Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Тематическое поле «Образование» лингвокультурологический и методический аспекты
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Тематическое поле «Образование» и его место в лексической системе языка 6
1.1Лексическая
система языка и способы её организации…………………… 6
1.2
Тематическое поле как лексическая микросистема………………………11
1.3
Лексический состав тематического поля «Образование»……………….19
Выводы по
главе 1. 24
Глава 2.
Лексика тематического поля «Образование» в учебном курсе русского языка как иностранного. 26
2.1Принципы отбора лексического материала в учебных целях …………..26
2.2 Способы
презентации лексики…………………………………………….31
2.3 Упражнения
по теме «экзамены (образование)»…………………………38
Заключение. 43
Список
литературы.. 45
Приложения. 48
Введение:
Развитие лингвистической науки сопровождается
интенсивным поиском теоретических основ исследования лексико-семантического
уровня, установления его системно-структурных элементов, отношений между ними. Большое
количество единиц, представляют в лексическом составе языка различные стороны действительности,
что обуславливает наличие различных по объему лексико-семантических
образований, подробный и всесторонний анализ которых определяет одну из задач
современного языкознания.
Проблемы системной организации лексического
состава, семантики стали объектом исследования в работах языковедов И. Трира,
В. Крюка, Г.А. Уфимцева,
Ю. Караулова, Д.Шмелева, Л.М. Васильева,
И.А. Стернина, Л.А. Новикова,
М.В. Никитина, А. Вежбицкой, С. Шафикова,
А.Ю. Башмаковой, С.В. Архиповой и др.
Г.А. Уфимцева в
своей работе «Опыт изучения лексики как системы» рассматривает основную проблему выявления специфики
лексико-семантической системы языка. На конкретном материале английского языка
показан системный характер лексических явлений, их тесная связь между собой и
взаимообусловленность грамматическим строем языка; намечены основные принципы и
приемы исследования лексико-семантических групп.
А.Ю. Башмакова в своей
работе «Выявление ключевых слов тематического поля «образование/education»
значительное внимание уделяет лингвистическому анализу ключевой лексики
«образование» в русском и английском языках.
С.В. Архипова также проводит
в своей работе сопоставительный анализ ассоциаций значения лексем «образование»
и «education». Как показывает обзор литературы, посвященной исследованию
лексической семантики, одним из наиболее актуальных вопросов современного
языкознания является способ отражения картины мира в сознании человека и роль
вербальных средств в этом процессе. Поэтому комплексное исследование
функционирования различных лексико-семантических группировок их детальное
рассмотрение становится возможным установление закономерностей функционирования
лексических единиц в речевом потоке, удовлетворение потребностей лексикографии,
а также накопление эмпирического материала, которое приближает лексическую
семантику к ее основной цели – описанию семантической структуры слова и всей
лексико-семантической системы языка.
Различные
средства лексического уровня, которые выражают и называют общие значения,
связаны между собой не случайными отношениями, а такими, что позволяют
установить определенные закономерности. Совокупность слов разных частей речи, объединенных общностью темы,
образует определенную систему – тематическое поле. К спорным вопросам относятся
такие, как сущность понятия «поле», его признаки, отличие поля от других лингвистических
группировок. Тематическое поле «образование» является частью лексической
системы языка и отличается четкостью внутреннего строения и определенностью
границ, что связано с семантическими особенностями входящих в него лексических
единиц. Следовательно, актуальность нашего исследования обусловлена недостаточной
изученностью семантического и тематического полей «образование».
Целью данной работы является изучение лингвокультурологического
и методического аспектов тематического поля лексемы «образование».
Для
достижения цели в рамках данной работы поставлены следующие задачи:
1. определить
особенности лексической системы и способы ее организации;
2. Дать
характеристику семантической структуры слова.
3.
Рассмотреть лексический состав тематического поля «Образование» в
русском языке.
4.
изучить принципы отбора лексики тематического поля «Образование» в учебных
целях. 5.
рассмотреть лексику тематического поля «Образование» в заданиях и упражнениях
на занятиях по русскому языку как иностранному Объектом данного исследования являются принципы
образования различных видов полей в современной лингвистике.
Предметом является лингвокультурологический
и методический аспекты тематического поля лексемы «Образование» в современном русском
языке.
Методы
исследования. В работе
применены преимущественно описательные методы исследования, семантико-компонентного
анализа единиц лексико-тематического поля «образование».
Практическая значимость этой работы заключается в том, что результаты
проведенного исследования могут быть использованы при разработке спецсеминаров по
семантике, лингвистике по организации ЛТП в целом.
Структура работы
стандартная: введение, две главы (теоретическая и практическая), выводы по
главам, заключение и списка использованных источников.
Во введении излагается
тема работы, указывается объект, предмет исследования, а также его цель и
задачи, указываются теоретические основы работы и языковой материал, на основе
которого выполнена работа.
В первой главе
рассматриваются основные положения лексикологии о слове, лексической системе в
лингвистике, лингво-культурологическом потенциале лексики тематического поля «Образование».
Во второй части речь идет о принципе отбора лексического материала по концепту
«Образования» в учебных целях, а также разработке упражнений и заданий по
изучению ЛСП «образование».
В заключении обобщаются
результаты исследования и подводятся итоги.
Заключение:
В тематических группах слова объединены на
основе общей темы и находятся в разных типах связи: парадигматической и
синтагматической. В отличие от лексико-семантических групп, в тематическую
группу объединяются слова, имеющие отношение к одной теме. Таким образом, в тематической
группе наблюдается не только парадигматические, но и другие типы отношения.
К тематической группе
относятся «такие классы слов, которые объединяются одной и той же типовой
ситуацией или одной темой, но общая идентифицирующая сема для них не
обязательна», т.е. слова, входящие в одну тематическую группу, могут относиться
к разным лексико-семантическим группам.
ЛСГ, как один из типов лексических объединений
слов, наряду с лексико-тематической группой является одной из важнейших систем
организации лексики. ЛСГ содержит в себе и объединяет все существенные аспекты
системных связей между словами с учетом многообразных смысловых отношений между
ними не как изолированных явлений, а в их реальной взаимосвязи. Таким образом,
ЛСГ представляет собой наилучшую форму организации лексики для описания и
представления ее в аспекте русского как иностранного.
Для отбора тематической лексики в учебных целях, решения этой методической задачи выбран список наиболее важных
тем;
составлена схема классификации
тематических единиц,
расположен тематический
лексикон по тематическим группам в соответствии с их внутренней «подчиненностью»:
иерархия, ядро/периферия, родовидовые отношения; тематический словарь,
учитывающий понятия разные типы, с помощью которых наполняется отражение мира в
сознании обучаемого. Выделены когнитивные и тематические принципы отбора
базового словарного запаса для учащихся. Особое внимание уделено рассмотрению общедидактических,
лингвистических, лексикографических, психофизиологических и методических
принципов отбора лексического материала.
Тезаурус реализует рефлексивную и накопительную функции языка и
представляет знания о мире, поэтому обучение лексике, систематизированной в
виде картины мира, является актуальным.
1.
Принцип рационального ограничения словарного минимума ученика: учитель должен
знать принципы отбора учебного словаря, к которым относятся: семантическая
ценность слов и их тематическое соответствие программе обучения, частота
употребления лексических единиц, их сочетаемость и словообразовательная
ценность. Нельзя обходить вниманием такие свойства лексических единиц, как
многозначность и стилистическая неограниченность.
2.
Научно отобранный словарный минимум должен содержать наиболее употребительные
слова, устойчивые словосочетания и речевые клише, что является материалом для
строения речевых образцов, текстов, диалогов, упражнений.
3.
Принцип направленного предъявления соответствующих лексических единиц в учебном
процессе.
4.
Принцип высчитывания дидактико-психологических особенностей обучения.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Тематическое поле «Образование» и его место
в лексической системе языка 1.1Лексическая система языка и
способы её организации Слово может быть
определено как структурная и семантическая сущность языковой системы. Слово
является одновременно семантической, грамматической и фонологической единицей. Слово,
как и любой языковой знак, является двуликой единицей, обладающей как формой,
так и содержанием, или, другими словами, звуковой формой и значением.
Главной
задачей лингвистической семантики на сегодняшний день является поиск ответа на
вопрос, какая именно информация составляет та или иная лексема, другими
словами, что же все-таки обозначает то или иное слово. Семантика
происходит от французского semantigue и означает науку о содержании лексемы.
Семантика выявляет категории языковых единиц различных уровней (морфем, слов,
грамматических форм слов, фразеологических словосочетаний, синтаксических
словосочетаний и конструкций) из которых складывается значение лексемы
категорий;
2) значение языковой
единицы;
3) семасиологию, изучающую
план содержания в языке, значение языковых единиц;
4) в семиотике — один из
основных аспектов знака (отношение знака к обозначаемому объекту, в отличие от
синтактики и прагматики). Семиологический принцип описания
лексики позволяет рассматривать лексическое значение во всем его объеме, по
всем осям его структурной организации. По уровню языка различают
лексическую, фразеологическую, грамматическую (морфемную, морфологическую,
синтаксическую семантику и семантику текста), словообразовательную семантику.
На фонетическом уровне, который не имеет плана содержания, некоторое подобие семантики
можно видеть в явлении звукового символизма.
Системно-структурный
подход к речевым явлениям, который стал применяться со 2-й четверти 20 века при
исследовании фонологии и грамматики, не сразу распространился на лексическую
семантику. Этот принцип первоначально предусматривал только план синхронии,
тогда как семантика оставалась в основном отраслью исторической лексикологии.
В 20-50-е годы в области
лексической семантики наиболее плодотворно развивались теория «понятийных» и
«семантических» полей, теория идеографического описания лексики. С 50-х гг. на
материале нескольких замкнутых и отчетливо структурированных лексических групп
с небольшим количеством компонентов развивается метод компонентного анализа,
который стал одним из мостов между этим и следующим этапами в развитии
семантики.
К проблемам и
направлениям современной семантики относятся:
1) лексическая семантика
— слово как основная языковая единица. Слово как знак, характер его
мотивированности, природа лексического значения, его структура (как набора сем),
номинация, изменения значения, полисемия, лексико-семантическая структура языка
и различные типы группировки лексических единиц, лексическая сочетаемость и
контекст, ассоциативные нормы слов определенного языка;
2) фразеологическая семантика
— природа фразеологического значения, ее типы по степени семантической
целостности;
3)грамматическая
семантика — слово как грамматическая единица, грамматическое значение и способы
его выражения, соотношение логических и грамматических категорий, выраженные и
невыраженные (скрытые) грамматические категории, группировка лексики по частям
речи и тому подобное.
Предметом изучения
семантики является значительное количество языковых объектов. К ним относится,
например, семантическая структура слова, семантика речи (выражения), семантика
восприятия выражения, семантика грамматической системы речи и семантическая
значимость языковых единиц как элементов системы, то есть определенной
потенции, которую занимает единица. Эта потенция в отношении говорящего –