Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Гуманитарные науки Культурология

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Традиционные народные игры в системе культуры центральной России

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 4

1. Народные игры на Руси и в России: историко-культурное наследие и современность 9

1.1. Истоки и эволюция традиционных народных игр на Руси 9

1.2. Типология и значение традиционных народных игр 21

1.3. Ценностное содержание народных игр в современной России 27

2. Народные игры в системе культуры центральной России: традиции и современность 35

2.1. Народные игры в культуре центральной России: общие черты и особенности 35

2.2. Народные игры в контексте праздничной культуры: практика включения и ее результаты 44

2.3. Предложения по совершенствованию методики и практики включения народных игр в праздничную культуру народов центральной России 71

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 86

  

Введение:

 

Народная празднично-игровая культура является фактором актуализации и трансляции культурного наследия русского народа, они способствуют самоидентификации и сплочению людей в рамках единой социокультурной общности.

На протяжении всей истории человечества традиционные игры и соревнования занимали одно из ведущих мест в культуре и жизни народов всех стран мира. В зависимости от природных и социально-экономических условий развития каждый народ исторически производит определенные виды упражнений, народных игр и традиционных состязаний, которые впоследствии составляют средства народной системы физического воспитания. Первоначально они входили в состав ритуалов, естественных стремлений к первенству, естественному, соревновательному началу, упорядочивали систему правил, формировали в особые знаковые системы, придавали значение и выступали в качестве механизмов формирования этнической идентичности. Спорно-конкурентное начало разворачивается в реальном пространстве и символических конфликтах, институционализация выражается в церемониях жизненного цикла, календарных и повседневных ритуалах. Часто соревнование было ключевым событием обряда, кульминацией всех усилий сообщества по демонстрации собственной жизненной силы. Поэтому основной задачей упражнений и игр было обеспечение конкретных физических, волевых и моральных способностей, соответствующих наиболее подходящей форме адаптации к меняющимся социальным и природным условиям.

С целью популяризации народных игр, в 2012 году была создана Общероссийская общественная организация »Федерация исконных забав и этноспорта России», которая с момента своего основания сотрудничала с Всемирным обществом этноспорта (EWS).

Обе организации с момента основания в 2012 году возглавлял Алексей Валерьевич Кыласов. Алексей Валерьевич является автором многочисленных научных статей и монографий, посвященных этноспорту.

С 2012 г. Федерация исконных забав и этноспорта России реализует проект «Русские игры», основанный на русской воинской состязательно-игровой традиции, которая на протяжении всей истории государства служила основой военно-патриотического воспитания и трансляции феномена русского рукопашного боя, согласно выводам историка Б. В. Горбунова.

Феномен народных игр был зарожден на Руси давно с появлением традиций с момента зарождения праздничной клуатры, т.к. народные игр имеют с ними непосредственную связь. В каждой народной игре отражены народные обычаи, приметы, традиции, именно поэтому, актуально их изучать в непосредственной взаимосвязи.

В наши дни интерес к сохранению игрового наследия проявился благодаря историкам и фольклористам, обратившим внимание в экспедициях на оставшихся носителей традиции, а это значит, что игры, которые проводятся сегодня, нельзя считать реконструкцией, это совсем другой процесс возрождения. Неслучайно, резолюция 33-й Генеральной конференции ЮНЕСКО в Париже 2005 г. относит традиционные игры к нематериальному культурному наследию, т.к. сценарий игр и набор забав имеют общерусский характер и определяются особенностями праздника с включением региональных элементов.

В конце сентября 2015 г. организаторы традиционных игр коренных забав, представители различных национальных и международных неправительственных организаций, принимавших участие в фестивале TOCATI (фестиваль Tocatì – Международный фестиваль уличных игр, что происходит в древнем центре Вероны и является уникальным по своим характеристикам в Италии и Европе), решили перейти на дополнительный уровень отношений и подготовили для всемирного продвижения «Веронську декларацию». Опираясь на основополагающие принципы ЮНЕСКО в отношении национальных стратегий развития, «Веронская декларация» призывает настоятельно рекомендовать ввод традиционных видов спорта и игр в школьные программы. Она нацеливает на достижение следующих целей:

1) объединить всех сподвижников (протагонистов), которые занимаются творчеством, саморазвитием, охраной окружающей среды и правами и обязанностями граждан;

2) разделять ценности культурного разнообразия;

3) создавать структуры, которые ценят благосостояние и социальное здоровье, связанные с обменом информацией и взаимодействуют между разными поколениями и способствуют межкультурному диалогу в целом;

4) углублять знания о местных обычаях как память цивилизаций;

5) устанавливать взаимосвязь между передачей нематериального культурного наследия и устойчивым развитием.

Традиционные игры сформировали культурную среду, в которой стало возможным зарождение и развитие спорта как всеобъемлющего социокультурного явления капиталистического индустриального общества. Развивающийся процесс глобализации заставил многие народы обратиться к основам собственной идентичности.

Неиссякающий интерес к игровой проблематике не в последнюю очередь объясняется тем, что празднично-игровая жизнь отражает самосознание данного социума и выражает особенности его менталитета. Игра же, представляя собой неотъемлемый компонент праздничных и обрядово-ритуальных комплексов, выступает как один из важнейших способов организации общественного быта. Она пронизывает как календарную, так и семейную обрядность, являясь способом эволюции устойчивых ритуа- лизованных форм, их адаптации к изменяющейся окружающей реальности. Кроме того, игровые формы — важнейший механизм социальной адаптации личности, одно из средств воспитания и включения индивида в различные социовозрастные объединения и группы. В традиционном обществе эти механизмы связаны с организованными замкнутыми циклами («кругами игры») как в пределах одной личности (где циклом выступает жизнь конкретного индивида — «внутренний круг»), так и в пределах всего социума (календарно-обрядовые циклы и существование поколений — «внешний круг»). Особенности «игровых перевоплощений» в рамках «кругов игры» и являются предметом данного исследования.

Итак, традиционные виды спорта и игры признаются ЮНЕСКО эффективным средством передачи ценностей солидарности, разнообразия, открытости и культурного сознания, способствуют чувству гордости за собственные культурные корни.

Обрядовая составляющая праздников, в рамках которых проводятся традиционные игры, позволяет их проектировать в качестве «мероприятий культуры» (фольклор и народное творчество), в то время как по всем внешним признакам игры относятся скорее к спорту (физическая культура), что нами расценивается как несомненное преимущество, поскольку позволяет использовать расширенную ресурсную базу в рамках межведомственного взаимодействия учреждений культуры и спорта.

Исходя из необходимости межведомственного взаимодействия, главной задачей для организаторов традиционных игр является вовлечение зрителей не только в исконные забавы и соревнования этноспорта, но и в обрядовые действия. Именно потому, существует необходимость включения народных игр в контекст праздничной культуры центральной России.

Объектом исследования стали народные игр населении центральной России.

Предмет исследования — процесс включения народных игр в программу народных праздников центральной России.

Цель исследования — изучить опыт и алгоритмы включения народных игр в праздничную культуру народов центральной России и разработать предложения по совершенствованию методики и практики.

Задачи исследования:

1. изучить исторические особенности народных игр,

2. определить понятие «народные игры» и проанализировать их типологию,

3. определить современное состояние развития народной празднично-игровой культуры на территории центрально России,

4. разработать предложения по совершенствованию методики и практики включения народных игр в праздничную культуру народов центральной России.

Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, обобщение, систематизация, историко-культурное сопоставление.

В качестве методологического принципа стремились к сочетанию теоретических построений с полевыми этнографическими исследованиями. Основной корпус составляют описания конкретных празднично-игровых форм «внешнего круга» на материале центральной части России.

Было проанализировано свыше 80 вариантов праздничных развлечений, хороводов, игр, шуток, розыгрышей, описания самых разнообразных форм традиционного этикета — от приветствий, величания, поения чарой до шуточных припеваний и заигрывания.

Новизна данного исследования заключается в том, что в работе впервые представлена попытка выделить народные игры, как самостоятельную часть праздничной культуры центральной России.

Теоретическая значимость исследования. В работе рассмотрены особенности народных традиционных игр через контекст праздничной культуры.

Практическая значимость. Результаты данной работы могут быть использованы органами местного самоуправления при организации и проведении национальных праздников с целью вовлечения населения в народные игры.

Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Были изучены исторические особенности народных игр. В результате обобщения научной литературы, было выявлено, что народные игры — это сфера жизни этноса, в которой выражаются его история, менталитет и почти вся система ценностей. Русские народные игры своими корнями доходят до седой старины. Передаются из поколения в поколение, совершенствуя и впитывая лучшие традиции нации. Народные игры крепко связаны с трудом и укладом жизни народа и находят свое выражение в мифах, былинах, сказаниях, обычаях, традициях и т.д. Празднества устраивались нашими предками после удачной охоты, перед началом весенних полевых работ, после уборки урожая. Торжествами и особыми, приуроченными к ним обрядами народ встречал весну, лето, осень, зиму, поклоняясь деревьям, родной природе.

2. Было определено, что народная игра — средство, с помощью которого создается новая мифологическая картина мира. Значение игры в конкретном обществе, последствия ее функционирования на данном этапе, значение, приданное игровой деятельности, ее актуальные формы являются демонстрацией широкого спектра культурных ориентаций и могут служить показателем духовного развития членов этого общества.

Игровой репертуар центральной России позволил распределить народные игры следующим образом: игровые хороводы и игры на молодежных посиделках («беседах»), игры с мотивом штурма города, с мотивами сидящего в келье молодца, или девицы, круговые игры с припевками.

3. Так же было выявлено современное состояние развития народной празднично-игровой культуры на территории центрально России.

Общими чертами народных игр в России были те, которые были приурочены к различным ситуациям: охрана некоего объекта от посягательства других игроков; соревнование, кто первым схватит подброшенный вверх предмет; соревнования в меткости, силе и быстроте.

Говоря об особенностях игр в культуре центральной России, то они очень специфичны для каждой национальности, проживающих в данной области: обрядовые игры (пасхальные, масленичные, игры на Покров, Сабантуй и др.), хороводные и плясовые игры, которые отражали обычаи каждого народа (свадебные), ритуальные (изгнание шамана), гадальные игры. Таким образом, можно утверждать, что игра является своего рода культурным механизмом, способствующим переходу одних ритуальных форм в другие, т. е. как способ изменения, игра может существовать только в динамике, как процесс, сущность которого проявляется только при взаимодействии с конкретными ритуальными формами. Поэтому неудивительно, что игра как нечто конкретное, как культурная форма обычно фиксируется в форме ее антагониста, то есть как «выживание» или деформированная форма ритуала.

Традиционные игры в основном были приурочены к православным праздникам, а также проводились в престольные праздники. Динамика русских традиционных игр прослеживается в сочетании с широкими гуляниями на народных гуляниях, где всегда присутствовали мужские списки по борьбе и кулачному бою.

4. Были разработаны предложения по совершенствованию методики и практики включения народных игр в праздничную культуру народов центральной России.

Было обозначено, что основной задачей для организаторов традиционных игр является вовлечение зрителей не только в исконные забавы и соревнования по этноспорту, а этому могут поспособствовать поиск партнеров; разработка организационных форм проекта; зонирование мероприятия и разработка графического изображения; координация мероприятия с органами исполнительной власти; продвижение мероприятия через средства массовой информации и рекламу.

Важно отметить, что ключевым элементом технологии социокультурного проектирования традиционных игр является исследовательская деятельность этнографов, историков. Перед началом планирования проектировщикам необходимо определить историко-культурные основания для будущего мероприятия, и только после этого определить фольклорные группы и этноспортивные клубы, заинтересованные в участии. Проект традиционных игр имеет широкую перспективу применения — от многократных повторений в рамках годового цикла национальных праздников в конкретном месте до универсального моделирования в рамках федеральных программ и программ субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта.

В заключение отметим, что в традиционном обиходе игра как важный инструмент социального влияния и взаимодействия помогала участникам оставаться в рамках цивилизованного поведения даже в условиях острого конфликта. В этом мы видим актуальность перспективность представленных выше проблем.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Народные игры на Руси и в России: историко-культурное наследие и современность

1.1. Истоки и эволюция традиционных народных игр на Руси

Ценность исследования народных игр и забав обусловлена новизной потенциальных открытий или переосмыслений культурных стереотипов народа. Традиции насквозь пронизаны движениями, двигательной активностью, которые являются основой физической культуры, а следовательно, через двигательный компонент можно познавать культуру народа.

Народная игра в широком смысле – это воспроизведение в форме игрового действия (игры) важных событий, знаковых страниц жизни народа, трагических моментов или радостных свершений и побед, чтобы вспомнить и оценить их как такие, которые способствовали становлению мировоззрения, менталитета, закаливанию целого народа .

Народные игры — это сфера жизни этноса, в которой выражаются его история, менталитет и почти вся система ценностей. Русские народные игры своими корнями доходят до седой старины. Передаются из поколения в поколение, совершенствуя и впитывая лучшие традиции нации. Русский народ не только работал все время, но и мог хорошо и разумно отдыхать. Благодаря игре был передан ценный жизненный опыт народа. Ведь в ходе игры развивались такие качества личности, как способность быстро и логически мыслить, воображение, воображение, лидерство и уступчивость. К тому же игра способствовала физическому развитию. Как вывод: игра служила сильным фактором для укрепления тела и ума.

Игра как объект научного исследования издревле (античности) представляет интерес для философов, искусствоведов, психологов, культурологов, то есть для тех, чей поиск связан с пониманием человеческого места в пространстве культуры. Современная социокультурная среда, которая в сознании и практике индивида в основном понятия повседневной жизни полна многих видов игры. Основные вопросы, в этом исследовании — как игра находится в культуре современного общества, какой заключенный в ней смысл, как она меняет в исторической перспективе развитие представлений об игре, какова культурная современная концепция изучения этого явления?

Игра — это прежде всего свободная деятельность. Она необходима индивиду как биологическая функция, а общество нуждается в силу заложенного в нем смысла. Игра, по Й. Хейзинги, а не работа, были формирующим элементом человеческой культуры. Еще до изменения окружающей среды в реальности человек делал это в собственном воображении, реализуя будущие преобразования в сфере игры.

Ощущение и обстановка игры, обеспечивающая максимально возможную свободу для ее участников, осуществляется в контексте, сводящемся к возникновению тех или иных жестко очерченных правил — правил игры. Смысл и значение игры полностью определяется отношением непосредственного, феноменального текста игры к так или иначе опосредованному универсальному, то есть контексту человеческого существования, включающему в себя весь мир .

Игра разнообразна по своей сути. Она, по мнению отечественного исследователя феномена И.В. Ахрамеева, сама является деятельностью и присутствует как игровой момент в других видах деятельности . Игра интегрируется в различные теории и выступает либо как объект анализа, либо как структурное, оценочное, экзистенциальное, онтологическое понятие, либо как субъективный модус мышления и поведения. Феномен игры растворяется в широком философском, культурном и художественном контексте, сохраняя при этом свой инвариант, что позволяет выделить философское направление и назвать его метафизикой игры.

Игра обслуживает концепции различных планов: феноменологической, экзистенциалистской, жизненной философии, герменевтической, структуралистской, постструктуралистской. Метафизика игры была созвучна положениям витализма о конкретных формах жизнедеятельности, реализуемых в различных сферах бытия. Это проявилось как в большой популярности спенсерианства в теории игр как деятельности, так и в философско-культурных концепциях М. Дюфрина, Х. Ортеги-и-Гассета, Ф. Ницше, Дж. Попытки не распознать намерение, лежащее в основе творческой деятельности человека в культуре и в термине «игра».

Дать универсальное определение игре крайне сложно. Как писал немецкий феноменолог Э. Финк, игра-это экзистенциальное явление, «отталкивающее понятия от себя… игра-это способ понимания, с помощью которого человек понимает себя… и пытается через такие смысловые горизонты одновременно объяснить бытие всех вещей .

Слово игра поливалентно: оно может быть метафорой; обозначать вид деятельности; выражать позицию и позу; представлять в контексте другой деятельности как структуру, как экспликацию. Многочисленные варианты истории игры в культуре и человеческом сознании, ее постоянное участие в динамике развития, онтологический статус по отношению к бытию позволяют говорить об игре как всеобщности, постижении под последней формой общности, не только мышления, но и независимой от него реальности.

Теория игр получила название игрология, или, с точки зрения латыни, лудология. Теория предстает как интегративное знание, синтезирующее разнообразные данные о человеке, обществе, культуре. Извлекает информацию и выводы из психологии, этнографии, психологии творчества, социологии, истории культуры, искусствоведения, философии, короче говоря, из всех областей знания. Необходимым моментом для понимания феномена игры является классификация теорий игры, выделение основных подходов к игре. Основой деления могут служить ведущие факторы, на которые опирается тот или иной теоретик при объяснении происхождения и особенностей игры.

Культурные и социологические концепции придали особое значение развитию игровой культурологии. В них благодаря рассмотрению проблем личности и общества стала ясна социальная значимость игры.

Основы культурологической мысли были заложены еще Ф. Шиллером и К. Гроссом.

Игра по Шиллеру — это не вид деятельности, а нечто философски абстрактное. Игра идет по правилам, существующим в сознании субъекта. Игра не определяется ни естественной необходимостью, ни законами морали и интеллекта, но и то и другое — на смежных началах. Результатом является явление, представляющее собой синтез природы и разума, насилия и свободы — «свободы в явлении», как формулирует сам Шиллер .

В отличие от ряда теорий (рекапитуляция, психоаналитическая теория игр), существующих внутри психологической науки, которые видели в понимании игры лишь наследственно-инстинктивную активность, дань прошлому человечества, теория игры К. Гросс указывала на стремление игры в будущее, считала игру подготовкой к жизни. Швейцарский ученый считает игру первичной формой присвоения человека обществу. Гросс выделяет важнейшую для него функцию игры: «дополнение» бытия. Помимо физической компенсации, игра дополняет эмоциональную сферу личности теми чувствами, которые человек в реальной жизни либо не испытывает, либо подавляется эмоциями, связанными с достижением практических целей. Реальная реальность воспроизводится в игре, но без естественных последствий; субъект верит и не верит в происходящее — игра тонизирует психику, но исключает негативные эмоции.

В дальнейшем интерпретация игры проводилась в основном в рамках различных культурных и социологических концепций, получая все большую практическую перспективу при рассмотрении.

Обычно здесь игра включается в общие интерпретации общественного поведения, общественных процессов и движений. Досуг и отдых рассматриваются как этап групповой жизни и культуры, как форма социального поведения, которая часто повторяется характерным образом. Игра в этом случае является возможной частью свободного времени.

«Это тип поведения, индивидуальный или коллективный, в том числе любой вид деятельности, радость, осуществляемая добровольно, без последующего вознаграждения и возможная для личности любого возраста. Игра — это особая деятельность, которая в данный момент связана с физическим состоянием и установкой социальных исполнителей, проживающих соответствующей группы или групп, членом которых является подрядчик». (Утверждение весьма спорное, на наш взгляд, недостаточно точное для определения особенностей игровой деятельности).

Изучая социологические аспекты игры и отдыха, игровую деятельность как форму досуга, американский социолог М.Э. Неймайер отмечал, что социальная стимуляция и культурное влияние являются основными факторами, определяющими формы игры и развлечения. Игра имеет двойную социальность: с одной стороны, она развивается в процессе социального взаимодействия и групповых воздействий, с другой — влияет на общество через поведение индивида .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы