Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Тема судьбы в романе М.Булгакова как предмет исследовательской деятельности учащихся 11-ых классов.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 2
I глава. Роман М.Булгакова «Белая гвардия» в контексте русской литературы ХХ века 6
1.1. Роман М.Булгакова «Белая гвардия» как социально-психологический и исторический роман 6
1.2.Поэтика романа М.Булгакова «Белая гвардия»…………………………………..14
Выводы по I главе 22
II глава. Тема судьбы в романе М.Булгакова «Белая гвардия» 24
2.1. Судьба личности в романе М.Булгакова «Белая гвардия» 24
2.2. Судьба семьи в романе М.Булгакова «Белая гвардия» 31
Выводы по II главе 43
III глава. Тема судьбы в романе М.Булгакова «Белая гвардия» как предмет исследовательской деятельности учащихся 11-ых классов 46
3.1. Методические аспекты исследовательской работы по литературе в школе 46
3.2. План-конспект урока-исследования по теме «Тема судьбы в романе М.Булгакова «Белая гвардия»» 46
Выводы по III главе 65
Заключение 67
Библиография 70
Введение:
Феномен судьбы неоднократно привлекал к себе внимание исследователей. Судьба – явление, которое известно практически в каждой культуре, это общечеловеческое понятие. Для русской культуры понятие «судьба» тоже известно, оно исследуется философами, филологами, культурологами и другими учеными. Сложная и не всегда объяснимая проблема судьбы не имеет однозначного решения, и отношение к этой проблеме может быть любым, от фатализма (принятия неизбежности судьбы) до отрицания того, что события в жизни людей кем-то предрешены заранее.
Проблема человеческой судьбы имеет много сторон, применительно к персонажам художественной литературы она своеобразна потому, что их судьбами распоряжается писатель. Тем не менее, по-настоящему глубокие писатели осознают объективные причины человеческой судьбы, ее относительную предсказуемость. Несмотря на реализм, М.А. Булгаков было свойственно почти мистическое отношение к вопросу судьбы. Мировоззрение писателя наглядно проявляется в его произведениях, в том числе в романах.
В 1920-е года Булгаков занимался разнообразной деятельностью, от переводов до должности помощника режиссера в театре, но во многом это было связано с тем, что его произведения практически не печатали, так как он был объявлен настоящим врагом власти.
Булгаков является автором нескольких романов. Это произведения «Белая гвардия» (1922-1924), «Мастер и Маргарита» (1929-1940, в СССР опубликован в 1966-1967 годах, полностью в 1973 году), «Жизнь господина де Мольера» (1933) и «Театральный роман» («Записки покойника») (неоконченный роман (1936-1937)). Кроме того, писатель создал ряд повестей: «Записки на манжетах» (1923), «Роковые яйца» (1924), «Собачье сердце» (1925) и др. Есть у М. Булгакова и пьесы, включая созданную им по мотивам романа «Белая гвардия» пьесу «Дни Турбиных».
Произведения писателя отразили многие закономерности литературного процесса первой половины ХХ века, когда реалистическая традиция смешивалась с новаторским подходом. В результате в русской литературы появлялись неординарные произведения, в том числе романы Е.М. Замятина, А.И. Бунина, М.А. Шолохова. Для некоторых произведений типично традиционное представление о судьбе как следствии взаимодействия личности человека с обстоятельствами его жизни.
Но многие писатели понимали, что судьба человека необъяснима простыми причинами. Очень большое число работ в русской литературе первой половины ХХ века посвящено описанию непредсказуемой, оригинальной судьбы человека, которую нельзя было себе вообразить в произведении XIX века. В этой связи появилось понимание того, что судьба человека не связана только с историческими обстоятельствами и условиями его жизни, на нее действуют и какие-то другие факторы и причины. Поэтому в значительных произведениях отразилось не только время, но и общечеловеческие проблемы. Героев романа «Белая гвардия» нельзя свести к образам только «белых», это люди со сложными характерами, поэтому их отношения с обстоятельствами приобретали роковой характер. Булгаков попытался осмыслить судьбы своих героев в контексте не только 1918-1919 гг., но и в более широком контексте русской истории и даже общечеловеческой истории, что и помогло ему создать глубокий роман.
Роман «Белая гвардия» – произведение реалистическое. В нем мало мистики, на героев оказывают влияние скорее объективные обстоятельства. В романе нашел отражение личный опыт писателя, «Белая гвардия» создавалась на основе автобиографических мотивов. Булгаков был очевидцем трагических событий в Киеве в 1918-1919 гг., когда город переходил от одной армии к другой. Непредсказуемое развитие событий актуализировало проблему судьбы отдельного человека, неспособного изменить историю, но и неспособного избежать столкновения с реальностью. Рассмотрение романа «Белая гвардия», созданного писателем
Заключение:
Роман М.А. Булгакова «Белая гвардия» является социально-психологическим и историческим, он создавался уже после разгрома «белого» движения в России. Персонажи произведения ко времени публикации романа стали историей. Для истории русской литературы интересно то, что роман «Белая гвардия» перекликается со многими другими известными произведениями, поднимающими вопросы народного бунта. Описанная Булгаковым революция – это тоже народный бунт, восстание против порядка и законной власти. Писатель решает этот вопрос приблизительно так, как А.С. Пушкин в «Борисе Годунове» и «Капитанской дочке»: беспощадный бунт осуждается, насилие не имеет оправдания, положительными героями становятся люди чести, ценность добра и милосердия является очевидной.
Роман «Белая гвардия» отражает понимание Булгаковым того, что такое революция и гражданская война: это хаос и природное бедствие, мешающее людям вести обычную жизнь.
Роман «Белая гвардия» отличает своеобразная поэтика. Для Булгакова типично свободное решение поставленных в произведении проблем. Писатель смело прибегает к мистике и фантастике, чтобы раскрыть свои идеи и представления о добре и зле. Но «Белая гвардия» – роман реалистический, в нем нет фантастики, хотя реальность в романе порой причудливее вымысла. Обстановка революции и гражданской войны ставит героев в невообразимые ими прежде условия, заставляя делать выбор своего поведения. Но одновременно над ними нависает судьба, которую обычно понимают как результат взаимодействия характера персонажа с обстоятельствами. Обстоятельства в романе (безвластие, смута, хаос) писатель оценивает отрицательно, и простого выхода для своих героев не видит. Офицеры и интеллигенты ограничены своим пониманием чести и долга, при этом поставлены в условия, когда привычные действия ведут вовсе не к тому результату, которого можно ожидать.
Судьбы персонажей в романе «Белая гвардия» определяет время (гражданская война, революция в России, беспорядки в городе) и особенности семьи и личности (наличие семейных традиций, способность к взаимовыручке, честь или бесчестие). Но сопоставление судеб различных персонажей показывает, что даже в одинаковых обстоятельствах все ведут себя по-разному. Более того, судьба героев в романе становится непредсказуемой, никто не знает, что с ним будет уже завтра. В романе «Белая гвардия» нет простых судеб, каждый персонаж сталкивается со сложностями. Поэтому Булгаков был вынужден отойти от простого реалистичного описания, в романе есть немало анализа событий, противоречивых мнений, субъективности. Писатель видел, что все общечеловеческие ценности рушатся, и в поисках ответа обращался к высшим силам, отсюда роль религии в романе. В Апокалипсисе Иоанна Богослова писатель видит пророчество, подходящее под описываемое время 1918-1919 гг., и приходит к выводу, что все события в жизни города предрешены давно.
Судьба персонажей у Булгакова часто зависит от случайности. Такой случайность, причем роковой, становится в романе освобождение из тюрьмы С. Петлюры. В результате освободившийся Петлюра создает армию, от которой бежит гетман, бросающий своих офицеров, которые в прямом смысле брошены на произвол судьбы. Одни герои случайно выживают, другие – случайно погибают, здесь трудно найти хоть какую-то закономерность. Одни «белые» персонажи оказываются предателями и диверсантами (Тальберг, Шполянский), другие всеми силами стараются спасти других людей (Малышев, Елена Тальберг). Булгаков, который верил в судьбу, в романе показывает, как мало может человек повлиять на то, что с ним происходит, в особенности, если против него весь ход истории. Но человек может выбрать свои действия, может проявить подлость, но может проявить милосердие. Трагедия времени в том, что трусость и подлость порой могут спасти человека, в то время как смелость и самоотверженность ведут к гибели.
Роман Булгакова сложен для полного понимания школьниками, тем не менее, в работе он рассмотрен как основа для исследовательской деятельности учеников 11 класса. Исследовательская деятельность учащихся соответствует действующим стандартам ФГОС второго поколения, она позволяет сформировать у них ряд компетенций, расширить знания и научить проведению исследований. Цель исследовательской деятельности по литературе состоит в том, чтобы сформировать у учащихся исследовательские умения, такие как ставить перед собой проблему, находить материалы, делать выводы, аргументировать собственную точку зрения, презентовать результаты исследования классу. Формами исследовательской деятельности являются урок-исследование, урок-лаборатория, защита исследовательских проектов, домашнее задание исследовательского характера и др.
В работе разработан план-конспект урока-исследования: «Тема судьбы в романе М. Булгакова «Белая гвардия»». Таким образом, все цели и задачи работы были реализованы.
Фрагмент текста работы:
Iглава
Роман М.Булгакова «Белая гвардия» в контексте русской литературы ХХ века
1.1. Роман М.Булгакова «Белая гвардия» как социально-психологический и исторический роман
Михаил Афанасьевич Булгаков относится к самым известным писателям России, его произведения изучают в школе и читают все, кому интересна русская литература. Творчество писателя по-прежнему остается интересным для исследователей, существует достаточно обширная научная литература, в которой рассматриваются особенности его биографии и творчества (М.О. Чудакова, В.Я. Лакшин, Л.М. Яновская и др.). Существует также много научных работ, которые посвящены отдельным произведениям писателя (А.М. Смелянский, Б.В. Соколов, В.И. Сахаров и др.).
Роман «Белая гвардия» исследовался неоднократно, так как это одно из наиболее значимых произведений Булгакова (Н.Д. Гуткина, Я.А. Полищук, А.Б. Рогинский и др.). П.Н. Милюков в своей академической работе по истории русской культуры оценил роман «Белая гвардия» как одно из вершинных достижений русской литературы .
Роман «Белая гвардия» относится к социально-психологическим произведениям, данный жанр предполагает повествование о жизни главного героя в кризисный период жизни, что сопровождается раскрытием его психологических характеристик. В таких романах отражается динамизм времени, показываются масштабные события. Фоном романа выступают исторические события 1918-1919 гг. Это период гражданской войны.