Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Педагогика/Психология Педагогика

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Тема диплома «Формирование самооценки у детей дошкольного возраста»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6

1.1 Психологические особенности развития детей в дошкольном возрасте 6

1.2 Содержание понятия «самооценка» и особенности самооценки у дошкольников 15

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ У ДЕТЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 25

2.1 Организация и ход эмпирического исследования самооценки у детей дошкольного возраста 25

2.2 Анализ результатов эмпирического исследования самооценки у детей дошкольного возраста 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….44

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Модернизация системы российского образования затронула все его ступени, начиная с дошкольного этапа. Принятый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), приводя портрет выпускника дошкольного учреждения, описывает его через сформированные интегративные качества. Одним из необходимых интегративных качеств дошкольника ФГОС ДО считает наличие первичных представлений о себе.

Дошкольный возраст выступает сензитивным периодом для формирования самооценки, осознания себя и своей роли в окружающем мире, в системе человеческих отношений. Позитивные и полные представления о себе обеспечивают у ребенка не только адекватную самооценку и достаточное самопринятие, но и становятся фундаментом для формирования адекватного отношения к окружающим людям и миру в целом. В связи с этим можно отметить, что именно сформированная Я-концепция у ребенка обеспечивает его социальное развитие, интеграцию в общество.

В современных условиях в обществе постоянно сохраняется напряженность, обусловленная экономической нестабильностью, социальными потрясениями, политическими и экологическими кризисами, террористической угрозой и пр. Дети растут в стрессовых условиях роста информатизации, высокой занятости родителей и роста требований к объему усваиваемых знаний. В связи с этим нарушения самооценки, проблемы самопринятия и самосознания возникают у подрастающего поколения, уже начиная с дошкольного детства. Преодолеть нарушения процесса самопознания, самопринятия, способствовать развитию полноценной Я-концепции поможет своевременная диагностика ее актуального состояния, и предложение индивидуализированных мер коррекции.

Самооценка как предмет исследования использовался как отечественными, так и зарубежными учеными. Среди отечественных специалистов необходимо отметить вклад в решение проблемы К.А. Абульхановой, Б.Г. Ананьева, А.С. Арсентьева, А.А. Бодалева, А.В. Иващенко, Г.И. Моревой, И.С. Кона, М.И. Лисиной, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна, В.В. Столина и др.

Среди зарубежных ученых необходимо назвать Р. Бернса, У. Джеймса, Ч. Кули, К. Левина, А. Маслоу, Д. Мида, К. Роджерса, З. Фрейда, Е. Хиггинса, К. Хорни, Э. Эриксона и др.

Несмотря на то, что проблема формирования самооценки относится к тем проблемам, что изучались с точки зрения различных подходов как в отечественной, так и в зарубежной науке, ее актуальность не ослабевает. Главным образом, актуальность обращения к проблематике самооценки дошкольников мы связываем с тем фактом, что стремительный темп жизни изменяет социальные условия развития дошкольников, что, как следствие, приводит к изменению их личностной сферы, представлений о себе и пр.

Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и реализовать содержание коррекционно-развивающей работы, ориентированной на рост адекватности самооценки дошкольников.

Гипотеза исследования: самооценка старшего дошкольника зависит от ряда факторов, одним из которых выступает состояние здоровья, поэтому можно предположить, что часто болеющие старшие дошкольники отличаются неадекватной самооценкой, обусловленной высоким уровнем тревожности и своеобразием личностных особенностей. В связи с этим мы полагаем, что если реализовать специальную коррекционно-развивающую работу, то получится повысить адекватность самооценки у старших дошкольников.

Объект исследования: самооценка как субъективная оценка индивидом собственной ценности.

Предмет исследования: самооценка дошкольников и ее формирование.

Задачи исследования:

1. Изучить психологические особенности развития детей в дошкольном возрасте.

2. Рассмотреть содержание понятия «самооценка» и особенности самооценки у дошкольников.

3. Выявить особенности самооценки у дошкольников на констатирующем этапе исследования.

4. Предложить и реализовать содержание коррекционно-развивающей работы, ориентированной на рост адекватности самооценки дошкольников.

5. Определить динамику особенностей самооценки у дошкольников под воздействием реализации коррекционно-развивающей работы.

Методы исследования:

— теоретические методы: анализ и синтез, классификация, обобщение;

— эмпирические методы: эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), изучение продуктов деятельности, опытная педагогическая работа.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проблема формирования адекватной самооценки в дошкольном детстве чрезвычайно важна, поскольку именно здоровое восприятие себя обеспечивает самопринятие и способность к саморазвитию как в детском возрасте, так и на протяжении всей последующей жизни.

По итогам выполнения выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели работы, что позволило теоретически обосновать, разработать и реализовать содержание коррекционно-развивающей работы, ориентированной на рост адекватности самооценки дошкольников.

Для достижения указанной цели были решены следующие задачи:

— были изучены психологические особенности развития детей в дошкольном возрасте;

— было рассмотрено содержание понятия «самооценка» и особенности самооценки у дошкольников;

— были выявлены особенности самооценки у дошкольников на констатирующем этапе исследования;

— было предложено и реализовано содержание коррекционно-развивающей работы, ориентированной на рост адекватности самооценки дошкольников;

— была определена динамика особенностей самооценки у дошкольников под воздействием реализации коррекционно-развивающей работы.

Анализ эмпирических данных позволил доказать гипотезу исследования о том, что самооценка старшего дошкольника зависит от ряда факторов, одним из которых выступает состояние здоровья, поэтому можно предположить, что часто болеющие старшие дошкольники отличаются неадекватной самооценкой, обусловленной высоким уровнем тревожности и своеобразием личностных особенностей. В связи с этим мы полагаем, что если реализовать специальную коррекционно-развивающую работу, то получится повысить адекватность самооценки у старших дошкольников.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Психологические особенности развития детей в дошкольном возрасте

Современные теории возрастного развития, вслед за Л.С. Выготским [9], полагают, что детское развитие следует понимать в качестве усвоения ребенком опыта социально-исторического развития общества, которое происходит под руководством взрослого (воспитателя, родителя).

Другим известным отечественным ученым-психологом – Д.Б. Элькониным [25] – в качестве критериев для выделения возраста в рамках возрастной периодизации определены социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, психологические новообразования.

Социальная ситуация развития как критерий означает особую систему отношений ребенка с окружающим его миром. Она выражается через переживания и реализуется во взаимоотношениях с окружающей действительностью и другими людьми (взрослыми, сверстниками).

Ведущий вид деятельности как критерий определяет ту деятельность, реализация которой для ребенка конкретного возраста имеет наибольшее значение в рамках последующего развития. Как правило, ведущая деятельность определяется социальной ситуацией развития.

Психологические новообразования как критерий означают те приобретения, что возникли у ребенка за конкретный период развития (т.е. за ступень возрастного развития). Эти новообразования носят положительный, прогрессивный характер и позволяют ребенку перейти на следующую ступень возрастного развития [20].

Согласно классической возрастной периодизации к дошкольному детству относят период от 3 до 6-7 лет. Окончанием дошкольного детства принято считать переход к школьной системе образования. Дошкольный возраст подразделяется на три подпериода: от 3 до 4 лет (младший дошкольный возраст), от 4 до 5 лет (средний дошкольный возраст) и от 5 до 7 лет (старший дошкольный возраст).

Социальная ситуация развития ребенка в дошкольном возрасте характеризуется началом посещения детских образовательных учреждений. В связи с чем, ребенок осознает, что он не центр своей семьи и мира в целом, но его часть. Интенсивный процесс идентификации себя с окружающими людьми, героями сказок и других литературных произведений обуславливает первичное осознание ребенком себя как индивидуальности.

Ведущей деятельностью дошкольника выступает интенсивная игровая деятельность. Процесс игры обеспечивает дошкольника возможностью выйти за пределы малого мира своей семьи и группы детского сада в мир взрослых людей и незнакомых видов деятельности. Игровая деятельность на протяжении дошкольного детства проходит длительный эволюционный путь. Если в наследство от раннего возраста младшему дошкольнику достается предметно-манипулятивная игра, то к старшему дошкольному возрасту ребенок уже уверенно осваивает сюжетно-ролевые игры с правилами и символические игры [24].

Дети младшего дошкольного возраста, как правило, играют в одиночку, либо в небольших группах (чаще парах). Преобладающее направление их игр – это предметные и конструкторские игры, реже – примитивные сюжетно-ролевые игры, имитирующие действия значимых взрослых. В среднем дошкольном возрасте игры становятся, преимущественно, коллективными. Основной целью игр начинает выступать имитация не действий взрослых, но отношений между людьми. Детей начинают интересовать роли, исполняемые взрослыми, поэтому игры наполняются именно ролевым содержанием. В играх возникают правила, которым дети, по возможности, стараются следовать. Тематически игры достаточно разнообразны: есть и семейная тема (дочки-матери, семья), и сказочные вариации (начиная от традиционных сказочных персонажей, заканчивая героями современных мультипликационных фильмов, популярных среди ребят). Старший дошкольный возраст ознаменует значительное усложнение сюжетно-ролевых игр, достигаемый за счет роста участников игр и, соответственно, ролей. Старшему дошкольнику становится доступно использование предметов-заместителей, поэтому он больше не нуждается в строгом соответствии игровой атрибутики выбранному сюжету, но может обходиться практически любыми предметами, которые он представляет себе теми игровыми предметами, что ему необходимы по сюжету. Игра, в которой часть игровых атрибутов замещено символами называется символической. В игровой деятельности старших дошкольников начинают проявляться их лидерские и организаторские склонности. Конструкторская игра в старшем дошкольном возрасте начинает напоминать зачатки трудовой деятельности, поскольку дети стремятся к созданию неких реально используемых предметов. Игра старших дошкольников может сочетаться и с другими продуктивными видами деятельности, например, с изобразительной деятельностью. Совместная игра выполняет очень важную роль для развития личности ребенка: учит его совместным действиям со сверстниками, помогает определиться со своим лидерским потенциалом, стимулирует развитие познавательных процессов. К 7 годам внутри игровой деятельности формируются зачатки учебной деятельности, обеспечивая готовность ребенка к поступлению в школу [14].

Вышеописанная динамика игровой деятельности возникает как ответ на следующее противоречие. С одной стороны, дошкольник хочет во всем походить на взрослого, подражать его деятельности и характеру взаимоотношений с окружающими людьми, с другой стороны, большинство «взрослых» видов деятельности и отношений ребенку недоступно. Желание сублимировать свою потребность во взрослых действиях толкает ребенка на игровое воплощение своих потребностей. По мнению Л.И. Божович [3], именно этим противоречием и следует объяснять развитие творческой составляющей в игровой деятельности дошкольников.

По мнению Л.С. Выготского [9], постепенно именно творческая ролевая игры становится ведущей деятельностью дошкольника, обеспечивая формирование подавляющего числа психологических особенностей детей.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы