Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Тема: Педагогические условия развития музыкального творчества младших школьников на уроках музыки
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы
развития музыкального творчества в начальной школе 6
1.1 Сущность
понятия «творчество». 6
1.2
Творчество в разных видах детской музыкальной деятельности. 16
1.3
Возможности урока музыки в развитии музыкального творчества младших школьников. 21
Глава 2. Экспериментальная работа по
развитию музыкального творчества младших школьников на уроках музыки. 27
2.1
Диагностика способности младших школьников к музыкальному творчеству 27
2.2
Педагогический эксперимент по реализации условий гипотезы исследования 34
2.3 Контроль
и анализ результатов эксперимента. 40
Заключение. 46
Список литературы. 47
Приложения. 51
Введение:
Актуальность
исследования. Творчество – древнейшая категория
деятельностного способа существования человека. В философском контексте
творчество является продолжением творчества природы, ее составной частью.
Общество и каждый ее член при этом является субъектом творческой деятельности.
Следствием производительного труда и
творческой мысли человека является формирование среды, перестройка природы,
развитие цивилизации. То есть творчество – это сложное, общественно
организованное явление, от которого зависит жизнь человечества. Несмотря на то,
что творчество – это высшее проявление феномена человека, оно, на наш взгляд,
изучено в наименьшей степени. Проблема творчества, способностей, одаренности в
психологии всегда была остро дискуссионной, многомерной, она по-разному
отражалась выдающимися учеными и мыслителями.
Наша страна нуждается в образованных
гражданах, креативных личностях, способных творчески подходить к решению любых
проблем. Перед учебными заведениями всех уровней стоит очень важная задача:
способствовать тому, чтобы каждый ребенок в будущем стал не просто пассивным
членом общества, но и интеллектуальной, инициативной, творческой, общественно
полезной личностью.
Гуманистический принцип является одним из
основных теоретических положений образования. Эффективным способом его
реализации, по мнению В.А. Сухомлинского, Л.В. Занкова,
Ш. Амонашвили является ориентация учебно-воспитательного процесса на развитие
творческих способностей человека. Поэтому, система образования ориентирована на
формирование активной творческой личности.
Соответственно во ФГОС НОО большое
значение придается развитию творческих способностей младших школьников. Важным
результатом образования, в том числе и полученного на уроках музыки, является
осознание себя активным субъектом творчества, сформированное
эмоционально-ценностное отношение к музыке. Показатель творческих способностей
детей младшего школьного возраста определяется уровнем развития эстетического
восприятия объектов и явлений, подбирать соответствующие средства реализации
замысла, проявлять творческое воображение, эстетическую чувствительность,
эмоционально-ценностное отношение к окружающему.
Анализ последних исследований и публикаций
показал, что вопросу творческих способностей посвящено значительное количество
работ в области психологии, педагогики и философии. В работах С.И. Багана,
Е.Н. Зверева, Л.С. Выготского, К.Э. Циолковского,
Дж. Гилфорда, Т.В. Кудрявцева, А.В. Петровского,
С.Ю. Лазарева, Е.Ю. Фатеева и других рассматриваются вопросы о
понятии и сущности творческих способностей, их структурных компонентах. Однако,
единого подхода к определению понятийного аппарата проблемы развития творчества
личности среди исследователей еще нет. Кроме этого, вопрос развития
музыкального творчества младших школьников на уроках музыки остается не до
конца разработанным. Кроме этого актуальность исследования определяется
недостатками в реальной практике развития музыкального творчества младших
школьников на уроках музыки.
Проблема исследования состоит
в поиске эффективных педагогических условий развития музыкального творчества младших
школьников на уроке музыки.
Объект исследования –
процесс музыкального образования младших школьников.
Предмет исследования –
педагогические условия, необходимые для эффективного развития музыкального
творчества младших школьников на уроке музыки.
Цель исследования
– теоретически и эмпирически обосновать эффективность предложенных в
исследовании педагогических условий развития музыкального творчества младших
школьников на уроках музыки.
Гипотеза исследования
состоит в предположении о том, что процесс развития музыкального творчества
младших школьников на уроках музыки будет эффективным при следующих педагогических
условиях:
– при учете возрастных особенностей детей
младшего школьного возраста;
– при использовании на уроках музыки
различных видов музыкальной деятельности.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «творчество».
2. Дать характеристику творчеству в разных
видах детской музыкальной деятельности.
3. Описать возможности урока музыки в
развитии музыкального творчества младших школьников.
4. Провести экспериментальную работу по
развитию музыкального творчества младших школьников на уроках музыки.
5. Провести педагогический эксперимент по
реализации условий гипотезы исследования.
Методы исследования:
анализ литературы по теме исследования; синтез и обобщение; диагностика;
педагогический эксперимент.
Экспериментальная база исследования
– сош№…, с…. …р-на. Выборку исследования составили учащиеся двух 4-х классов в
количестве 50 человек: 4-А класс – 25 учащихся (экспериментальная группа); 4-Б
класс – 25 человек (контрольная группа).
Структура работы
обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух
глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
Творчество – это и процесс, и результат,
раскрывающий механизм творчества в единстве основных функций психики:
отображающей; проектировочной; материализующей.
С понятием творчества тесно связано
понятие творческих способностей. Творческие способности – это многогранное,
многоуровневое понятие. Формирование творческих способностей требует проявления
творчества не только от учащихся, но и от педагога.
Творчество младших школьников эффективно
развивается при выработке суждений о музыке: игре на музыкальных инструментах;
музыкальных играх; движениях под музыку.
Все виды работы в процессе музыкальной
деятельности с младшими школьниками направлены на их духовное развитие, познание
мира, формирование мировоззрения, воспитание морали. На уроках музыки в
начальной школе необходимо привлекать учеников к различным видам музыкальной
деятельности, ведь развитие творчества детей происходит только путем включения
их в соответствующую деятельность, в частности музыкальную.
В различных видах музыкальной деятельности
на уроках музыки проявляется потребность младших школьников в собственной
интерпретации исполняемых произведений, а исполнение – это и восприятия, и
сопереживание, и собственно творческая трактовка произведений. Чем раньше
начнутся занятия творческими упражнениями с младшими школьниками на уроках
музыки, тем вероятнее, что творческие способности учащихся, в частности, и
музыкальные, будут постепенно развиваться, помогут вырастить личность, которая
проявляет творческую активность во всех сферах деятельности.
Проведенное исследование
показало эффективности использования различных видов музыкальной деятельности
на уроках музыки.
Фрагмент текста работы:
Глава 1.
Теоретические основы развития музыкального творчества в начальной школе 1.1 Сущность
понятия «творчество» Разъяснения понятия «творчество» находим
еще у древнегреческого философа Платона (5-6 вв. до н. э.). Он отмечал, что
творческое искусство является такой способностью, которая выступает причиной
того, чего раньше не было. Все, что вызывает переход из небытия в бытие, и есть
творчество. По его мнению, создание любых произведений искусства или ремесла
можно назвать творчеством.
В специальной научной литературе
творчество зачастую определяется как процесс деятельности, результатом которого
является создание качественно новых материальных и духовных ценностей, или как
создание новой реальности, которая удовлетворяет различные общественные и
личные потребности. Творчество представляет собой многоуровневый процесс, его
первый, высокий уровень заключается в осуществлении революции в той или иной
области, в коренном изменении понимания системы знаний и их применения. Второй,
более низкий уровень, оказывается в дальнейшем развитии известного, расширении
сферы его использования.
Как сложное и многогранное явление,
творчество невозможно охарактеризовать однозначно, поэтому и существует ряд
подходов и определений, что является результатом различных методологических
установок, различных точек зрения и, как следствие, различного понимания, а
иногда даже и противоположных представлений. Проблема в определении понятия
«творчество» связана, в первую очередь, с отсутствием его непосредственного
операционного, психологического наполнения; этим можно объяснить использование
до сих пор определение творчества только за его продуктом – созданием нового.
Следует заметить, что творческую
деятельность нельзя рассматривать как нечто обособленное, что подчинено
присущим только ей законам. Она является закономерным этапом человеческой
деятельности вообще, итогом предыдущего развития форм этой деятельности, новой,
качественной ступенью формирования личности. Творческая деятельность вызывается
не столько способностью к творчеству, которая, как и любая другая способность,
развивается в самой деятельности, но сначала теми объективными возможностями,
которые открываются человеку как результат его предыдущей деятельности. В
качестве нового этапа деятельности творчество является и новым этапом в
развитии личности (Д.Б. Богоявленская [Богоявленская 2002],
А.Н. Леонтьев [Леонтьев 1972], А.М. Матюшкин [Матюшкин 2003],
Я.А. Пономарев [Пономарев 1976], В.А. Роменец [Роменец 2001],
Б.М. Теплов [Теплов 2004]).
Творческая деятельность – одно из самых
интересных, самых сложных и менее изученных психических явлений. Актуальными
проблемами исследования творчества является изучение способов творческой
деятельности, стадиальности творческого процесса, а также его динамики и
психологических особенностей развития. Важен также анализ творческого
результата на разных стадиях творческого процесса и его завершения, что
помогает понять психологический механизм и проанализировать производительность
творчества.
Исследования психологии творчества
появились в конце XIX – начале ХХ века на основе теории творчества. Начали
исследования проблем творчества Т. Рибо и П.К. Энгельмейер. Позже
С.А. Грузенберг сделал одну из первых попыток прийти к определенному
синтезу различных направлений в исследовании творчества.
В целом же на начальном этапе развития
психологии творчества преобладали теоретические исследования художественного и
научно-философского творчества. Последнее рассматривалось как ярко выраженное
проявление свободы человеческого духа, что очень трудно или вообще невозможно
научно изучать, на которое не способна влиять сознательная деятельность
человека.
Научное изучение творчества
актуализировало стремительное развитие производства в начале ХХ в. Появились
исследования научного творчества как одной из центральных проблем науковедения,
которые имели практические задачи наращивания творческого потенциала, в
частности комплексные разработки последователей А.А. Потебни, известных
еще как «харьковская школа» (А.Н. Веселовский,
Д.Н. Овсянико-Куликовский, А.А. Потебня и др.). В центре исследований
творчества этого периода – природа творчества, механизмы творческого процесса,
методы его исследования. Главная роль в творческом процессе отводилась интуиции
как кульминационному моменту творческого процесса, скрытого в подсознании.