Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Тема детства в творчестве Н.Д. Наволочкина: методические рекомендации для уроков родной литературы.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 5
1 Теоретические основы осмысления темы детства в отечественной литературе 9
1.1 Значение темы детства в отечественной литературе для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения 9
1.2 Образ детства в произведениях советских и российских писателей 12
2 Идейно-художественные особенности творчества Н. Д. Наволочкина 20
3 Методические рекомендации по изучению жизни и творчества Н. Д. Наволочкина на уроках литературы в средней общеобразовательной школе26
3.1 Изучение биографии писателя на уроках литературы в школе 26
3.2 Изучение творческого наследия Н. Д. Наволочкина на уроках литературы в школе (на примере книги «Жили-были») 32
Заключение 43
Список использованных источников 47
Приложение 49
Диск DVD В конверте на обороте обложки
Введение:
Детство как предмет художественного изображения в русской литературе классического и последующих периодов оказалось в фокусе исследовательского внимания уже довольно давно. Литературоведами изучается феномен детства в творчестве разных писателей.
К описанию жизни, труда, переживаний детей обращались такие всемирно известные писатели как Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, М. Твен, Ч. Диккенс и многие другие.
Мы живем на земле, воспетой дальневосточными поэтами и писателями, учеными-путешественниками. Мы живем на героической, прекрасной земле, имя которой — Дальний Восток. И все мы — дальневосточники.
Именно поэтому, нами будет рассмотрена тема детства в творчестве дальневосточного писателя Н.Д. Наволочкина. Все произведения Николая Дмитриевича отличает необыкновенная сила гуманизма и озабоченность детской судьбой. Одним из главных мотивов его произведений выступает процесс приобщения молодого поколения к общечеловеческим ценностям, овладение ими необходимыми знаниями, нормами и ценностями духовной культуры общества.
Актуальность исследования обусловлена тем, что литература, как основа нравственного развития и воспитания творческой личности обучающихся, является одновременно и основой формирования личностных результатов школьника, тема проистекает из высокой объективной потребности в правильном понимании творческой мысли и основных духовных ценностей в книгах замечательного отечественного писателя Н. Д. Наволочкина и регионального компонента отечественной детской литературы в целом и общем.
Поэтому скрупулёзный анализ художественных произведений передовой литературы, к числу которых будет вполне справедливо отнести и творчество выдающегося отечественного прозаика Н. Д. Наволочкина, во многом позволит правильно воспитывать подрастающее поколение в духе исконных ценностей русского народа.
Степень разработанности темы: данная тема явилась объектом внимания со стороны таких исследователей творчества Н. Д. Наволочкина, как Г. А. Гаврилова, В. Кирпиченко, С. Н. Медведева, О. А. Ракова, Л. Н. Циновская и др. Помимо этого, были разработаны методические рекомендации для изучения повести «Каникулы кота Егора».
Мы останавливаем своё внимание на повести Н. Д. Наволочкина «Жили-были», которая на данный момент еще практически не изучена, а также не осмыслена в литературоведческом и методическом плане.
Цель работы — составление методических рекомендаций для уроков родной литературы по творчеству Н. Д. Наволочкина.
Задачи работы:
1. Определить значение темы детства в отечественной литературе для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
2. Рассмотреть образ детства в произведениях советских и российских писателей.
3. Познакомиться с биографией и основными этапами творческого пути Н. Д. Наволочкина.
4. Изучить идейно-художественные особенности творчества Н.Д.Наволочкина; определить пути знакомства с биографией Н.Д. Наволочкина на уроках родной литературы в школе
5. Провести анализ повести «Жили-были».
6. Сформировать методические рекомендации по изучению творчества Н.Д. Наволочкина (на примере повести «Жили-были»).
Объект исследования — проза Н.Д. Наволочкина для детей и юношества.
Предмет исследования — методика изучения творчества Н.Д.Наволочкина в школьном курсе родной литературы (на примере повести «Жили-были»).
Практическая значимость исследования заключается в том, что итоги проведённой работы могут быть использованы в педагогической деятельности.
Теоретической и методологической основой работы стали Р. И. Альбеткова, Б. И. Бурсов, Г. О. Винокур, A. A. Галич, В. В. Голубков, Г. Г. Граник, К. Гром, В. Н. Дробот, Д. А. Жуков, Е. И. Каплан, Н. С. Клименко, Л. А. Концевая, Н. И. Кудряшев, Л. Я. Кузьмина, Я. Н. Кумок, Т. Ф. Курдюмова, Ю. М. Лотман, Ю. В. Манн, О. В. Резник и др.
При написании данной работы были использованы следующие научные методы и приемы: сравнительно-исторический метод, аналитический и описательный.
Структурно работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В первой главе рассматриваются теоретические основы широкоформатного осмысления темы детства в отечественной литературе.
Первый параграф включает в себя изучение значения темы детства в отечественной литературе для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Второй параграф посвящается рассмотрению образа детства в произведениях советских и российских писателей.
Вторая глава посвящена идейно-художественным особенностям творчества Н. Д. Наволочкина. В третьей главе формируются методические рекомендации по изучению жизни и творчества Н. Д. Наволочкина на уроках литературы в средней общеобразовательной школе.
Первый параграф изучает особенности биографии писателя Н. Д. Наволочкина на уроках литературы в средней общеобразовательной школе, на примере квеста «В гостях у Н. Д. Наволочкина». Второй параграф включает в себя рассмотрение творческого наследия Н. Д. Наволочкина на уроках литературы в средней общеобразовательной школе на примере книги «Жили-были», чей 60-летний юбилей празднуется в 2022 году. В заключении подведены итоги исследования.
Работа была апробирована на педпрактике в МБОУ СОШ №8 (г. Биробиджан). Доклады по теме исследования были представлены на Межрегиональных педагогических чтениях, посвященных 210-летию Императорского Царскосельского лицея 18 октября 2021 года, на ежегодной студенческой научно-практической конференции ТОГУ (19 апреля 2022 г.), а также на конференции в ХГИК. По теме работы была написана статья: «Литературный квест как форма организации внеучебной деятельности школьников: из опыта работы студентов 5 курса ТОГУ в доме-музее Н.Д. Наволочкина».
Заключение:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, проведённое в данной работе исследование позволяет сделать следующие выводы.
Значение темы детства в отечественной литературе для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения непередаваемо огромно. Вместе с тем, значение темы детства в отечественной литературе для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения следует непреходящим, как неизменно важной продолжает оставаться сама забота о нравственном просвещении детей. Каким бы сторонам явления детской литературы ни посвящали свои исследования современные литературоведы, каждый из них, в том или ином отношении, будет уделять значительное внимание тому, какое влияние на умы и сердца представителей подрастающего поколения оказывают произведения детской литературы. Даже для тех детей, которые в настоящий момент отдают предпочтение всевозможным технологическим новшествам, и не уделяют достаточного внимания чтению художественной литературы, представляется возможным в интерактивной форме преподнести основные художественные достоинства произведениям детских писателей. Именно такой подход к изучению детской литературы и будет находить своё надлежащее отражение в процессе формирования методических рекомендаций на ярком примере изучения жизни и творчества Н.Д. Наволочкина на уроках литературы в средней общеобразовательной школе в третьей главе данного исследования. Помимо этого, особое значение темы детства в отечественной литературе для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения представляется возможным проследить и в тех случаях, когда на основе высококачественных произведений детской литературы сказочного или приключенческого характера создаются компьютерные игры. В них с большим и неувядающим интересом играют современные дети, также получая при этом пример скромного, взвешенного поведения, хорошей речевой организации, конструктивного и созидательного начала в содержании отражённых в таких играх книг.
Природа и малая родина в произведениях классиков и современных писателей, овладевающих темой детства на страницах своих лучших произведений. Они представляют собой именно те субстанциональные опоры детства, которые в достаточной степени обладают притягательностью возвращения к светлым и чистым истокам, а также энергией нравственного очищения. В ходе исследования художественной концепции детства в прозе и поэзии Советского Союза и Российской Федерации становится понятным, что детская литература, в общем и целом, так и продолжает развиваться в рамках многовековой достаточно плодотворной традиции, ставящей перед авторами лучших произведений для детей и о детях задачу правдивого изображения образа детства. Исходя из данной цели, каждому отечественному талантливому писателю удаётся в должной степени проследить общие контуры, в которых происходит развитие темы детства согласно лучшим традициям русской классической литературы. При этом следует отметить, что рассмотрение каждого такого произведения о детстве и детях всегда происходит исключительно в системе нравственно-этических и эстетических представлений, которое позволяет истолковать детство в качестве одного из наиболее верных и надёжных социокультурных ориентиров. Одновременно с этим в произведениях отечественной детской литературы представляется возможным увидеть также и источник духовно-нравственного становления, которое неизбежно проходит характер героев произведений лучших детских писателей.
Идейно-художественные особенности творчества Н. Д. Наволочкина состоят, главным образом, в честном и добросовестном отношении писателя ко всему увиденному и услышанному. Н. Д. Наволочкин предельно подробно и правдиво передает все эмоции, чувства, ощущения, переживания, которые были свойственны как ему самому, его друзьям и однополчанам. Наряду с этим, он всегда внимательно относился к внутреннему миру своих героев, которые представляли собой часто собирательный образ тех людей, рядом с которыми писателя посчастливилось жить и работать. Широта изобразительной палитры Н. Д. Наволочкина поражает воображение. Перу одного и того же автора в равной мере хорошо удаётся выразить и военные сюжеты, и совершенно мирные образы, характерные для детского восприятия. Идеалы добра, дружбы, преданности, взаимовыручки всегда свойственны всем книгам Н. Д. Наволочкина, а тонкости человеческих взаимоотношений интересуют писателя на протяжении всей его творчески активной жизни.
Обилие форм и методов привлечения внимания современных обучающихся средней общеобразовательной школы позволяет надлежащим образом организовать изучение творчества Н. Д. Наволочкина. Понимая, что в настоящее время внимание обучающихся сконцентрировано преимущественно на содержании сайтов и социальных сетей, нежели художественных книг в печатной форме, учителя опираются на ученические интересы. Благодаря этому появляется возможность закрепить материал, пройденный на уроках, посвящённых творчеству Н. Д. Наволочкина, путём составления тематических интернет-страниц, посвящённых отдельным направлениям его творчества. Кроме этого, представляется возможным использовать преобладающую в настоящее время кинестетическую модель детского восприятия для того чтобы посредством многочисленных и разноплановых движений сделать знакомство с творчеством и героями книг Н. Д. Наволочкина достаточно ярким и запоминающимся.
Изучение творческого наследия Н. Д. Наволочкина на уроках литературы в средней общеобразовательной школе представляется проводить в данном учебном году на примере книги «Жили-были», чей 60-летний юбилей празднуется в 2022 году. Собственно, и в дальнейшем данная книга обязательно сохранит свое большое значение в художественной палитре Н. Д. Наволочкина, с творчеством которого обучающимся средней общеобразовательной школы предстоит знакомиться и далее в рамках изучения регионального компонента отечественной литературы. Книга «Жили-были» рельефно демонстрирует каждому вдумчивому, чуткому и совестливому читателю, что для творчества Н. Д. Наволочкина всегда было характерно доброе отношение к людям — как к читателям, так и к героям своих книг. Его внимание ко всем подробностям детского быта, семейной жизни, простым человеческим радостям способно показать, как ценил данный мастер художественного слова все, что связано с семейными ценностями, феноменом крепкой человеческой дружбы и сочувственного отношения друг друга к болям и горестям друг друга. Более того, Н. Д. Наволочкин с глубоким тактом подсказывает наиболее приемлемые решения выхода их сложных жизненных ситуаций, в которые время от времени попадают волею его собственного пера его же герои. И в какой бы ситуации ни оказывались герои Н. Д. Наволочкина, автор обязательно находит возможность показать своему читателю, каким образом можно стать победителем даже в самых сложных положениях.
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСМЫСЛЕНИЯ ТЕМЫ ДЕТСТВА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Значение темы детства в отечественной литературе для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения
Детство, как полагает М. И. Алексеева, и все художественные ипостаси, которые в том или ином отношении относятся к «детскому» дискурсу в русской литературе, со все более упрочивающимся постоянством вызывают живой и ненадуманный интерес у многочисленных отечественных и зарубежных исследователей и общественности [1].
Традиция изучения детской литературы отличается высокой продуктивностью, и насчитывает уже более чем вековой путь своего поступательного и разнопланового развития.
Тема детства обусловлена постановкой в отечественной литературе потребности в поддержке духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения посредством выдвижения на первый план наиболее достойных образцов книг для детей [2, c 302].
При этом в качестве ведущей научной проблемы следует назвать идейно-художественную специфику феномена детской литературы, которой уделено достойное внимание в исследованиях Н. П. Чехова, H. A. Саввина, В. П. Родникова, И. И. Старцева, А. К. Покровской, Е. П. Приваловой, О. В. Алексеевой, Л. Ф. Кон, А. П. Бабушкиной, М. И. Алексеевой, Ф. И. Сетина, И. П. Лупановой, A. B. Терновского, Е. Е. Зубаревой, М. С. Петровского и Е. О. Путиловой.
Кроме этого, тема интенсивного взаимодействия детской литературы и фольклорных мотивов нашла надлежащее отражение в работах О. И. Капицы, М. А. Рыбниковой, В. Д. Разовой, С. М. Лойтер, Е. М. Неёлова, В. В. Головина, О. Ю. Трыковой и др.
В свою очередь, жанрам, наиболее активно используемым в ходе создания отечественных произведений детской литературы, уделено