характера местных жителей; интерес к
психологии восточных женщин. Трансформация образа восточной красавицы
доказывает эволюцию мастерства Лермонтова как поэта и писателя. Лермонтову
удалось создать яркие художественные образы и выразить при этом свои убеждения.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы исследования

1.1 Средства создания романтического портрета в литературе

Портрет в литературном
произведении необходим как средство характеристики персонажа. Портрет используется
наравне с описанием действия и описанием обстановки. Роль портрета состоит в
его особой наглядности. Поэтому портрет художественного персонажа придает
произведению изобразительность, яркость. В литературу термин «портрет» пришел
из живописи, где он является единственным способом изображение героя. В
литературе есть другие способы дать понять, о ком рассказывает автор, например,
действия персонажа и его монологи. Литературный портрет – это изображение
наружности человека (черты лица, фигура, поза, мимика, жесты, одежда), одно из
средств его характеристики[1]. Средствами создания
портрета Б.А. Успенский называет «описания внешности персонажа, фигуры, одежды,
жестов, движений, манер»[2].

Можно отметить, что понятие
«портрет» шире простого описания внешности. В.Е. Хализев в «портрет» включает
не только описание наружности, но и описание того, что сформировано социальной
средой и культурной традицией[3].

Е.Ю. Сидоров считает, что
портрет связан с индивидуальным стилем писателя. Кроме того, это часть
психологического анализа персонажа, поэтому даже описание внешности будет
зависеть от внутренних качеств героя[4].

Основу описания портрета
человека в любых типах текста, как в художественных, так и нехудожественных,
составляют характеризующие детали. Однако, как отмечает И.А. Гончар, «в художественном тексте
базовые модели (лицо, одежда) распространяются и обрастают субъективной
оценочной модальностью (модусом), что ведет к усложнению описания. Внешние
черты, передаваемые в портрете, дополняются яркими психологическими
характеристиками»[5].

Таким образом, портрет
персонажа художественного произведения составляют изображения его внешности,
поведения и психологических черт. Описание одной внешности не создаст у
читателя представления о характере героя, однако описание только характера не
позволит читателю представить себе персонаж, поэтому портрет должен быть
сложным и включать в себя все стороны персонажа.

В портрете персонажа
художественного произведения можно выделить две составляющие: индивидуальные и
типические черты. Обычно в произведении делается акцент на чем-то одном. С одной
стороны, персонаж описан так, чтобы он воспринимался читателем как социальный
человек, как представитель своего общества, времени.

Создавая его портрет,
автор хочет воссоздать перед читателем своего произведения определенную эпоху.
Кроме того, персонаж может быть описан как типичный представитель своей нации,
профессии, социальной группы и т.д. В результате, в литературе создаются
типичные портреты «сельского учителя», «американца», «преступника» и т.п. У
различных писателей или поэтов представители определенной социальной группы
имеют общие черты, и это может быть не только следствием реалистичности
портретов, но и частью существующих предрассудков, когда персонажи в
художественных произведениях наделяются такими чертами, которые им по привычке
приписываются. И наоборот, выдающиеся писатели часто создают неожиданные
образы, которые противоречат существующим в обществе стереотипам.

Также в произведении
может быть сделан акцент на индивидуальных чертах персонажа, и в этом случае
даже заглавие произведения может носить имя персонажа. В таком случае, писатели
ставит своей задачей описать уникальный образ, а не создать типичный портрет.
Как правило, подобные персонажи запоминаются читателю, поэтому их роль в
произведении очень велика.

Можно отметить, что в
создании литературного портрета определенную роль может играть воображение
писателя. В реальной
действительности представления об образе человека и окружающего его мира
складываются в сознании носителей языка постепенно, по мере познания отдельных
черт образа. Эти черты дорисовываются воображением, субъективно окрашиваются.
Признаки образа актуализируются в текстах в виде его частных характеристик,
выступающих как результат восприятия, памяти и воображения.[6]

Литература служит не
только для описания реальности, но и для выражения чувств и взглядов писателя и
поэта, поэтому в портрете часто есть субъективная сторона. Персонаж может
идеализироваться, если автор симпатизирует своему герою, или же в нем могут
подмечаться отрицательные черты. Поэтому Г.Н. Поспелов в портретах выделяет три
группы: идеализирующие, гротескные и психологические[7].

Необходимо отметить, что
литературный портрет не всегда задается желаниями автора. По мнению известного
ученого Н.Д. Тамарченко, портрет персонажа зависит от жанровой принадлежности
произведения литературы[8].

Так, в народной
литературе портрет представлен как обобщенная характеристика, нечеткое описание
без упоминания отдельных черт внешности или одежды. Нельзя сказать, как конкретно
выглядят герои русских фольклорных произведений, так как их описания не даются,
вместо них читатели встречают шаблонные характеристики: «красная девица»,
«добрый молодец». Читатель должен самостоятельно представить, как выглядит персонаж. [1]Краткая литературная энциклопедия: в 9 т. М., 1968. Т. 5.
Ст. 895. http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke6/ke6-3691.htm [2]Успенский Б. А. Семантика искусства. — М.: Академия, 1995.
— С. 172. [3]Хализев В.Е. Теория литературы. — М.: Высшая школа, 2004. —
С. 180. [4]Сидоров Е.Ю. Время, писатель, стиль: о прозе и критике
наших дней. М., 1983. [5]Гончар
И.А. Тип сложного портретного описания в
художественном тексте // Филологический класс. 2014.№2. С. 133-135. [6]Чернова
С. В. Семантика слова «образ» в русском языке // Язык. Текст. Дискурс: Научный
альманах Ставропольского отделения РАЛК / под ред. Г. Н. Манаенко. Ставрополь,
2014. [7]Поспелов Г. Н. Введение в литературоведение. — М.: Высшая
школа, 1976. – С. 190. [8]Тамарченко Н.Д. Теория литературных жанров. — М.: Академия,
2011. – С. 46.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы