Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Педагогика

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Тема: Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством арт-педагогических методов

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ
НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.. 8

1.1. Понятие «коммуникативные навыки» в научной литературе, их развитие
в онтогенезе. 8

1.2. Закономерности формирования коммуникативных навыков у детей
дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. 12

1.3. Возможности арт-педагогических методов в формировании
коммуникативных навыков. 21

Выводы по главе 1. 30

ГЛАВА 2.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ
НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
ПОСРЕДСТВОМ АРТ-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ   32

2.1. Организация исследования коммуникативных навыков у детей старшего
дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. 32

2.2. Характеристика коммуникативных
навыков у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (по
результатам констатирующего эксперимента) 48

2.3. Методические рекомендации по
развитию коммуникативных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи
посредством арт-педагогических методов. 59

Выводы по главе 2. 69

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 71

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 74

ПРИЛОЖЕНИЕ

  

Введение:

 

Дошкольный возраст – период интенсивного развития ребенка, активного
формирования интеллектуальных способностей и становления его личности. Общение
играет особую роль в этот период, так как является неотъемлемой частью детской
деятельности. В процессе общения формируется эмоционально-волевая,
познавательная сфера ребенка, его речевое и психическое здоровье, самооценка и
личность в целом через познание и оценку самого себя посредством других людей.
Эффективность общения зависит от уровня сформированности коммуникативных
навыков.

Именно в дошкольном возрасте наиболее активно усваиваются и развиваются
коммуникативные умения и навыки, дети в этом возрасте учатся строить
взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Своеобразие речевого развития,
характерное для детей с речевой патологией, лишает их полноценного общения со
взрослыми и сверстниками. В работе нами будут рассмотрены дети с ТНР, так как
такие дети, как правило, испытывают значительные трудности в коммуникации и
общении и нуждаются в формировании коммуникативных навыков. Термином ТНР в логопедии обозначаются стойкие специфические нарушения в
созревании и становлении всех компонентов языковой системы
(лексическо-грамматического строя, фонетико-фонематических процессов,
просодической организации речевых высказываний), выявленные у детей при
нормально функционирующем слухе и сохранном интеллекте [9].

В зависимости от уровня поражения речевой
системы ТНР включает следующие формы по М.Е. Хватцеву [93]: 1. Алалия, сложная дислалия – это сложные системные
нарушения речи, предпосылки к возникновению которых возможно диагностировать у
новорожденных детей. Доказано, что причинами алалии и сложной дислалии у детей
являются локальные поражения коры головного мозга. Современный уровень развития
технических средств (ультразвуковая диагностика, энцефалография, томография и
т.д.) позволяет определить их у новорожденных. 2. Дизартрия — сопровождается
нарушением произношения по причине недостаточности иннервации речевого
аппарата. 3. Логоневроз – сопровождается нарушениями темпа и ритма речи по
причине судорожного состояния речевого аппарата.

Проблема изучения уровня сформированности коммуникативных навыков у
детей с ТНР является актуальной на сегодняшний день. Особенности развития
коммуникативных навыков у дошкольников с ТНР рассматривали такие психологи и
педагоги как Т. Н. Волковская [15], З.В. Поливара [61], З.Б. Вахобжонова [13],
Я.О. Дудко [20], Н.Ю. Исаева [26], Я.Е. Казьмина [27], Т.П. Колодяжная [37],
Е.В. Куфтяк [45], С.К. Серебренникова [71].

Нарушения в сфере коммуникации ребенка, имеющего речевые
проблемы, неизбежно приводят к стойким изменениям процесса общения. В
результате, к концу дошкольного детства у ребенка уровень общения существенно
снижен, что значительно нарушает базовые (т. е. абсолютно необходимые для
начала обучения в школе) компоненты: потребность ребенка в общении со взрослыми
и сверстниками; владение определенными вербальными и невербальными средствами
общения; приемлемое (т. е. не негативное, а желательно эмоционально позитивное)
отношение к процессу сотрудничества с окружающими; ориентация на партнера по
общению; умение слушать собеседника.

ПРАООП предполагает всестороннее
социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое
и физическое развитие детей с ТНР посредством различных видов детской
активности [65]. Между отдельными разделами Программы существуют многообразные
взаимосвязи: познавательное развитие детей с ТНР тесно связано с речевым и
социально-коммуникативным, художественно-эстетическое – с познавательным и
речевым и т. п.

В соответствии с ПРАООП в области
социально-коммуникативного развития ребенка в условиях информационной
социализации основными задачами образовательной деятельности являются создание
условий для:

— развития положительного отношения ребенка с
ТНР к себе и другим людям;

— формирование коммуникативных навыков и
социальной компетентности ребенка с ТНР в доступных его восприятию пределах, в
том числе информационно-социальной компетентности;

— развития игровой деятельности;

— использование современных образовательных
методов, включая арт-педагогику.

Актуальность
данного исследования состоит в том, что современному социуму требуются
общительные, коммуникабельные, владеющие основами культуры общения члены
общества. Уровень развития коммуникативных умений обуславливается социо-эмоциональной
адаптированностью детей к жизни в обществе, в то время как недостаточно
развитые коммуникативные умения влекут за собой сложности в обучении и
воспитании детей дошкольного возраста [72]. Высокий уровень развития
коммуникативных умений является важным показателем, способствующим успешной
адаптации дошкольников в социуме. Торможение развития коммуникативной функции у
каждого ребенка влечет за собой отставание в развитии разного рода психических
функций, эмоциональной нестабильности поведения.

Для эффективного развития коммуникативных навыков необходимо подобрать
такой метод, который бы позволил использовать невербальный и вербальный способ
общения. Одними из современных методов психологической коррекции и
психотерапии, которые сочетают в себе эти два способа общения это —
арт-педагогические методы. Это определяет актуальность темы «формирования
коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми
нарушениями речи посредством арт-педагогических методов». В работе рассматриваются особенности формирования коммуникативных
навыков у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
посредством арт-педагогических методов.

Степень изученности темы:

— проблемы развития речи детей дошкольного возраста в норме занимались
такие ученые, как М. М. Алексеева [81], О. С. Ушакова [85] и др.;

— проблемы развития речи при ТНР изучали: М.С. Аникина [1], Н.Н. Баль
[7], Э.Н. Баракова [8], И.А. Ватрич [12], А.П. Демидова [17], Т.Е. Загоруйко
[23], С.А. Калиниченко [28], Г.В. Кизыма [30], Т.В. Кошечкина [42], Н.Ю.
Леонтьева [47], А.А. Плехова [59] и др.;

— проблемы коммуникации и коммуникативных навыков при ТНР изучали: Е.Ю.
Серова [72], Т.В. Сидорко [73], И.В. Тихонова [82], Е.А. Филякина [88], и др.;

— проблемами развития коммуникации в дошкольном возрасте занимались при
ТНР: З.Б. Вахобжонова [13], Я.О. Дудко [20], Н.Ю. Исаева [26], Я.Е. Казьмина
[27], Т.П. Колодяжная [37], Е.В. Куфтяк [45], С.К. Серебренникова [71] и др.;

— проблемы коммуникации в иностранных исследованиях рассматривали: Glennen S.  [107], Hunt P. [108], и др.;

— арт-педагогические рассмотрены в трудах: В.П. Анисимов [2], Э.М.
Ахмедова [3], Э. А. Бабаян [5], А. Е. Глухова [16], Ш.М. Дилфуза [18], Л.А.
Ивахнова [25], Н.Л. Ковалева [34], А.И. Копытин [39], В.Г. Колягина [38], Г.М.
Корякина [41], М.К. Магомедова [48], Л.А. Маковец [49] и др.

Объект исследования: процесс формирования коммуникативных
навыков у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.

Предмет исследования: арт-педагогические методы как средство
формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с
ТНР.

Цель исследования – изучить основные аспекты формирования
коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ТНР и на этой
основе разработать методические рекомендации по осуществлению этого процесса
посредством арт-педагогических методов.

Задачи исследования:

1.Рассмотреть понятие «коммуникативные навыки»;

2.Проанализировать закономерности формирования коммуникативных навыков у
детей дошкольного возраста с ТНР;

3.Изучить возможности арт-педагогических методов в формировании
коммуникативных навыков;

4.Провести диагностику уровня коммуникативных навыков у детей старшего
дошкольного возраста с ТНР;

5.Составить методические рекомендации по развитию коммуникативных
навыков у детей с ТНР с использованием арт-педагогических методов.

База исследования: Детский
сад комбинированного вида Югорка г. Покачи, ул. Ленина 11. Сайт организации: http://xn--80afvpk5f.xn--p1ai/

Для
решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические — анализ,
синтез, обобщение, классификация, сравнение; эмпирические — наблюдение,
педагогический эксперимент; методы обработки полученных результатов —
качественный анализ.

Структура ВКР. Работа состоит
из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и
источников (в количестве 107 наименований, 2 из которых на
иностранном языке).

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По итогам выполнения работы были получены
следующие результаты  и сделаны следующие
выводы.

По итогу анализа специальной и психолого-педагогической
литературы было определено понятие коммуникативных навыков. Коммуникативные
навыки – это навыки, которые взаимосвязаны с процессами развития основных групп
жизненных умений (самообслуживания, бытовых и трудовых умений, игровой
деятельностью), с познавательным, сенсорным, эмоциональным развитием личности
ребенка. Были определены группы видов коммуникативных навыков, к которым можно
отнести следующие: информационно-коммуникативные; регуляционно-коммуникативные;
аффективно-коммуникативные. Определены условия развития коммуникативных
навыков. Многими авторами, изучавшими тяжелые нарушения речи, были рассмотрены
закономерности формирования коммуникативных навыков  у детей дошкольного возраста с тяжелыми
нарушениями речи, представим их далее в следующем параграфе. Дети с ТНР имеют
следующие недостатки в развитии коммуникативных навыков: снижение потребности в
общении, неумение вести диалог, неумение составлять рассказ (монологическая
речь), нет интереса в контакте, замедленная включаемость в ситуацию общения,
снижается адаптация в образовательной среде. На основе анализа литературных
источников мы определили сущность понятия «арт-педагогические методы» и
педагогические условия их использования в дошкольном возрасте.

У детей дошкольного возраста с тяжелыми
нарушениями речи, отмечаются значительные трудности в овладении
коммуникативными навыками и умениями. Нарушение коммуникативных функций
выражается в снижении потребности, как со взрослыми, так и со сверстниками,
недостаточной сформированности форм коммуникации (диалога и монолога),
особенностях поведения (отсутствие заинтересованности в контакте, неумение
ориентироваться в ситуации общения, негативизм). Указанные речевые и
коммуникативные затруднения оказывают отрицательное влияние на усвоение и
поддержание контактов со сверстниками во время игры, процесса общения в целом.
Всё это необходимо учитывать при составлении коррекционной программы по
развитию коммуникативных умений и навыков. При этом особыми возможностями
обладают арт-педагогические методы в формировании коммуникативных навыков у
детей с тяжелыми нарушениями речи.

Несмотря на относительную новизну
арт-педагогики можно говорить, что она явилась результатом многовекового
исторического опыта взаимодействия искусства и педагогической практики.
Арт-педагогика – это современное, формирующееся практико-ориентированное
направление педагогической науки, изучающее природу, закономерности, принципы,
механизмы привлечения искусства и художественной деятельности для решения
профессиональных педагогических задач. Арт-педагогические методы – это методы
арт-педагогики, которая является особым направлением в педагогике, где
обучение, развитие и воспитание личности ребенка осуществляется средствами
искусства в любом преподаваемом предмете.
Функциями арт-педагогики являются культурологическая, образовательная,
воспитательная, коррекционная, психотерапевтическая.

Эксперимент проводился на базе Муниципального
автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада
комбинированного вида «Югорка» г. Покачи. Можно отметить, что в ДОУ
арт-педагогические методы используются не достаточно при формировании
коммуникативных навыков у детей с ТНР.

В данном экспериментальном исследовании в
констатирующем эксперименте, направленном на выявление уровня сформированности
коммуникативных навыков участвовали 10 детей старшего дошкольного возраста (6-7
лет) с ТНР.

На основе анализа результатов представленных
методик, удалось сделать следующие выводы: для большинства детей старшего
дошкольного возраста с ТНР характерен средний уровень сформированности
коммуникативных навыков. Эти дети предпочитают общаться только с определенным
кругом детей. В выборе партера основываются на гендерной дифференциации. В
общении речевая активность снижена. В совместной деятельности действуют не
слаженно и общей цели достигают частично. В решении конфликтных ситуациях
принимают пассивное участие. Эти дети имеют недостаточные представления о
правилах поведения в ситуациях общения со сверстниками, не всегда правильно
интерпретируют эмоции товарищей. Знают нормы поведения, но не всегда их
соблюдают. При спорных ситуациях не идут на уступки, отстаивая свои желания,
при этом не имеют возможности объясниться, что приводит к конфликтам.
Безразличны к затруднениям сверстников, не оказывают конструктивную помощь
своим товарищам. Они не имеют четких представлений о нравственных понятиях,
испытывают значительные затруднения в распознавании эмоций и в коммуникации со
сверстниками. Во время совместной деятельности дошкольники игнорируют советы
сверстника, в результате чего общая цель не достигается. Констатирующий этап психолого-педагогического
эксперимента подтвердил, что необходимы поиск и создание эффективных методов и
приемов для повышения уровня коммуникативных навыков, что будет способствовать
гармоничному развитию эмоционально-волевой, познавательной, личностной сферы
детей с ТНР.

Процесс коррекционной работы по формированию
коммуникативных навыков у старших дошкольников с ТНР должен включать
комплексное воздействие сказкотерапии, песочной терапии и имаготерапии в
коррекционно-развивающих занятиях, в режимных моментах и в самостоятельной
деятельности детей.

Таким образом, все задачи выпускной
квалификационной работы решены. Ее цель достигнута.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА
1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

1.1. Понятие
«коммуникативные навыки» в научной литературе, их развитие в онтогенезе

Проблема изучения уровня особенностей и понятия коммуникативных навыков
у детей с тяжелыми нарушениями речи является актуальной на сегодняшний день,
так как в отечественной дефектологии и специальной психологии этой проблеме
посвящено много работ. При  этом
формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с
тяжелыми нарушениями речи способствует их эффективной коммуникации и общению с
другими дошкольниками.

Рассмотрим понятие «коммуникативные навыки» в исследованиях различных
авторов.

Изучением коммуникативной деятельности детей с тяжелыми нарушениями речи
занимались такие авторы как И. А. Филатова, Е. В. Каракулова. С точки зрения
И.А. Филатовой и Е.В. Каракуловой, коммуникативные навыки – это навыки, которые
взаимосвязаны с процессами развития основных групп жизненных умений
(самообслуживания, бытовых и трудовых умений, игровой деятельностью), с
познавательным, сенсорным, эмоциональным развитием личности ребенка [87].

По мнению Э.Е. Бочаровой коммуникативные навыки это:

— осознанные
коммуникативные действия, которые базируются на системе знаний и усвоенных
элементарных умений и навыков;

— способность
субъектов педагогического процесса управлять своим поведением, использовать
наиболее рациональные приемы и способы действий в решении коммуникативных задач
[10].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы