Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Теме : Личностные факторы стрессоустойчивости продавцов-консультантов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ФАКТОРОВ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ
ПРОДАВЦОВ-КОНСУЛЬТАНТОВ. 8
1.1. Виды и
классификация источников стресса, описанные в психологической литературе. 8
1.2. Теоретический
анализ представлений о внутриличностных ресурсах стрессоустойчивости личности. 12
1.3. Психологическая
характеристика причин и последствий стресса в профессиональной деятельности
продавцов-консультантов. 19
Выводы по главе 1. 27
2.
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ФАКТОРОВ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ
ПРОДАВЦОВ-КОНСУЛЬТАНТОВ. 28
2.1. Организация и ход
эмпирического исследования. 28
2.2. Характеристика
методик эмпирического исследования. 29
2.3. Обсуждение
результатов эмпирического исследования. 33
Выводы по главе 2. 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 56
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 58
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………….…………………63
Введение:
Актуальность
исследования.
На современном этапе вопрос психологической устойчивости к стрессу – это один
из самых исследуемых вопросов. Интерес к этой проблематике обусловлен тем, что
в настоящее время все более усложняются условия существования человека в
окружающем его современном мире (происходит рост напряженности в социуме, в нем
беспрерывно возникают политические и военные конфликты, сопровождающиеся
экономическими потрясениями, информационными перегрузками и многим другим).
Проблеме психологической устойчивости отведено особое место в сфере
труда, в рамках которой устойчивость к стрессу – это одно из обязательных
требований к личности трудящегося, вне зависимости от сферы профессиональной
деятельности. Стресс, обусловленный областью профессиональной деятельности,
предъявляет высокие требования к ресурсам адаптации человека. Отсутствие
подобных ресурсов приводит к снижению результативности деятельности, нарушениям
адаптации к социуму, а также к формированию болезней, вызванных переживанием
чрезмерного стресса.
Особенно ярко подобные тенденции проявляются в условиях социономической
профессиональной деятельности человека, например, в работе
продавца-консультанта. Систематическое общение с самыми разными
людьми, нередко настроенными скептически, напряженно и даже враждебно, недостаточно
высокий уровень материальной оплаты труда, низкая престижность профессии и
нередко ограниченность карьерных перспектив приводит к формированию у продавцов-консультантов
чувства хронической напряженности, тревоги, ожидания неприятных событий и пр.
Особое место, при построении эффективно функционирующей системы
«субъект-субъект», участниками которой являются продавцы-консультанты,
отводится специфическому социальному, социально-психологическому, культурному,
а также эмоциональному фону, который обуславливает результативность их
профессиональной деятельности. Продавцы-консультанты в своей профессиональной
деятельности нередко испытывают разного рода перегрузки. Напряжение психики,
потребность в неустанной активности налагает специфические требования на
нейрофизиологическую организацию сотрудников, а также на качества их психики.
Устойчивые стрессы, имеющие обязательные последствия для всех сфер жизни,
оказывают содействие накапливанию у продавцов-консультантов неразрешенных
проблем, что в свою очередь ведет к профессиональным деформациям и выгоранию,
дезадаптации, развитию специфичных отношений по месту работы и в семье,
специфических жизненных сценариев. Все это воздействует на психическое здоровье
продавцов-консультантов, их профессиональную эффективность и определяет
потребность в дальнейшем исследовании вопроса их профессиональной устойчивости
к стрессогенным факторам профессиональной деятельности.
Изучением проблемы
стресса и стрессоустойчивости занимались такие ученые как Г. Селье, Ю.Г. Чирков, Р. Лазарус,
В.В. Суворова, Ю.Б. Абрамов, М.А. Уколова, А.В. Вальдман и пр.
Проблема
психологического стресса и личностной стрессоустойчивости исследовалась Н.А.
Абдуллиным, Л.В. Алексеевой, Н.А. Батуриным, Б.А. Вяткиным, Н.В. Гафаровой, А.И. Донцовым, Л.В. Кавун,
В.И. Лебедевым, О.В. Лозгачевой, Е.Б.
Перелыгиной, А.А. Реаном и др.
Вместе с тем, следует
отметить, что личностные факторы стрессоустойчивости продавцов-консультантов изучены не
достаточно.
Низкий уровень разработанности теоретической базы исследуемой проблематики, а
также ее практическая значимость обусловили актуальность нашего исследования по
теме: «Личностные
факторы стрессоустойчивости продавцов-консультантов».
Цель
исследования:
изучение личностных факторов стрессоустойчивости
продавцов-консультантов.
Объект
исследования: психологическая устойчивость к источникам стресса.
Предмет
исследования: внутриличностные ресурсы психологической устойчивости
к внешним и внутренним источникам стресса.
Гипотеза
исследования состоит в предположении о
том, что
психологическая
устойчивость к источникам стресса продавцов-консультантов обеспечивается
внутриличностными ресурсами, представленными индивидуально-психологическими
особенностями личности и ведущими копинг-стратегиями поведения в стрессе.
Цель и гипотеза исследования обусловили
необходимость решения следующего комплекса задач:
1. Изучить виды и классификацию источников
стресса, описанные в психологической литературе.
2. Выполнить теоретический анализ
представлений о внутриличностных ресурсах стрессоустойчивости личности.
3. Дать психологическую характеристику
причинам и последствиям стресса в профессиональной деятельности
продавцов-консультантов.
4. Организовать и провести эмпирическое
исследование личностных факторов стрессоустойчивости продавцов-консультантов.
5. Выполнить обсуждение результатов
эмпирического исследования личностных факторов стрессоустойчивости
продавцов-консультантов.
Теоретико-методологической
основой исследования выступили:
— подходы к изучению стрессов и их
источников (В.А. Бодров, Ф.Ю. Василюк, Р. Лазарус, Г. Селье);
— подходы к изучению
стрессоустойчивости личности (Л.И. Анцыферова, В.А. Бодров, А.В. Либин).
Методы
исследования:
анализ литературы по проблеме исследования; обобщение научных теорий;
тестирование; качественный и количественный анализ эмпирических данных;
математико-статистическая обработка данных (расчет рангового корреляционного
коэффициента Спирмена).
Методики исследования:
1) опросник психологической устойчивости к
стрессу (ОПУС) (Е.В. Распопин) – для диагностики психологической устойчивости к стрессу;
2) шкала C
(эмоциональная устойчивость – неустойчивость), шкала H (социальная
смелость – робость) опросника 16PF формы A (Р.
Кеттелл) – для диагностики индивидуально-психологических
особенностей личности;
3) методика изучения копинг-стратегий
поведения в стрессе (Р. Лазарус) – для диагностики ведущих
копинг-стратегий.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
1.
Обобщены и систематизированы научные представления о стрессоустойчивости как о
свойстве личности, обеспечивающем сопротивляемость негативному влиянию
различных источников стресса. Систематизированы данные об
индивидуально-психологических характеристиках стрессоустойчивой личности, об
уровнях развития и формах реализации стрессоустойчивости.
2.
Доказано предположение о том, что психологическую устойчивость к стрессу
необходимо исследовать по отношению к воздействию различных источников стресса,
к каждому из которых личность имеет индивидуальную степень устойчивости или,
напротив, подверженности их негативному влиянию.
3.
Изучены взаимосвязи и закономерности, показывающие, что индивидуальные различия
устойчивости к стрессу и его источникам обусловлены внутриличностными ресурсами
личности.
4.
Построена модель психологической устойчивости продавцов-консультантов к
источникам стресса и на ее основе разработана технология формирования
психологической устойчивости.
Практическая ценность исследования состоит в том, что разработан и
апробирован эмпирический подход к изучению психологической устойчивости к
различным источникам стресса. Разработана технология формирования
психологической устойчивости продавцов-консультантов к стрессу. Результаты
исследования могут быть рекомендованы для включения в программы учебных курсов
для студентов психологических специальностей по дисциплинам «Психология
индивидуальных различий» и «Психология стресса».
Структура выпускной квалификационной работы представлена введением, тремя главами,
структурированными на параграфы, заключением, списком литературы и приложением.
Заключение:
Проблема стресса является одной из наиболее
фундаментальных для большинства отраслей психологии. Стресс – это
объективная закономерность многих видов деятельности, оказывающая
существенное влияние на эффективность труда, профессиональное становление и
личностное развитие субъекта труда, его профессиональное долголетие, соматическое и
психическое здоровье. На стрессовость профессиональной деятельности могут
оказывать влияние как внешние, так и внутренние условия. В
самостоятельное направление выделяется такое последствие
профессионального стресса как синдром профессионального выгорания, который
возникает под влиянием хронического профессионального стресса.
Стрессовые ситуации как профессионального,
так и личного характера возникают в жизни каждого человека с завидной
регулярностью. Способность человека управлять своим психоэмоциональным
состоянием (стрессоустойчивость) позволяет справляться со стрессовыми ситуациями
в относительно сжатые сроки и без вреда для психического здоровья. В связи с
этим стрессоустойчивость выступает важным навыком для любого человека,
поскольку позволяет ему оставаться активным, невзирая на стрессогенные условия.
Актуальность выбранной
темы выпускной квалификационной работы состояла в том, что продавцы-консультанты
при выполнении своих функциональных обязанностей встречаются с повышенными
психическими и умственными нагрузками, сопровождающимися при этом неправильным
режимом труда и отдыха, систематическим недосыпом и нарушением режима приема
пищи. Высокий уровень профессионального стресса, с одной стороны, и отсутствие
навыков преодоления стресса конструктивными способами, с другой стороны,
нередко приводит к формированию хронического стресса, систематического чувства
тревоги и ожидания опасности, профессиональным деформациям у сотрудников. В
связи с этим мы полагаем, что разработка технологии формирования
психологической устойчивости продавцов-консультантов к стрессу востребована как
теорией, так и практикой.
По итогам выполнения выпускной квалификационной работы удалось
достичь поставленной во введении цели работы, что позволило изучить личностные факторы стрессоустойчивости
продавцов-консультантов.
Для достижения указанной цели были решены
следующие задачи:
— были изучены виды и классификация источников
стресса, описанные в психологической литературе;
— был выполнен теоретический анализ
представлений о внутриличностных ресурсах стрессоустойчивости личности;
— была дана психологическая характеристика
причинам и последствиям стресса в профессиональной деятельности
продавцов-консультантов;
— было организовано и проведено эмпирическое
исследование личностных факторов стрессоустойчивости продавцов-консультантов;
— было выполнено обсуждение результатов
эмпирического исследования личностных факторов стрессоустойчивости продавцов-консультантов.
Качественный
и количественный анализ эмпирических данных обеспечил доказательство выдвинутой
гипотезы исследования о том, что психологическая
устойчивость к источникам стресса продавцов-консультантов обеспечивается
внутриличностными ресурсами, представленными индивидуально-психологическими
особенностями личности и ведущими копинг-стратегиями поведения в стрессе.
Выполненное исследование
имеет научные перспективы. Так, на наш взгляд, было бы полезным и практически
востребованным обратиться к проблематике профилактики и преодоления
профессиональных деструкций, в частности, профессионального выгорания у продавцов-консультантов.
Фрагмент текста работы:
Актуальность
исследования.
На современном этапе вопрос психологической устойчивости к стрессу – это один
из самых исследуемых вопросов. Интерес к этой проблематике обусловлен тем, что
в настоящее время все более усложняются условия существования человека в
окружающем его современном мире (происходит рост напряженности в социуме, в нем
беспрерывно возникают политические и военные конфликты, сопровождающиеся
экономическими потрясениями, информационными перегрузками и многим другим).
Проблеме психологической устойчивости отведено особое место в сфере
труда, в рамках которой устойчивость к стрессу – это одно из обязательных
требований к личности трудящегося, вне зависимости от сферы профессиональной
деятельности. Стресс, обусловленный областью профессиональной деятельности,
предъявляет высокие требования к ресурсам адаптации человека. Отсутствие
подобных ресурсов приводит к снижению результативности деятельности, нарушениям
адаптации к социуму, а также к формированию болезней, вызванных переживанием
чрезмерного стресса.
Особенно ярко подобные тенденции проявляются в условиях социономической
профессиональной деятельности человека, например, в работе
продавца-консультанта. Систематическое общение с самыми разными
людьми, нередко настроенными скептически, напряженно и даже враждебно, недостаточно
высокий уровень материальной оплаты труда, низкая престижность профессии и
нередко ограниченность карьерных перспектив приводит к формированию у продавцов-консультантов
чувства хронической напряженности, тревоги, ожидания неприятных событий и пр.
Особое место, при построении эффективно функционирующей системы
«субъект-субъект», участниками которой являются продавцы-консультанты,
отводится специфическому социальному, социально-психологическому, культурному,
а также эмоциональному фону, который обуславливает результативность их
профессиональной деятельности. Продавцы-консультанты в своей профессиональной
деятельности нередко испытывают разного рода перегрузки. Напряжение психики,
потребность в неустанной активности налагает специфические требования на
нейрофизиологическую организацию сотрудников, а также на качества их психики.
Устойчивые стрессы, имеющие обязательные последствия для всех сфер жизни,
оказывают содействие накапливанию у продавцов-консультантов неразрешенных
проблем, что в свою очередь ведет к профессиональным деформациям и выгоранию,
дезадаптации, развитию специфичных отношений по месту работы и в семье,
специфических жизненных сценариев. Все это воздействует на психическое здоровье
продавцов-консультантов, их профессиональную эффективность и определяет
потребность в дальнейшем исследовании вопроса их профессиональной устойчивости
к стрессогенным факторам профессиональной деятельности.
Изучением проблемы
стресса и стрессоустойчивости занимались такие ученые как Г. Селье, Ю.Г. Чирков, Р. Лазарус,
В.В. Суворова, Ю.Б. Абрамов, М.А. Уколова, А.В. Вальдман и пр.
Проблема
психологического стресса и личностной стрессоустойчивости исследовалась Н.А.
Абдуллиным, Л.В. Алексеевой, Н.А. Батуриным, Б.А. Вяткиным, Н.В. Гафаровой, А.И. Донцовым, Л.В. Кавун,
В.И. Лебедевым, О.В. Лозгачевой, Е.Б.
Перелыгиной, А.А. Реаном и др.
Вместе с тем, следует
отметить, что личностные факторы стрессоустойчивости продавцов-консультантов изучены не
достаточно.
Низкий уровень разработанности теоретической базы исследуемой проблематики, а
также ее практическая значимость обусловили актуальность нашего исследования по
теме: «Личностные
факторы стрессоустойчивости продавцов-консультантов».
Цель
исследования:
изучение личностных факторов стрессоустойчивости
продавцов-консультантов.
Объект
исследования: психологическая устойчивость к источникам стресса.
Предмет
исследования: внутриличностные ресурсы психологической устойчивости
к внешним и внутренним источникам стресса.
Гипотеза
исследования состоит в предположении о
том, что
психологическая
устойчивость к источникам стресса продавцов-консультантов обеспечивается
внутриличностными ресурсами, представленными индивидуально-психологическими
особенностями личности и ведущими копинг-стратегиями поведения в стрессе.
Цель и гипотеза исследования обусловили
необходимость решения следующего комплекса задач:
1. Изучить виды и классификацию источников
стресса, описанные в психологической литературе.
2. Выполнить теоретический анализ
представлений о внутриличностных ресурсах стрессоустойчивости личности.
3. Дать психологическую характеристику
причинам и последствиям стресса в профессиональной деятельности
продавцов-консультантов.
4. Организовать и провести эмпирическое
исследование личностных факторов стрессоустойчивости продавцов-консультантов.
5. Выполнить обсуждение результатов
эмпирического исследования личностных факторов стрессоустойчивости
продавцов-консультантов.
Теоретико-методологической
основой исследования выступили:
— подходы к изучению стрессов и их
источников (В.А. Бодров, Ф.Ю. Василюк, Р. Лазарус, Г. Селье);
— подходы к изучению
стрессоустойчивости личности (Л.И. Анцыферова, В.А. Бодров, А.В. Либин).
Методы
исследования:
анализ литературы по проблеме исследования; обобщение научных теорий;
тестирование; качественный и количественный анализ эмпирических данных;
математико-статистическая обработка данных (расчет рангового корреляционного
коэффициента Спирмена).
Методики исследования:
1) опросник психологической устойчивости к
стрессу (ОПУС) (Е.В. Распопин) – для диагностики психологической устойчивости к стрессу;
2) шкала C
(эмоциональная устойчивость – неустойчивость), шкала H (социальная
смелость – робость) опросника 16PF формы A (Р.
Кеттелл) – для диагностики индивидуально-психологических
особенностей личности;
3) методика изучения копинг-стратегий
поведения в стрессе (Р. Лазарус) – для диагностики ведущих
копинг-стратегий.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
1.
Обобщены и систематизированы научные представления о стрессоустойчивости как о
свойстве личности, обеспечивающем сопротивляемость негативному влиянию
различных источников стресса. Систематизированы данные об
индивидуально-психологических характеристиках стрессоустойчивой личности, об
уровнях развития и формах реализации стрессоустойчивости.
2.
Доказано предположение о том, что психологическую устойчивость к стрессу
необходимо исследовать по отношению к воздействию различных источников стресса,
к каждому из которых личность имеет индивидуальную степень устойчивости или,
напротив, подверженности их негативному влиянию.
3.
Изучены взаимосвязи и закономерности, показывающие, что индивидуальные различия
устойчивости к стрессу и его источникам обусловлены внутриличностными ресурсами
личности.
4.
Построена модель психологической устойчивости продавцов-консультантов к
источникам стресса и на ее основе разработана технология формирования
психологической устойчивости.
Практическая ценность исследования состоит в том, что разработан и
апробирован эмпирический подход к изучению психологической устойчивости к
различным источникам стресса. Разработана технология формирования
психологической устойчивости продавцов-консультантов к стрессу. Результаты
исследования могут быть рекомендованы для включения в программы учебных курсов
для студентов психологических специальностей по дисциплинам «Психология
индивидуальных различий» и «Психология стресса».
Структура выпускной квалификационной работы представлена введением, тремя главами,
структурированными на параграфы, заключением, списком литературы и приложением.