Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Педагогическое образование - История и обществознание

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Тема героического поступка на школьных уроках истории и обществознания

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1. Теоретические основы изучения темы
героического поступка на школьных уроках истории и обществознания. 9

1.1. Анализ понятия «патриотическое
воспитание». 9

1.2. Воспитание патриотизма на уроках
истории и обществознания. 15

1.3. Особенности преподавания темы
героического поступка на школьных уроках истории и обществознания. 24

2. Методические аспекты изучения темы
героического поступка на школьных уроках истории и обществознания. 33

2.1. Методы и средства изучения темы
героического поступка на школьных уроках истории и обществознания. 33

2.2. Методическая разработка урока по
истории по теме «Героизм советских людей в годы Великой Отечественной войны:
партизанское движение». 42

2.3. Методическая разработка урока по
обществознанию по теме «Герои всех времен»  49

Заключение. 59

Список литературы. 61

  

Введение:

 

Введение

Патриотизм и гражданственность выступают как
составные части социального и духовного развития человека. «Нет человека без любви
к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную
опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями»,
– писал К.Д. Ушинский. Воспитание этих черт и качеств личности осуществляется в
процессе организации разнообразной познавательной, воспитательной и практической
деятельности учащихся в единстве образовательного процесса.

Школа призвана поддерживать процесс воспитания
гражданственности подростков, вовлекая их в процесс построения гражданского общества
и содействие становлению России как стабильного демократического государства. Эффективность
воспитания гражданственности учащихся во многом зависит от социальных отношений,
сложившихся в обществе, и вместе с тем от технологий, которые используются педагогами
по формированию их гражданско-патриотического самосознания. В связи с этим, возрастает
роль краеведения, призванного воспитать в человеке чувства гражданственности, национального
самосознания, собственного достоинства, положительных качеств личности.

Подтверждение значимости патриотического воспитания
отмечается в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации». Основной целью Программы является дальнейшее развитие и совершенствование
системы патриотического воспитания граждан. Эта же идея заложена в ФГОС второго
поколения и раскрывается в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России. В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации»
одной из основных задач определяется воспитание патриотов России, способных к социализации
в условиях патриотического общества, уважающих права и свободы личности, обладающих
высокой нравственностью.

Проблеме патриотизма особое внимание уделяли
выдающиеся педагоги и общественные деятели: В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, В.А.
Сухомлинский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, которые указывали на
необходимость воспитания сознательных граждан, способных отстаивать интересы государства,
любящих свое отечество.

Одним из эффективных средств формирования патриотического
сознания является изучение героических поступков на уроках истории и обществознания.
Общество не может обойтись без героев, которые определяют состояние духовного здоровья,
воспитывают морально-нравственные и гражданские качества. Альберт Эйнштейн говорил:
«Единственное, что может направить нас к благородным мыслям и поступкам, — это пример
великих и нравственно чистых личностей». То есть, именно героям общество обязано
формированию своих идеалов, которые и определяют векторы дальнейшего развития. По
мнению американского философа Скотта ЛаБаржа «нам нужны герои, поскольку они помогают
определить пределы наших устремлений».

Поэтому, неслучайно в истории человечества,
начиная ещё с древних цивилизаций, господствовал культ героизма. Люди, совершающие
героические поступки на пределе человеческих возможностей, выступали силой, ведущей
за собой. Благодаря героям в общественном сознании появляются границы морально-нравственной
и поведенческих норм. Времена и герои меняются, но остаётся неизменным стремление
человека к идеалу, примеру для подражания, превосходящему собственные возможности.
В личности героев отражаются качества, которыми хотелось бы обладать. Через понимание
человеком того, кто является для него героем, можно определить его жизненные ценности
и цели.

Обращение к всемирной истории и истории России,
в частности, даёт нам множество примеров героического поведения, которое заслуживает
внимания и тщательного изучения и анализа для формирования осознания культурной
значимости этого феномена.

Объект исследования –
процесс воспитания патриотизма учащихся средних классов.

Предмет исследования –
изучение тем героического поступка на школьных уроках истории и обществознания.

Цель исследования –
изучить особенности преподавания тем героического поступка на школьных уроках истории
и обществознания как средство патриотического воспитания

Гипотеза исследования:
можно предположить, что изучение тем героического поступка на школьных уроках истории
и обществознания в ходе специальных занятий повышает эффективность патриотического
воспитания, если оно осуществляется целенаправленно и с учетом возрастных особенностей
учащихся средних классов.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть понятие «патриотизм», «патриотическое
воспитание» в психолого-педагогической литературе.

2. Раскрыть особенности воспитания патриотизма
на уроках истории и обществознания.

3. Рассмотреть особенности преподавания героического
поступка на школьных уроках истории и обществознания.

4. Разработать цикл занятий посредством героического
поступка на школьных уроках истории и обществознания, направленных на воспитание
патриотизма у учащихся средних классов.

Методы исследования: анализ
научной и научно-методической литературы, нормативно-правовая документация, анализ
и синтез, моделирование, обобщение, метод анкетирования с целью выявления
особенностей восприятия феномена героизма подростками 14-15 лет.

Теоретические основы исследования:

В работе А.С. Миловидова появляется формулировка
«коммунистический патриотизм». В это понятие была вложена любовь к коммунистическому
государству, которое будет построено в недалёком будущем.

В книге выдающегося советского ученого, лауреата
Государственных премий СССР, академика Д.С. Лихачева показаны основные этапы сложной,
но полной гениальных художественных и философских прозрений истории великой русской
литературы с XI по XVII век. Она рассматривается в тесной связи с отечественной
историей, и их взаимовлиянии. [1]В книге Н.С. Дробленкова, одним
из самых распространённых патриотических призывов, звучащих в тот период, был призыв
постоять «за православную веру, и за святыя Божия церкви, и за свои души, и за своё
отечество, и за достояние, еже нам Господь дал».[2]

Целенаправленное воспитание, в частности военно-патриотическое,
способно выступать и как фактор повышения качества образования в целом. А.Н. Вырщиков
в контексте стимулирующей роли целенаправленного воспитания для усиления мотивации
повышения качества образования.[3]

В работе И.А. Пушкарева, истинным патриотом
считался тот, «кто бесстрашно разоблачает врагов народа, обывателей, паникёров и
нытиков…».[4]

В современной литературе появился термин «либеральный
патриотизм», который включает «любовь и потребность защищать только ту страну, в
которой тебе хорошо». В.А. Кобылянский особое внимание уделял национальной идее
и воспитанию патриотизма.[5] Анализ педагогических
исследований по патриотической проблематике Л.А. Альшевской,[6] свидетельствует об прочной
заинтересованности к исследованию патриотического воспитания и формированию
патриотизма у школьников. В этих исследованиях определена зависимость
патриотического воспитания школьников от социально-экономических условий и
потребностей общества, разработаны педагогические положения патриотического
воспитания школьников, выявлены закономерности и принципы, а также содержание,
формы, методы патриотического воспитания

Документ, который определяет цели и задачи
патриотического воспитания учащихся, направления и мероприятия, средства и
этапы реализации программы развития образования – «Концепция патриотического
воспитания граждан Российской Федерации»[7], в которой констатируется,
что воспитательный потенциал российской культуры, искусства и образования как
важнейших факторов формирования патриотизма резко снизился, поэтому «патриотизм
призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России
единого гражданского общества». Так же «о совершенствовании государственной
политики в области патриотического воспитания» гласит Указ Президента РФ от 20
октября 2012 гг.[8]
и реализуется программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации
на 2021-2025 годы»,[9]
которая ориентируется на сохранение приоритета патриотического воспитания детей
и молодежи.

В Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» в пункте 1.3 статьи 3 указаны ведущие
принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере
образования, одним из которых является — патриотизм.[10]

В ФГОС определены личностные
характеристики выпускника «портрет выпускника школы», в котором ключевыми
являются гражданско-патриотические качества: осознающий и принимающий
традиционные ценности семьи, российского гражданского общества,
многонационального российского народа, человечества, осознающий свою
сопричастность судьбе Отечества; любящий свой край и свою Родину, уважающий
свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий себя личностью,
социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность
перед семьей, обществом, государством, человечеством.[11]

Следовательно, гражданско-патриотическое
воспитание является основной задачей современной системы образования и
представляет одним из главных компонентов социального заказа для образования.

Практическая значимость результатов
исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе исследования,
могут быть использованы в практике формировании патриотизма учащихся посредством
преподавания тем героического поступка на школьных уроках истории и обществознания.

Структура работы: работа состоит из введения,
двух глав, заключения, списка литературы. [1] Лихачев Д.С. Великий путь:
становление русской литературы XI -XVII веков/ Д.С. Лихачев – М., 1987. – С.26. [2] Дробленкова Н.Ф.
Новая повесть о преславном Российском царстве и современная ей агитационная
патриотическая письменность. – М.-Л., 1960.-С. 189-190. [3] Вырщиков А.Н.
Военно-патриотическое воспитание школьников: Теория и практика. – М.:
Педагогика, 1990-152с [4] Пушкарева И.А. Идея патриотизма в
истории советской и русской педагогики / И.А. Пушкарева // Все для классного
руководителя. – 2011. – Пилотный выпуск. – С. 11-15. [5] Кобылянский В.А. Национальная идея
и воспитание патриотизма // Педагогика- 1998-№ 5-С.112 [6] Альшевская, Л. А. Формирование
национального самосознания старшеклассников в учебно-воспитательной работе
школы: Дис. канд. пед. наук / Л. А. Альшевская. — Минск, 1993 [7] Правительство Российской Федерации
[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/901867597 [8] О совершенствовании
государственной политики в области патриотического воспитания: Указ Президента
РФ от 20.10. 2012 N 1416 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://base.garant.ru/70244894/ [9] О государственной программе
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021-2025 годы»:
постановление от 12 ноября 2020 г. № 2945-р // Правительство России. – 2020. [10] Федеральный закон "Об
образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ [Электронный
ресурс] СПС КонсультантПлюс. – Режим доступа
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/15956ae575273a483e753fc119fb4
1fc4c37f846/. [11] Федеральный государственный
образовательный стандарт [Электронный ресурс]. – Режим доступа
https://минобрнауки.рф/documents/938

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ понятия патриотизма в психолого-педагогической
литературе, показал его сложность и многогранность. Анализ существующих подходов
к понятию позволил включить в содержание патриотизма следующие составляющие: любовь
к родным местам, к Родине, родному языку; уважение и знание истории страны, к обычаям
и традициям народа, понимание стоящих перед страной задач; уважение к другим народам,
их культуре и обычаям, нетерпимость национальной и расовой неприязни; стремление
к укреплению чести и достоинства страны, готовность защищать Родину и уважение к
армии; готовность служить интересам Отечества, сознательное и активное участие в
трудовой деятельности.

На идеалах, на образцах героического поведения
воспитывались многие поколения людей, его значение и роль в общественной жизни представляется
не только значимой, но чрезвычайно многообразной. Важнейшим результатом этого процесса
является формирование истинных представлений (когнитивного компонента) в сознании
человека, суть которых заключается в адекватной способности субъекта познания отражать
сущность объективных реалий, обозначаемых в индивидуальном и общественном сознании
категориями «герой», «героическое». Но в научной литературе тема, связанная с
феноменом героизма, недостаточно разработанная, отсутствуют работы по теории
психологии героизма, в большей степени изучен культурно-исторический аспект
героического поведения.

Для нашего исследования мы использовали
метод группового анкетирования. Был проведён анкетный опрос учащихся 8-9
классов (т.е. подростков 14- 15 лет). В результате анкетирования было выявлено,
что подростки 14 – 15 лет понимают сущность феномена героизма, характеризуя его
как особую деятельность. Знают личностные качества человека, взаимосвязанные с
героическим поведением. Учащиеся осознают, что героическое поведение чаще всего
проявляется в особых обстоятельствах, при которых героизм встречается наиболее
часто, являются экстремальные действия, во время которых человек периодически
рискует жизнью, а ситуация требует от него свершения отважных, неординарных и
опасных для жизни поступков. Но при этом подростки затрудняются назвать имена
героев-современников, что опасно замещением истинных героев псевдо — героями.

Основываясь на данных теоретической и
практической части исследования, можно сделать вывод о недостаточной
разработанности теоретической стороны вопроса и недостаточной осведомлённости
подростков о героическом поведении в обществе.

Осознание и ценностное отношение ребёнка к
героическому поступку (поведению, деятельности) зависит и во многом определяется
успешностью когнитивных процессов, на основе которых учащиеся познают окружающую
их действительность. Осознание сути героического поведения обуславливают и само
отношение ребенка к герою, а его оценочные суждения и переживания, связанные с обстоятельствами,
при которых был совершён героический поступок (героическое действие), обусловливают
и определяют представленность в сознании взрослеющего человека личностное значение
и важность «героического» в собственной жизни и деятельности. Здесь особое значение
и роль в образовательной практике отводится формированию ценностно-смысловых характеристик
рассматриваемых категорий, детерминирующих развитие личностных смыслов и значений
многообразия «сущности героического» для каждого конкретного учащихся.

Формирование представлений учащихся о
герое и героическом являются исключительно важной задачей педагогической
деятельности по развитию морально-этической и нравственной сфер личности в
процессе воспитания, обучения и социализации взрослеющего человека, поскольку
задают образец поведения, идеал, позволяющий эффективно развивать
ценностно-смысловую сферу личности учащегося.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретические основы изучения
темы героического поступка на школьных уроках истории и обществознания 1.1. Анализ понятия «патриотическое
воспитание»

Среди многих ученых, которые исследовали понятие
«патриотизм» нет общего понимания его дефиниции, хотя в отдельных составляющих структуры
этого явления мнения ученых в значительной степени совпадают.

Слово «патриот» (patriotes) в переводе с греческого
языка означает «земляк, соотечественник».

В педагогическом словаре понятие «патриотизм»
определяется как «общественный и нравственный принцип, характеризующий отношение
людей к своей стране, которое проявляется в определенных действиях и сложном комплексе
общественных чувств, обычно называется любовью к родине». [1]

Подчеркивая, что воспитание патриотизма является
важнейшей задачей всей системы образования и воспитания, В.И. Гринев называет следующие
проявления патриотизма как принципа морали:

— забота об интересах и исторической судьбе
страны и готовность ради нее к самопожертвованию;

— верность родине, что борется с врагами;

— гордость социальными и культурными достижениями
своей страны;

— сочувствие к страданию народа и отрицательное
отношение к социальным порокам общества;

— уважение к историческому прошлому отечества
и наследования от него традициям;

— привязанность к месту жительства (к городу,
деревне, области, страны в целом».[2] [1] Абрамова, Е.А.
Гражданско-патриотическое воспитание через использование краеведческого
материала на уроках истории и обществознания: из опыта работы / Е.А. Абрамова//
Проблемы Науки. 2017. – №38 (120). – с. 53-57 [2] Гринев, В. И. Воспитание
патриотизма на уроках истории / В. И. Гринев// Молодой ученый. – 2016. – № 5.6
(109.6). – С. 38-40.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы