Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Тема любви и дружбы и ее художественное воплощение в произведениях писателей «потерянного поколения»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА 1. ЗАРУБЕЖНАЯ ВОЕННАЯ ПРОЗА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА 6
1.1 Понятие «литература потерянного поколения» в
европейской и американской послевоенной литературе 6
1.2 Английский роман «потерянного
поколения»: темы, мотивы……………. 9
1.3 Американский роман «потерянного
поколения»: темы, мотивы…………. ..11
ГЛАВА 2. ТЕМА ЛЮБВИ И ДРУЖБЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ
"ПОТЕРЯННОГО ПОКОЛЕНИЯ". 20
2.1 Роман У. Фолкнера
«Солдатская награда». 20
2.2 Роман Э. Хемингуэя
«Прощай, оружие». 23
2.3 Роман Е.М. Ремарка «Три товарища». 28
Вывод по
главе 2. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 41
Введение:
Актуальность
данной темы обусловлена тем, что проблемы освещены
в романах представителей литературы "потерянного поколения", а
именно: война и мир, жизнь, любовь и смерть, судьба человека и общества,
остаются чрезвычайно актуальными и в наше время. Литература "потерянного
поколения" — это реквием по всему поколению, который изображен из-за
войны; на которой рассыпались, словно бутафорские замки, идеалы и ценности,
которым учили с детства. Война обнажила ложь многих привычных догм и
государственных институтов, таких как семья и школа, вывернула наизнанку
фальшивые моральные ценности и ввергла рано состарившихся юношей в бездну
безверия и одиночества [1].
Выражение
"потерянное поколение" (или потеряна генерация) вошел в употребление
и стал популярным благодаря американской писательницы Гертруды Стайн для
обозначения литературного течения, которая существовала в период между двумя
войнами — Первой и Второй мировой войнами. Гертруда Стайн утверждала, что в
"потерянных" не было уважения "ни при чем". Критики этого
литературного течения считают, что данное утверждение слишком категоричное, так
как не по годам богатый опыт страданий, смерти и преодолений не только сделал
это поколение очень устойчивой, но и научил их высоко уважать жизненные
ценности: общение с природой, искренняя любовь, преданная дружба, фронтовое
товарищество. потерянное поколение литературная
Благодаря Эрнесту
Хемингуэю выражение "потерянное поколение" вошел во всемирный
литературный оборот. Именно Хемингуэй использовал слова Стайн как эпиграф к
роману "И восходит солнце" (второе название "Фиеста", 1926
год). После публикации романа Хемингуэя выражение "потерянное
поколение" стал использоваться и для обозначения определенного
социально-психологического феномена. Со временем данное определение получило
статус литературоведческого срока. В широком смысле "потерянного
поколения" — люди, которые побывали на войне и потеряли не только
здоровье, но и веру в жизнь и будущее, духовно травмированы, и чувствуют свою
отчужденность от общества.
Мотивы
"потерянности" по-разному проявились в следующих романах: "Три
солдата" (1921) Джон Родериго Дос Пассос, "Огромная камера"
(1922) Е.Е. Каммингса, "Великий Гэтсби" (1925) Ф.С. Фицджералд,
"Солдатская награда" (1926) У. Фолкнера, "Прощай, оружие!"
(1929) Э. Хемингуэя, "Смерть героя" Р. Олдингтона, "Спор о
сержанта Гришу" А. Цвейга. В сербской литературе этой темы коснулся Меша
Селимович в своих романах "Молчание" и "Крепость".
Особенности
"потерянного поколения": убедительность психологических мотивировок,
прием контраста, соединение лирического и натуралистического, пейзаж,
выразительность, сочетание объективизма и сдержанности с экспрессивностью,
эффект полифонии, культ факта, символика цвета. Также наличие лирической прозы,
где факты действительности пропущены сквозь призму восприятия растерянного
героя, очень близкого автору; форма "потерянных" рассказ от первого
лица, предполагает взамен эпически описания событий взволнован, эмоциональный
отклик на них; ведущий композиционный принцип — принцип "сжатого времени»
— короткий временной отрезок, как правило, кризисный в судьбе героя; проза
центростремительная: она не разворачивает человеческие судьбы во времени и
пространстве, а наоборот, сгущает, уплотняет действие. Из вышесказанного можно
выделить следующую цепочку событий: школа — наступление — фронт — путь — гробы.
Они превратили свои
романы на романы — протесты. Главная тема произведений — судьба молодого
поколения, которое стало жертвой Первой мировой войны, где отражены война,
фронтовые будни, послевоенная действительность.
Потерянное поколение —
это молодые люди, призванные на фронт в возрасте 18 лет. Среди героев есть те,
которые еще не закончили школу. После войны такие люди часто не могли
адаптироваться к мирной жизни. В своем романе "Возвращение" Эрих
Мария Ремарк отметил: "Солдаты, возвращенные в отечество, хотят найти
дорогу к новой жизни" [2].
Герои произведений —
индивидуалисты, их объединяет общее чувство — крах надежд. Например, лейтенант
итальянской армии американец Фредерик Генри ("Прощай, оружие!" Э.
Хемингуэя) прямо говорит, что больше не верит фразам о "славу",
"священный долг" и "величие нации". "Я не создан,
чтобы воевать. Я создан, чтобы есть, пить", — говорит Фредерик Генри. Это
кредо всех "потерянных".
Сюжеты "потерянного
поколения" разнообразны: кратковременные, но полны счастья, любви
("Прощай, оружие!" Хемингуэя) напрасные поиски бывшим фронтовиком
своего места в послевоенном жизни ("Солдатская награда" Фолкнера,
"И восходит солнце" Хемингуэя) бессмысленная и преждевременная смерть
одного из героев ("Великий Гэтсби" Фрэнсис Скотт).
Объект
исследования —
зарубежная военная проза 1первой половины ХХ века.
Предмет
исследования — тема любви и дружбы в произведениях
"потерянного поколения".
Цель
дипломной работы — заключается в выяснении и обрисовке
темы любви в произведениях писателей потерянного поколения.
Для реализации
поставленной цели, необходимо выполнить поставленные задачи:
1.
Изучить понятие «литература потерянного поколения» в европейской и американской
послевоенной литературе;
2.
Проанализировать английский роман «потерянного поколения»: темы, мотивы.
3.
Проанализировать американский роман «потерянного поколения»: темы, мотивы;
4. Исследовать тему любви
и дружбы в романе У. Фолкнера «Солдатская
награда».
5. Исследовать тему любви
и дружбы в романе Э. Хемингуэя «Прощай, оружие».
6. Исследовать тему любви
и дружбы в романе Е.М. Ремарка «Три
товарища».
Теоретической
базой дипломной работы является труда литературоведов,
которые исследовали литературный процесс — Д.Затонский, Т.Денисова, Н. Иванова,
Т. Ильина, А.Маркелов, Н.Павлов, Т. Николаева и др.
Методы
исследования. Употребленный в исследовании подход к
анализу художественного текста предполагает применение
сравнительно-исторического и типологического методов анализа художественного
текста с использованием приемов контекстуально-интерпретационного,
компаративного, семиотического анализа, применение которых в каждом отдельном
случае согласуется с решением конкретной задачи и служит достижению конечной
цели исследования.
Структура
исследования обусловлена поставленными задачами и
предполагает введение, две главы, заключение и список использованных источников
(ХХ позиции). Общий объем работы — ХХ страницы.
Заключение:
Писателей «потерянного поколения»,
как единого литературно-художественного течения, объединяет как сходная
мировоззренческая позиция, так и сходные художественные принципы. Выделим
основные их них:
То, что писатель
непосредственно пережил сам, он наиболее ярко воплощает в произведениях.
Общность жизненного опыта писателей данного направления в том, что такое
переживание у них едино – это опыт участия в военных действиях на фронтах
Первой мировой войны. С этим связана сходная авторская интенция – утрата
героями романов социальных иллюзий и идеалов жизни в целом, ощущение полного
жизненного крушения. Наблюдается намеренное отвержение
всякой «героической традиции» в изображении военных событий Первой мировой
войны;
Восприятие жизни как хаоса,
обреченного разрушению и гибели;
В романах «потерянного поколения»
складывается особый тип героя. Это юноши – солдаты, вчерашние ученики школ или
студенты, если и пережившие фронт, то физически и психологически искалеченные;
В романах «потерянного поколения»
присутствует единый сходный хронотоп. Они привязаны к определенному военными
событиями пространству и времени, только сражаются их персонажи по разные
стороны бруствера. Для романов этого типа характерна особая «жесткая» поэтика,
передающая атмосферу хаоса, тотального разрушения и невероятной жестокости
военных событий. Война как бы сняла запрет на изображение ужасного и в
искусстве. Впервые именно во время Первой мировой войны были применены газовые
атаки на фронтах. Впервые численность человеческих потерь достигала миллиона и
более военных единиц (битва под Верденом). Стремясь поделиться увиденным на
фронте, писатели показывают реальные ужасы войны в пространстве текста.
Следует отметить тотальный процесс
утраты героями всех социальных и личностных иллюзий, чем эти романы кардинально
отличаются от антивоенных социально ориентированных романов Анри Барбюса;
Для солдат «потерянного поколения»
родившаяся на фронте идея «фронтового братства» становится единственной точкой
опоры и в послевоенной реальности; Общее трагическое мироощущение определяет
типологическое сходство финалов романов «потерянного поколения», обычно это
утрата последней и единственной уже жизненной ценности – возлюбленной или
друга. Во второй главе мы более подробно рассмотрим эти типологические признаки
романов «потерянного поколения» на конкретных примерах антивоенных романов
Эриха Марии Ремарка.
Сравнение книг о войне,
написанных в разных условиях, в разных странах разными писателями между собой,
может быть очень продуктивным с научной точки зрения. Отмечая сходство и
различие в построении «военных» книг, в подходе к изображению реалий военной
жизни, военных действий и т. д. (т.е. оставаясь в «теме») вы всегда должны
помнить, что мы говорим о части большого целого, и причины этих сходств и
различий коренятся в особенностях таланта и творческого пути писателя.
национальное литературное движение, основные тенденции того времени. Когда в
литературе задают вопрос: каким был человек во время войны? — то меньше всего
следует ожидать однозначного ответа, ищите героя, доведенного до всеобщего
выражения. Напротив, только в воплощении самых разных персонажей со всеми
присущими им характеристиками восприятия и поведения можно найти ответ на этот
вопрос.
Проникновение войны в
мировое искусство развивалось и продолжается двояко. С одной стороны, самые
разные писательские идеи пропитаны военным делом, а зачастую и военным,
независимо от того, к какой сфере жизни они относятся. В прошлом столкнуть
героя с реальностью войны, отправить его под огонь означало приготовить ему
необычную и исключительную судьбу. В литературе ХХ века, наоборот, если
писатель не расскажет о том, как война повлияла на судьбу героя, это будет
воспринято как странный и непонятный для читателя образ молчания. С другой
стороны, писатели все больше обращаются к военной тематике как к специфическому
материалу жизни, именно на этом материале они ставят и проблемы самой войны, и
проблемы морали., то есть человеческую сущность их герои. Все чаще в качестве
объекта изображения в искусстве появляется поле битвы, где человек живет и
действует в условиях постоянной опасности, а решение любой проблемы, в том
числе самой частной, превращается в решение проблемы жизни или смерти. Честь и
бесчестье, верность и предательство, любовь и ненависть, отвага и трусость —
все проблемы человеческого существования здесь связаны узами брака.
В каждом из произведений
Хемингуэя, Фолкнера, Ремарка, от страницы к странице нарастает ощущение
бессмысленности кровавой бойни и крушения идеалов, в которые верили герои, все
они ненавидят «высокие» слова о «Защите отечества», «Правом деле», «Героизме» и
др. (о какой бы стране не шла речь); Все эти книги объединяет безнадежное
отчаяние жизни, охватившее героев на последних страницах. Особое внимание
уделяется героическим персонажам, персонажам духовно красивых людей. Это
сочетание далеко не простое: война, горечь, невероятное усилие изо всех сил — и
духовная красота. Казалось бы, человеческая красота невозможна, когда так
жестока военная жизнь. Книги, появившиеся на Западе после Первой мировой войны,
много говорили о несовместимости войны и духовной красоты. Они сильно
подчеркнули жестокость солдат, отчаяние и разорение укоренения, распад личности,
разочарование, утрату, утрату идеалов. Это была понятная реакция на
несправедливую войну. Иногда только мысль о товариществе на передовой,
индивидуальном противостоянии с беспомощным миром, как это выражено в работах
Хемингуэя, Фолкнера и Ремарка, была трогательной».
Герои литературы
«потерянного поколения» не могут объединиться с народом, государством и
классом, как это было замечено у Барбюса. «Потерянное поколение» противостояло
обманывающему их миру с горькой иронией, гневом, бескомпромиссной и всесторонней
критикой основ ложной цивилизации, определившей место этой литературы в
реализме, несмотря на общий с литературой пессимизм. модернизма. Сообщество
«заблудших», их духовное братство, смешанное с молодой кровью, оказалось
сильнее вдумчивых расчетов различных литературных коллективов, которые
распались, не оставив следа в творчестве их участников.
В романах Э. Хемингуэя «Прощай, оружие», У. Фолкнера «Солдатская награда», Е.М. Ремарка «Три товарища» предрекает
печальную судьбу потерянному поколению. Они просто говорят о своих сверстниках,
своих мыслях, чувствах, страданиях и радостях; он просто напоминает сражения и
озорные увлечения солдат, женщин, вино, встречи на фронте, в тылу, в суматохе
послевоенных лет. Автор описывает ситуацию, в которой оказались эти люди.
Вернувшись, многие из них нашли воронки вместо своих старых домов, большинство
из них потеряли своих родственников и друзей. В послевоенной обстановке царит
разруха, бедность, безработица, нестабильность и нервная атмосфера. В романе
нет громких слов и компрометирующего красноречия. Автор изо всех сил старался
быть вне политики, но груз воспоминаний оказался слишком тяжелым.
Таким образом, герои
Хемингуэя, Фолкнера, Ремарка находят утешение в любви и дружбе, не покидая
Кальвадоса. Это их изначальная форма защиты от мира, который принимает войну
как средство разрешения политических конфликтов. Герои литературы «потерянного
поколения» не могут объединиться с народом, государством и классом. «Потерянное
поколение» противостояло обманывающему их миру с горькой иронией, гневом,
бескомпромиссной и всесторонней критикой основ ложной цивилизации, определившей
место этой литературы в реализме, несмотря на пессимизм, который она имеет
общего с литературой. модернизма.
Писатели «потерянного
поколения» никогда не составляли литературный коллектив и не имели единой
теоретической платформы, но общие судьбы и впечатления формировали их сходные
жизненные позиции: разочарование в социальных идеалах, поиск непреходящих
ценностей, стоический индивидуализм. В сочетании с той же глубоко трагической
перспективой это определило в прозе присутствие «утраченного» ряда общих черт,
очевидных, несмотря на разнообразие отдельных художественных произведений
отдельных авторов.
Проза «потерянного
поколения» отличается неоспоримой поэтикой. Это лирическая проза, где факты
действительности пропускаются через призму восприятия сбитого с толку героя,
очень близкого автору. Неслучайно предпочтительной формой «заблудшего» является
повествование от первого лица, которое вместо эпического и подробного описания
событий предполагает эмоциональную и беспокойную реакцию.
Всем известно, что жизнь
может закончиться внезапно. Но не все могут это понять и осознать. Когда ты
молод, ты уверен, что вся твоя жизнь еще впереди, что у тебя огромный запас
времени, энергии и сил, и это самая главная иллюзия молодости. Вы должны ценить
то, что есть сейчас, сегодня, потому что завтра этого может не быть, любить так
сильно, как если бы сегодня был последний день любви, заводить друзей, чтобы
быть уверенным в искренности и надежности друга, что он не будет обмануть его
или предать. В произведениях Нота можно найти исторически достоверное отражение
событий военного и послевоенного мира, тщательно «прорисованные» и четко
обозначенные характеристики европейского и американского общества. Работы
исследуют тяжелое положение тех, кто пережил войну, а также подробно описывают
их мысли, переживания и то, как их мировоззрение было изменено войной. Книги
писателя содержат философию, сентиментальность и даже социальный анализ. И все
же его главная тема — сама жизнь. Жизнь, которую он разделял со своими
современниками. Жизнь, которая может быть внезапно прервана и поэтому
заслуживает наслаждения каждым прожитым днем, каждым счастливым моментом и не
должна откладываться на завтра.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ЗАРУБЕЖНАЯ ВОЕННАЯ ПРОЗА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА 1.1 Понятие «литература потерянного поколения» в европейской
и американской послевоенной литературе на примере произведений Р.Олдингтона,
Д.Дон Пассоса, У.Фолкнера, Э.Хемингуэя
Понятие «Литература
потерянного поколения» сложилось в европейских и американской литературах к
концу первого десятилетия после окончания Первой мировой войны. Факт ее
появления зафиксирован в 1929 год, когда в разных странах были изданы три
романа трех представителей различных литератур: «Смерть героя» англичанина Р.
Олдингтона, «На Западном фронте без перемен» немца Э.-М. Ремарка и «Прощай,
оружие!» американца Э. Хемингуэя. В рамках нашей работы нас
интересует вопрос специфики идейно-художественного содержания литературы
«потерянного поколения» и места в ней Э.-М. Ремарка.
Термин «потерянное
поколение», который сейчас стал привычным в литературоведении, возник
совершенно случайно и сначала к науке не имел отношения. Об этом вспоминает в
своей мемуарной книге «Праздник, который всегда с тобой» Э. Хемингуэй. Гертруда
Стайн, известная американская модернистка, в присутствии Хемингуэя бросила
меткую фразу в адрес молодых людей, побывавших на фронтах Первой мировой войны:
«Все вы – потерянное поколение. Вы все сопьетесь». Это относилось всего лишь к
водителю, вовремя не подавшему машину, но стало обозначать социальное и
литературное явление. Хэмингуэй и себя
причислил к этому поколению, потерянному, вычеркнутому из жизни как в прямом, так
и в переносном смысле. Война уничтожила цвет юности этого поколения под
Верденом и на других фронтах. Э.М. Ремарк пишет о «Западном» фронте.
Вернувшиеся живыми «не вписались» в послевоенную действительность, так и не
нашли свое место, многие искали забвения в алкоголе, были случаи суицида.
Мироощущение таких людей с равной силой переданы в сборнике рассказов Хемингуэя
«В наше время», в двух его первых романах – «Прощай, оружие» и «Фиеста», Дон
Пассоса «Солдатская награда», У. Фолкнера «Сарторис» а также в романе
англичанина Ричарда Олдингтона «Смерть героя». В этом ряду стоят и два первых
романа Э.-М. Ремарка – «На западном фронте без перемен» и «Три товарища». Роман
Э. М. Ремарка «На западном фронте без перемен» вышел отдельным изданием 31
января 1929 года. Именно это произведение принесло известность автору и вошло в
число трех лучших послевоенных романов «потерянного поколения». Два других:
роман Э. Хемингуэя «Прощай, оружие» и роман Р. Олдингтона «Смерть героя». Все
три автора знали о войне не по рассказам, а испытали ее ужас и лишения в
реальности, так как каждый из них воевал. В ходе военных событий «завершилось»
и их личностное формирование. Если на фронт отправлялись почти дети, часто
добровольцами, чаще всего под влиянием агитации старших – учителей гимназии,
как правило, где они к моменту начала войны еще учились, то на фронте
происходит отрезвление от шовинистического угара, приходит осознание того, что
ими манипулировали и приговорили их быть всего лишь пушечным мясом.
Человеческие потери были огромны, а те, кто остался жить, уже были другими
людьми, духовно потрясенными, часто морально искалеченными. Общее мироощущение
дезориентации, утраты жизненных ценностей позволяет объединить в единой понятие
«литература потерянного поколения» писателей разных стран и различного
литературного дарования. В этой группе оказывается и Эрих Мария Ремарк. Именно
мироощущение этих писателей определила своей меткой фразой Гертруда Стайн. Об
это и вспоминает Э. Хемингуэй в автобиографической художественно-публицистической
книге «Праздник, который всегда с тобой». [1]Под
«праздником» имеется в виду Париж, куда, как в Мекку, стекались после войны
уцелевшие представители культуры. Среди них был и Э. М. Ремарк. Случайно
брошенное выражение оказалось афористически точным, а впоследствии закрепилось
как литературоведческий термин. Но употреблять его надо осторожно. Творческий
путь писателей в дальнейшем сложится уже вне этого общего начального русла.
Судить в целом о творчестве каждого отдельно взятого можно и нужно не только по
раннему периоду. Хемингуэй вырвался
за пределы трагически безысходного круга его проблем и его героев благодаря
участию в героической битве испанского народа против фашизма (роман «По ком
звонит колокол?», сценарий «Испанская земля»). Несмотря на все колебания и
сомнения писателя, живое, горячее дыхание народной борьбы за свободу придало
новые силы, новый размах его творчеству, вывело его за пределы одного
поколения. Но, например, Дон-Пассос, попавший под влияние реакции, творчески
мельчал и не сумел преодолеть трагический опыт своего злосчастного поколения.
Р. Олдингтон в поисках решений старых и новых вопросов занялся преимущественно
публицистикой.