Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Юриспруденция Юриспруденция

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Тема: Контркоррупционная безопасность РФ: правовое и социологическое исследование

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы обеспечения контркоррупционной безопасности 6

1.1. Основные понятия контрокоррупционной безопасности, основные направления ее обеспечения 6

1.2. Коррупция как главная угроза безопасности государства и контркоррупционной безопасности 13

Глава 2. Государственная политика в сфере обеспечения контркоррупционной безопасности Российской Федерации 21

2.1. Основные направления государственной антикоррупционной политики в Российской Федерации 21

2.2. Деятельность правоохранительных органов и общественных институтов в сфере обеспечения контркоррупционной безопасности 25

Глава 3. Актуальные проблемы и направления совершенствования контркоррупционной безопасности Российской Федерации 39

3.1. Актуальные проблемы контркоррупционной безопасности Российской Федерации 39

3.2. Направления совершенствования контркоррупционной безопасности Российской Федерации 50

Заключение 61

Библиографический список 67

  

Введение:

 

Актуальность исследования заключается в том, что проблема коррупции является одной из основных в Российской Федерации. При этом самым негативным последствием коррупции является подрыв универсальных ценностей — прав человека. Коррупция и нарушение прав человека имеют причинно-следственную связь, когда первая порождает второе и наоборот.

Следует отметить, что система коррупционного порядка, ее масштабы и специфика действия является реальным иллюстратором проблем политического, социального и экономического характера. Современное состояние коррупционных волнений в Российской Федерации демонстрирует, что сейчас происходит процесс деструктуризации государственных, политических и социальных систем в рамках проведения контркоррупционных мероприятий.

Необходимо обозначить главные проблемы, которые не позволяют решить проблемы коррупции: 1) проблема повышения уровня доверия и авторитета государственной власти; 2) проблема снижения экономической стоимости товаров, работ и услуг, в том числе в системе государственных и муниципальных закупок, а также повышения качества товаров, работ и услуг; 3) проблема обеспечения равенства граждан перед законом и судом; 4) проблема повышения общей эффективности государственного и муниципального управления, ориентированного на нужны граждан, укрепление экономических и социальных аспектов общественной жизни. Сказанное приводит к выводу о том, что угрозы коррупции в настоящее время представляют собой значимый вид угроз национальной безопасности, и, соответственно обеспечение контркоррупционной безопасности входит в сферу национальных интересов Российской Федерации.

При исследовании проблем нарушений, связанных с коррупционными настроениями, как правило, акцент устанавливается на органах государственного управления. Именно сегмент государственного управления является уязвимым к любым проявлениям негативного характера, в том числе, коррупционным. Несмотря на то, что контркоррупционные мероприятия активно применяются в органах государственного управления, следует отметить, что результаты после мероприятий не всегда являются положительными, по причине того, что пресечения противозаконных действий чиновников приводят к активизации других мероприятий, направленных на незаконное получение доходов.

Одним из ключевых государственных институтов, направленных на борьбу с коррупцией, являются правоохранительные органы. Именно в компетенции правоохранительных органов находится многогранный набор правовых инструментов по противодействию коррупции. Однако в настоящее время для реализации всего потенциала противодействия коррупции требуется комплекс дополнительных средств организационного н правового характера, позволяющий расширить возможности по обеспечение контркоррупционной безопасности.

В частности, в условиях дефицита общественного контроля и прозрачности работы органов государственной власти наблюдается рост коррупции и, как следствие, нарушения прав человека. Несмотря на то, что ежегодно совершенствуется антикоррупционное законодательство, проводятся различные мероприятия по снижению уровня коррупции в стране, очевидно, что указанные меры недостаточны и требуют научного осмысления и дальнейшего совершенствования.

Объект работы – общественные отношения, складывающиеся в сфере противодействия коррупции в государстве.

Предмет работы – нормы действующего законодательства, формирующие правовую базу контркоррупционной безопасности в России, научная и учебная литература по вопросам, рассматриваемым в настоящем исследовании.

Цель работы – провести правовое и социологическое исследование контркоррупционной безопасности Российской Федерации.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

1. Выявить социологическую и правовую сущность коррупции.

2. Рассмотреть виды и формы коррупционной деятельности.

3. Рассмотреть основные направления государственной антикоррупционной политики в Российской Федерации.

4. Охарактеризовать деятельность правоохранительных органов и общественных институтов в сфере обеспечения контркоррупционной безопасности.

5. Исследовать актуальные проблемы контркоррупционной безопасности Российской Федерации.

6. Проанализировать направления совершенствования контркоррупционной безопасности Российской Федерации.

Методологическая основа работы – общенаучные методы исследования, а также специальные, такие как: метод комплексного юридического анализа, системный метод, формально-юридический, сравнительно-правовой и др.

Структурно настоящая работа состоит из введения, трех глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и библиографического списка.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Коррупция является по своей сути весьма специфичным социальным явлением, которое в свою очередь в тех или иных формах получает свое практическое воплощение во всех без исключения мировых государствах. Более того, можно сделать также вывод о том, что коррупция — это неотъемлемый атрибут публичной власти. Для того чтобы определить особенности социальной сути коррупции, потребуется обратиться к анализу экономического, политического, правового, морально-психологического и других аспектов.

Опасность коррупции как феномена связана с тем, что преступления коррупционной направленности посягают на нормальный процесс функционирования органов публичной власти, обязанных действовать в интересах граждан, парализуют процесс исполнения важнейших государственных решений, искажают установленный законодательством порядок взаимодействия между гражданами и государственными органами.

Проведенный анализ показывает, что нормативное определение коррупции не вполне соответствует реалиям правоприменительной практики и нуждается в корректировке. На основании изложенного предлагается добавить в существующее понятие коррупции, приведенное в ст. 1 Закона о противодействии коррупции подпункт «в» и изложить в следующей редакции: «несоблюдение установленных законодательством о противодействии коррупции обязанностей, запретов и ограничений». Данное изменение позволит привести определение коррупции в соответствие с действующей правоприменительной практикой и может стать отправной точкой в решении проблемы отнесения указанных правонарушений к коррупционным.

Таким образом, вопрос определения понятия и сущности коррупции является очень дискуссионным и выступает в качестве предмета исследования самых различных отраслей науки. Коррупцию следует признать сложным правовым социальным и политическим явлением, воспроизводимым самим государством вследствие несовершенства его механизма и правового регулирования.

Контркоррупционная безопасность, на наш взгляд представляет собой состояние защищенности закрепленных в Конституции России основных ценностей общества (объектов конституционно-правовой охраны) от угроз, формируемых в результате противоправных действий граждан и юридических лиц, исполняющих публичные функции, органов государственной власти и местного самоуправления, заключающихся в преследовании собственного неправомерного интереса, не совпадающего с интересами общества и государственных институтов, заключающихся в получении незаконной выгоды с нарушением прав и законных интересов иных лиц, с нарушением нормального порядка обеспечения развития охраняемых законом общественных отношений.

Меры контркоррупционной безопасности следует охарактеризовать как меры принудительного обеспечения правомерного поведения лиц, участников правоотношений, подверженных коррупции, которые применяются при наличии установленных законом оснований и направлены на защиту общественных отношений. Большинство антикоррупционных стандартов поведения можно отнести к числу контркоррупционных мер безопасности.

Современная российская модель противодействия коррупции складывалась во многом отдельно от других стран континентального права, в том числе стран Европы, что связано с советским периодом развития российского государства, когда основным средством противодействия коррупционным явлениям в обществе выступали меры уголовно-правового характера. В других сферах общественных отношений коррупция существовала, но специальных мер, направленных на ее пресечение, не принималось. Данный опыт оказал существенное влияние на последующее становление государственной антикоррупционной политики, особенно на первоначальном этапе рыночных реформ. В дальнейшем были восприняты многие нормы международного права, относящиеся к противодействию коррупции, но ряд аспектов правового регулирования государственной политики противодействия коррупции остается несовершенным.

Причинами, под влиянием которых Россия находится в последней трети «Индекса восприятия коррупции», являются такие факторы, как:

1. При возбуждении коррупционных дел против высших должностных лиц обозначенная деятельность или осуществляется не систематически, или же прослеживается тенденция, согласно которой такого рода дела не возбуждаются как таковые. Именно по этой причине частные громкие случаи лишь являются подтверждением того, что на деле ситуация весьма удручающая.

2. Низкая эффективность правовых норм, введенных действие в целях регламентации ответственности при выявлении фактов не составления декларации по доходам и имуществу, а также при выявлении конфликта интересов, в результате чего нарушители, как правило, могут или получить минимальное наказание, или быть уволенным со службы за утрату доверия.

3. Практическое воплощение ведомственных аланов в области организации реализации мероприятий по противодействию коррупции осуществляется формально и непублично.

4. Наиболее крупные национальные проекты, включая репутационные и инфраструктурные, все также получают свое практическое воплощение с низким уровнем прозрачности. Нередко при назначении исполнителей прослеживается тенденция, когда обозначенный процесс осуществляется в соответствии с принципами, которые неизвестны обществу как таковые, при этом не организуются в открытой форме публичные конкурсы на замещение такого рода должностей.

5. Процесс международного антикоррупционного сотрудничества и взаимодействия в настоящий момент находится в состоянии стагнации. Так, лица, уличенные в коррупции, сбегают на территорию других мировых государств, где российское правосудие их не сможет достать и даже не прикладывают усилия к тому, чтобы скрыться. Все также настоящий момент складывается ситуация, когда лишь в определенной минимальной степени прикрыта офшорами собственность действующих должностных лиц.

В настоящее время противодействие коррупции в России определяется как нормами международного права, так и национальным законодательством, которое предусматривает специфику коррупционных проявлений и определяет формат российской модели государственной антикоррупционной политики. Развитие правового регулирования противодействия коррупции на современном этапе развития включает в себя расширение ответственности за коррупционные деяния, установление ряда ограничений, запретов и обязанностей должностных лиц в области служебного поведения, экспертизу нормативных правовых актов и т.д. Вместе с тем, как показывает мировая практика, для российской модели все большую актуальность приобретают превентивные меры культурного, образовательного и иного характера.

Представляется, что законодателю следует включить в Закон о прокуратуре положения и о том, что профилактика преступности (в том числе и коррупционной) является одной из функций прокуратуры, одним из важнейших направлений ее деятельности. Отсутствие приведенных позиций в законе является, на наш взгляд, упущением законодателя, подлежащим скорейшему восполнению. Такое нормативное закрепление, позволит сконцентрировать все имеющиеся в теории и на практике, но не нашедшие должного отражения в законодательстве основные аспекты данного вида прокурорской деятельности, что также может стать одним из путей повышения эффективности и профессионализма отправляемой прокурором профилактической антикоррупционной деятельности.

Изучение опыта противодействия коррупции убедительно доказывает, что устойчивые изменения достигаются только в случае применения системной стратегии, направленной на устранение причин коррупции. При выборе стратегии игнорирования или стратегии борьбы с противником основная роль отводится государству и правоохранительным органам.

Сделан вывод о том, что в настоящее время институт взаимодействия государственных структур и гражданского общества находится в начале пути становления. Для эффективного н своевременного реагирования на проявления коррупции, ее предупреждения, необходимо совершенствовать законодательную базу, предусмотреть инструменты мотивации граждан. Перспективы такого взаимодействия уже просматриваются сегодня, приведенные в исследовании примеры тому подтверждение.

Сегодня новые подходы законодателя к формулировкам положений и норм Федерального закона положительно сказывается на проведении ротационных мероприятий в сфере государственной гражданской службы, поскольку делает указанный механизм более гибким и способным адаптироваться под создающиеся коррупционные риски. При помощи подобных нормативный правовых актов государство делает постепенные шаги в сторону решения проблематики в части практического применение ротации федеральными органами исполнительной властью, а также усиления стимула у должностных лиц к замещению ротационных постов.

Таким образом, можно сделать вывод, что указанные способы борьбы с коррупционными проявлениями и их реализация обладают системным многогранных характером исполнения, требующим регулярного анализа и совершенствования, а поставленная для их надлежащего и качественного использования цель, не только подтверждается своей сложностью, но и ее глубоким, государственным и общественным значением.

Для того чтобы перейти в категории мировых государств, где коррупция не рассматриваются в качестве угрозы национальной и личной безопасности, в России требуется реализовать на практике специальные мероприятия:

1. Внести на рассмотрение Госдумы проект закона о ратификации ст. 20 Конвенции ООН против коррупции.

2. Ужесточить уголовное наказание в случае совершения коррупционных преступлений.

3. Создать эффективную систему парламентского контроля.

4. Гарантировать защиту граждан, которые сообщают о случаях коррупции.

5. Сформировать механизм компенсаций последствий ущерба, обусловленного совершением действий коррупционной направленности.

6. В процессе организации мероприятия по борьбе с коррупцией необходимо обращать внимание на антикоррупционную экспертизу действующих нормативно-правовых актов, а также их проектов.

Нужно также помнить о том, что в настоящий момент не разработан некоторый единый унифицированный метод борьбы с коррупцией. В каждом отдельном мировом государстве такого рода наиболее продуктивный механизм будет своим, разработанный местным правительством самостоятельно Б соответствии с требованиями местного национального законодательства, обеспечив при этом надлежащий учет менталитета, традиций и т.д. Также требуется определить национальный путь борьбы с коррупцией, а иностранный практический опыт при этом может быть исключительно принят во внимание, но нельзя допускать его полного переноса в действующий в данной отдельной стране механизм борьбы с коррупцией.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы обеспечения контркоррупционной безопасности

1.1. Основные понятия контрокоррупционной безопасности, основные направления ее обеспечения

Сегодня коррупция в России имеет особую проблемную актуальность и является предметом оживленной дискуссии на разнообразных научно-практических и общественно политических площадках. Несмотря на значительные усилия государственных и общественных институтов по борьбе с коррупцией, приходится констатировать факт того, что коррупция в настоящее время продолжает наносить значительных ущерб различным социальным отношениям.

С.М. Иншаков и В.А. Казакова отмечают, что коррупция как социальный феномен — сверхсложный объект исследования и еще более сложный объект воздействия. Проблема коррупции не менее сложная, чем доказательство гипотезы Пуанкаре. Однако нередко лучшие умы, к сожалению, думают не о том, как избавить человечество от этой раковой опухоли, а о том, как обогатиться, воспользовавшись коррупционными механизмами .

Обеспечение безопасности – это одна из основных потребностей людей и обществ в целом, а также государства. Важнейшей задачей государственной контркоррупционной политики является обеспечение защиты обозначенных основных объектов правовой охраны и защиты от коррупционных посягательств. С другой стороны, научного понимания феномена состояния защищенности и безопасности в контексте борьбы с коррупцией до сих пор нет.

В научно-практическом обороте контркоррупционная безопасность пока еще только формируется как отдельная научная категория. Наблюдаемое в последнее время увеличение количества публикаций относительно контркоррупционной тематики — это не только следование актуальным направлениям научных исследований, но и в полной мере отражает серьезность ситуации и проблем борьбы коррупцией, также рост опасения среди населения. Несмотря на это борьба с коррупцией пока не достигла своего пика и даже не приблизилась к нему. У этого есть много причин. Они не были полностью осознаны и не в полной мере изучены.

Первое, что следует отметить, это отсутствие научно-обоснованного доктринального понимания социального явления коррупции. Как правило, под коррупцией понимается отрицательное социально-экономическое явление. В это понятие в различных отраслевых науках включаются отдельные коррупционные преступления, коррупционные системы или вся совокупность правонарушений с коррупционными элементами. Эта система коррупционных отношений в своей совокупности не всегда попадает в поле зрения теоретиков и практиков в области контркоррупционной безопасности. Размах коррупции в масштабах и глубинном строении общества требует внимания к системе коррупционных отношений, напрямую провоцирующих преступные действия.

Некоторые авторы объясняют причину совершения лицом коррупционных преступлений его рациональней природой. Так, в условиях ограниченных ресурсов получение выгод путем манипулирования социальными, политическими и экономическими условиями не несет в себе никаких производственных затрат, что более выгодно, чем получение их законным способом .

Правовое определение коррупции закреплено в подп. 1 ст. 1 Закона «О противодействии коррупции» и представляет собой строгое перечисление явлений коррупционного характера. В общем понимании коррупция может быть определена как создающие реальную или потенциальную общественную опасность действия или поведение лица, наделенного соответствующими должностными полномочиями в органах публичной власти или коммерческих структурах, связанные с использованием указанных полномочий в личных корыстных целях.

В результате анализа научной литературы, думается, что можно выделить следующие основные группы причин развитая коррупции:

1) исторические:

— практика «кормления», мздоимство, содержание чиновников за счет населения осуществлялось продолжительное время;

— постоянное расширение бюрократического аппарата;

2) экономические (социально-экономические) – большая численность государственных и муниципальных служащих с низкой оплатой труда.

3) правовые:

— законодательные пробелы, существующие противоречил между правовыми актами, отсутствие должной регламентации многих вопросов или же избыточная регламентация вопросов;

— слабый контроль за исполнением нормативных правовых актов, следовательно, свобода действий чиновников;

— латентный характер коррупции.

4) Мировоззренческие (духовно-нравственные):

— подкуп как признак быстрого решения, как законных, так и незаконных интересов подкупающего;

— уровень правосознания граждан, когда граждане ставят свои личные интересы выше закона;

— алчность лица, занимающего определенную должность, использующего свои должностные полномочия в целях получения личной выгоды;

— утрата населением доверия к власти и ее представителям, толерантность населения к проявлениям коррупции;

— деформированное сознание и правовой нигилизм служащих.

5) политические:

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы