Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Тема пандемии в зеркале британских СМИ: особенности освещения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА I.
СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕДИЙНОГО ПРОСТРАНСТВА
ВЕЛИКОБРИТАНИИ.. 7
1.1.
Специфические черты медиапространства Великобритании. 7
1.2.
Легитимация журналистики в медиадискурсе Великобритании. 15
ГЛАВА II.
СПЕЦИФИКА ОСВЕЩЕНИЯ ТЕМЫ ПАНДЕМИИ В БРИТАНСКИХ СМИ: ОСОБЕННОСТИ ОСВЕЩЕНИЯ В
2021 ГОДУ.. 27
2.1. Пандемия
коронавируса как информационный повод. 27
2.2.
Особенности материалов о COVID-2019
в СМИ Великобритании. 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 63
ПРИЛОЖЕНИЕ. 72
Введение:
В конце 2021 года Великобритания
занимала одно из первых мест в мире по темпам распространения COVID-19, и это
было связано с очередной волной распространения вируса. Когда в Великобритании
в 2020 году были введены ограничения по передвижению и посещению общественных
мест, население преимущественно переместилось в онлайн-пространство, что
заставило традиционные СМИ развивать свои порталы, запускать социальные сети и
мессенджеры.
Особенно важным для медиа
в критический период было дать информацию первыми, по горячим следам. Это
обусловило другую тенденцию: появилось огромное количество противоречивой
информации, не всегда правдивой и не всегда полной. В условиях информационного
хаоса, так называемой инфодемии,[1]
британские СМИ находятся до сих пор. Этим и обусловлена актуальность нашего
исследования.
Благодаря
интернет-технологиям меняются ключевые функции журналистики как социального
института и из производителя информации она превращается в посредника и
распространителя. При этом обилие контента, распространяемого в сети, часто
усложняет его понимание. Это обусловило проблему, стоящую перед нами в данной
работе: как современные британские СМИ отражают тему пандемии, в чем состоят
особенности репрезентации данной темы – это и составляет особый
исследовательский интерес ввиду необходимости знакомства со спецификой
актуального функционирования медиа.
Цель исследования заключается в выявлении
особенностей отражения темы пандемии в СМИ Великобритании.
Исходя
их поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— изучить
специфические черты медиапространства Великобритании;
— рассмотреть
легитимацию социальной журналистики в медиадискусе Великобритании;
— проанализировать
пандемию коронавируса как информационный повод;
— выявить
особенности материалов о COVID-2019 в британских изданиях.
Объект исследования: современное медиапространство Великобритании.
Предмет исследования: репрезентация темы пандемии в британских изданиях.
В
качестве методов исследования использовались анализ,
контент-анализ, сравнение.
Теоретическая основа исследования. В работе мы опирались на труды
отечественных теоретиков медиапространства И.М. Дзялошинского,[2]
Е.Г. Ним,[3] Е.И. Кузнецовой,[4] М.М.
Назарова,[5]
И.В. Савельевой,[6] а
также зарубежные труды Р. Стулса,[7] Н.
Фэркло.[8]
Социология и социальная
журналистика представлена в нашем исследовании трудами отечественных
исследователей А. Землянского,[9] А.В. Мезенцевой,[10] Т.В.
Дубровской и Е.А. Кожемякина,[11] А.Б.
Недзельской и О.О. Борискиной;[12]
зарубежных – Ч. Кули.[13]
Изучение британского
общества и социальной журналистики Великобритании осуществлялось на примере
трудов отечественных ученых Н.В. Скорика,[14] В.В.
Витвинчука,[15] С.И. Беглова,[16] Н.Е.
Орешкиной,[17] Е. Александровой[18] и
зарубежных социологов Ш. Дитлинда, М. Хуга и М. Мичелетти.[19]
Проблема инфодемии в СМИ занимаются А.В. Землянский,[20]
С.В. Петров,[21] Д.И.
Садыков,[22] А.А. Раренко,[23]
Эмпирическая база работы представлена контентом британских онлайн-изданий:
— центристские: The Times (Лондон), Daily Mirror (Лондон);
— либеральные: Liverpool Echo (Ливерпуль), The Guardian (Лондон), Bishop’s Stortford Independent (Хартфордшир), The Independent (Лондон);
— консервативные: The Daily Telegraph (Лондон), Positive News (Лондон), The Spectator (Лондон), The Observer (Лондон).
Теоретическая значимость исследования. Теоретические
результаты исследования могут стать базой для дальнейшего изучения
трансформаций медиапространства Великобритании и выявления особенностей
контента британских СМИ.
Практическая значимость работы состоит в том, что
ее результаты могут быть использованы для преподавания дисциплин «Основы теории
журналистики», «История зарубежной журналистики».
Период исследования:
январь-декабрь 2021 год.
Структура исследования состоит из введения, основной части, заключения, списка
литературы и источников. [1] Инфодемия
— комбинация слов «информация» и «эпидемия» — обычно означает быстрое и
далекоидущее распространение как точной, так и неточной информации о чем-либо,
например, о болезни. Поскольку факты, слухи и страхи смешиваются друг с другом,
становится трудно получить правдивую информацию о проблеме. [2] Дзялошинский И.М.
Медиапространство России: коммуникационные стратегии социальных институтов:
монография. – М.: АПК и ППРО, 2013. – 479 с.; Дзялошинский И.М. Пильгун М.А.,
Давыдов С.Г., Логунова О.С. Россия в 1917 году в восприятии современной
российской молодежи: медиадискурс. Монография. – М.: АПК и ППРО, 2015. – 138 с. [3] Ним Е.Г. Медиапространство:
основные направления исследований //Бизнес. Общество. Власть. – 2013. – № 14. –
С. 31–41. [4] Кузнецова Е.И.
Медиареальность как коммуникативный медиум // Медиафилосфия II. Границы
дисциплины / Под ред. В.В. Савчука, М.А. Степанова. – СПб.: СПб философское
общество, 2009. – С. 114. [5] Назаров М.М.
Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика
исследований. – М.: УРСС, 2003. – 240 с. [6] Савельева И.В.
Механизмы легитимизации в медиадискурсе (на материале интернет-СМИ) // Вестник
НГУ. Серия: История, филология. – 2019. – № 6. – С. 188–198. [7] Stults R. Media Space, Xerox. PA.: Xerox PARC, 1986. – 20 p. [8] Fairclough N. Media Discourse. – London, 1995. – 174 р. [9] Землянский А. /
Хроника инфодемии: генезис, этапы развития и поиск решений // Акценты. – 2020.
– № 5–6. – С. 8–11. [10] Мезенцева А.В.
Семиозис «ценностного причинения» как онлайн-стратегия СМИ // Вестник НГУ.
Серия: История, филология. – 2016. – Т. 15. – № 6. – С. 60–68. [11] Дубровская Т.В.,
Кожемякин Е.А. Дискурс межнациональных отношений: конструктивистская парадигма
// Дискурс-Пи. – 2017. – №3–4. – С. 28–29. [12] Недзельская А.Б.,
Борискина О.О. «Манипулятивные стратегии в англоязычном
медиапространстве». Вестник ВГУ.
Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2021. – № 2
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: doi:10.17308/lic.2021.2/3417 (дата
обращения 1.10.2021). [13] Cooley Ch.H. The Signficance of Communication //
Reader in Public Opinion and Communication / Ed. Berlson B., Janowitz M. – New York, 1953. – Р. 34–39. [14] Скорик Н.В.
Конституционное регулирование свободы слова в США и Великобритании //
Отечественная юриспруденция. – 2018. – № 7 (32). – С. 60–69. [15] Витвинчук В.В.,
Бачурина А.Н. Социальная проблематика в онлайновых СМИ Великобритании //
Медиаисследования. – 2017. – № 4. – С. 116–121. [16] Беглов С.И.
Четвертая власть: британская модель. – М.: Изд-во МГУ, 2015. – 256 с. [17] Орешкина Н.Е.
Общественное телевидение в информационном обществе: британская модель.
Автореф.дисс.канд.фил.наук. – 2005. – 28 с. [18] Александрова Е.
Что происходит с локальными медиа в Великобритании на волне ковида [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: https://jrnlst.ru/lical-pressUK (дата обращения
12.10.2021). [19] Dietlind S., Hooghe M., Micheletti M. Politics in the
Supermarket: Political Consumerism as a Form of Political Participation //
International Political Science Review. – 2005.
–
26 (3). – Р. 245-269. [20]
Землянский А.В. Инфодемия: генезис и морфология явления // Вестник ВГУ.
Серия: Филология. Журналистика. 2021. №4. С. 111–114; Землянский А.В. Фейк-ньюс как одна из ключевых составляющих инфодемии:
типология и характеристики // Вестник Волжского университета имени
В.Н. Татищева. 2021. №4(36). С. 112–121 и др. [21]
Пестов С.В. Дезинформация в условиях глобальной пандемии как вирусная технология
информационного воздействия // Тамбовские правовые чтения имени Ф.Н. Плевако :
материалы IV международной научно-практической кон-ференции : в 2 т. – Тамбов :
ИД «Державинский», 2020, – Т. 2. – С. 444–448. [22]
Садыков Д.И., Ахметьянова Н.А. Распространение фейковых новостей во время
пандемии COVID-19 // Colloquium-journal. – 2020. – № 8. – С. 78–79. [23] Раренко
А.А., Воронцова В.О. Инфодемия в условиях пандемии COVID-19 // Социальные и
гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11: Социология.
– 2021. – № 2. – С. 93–103.
Заключение:
В ходе теоретического осмысления проблемы, в
частности изучения специфики и структурных особенностей медийного пространства
Великобритании, было выяснено, что в настоящее время британская медиасфера развивается несколько
сложно и неопределенно: контент создавать дорого и трудозатратно, поэтому
традиционные СМИ переходят в онлайн-пространства, тем самым синтезируя две
плоскости (печатная пресса и медиа) в единое целое. Однако вопрос свободы слова
остается актуальным, непреходящим.
Можно сказать о том, что британская
свобода слова – это очень важный компонент медиадискурса. Особенности
британского медиапространства заключаются непосредственно в той обширности
развития информационной сферы и, как следствие, в большом количестве изданий
разной направленности.
В современной научной
литературе уже есть данные о том, что в период пандемии британские медиа
объединились для того, чтобы популяризировать одну тему. При этом они стараются
не только освещать негативные стороны происходящих событий, но и дают
позитивный контент. Феномен инфодемии принял в британских медиа легитимность,
но с этой лигитимностью, как мы предполагаем, необходимо еще долго работать,
совершенствуя ее реализацию.
Переходя к изучению вопроса отражения темы
пандемии коронавируса непосредственно в британских СМИ, мы предположили, что
особенности материалов в изданиях зависят от их типа (социально-политической
направленности). На этом основании были проанализированы издания по следующим
группам:
— центристские: The Times (Лондон), Daily Mirror (Лондон), The Observer (Лондон);
— либеральные: Liverpool Echo (Ливерпуль), The Guardian (Лондон), Bishop’s Stortford Independent (Хартфордшир), The Independent (Лондон);
— консервативные: The Daily Telegraph (Лондон), Positive News (Лондон), The Spectator (Лондон).
Проведенный контент-анализ показал, что популярные издания выпускали за
предыдущий год очень большое число публикаций, тогда как региональные издания
представляли информационный повод пандемии коронавируса в контексте именно
социальной ситуации на месте, поскольку такие издания волнует не столько сам
масштаб коронавируса и все его составляющие, сколько именно то, как коронавирус
влияет на тот или иной регион.
Мы сделали вывод о том,
что пандемия коронавируса как информационный повод является топовой темой в
различных типах СМИ, вне зависимости от политических взглядов или прочих
особенностей. Он неизменно актуален на протяжении всего анализируемого года.
Можно предположить, что повестка формируется на основе текущей ситуации,
поскольку ее специфика обусловлена социальной остротой проблемы.
Предметный анализ изучения специфики
материалов в британских СМИ в зависимости от разных социально-политических
взглядов позволил сделать следующие выводы:
Информационная повестка центристских СМИ
является размытой и неопределенной. Издания еще не до конца решили, какую
сторону им принимать, поэтому, практически не разбираясь, транслируют свои
разные точки зрения, даже если они противоречат друг другу. Тем не менее,
радикальный подход отсутствует. Социально-политические взгляды на проблему
распространения пандемии коронавируса представлены достаточно мягко, тогда как
именно сами новости преимущественно имеют пропагандистский и скандальный
характер.
Либеральные издания, в свою очередь, мягко и
ненавязчиво формируют информационный повод, они не выражают каких-либо однозначных
точек зрения, но, вместе с тем, мягко подводят тому, что наиболее близко на
основании гуманистических принципов. Поэтому в таких изданиях новости чаще
всего ориентированы на защиту прав человека, а в теме пандемии – на продвижение
свободы перемещений, свободы в решении о вакцинации и так далее.
Консервативные издания акцентируют свое
внимание на советах и критике: все, что уже устоялось, идеализируется и
подается как единственно правильное решение, причем, вариантов на другую точку
зрения не дается. Качественная проработка новостного контента и подкастов
подчеркивает экспертность такого мнения.
Из вышесказанного следует, что в
Великобритании инфодемия является ведущей темой в СМИ, поскольку, в зависимости
от социально-политической направленности издания, дискурс может настолько
радикально меняться, что аудитория, находясь под давлением огромных массивов
информации, испытывает состояние хаоса и неопределенности.
Поэтому мы имеем основания полагать, что
британские СМИ, освещая эпидемию коронавируса, непосредственно формируют
атмосферу инфодемии, из которой в настоящее время выхода пока не намечено.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
МЕДИЙНОГО ПРОСТРАНСТВА ВЕЛИКОБРИТАНИИ
1.1. Специфические черты медиапространства Великобритании
Актуализация в отдельную
категорию понятия медиапространства оформилась в 80-х годах прошлого столетия в
зарубежных исследованиях. Термин «медиапространство» употреблялся в значении
«электронного окружения, в котором отдельные люди или их группы и другие
сообщества могут действовать вместе в одно и то же время, создавая визуальную и
звуковую среду, воздействующую на реальное пространство».[1]
Мы можем
свидетельствовать о том, что в данной цитате зарубежного исследователя Р.
Стилса обоснован технологический подход к проблеме обоснования
медиапространства.
Процесс глобализации
обусловил начало трансформационных процессов в медиапространстве, в результате
чего стал складываться объемный социокультурный феномен, который понимается достаточно
широко, отчего не так однозначен.
Его контекстуальность
обуславливается следующими факторами:
— сочетание различных медийных текстов (что
говорит о преобладании текстоцентричного подхода);
— институциональность, системность СМК
(систем массовой коммуникации) (что обуславливает приоритетность структурного
подхода к проблеме);
— информационное субъектное пространство
(обуславливающее непосредственно территориальный подход).[2]
И.М. Дзялошинский понимает
медиапространство универсально, говоря, то это «некая подсистема информационно-коммуникационного
универсума как совокупности всех систем, так или иначе связанных с процессами
коммуникации».[3] [1] Stults R. Media Space, Xerox. PA.: Xerox PARC, 1986. – 20 p. [2] Ним Е.Г.
Медиапространство: основные направления исследований //Бизнес. Общество.
Власть. – 2013. – № 14. – С. 31-41. [3]Дзялошинский И.М.
Медиапространство России: коммуникационные стратегии социальных институтов:
монография. – М.: АПК и ППРО, 2013. – С. 156.