Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Тема: «Равенство граждан уголовном праве и его соблюдение при реализации уголовной ответственности»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Характеристика равенства граждан перед законом в уголовном праве 6
1.1 Принцип равенства граждан перед законом как основополагающий конституционный принцип 6
1.2 Международные аспекты обеспечения равенства полов 15
1.3 Значение принципа обеспечения равенства полов по российскому уголовному законодательству 23
Глава 2. Реализация принципа равенства перед законом и равенства полов в уголовном праве: проблемы и пути их решения 30
2.1 Проблемы гарантий реализации принципа равенства граждан перед законом в ходе назначения наказания 30
2.2 Реализация равенства граждан по признаку пола при назначении наказания и его исполнении в отношении женщин 39
2.3 Пути решения равенства граждан в уголовном праве и при реализации уголовной ответственности 46
Заключение 53
Список использованной литературы 58
Введение:
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что с принятием Конституции Российской Федерации , Россия была провозглашена демократическим и правовым государством, то есть в государстве должны более полно закрепляться и обеспечиваться права и свободы граждан, государственная же власть должна действовать исключительно в соответствии с положениями закона.
Немаловажной основой правового статуса любого человека в рамках государства является принцип равенства, сама сущность которого заключается в том, что правовое регулирование должно быть равным, не допускается каких-либо различий между гражданами, если только они не будут связаны с определенной спецификой правового статус той или иной группы людей.
В Уголовном кодексе Российской Федерации (УК РФ) рассматриваемый принцип также отражен и указано на равенство всех перед законом, однако закрепление данного принципа поставило много вопросов и практически УК РФ не дает ответов на многие из них. При всей очевидной необходимости закрепления принципа равенства в законодательстве, он все же скорее является общим началом и не обеспечен до конца законом.
Как нет сегодня четкого регулирования принципа равенства перед законом, так в его рамках довольно остро стоит проблема реализации принцип равенства полов в уголовном законодательстве, что также требует своего критического анализа. Сегодня совершение преступлений женщинами или вовлечение женщин в преступную деятельность детерминируется, хотя с одной стороны, и довольно объективными, но довольно противоречивыми процессами маргинализации и эмансипации, а это приводит к проблеме учета социального положения женщин в рамках деятельности, связанной с правоприменение. Важной составляющей здесь служит отсутствие дискриминации женщины, включая и уголовное законодательство. В соответствии с Конвенцией ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» , государство должно обеспечивать эффективную защиту женщины против любой дискриминации и должно идти по пути отмены всех имеющихся в уголовно законодательстве положений, которыми женщина может быть дискриминирована.
Таким образом, не вызывает сомнения как необходимость существования в уголовном законе самого принципа равенства, так и необходимость его исследования с критической точки зрения, в том числе и что касается его реализации в отношении женщин, для выявления имеющихся проблем и внесения соответствующих предложений по совершенствованию положений закона. Тем самым актуальность темы исследования сомнений не вызывает.
Степень разработанности темы исследования. В разный период времени принцип равенства становился предметом исследования таких авторов, как: В.В. Мальцева, Н.А. Богдановой, С.Г. Келиной, Г.А. Кригера, В.Н. Кудрявцева, М.Н. Козюк, А.С. Мордовеца и др.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при реализации принципа равенства в уголовном производстве.
Предметом исследования выступают нормы действующего сегодня законодательства, равно как и доктрины уголовного права и процесса, предполагающих соблюдение принципа равенства всех в рамках уголовного процесса.
Целью исследования является анализ принципа равенства в уголовном праве, выявление особенностей и проблем его реализации с целью выработки обоснованных предположений по совершенствованию положений закона.
В связи с поставленной елью необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть принцип равенства граждан перед законом как основополагающий конституционный принцип;
— проанализировать международные аспекты обеспечения равенства полов;
— определить значение принципа обеспечения равенства полов по российскому уголовному законодательству;
— выявить проблемы гарантий реализации принципа равенства граждан перед законом в ходе назначения наказания;
— исследовать особенности реализации равенства граждан по признаку пола при назначении наказания и его исполнении в отношении женщин;
— определить пути решения проблем реализации принципа равенства граждан в уголовном праве и при реализации уголовной ответственности.
Методологическую базу исследования составили методы анализа и синтеза, сравнительно правовой метод, формально-логический и логико-юридический методы исследования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что автор рассматривает принцип равенства с критической точки зрения, выявляет имеющиеся проблемы его реализации и вносит предложения, которые могут быть использованы при дальнейшем исследовании этой темы и могут стать основой для совершенствования действующего законодательства.
Структура исследования состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Определено, что предусмотренный в Основном законе принцип равенства всех перед законом имеет свои, собственные признаки, которые свойственны фактически всем демократическим государствам. Сюда включается равенство всех перед законом, судом и запрет на дискриминацию, и равенство мужчин и женщин, равенство молодежи и иных граждан и пр.
В то же время считаем неэффективным предоставлять отдельным гражданам иммунитет, что делает их «ровнее» за других граждан. Считаем, что иммунитетом может обладать, по крайней мере, от уголовной ответственности, исключительно Президент в отношении, которого может задействоваться процедура импичмента. Остальные же граждане, к примеру, депутаты обладают тем же набором возможностей, что и простые граждане, которые могут позволить защищать их от политических преследований. Следовательно, и иммунитетов в их отношении устанавливать не стоит, что с нашей точки зрения, принцип равенства нарушает и приводит в большей степени к безнаказанности, чем к реальной их защите,
Определено, что принцип равенства должен не просто декларироваться в рамках Конституции государства, но и должен предусматривать положения законодательства, которые дают возможность его реализовать, в противном случае данный принцип может превращаться в декларацию, чего в демократическом государстве допускать нельзя.
Определено, что к основному направлению деятельности международного сообщества, в рамках уголовной политики следует отнести необходимость обеспечивать всеми способами и мерами равноправие между мужчинами и женщинами. Это означает, что перед законом они должны находиться в равном положении, как, собственно, раной должна быть охрана прав и свобод мужчин и женщин.
Изъятия из установленных общих принципов, которые могут быть предусмотрены национальным законодательством в области реализации ответственности в отношении женщин, обусловлено тем, какую роль они играют в социальной сфере как матери, что не может рассматриваться с позиции дискриминации.
Сам по себе статус женщины, совершившей преступление в рамках национального права должен соответствовать международным стандартам в сфере прав и свобод человека, стандартам надлежащего обращения с осужденными, принимая во внимание их особенности в физиологической и психологической сферах.
Обеспечение в отношении женщины гарантий ее безопасности требует особенных подходов, равно как и особого внимания, особенно это относится к проблемам торговли женщинами и использование женщин в порнографической сфере.
Установлено, что все без исключения принципы уголовного права будут обладать собственным участком воздействия, дают возможность воздействие осуществлять системно как на само уголовное законодательство, так и на практику его применения. Следовательно, изъятия, которые предусматривает законодатель, любые льготы и предусмотренные для женщин привилегии не могут считаться отступлением от принципов законности и равноправия и не выступать в качестве компромисса между разными принципами права. Однако наибольшее влияние в сфере обеспечения равноправия и в сфере защиты женщины оказывают такие принципы как гуманизм и равенство.
С одной стороны, принцип равенства означает, что равным образом охраняются женщины и мужчины, в целом должны устанавливаться одинаковые критерии форм реализации уголовной ответственности, оснований ответственности, освобождения от нее, сроков давности и др.
Гуманизм же является в этом случае принципом, обуславливающим некоторые льготы в отношении женщины, учитывая их психологические особенности, легитимность же боле мягкого режима и его законность в ходе реализации уголовной ответственности по отношению к женщине оправдывается справедливостью, целесообразностью и нравственными соображениями.
Установлено, что сегодня практика назначения наказания имеет довольно существенные недостатки, которые приводят к нарушению принципа равенства. Это означает, что очень часто суды при назначении наказания принцип равенства не учитывают, не соблюдают, а указание законодателя на то, что должны приниматься во внимание разные обстоятельства, включая и личность виновного положительных результатов так и не дает.
Тем самым сегодня следует идти по пути дальнейшего развития учения об общих началах назначения наказания, о правилах по которым следует учитывать опасность содеянного и личность виновного, включая обстоятельства, которые могут вести к смягчению или отягчению ответственности. Судам же следует кроме прочего не забывать и о том, что они должны еще учитывать и то, каким образом назначенное в суде наказании влияет на условия жизни семьи осужденного лица.
Представляется, что исключительно всестороннее и полное исследование всех возможных обстоятельств в их совокупности, с четким указанием на них в мотивировочной части приговора создаст предпосылки необходимые, чтобы назначалось такое наказание, которое соответствует и его целям и учитывает принцип равенства.
Было определено, что в отношении женщин довольно часто в нарушении принципа равенства применяются многие привилегии, а суды чаще всего в отношении женщин назначают более гуманное наказание, что принцип равенства нивелирует.
Учитывая изложенное, считаем необходимым:
— следует предусмотреть в рамках уголовного закона в качестве самостоятельного субъекта привилегий, в части назначения некоторых видов наказаний мужчин отцов, принимая во внимание обстоятельства жизни мужчины, к примеру, когда воспитанием ребенка занимается только он;
— необходимо уходить от практики не назначения женщинам наказаний в виде пожизненного лишения свободы и смертной казни;
— следует женщинам назначать наказание, основываясь, прежде всего на тяжести совершенного деяния и помещать их соответственно в колонии строгого или особого режима;
— следует идти по пути уравнивания мужчины и женщины в правах в сфере назначения отсрочки отбывания наказания для того, чтобы надлежащим образом был защищен ребенок.
Приведенные предложения направлены на то, чтобы более полно соблюдать принцип равенства в уголовном процессе.
Изложенное дает основная сделать вывод, что на современном этапе есть множество проблем в реализации принципа равенства, в связи с чем корректировке подлежат действующее законодательство. Изложенные нами проблемы приводят к необходимости вести следующие изменения в действующее законодательство:
— изложить ч. 2 ст. 57 УК РФ в такой редакции: Пожизненное лишение свободы не может быть назначено субъектам, которыми было совершено преступное деяние в возрасте до 18 лет, женщинам и мужчинам, которые к моменту, когда выносится приговор, достигли возраста 65 лет. Пожизненное лишение свободы может быть назначено беременной женщине с установлением отсрочки исполнения наказания до достижения ребенком трех летнего возраста.
При этом в ст. 58 УК РФ необходимо будет определить вид исправительного учреждения, в котором содержится беременная женщина и до достижения рожденным ребенком трех летнего возраста с более мягкими условиями отбывания наказания;
— изложить ч. 2 ст. 59 УК РФ в такой редакции: смертная казнь не может быть назначена субъектам, если они преступление совершили в возрасте до 18 лет или к моменту, когда выносится приговор, достигли возраста 65 лет. Смертная казнь может назначаться беременным женщинам с отсрочкой исполнения до достижения ребенком трех летнего возраста;
— изложить ч. 2 ст. 54 УК РФ в такой редакции: Арест не может быть назначен субъектам, не достигшим 18 лет к моменту вынесения приговора, беременным женщинам, женщинам и мужчинам, воспитывающим ребенка до 14 лет;
— в ч. 4 ст. 49 УК РФ указать на мужчин, самостоятельно занимающихся воспитанием ребенка в возрасте до трех лет;
— название ст. 145 УК РОФ и ее содержание дополнить указанием на мужчину имеющего ребенка до трех лет;
— из ч. 1 ст. 82 УК РФ исключить упоминание о мужичине, как о единственном родителе, предоставляя, тем самым, отсрочку отбывания наказания мужчинам, которые имеют ребенка в возрасте до 14 лет и которые в силу сложившихся обстоятельств занимаются самостоятельно его воспитанием.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Характеристика равенства граждан перед законом в уголовном праве
1.1 Принцип равенства граждан перед законом как основополагающий конституционный принцип
Прежде всего, обратим внимание, что мы имеем дело с основополагающим принципом, который для всех уровней прав и свобод будет выступать единым и предполагает отсутствие в государстве любой из возможных дискриминаций.
В ст. 19 Конституции России предусматривается прямо, что любой гражданин в государстве перед законом и судом является равным. Такое равенство гарантировано государством для всех без исключения, не обращая внимания на пол, расу, политические предпочтения или иные взгляды. Равные права имеют и мужчины и женщины, как и равные возможности.
Следует обратить внимание, что сегодня ст. 19 Конституции в полной мере отвечает ст. ст. 8 и 9 Всеобщей декларации прав человека , ст. 4 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод ст. 5 Международной конвенции о запрещении всех форм дискриминации, ст. 2 Международного пакта о гражданских и политических правах и ст. 20 Конвенции Содружества независимых государств .
В ст. 19 Конституции России обращается внимание, что перед законом все являются равными. Если следовать точке зрения обоснованной в рамках юриспруденции, то законом считаются общеобязательные установления государства, в форме определенного правового акта, который принимается высшим представительным органом или может быть результатом непосредственно волеизъявления граждан через референдум.
Однако не указано, перед какими именно законами предусматривается равенство всех граждан, хотя нет предпосылок исключать отдельные законодательные акты из-под действия данного принципа. Следует согласиться с точкой зрения, что под законом, в приведенном случае следует понимать как Конституцию России, так и основанные на ней федеральные законы, конституции субъектов России и их законодательство.
Когда принимаются законодательные акты, законодатель должен обеспечивать, чтобы соблюдались принципы, в том числе и принцип равенства. В норме права закрепляют всеобщие и равные нормы поведения, что должно исключать произвол и усмотрение. Единообразное понимание правовой нормы и ее подчиненность всем возможно достичь, только когда норма четко определена. Если норма закона будет неопределенной это как раз и приведет к произволу. Любые законодательные акты должны быть прописаны так, чтобы исключалось их двоякое толкование.
Рассмотрим пример, когда в одном из дел лицо привлекли к уголовной ответственности, за перемещение через таможенную границу незадекларированной валюты в размере 9550 евро и 5130 рублей, что по курсу составляло 328685 рублей.
Заявительница указала, что в том числе и принцип равенства перед законом нарушен, так как человек, принимая во внимание установленные законом разумные пределы, не может предвидеть негативные последствий собственного поведения, когда через границу перемещается такой специфический предмет как валюта.
Конституционный суд обратил внимание, что норма закона не содержит необходимой формальной определенности, что дает возможность однозначно толковать ее. В нормах о юридической ответственности не может быть расширительного толкования, чтобы, по сути, за административное правонарушение допускалось привлечение к уголовной ответственности .
Относительно же принципа равенства перед судебными органами, то он предполагает, что дела рассматриваются в отношении всех без исключения с применением единого порядка, что должно основываться на одинаковых для всех процессуальных нормах, с предоставлением субъектам равных гарантий.
Однако в статьях 91, 98, 102 Конституции России предусмотрена неприкосновенность отдельных граждане нашего государства, что проявляет себя и в особом порядке их привлечения к ответственности. Например, в ст. 52 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ) со стороны законодателя были предусмотрены особенные правила в отношении членов Совета Федерации, депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборного должностного лица и пр.
Такой своего рода публичный иммунитет, по мнению некоторых авторов, является ничем иным как гарантией осуществления общественно полезных функций и не может рассматриваться как входящий в противоречие с принципом равенства .