Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему теле — радио — журналистика(предложить тему)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Специфика и место
деловых СМИ в медиапространстве. 7
1.1. Понятие, классификация и
особенности деловых медиа. 7
1.2. Этапы становления и
тенденции развития деловой тележурналистики в России 16
Глава 2. Особенности работы
делового телеканала «РБК». 26
2.1. Общая характеристика
телеканала. 26
2.2. Особенности целевой
аудитории телеканала. 31
2.3. Тематика программ
телеэфира на канале «РБК». 35
Заключение. 39
Список использованных
источников. 42
Приложения. 46
Введение:
Актуальность темы
исследования. Современный этап развития общества характеризуется высокой
изменчивостью среды профессиональной деятельности. Это касается всех ее
направлений. Так, в сфере IT-технологий
постоянно совершенствуются системы управления и компьютерные программы, в сфере
экономики постоянно изменяются условия конкуренции на товарных рынках, в
юридической сфере постоянно изменяются и появляются новые законодательные и
подзаконные нормативные акты и т.д. В таких условиях деловые люди требуют
постоянно обновляемой информации об изменениях в их профессиональной среде. Это
формирует высокий спрос на деловые СМИ, которые предоставляют необходимую и
актуальную для профессиональной деятельности информацию.
Среди всех деловых СМИ важное место в современных условиях
занимает деловое телевидение, посвященное широкой тематике:
финансово-экономической, экономико-политической и т.д. Это связано с несколькими
основными факторами. Так, в последние десятилетия наблюдается высокий спрос на
финансово-экономическую информацию, поскольку рост предпринимательской
активности в стране способствует спросу на информацию такого рода для
эффективности управленческих решений в сфере экономики и финансов, как на
уровне предприятий, так и на уровне отдельных домохозяйств. Это значительно
расширяет круг пользователей деловой информации – от финансистов-аналитиков до
частных предпринимателей и простого населения. Также финансово-экономическая
сфера характеризуется высокой значимостью объективной информации. Так, незнание
изменений в правилах налогообложения может повлечь за собой наложение штрафов,
незнание изменений на банковском рынке может спровоцировать финансовые потери и
т.д. В результате этого деловые телепрограммы сегодня пользуются достаточно
стабильным спросом у целевой аудитории.
Это делает актуальным исследование специфики становления деловой
тележурналистики, как на теоретическом, так и на практическом уровне.
Степень изученности темы. В научной литературе сущность и особенности деловых СМИ рассмотрены в
ряде теоретических исследований и практических работ на примере отдельных
деловых изданий. Так, В.М. Амиров[1]
исследует роль деловые медиа в распространении и популяризации
бизнес-информации, А.В. Вырковский выделяет специфические особенности деловых
изданий[2].
Г.С. Мельник и С.М. Виноградова[3]
проводят комплексное исследование деловой журналистики. Историю формирования и
развития деловой периодики описывает в своем исследовании А.В. Еременко[4].
Вопросы становления [1]
Амиров В. М. Деловая журналистика:
социальный компонент в бизнес-публикации / В.
М. Амиров, А. А. Белоусов // Известия Уральского федерального университета.
Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. — 2013. — № 3 (116). — С. 5-10. [2]
Вырковский А.В. Сравнительный анализ
моделей деловых журналов США и России: Дис. … канд. филол. наук : 10.01.10. –
М., 2007. – 202 с. [3]
Мельник Г.С., Виноградова С.М.
Деловая журналистика: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010 – 304 с. [4]
Еременко А.В. Деловая пресса в
России: история, типология, моделирование изданий: история, типология,
моделирование изданий: Дис. … канд. филол. наук : 10.01.10. – Ростов н/Д,
2006. – 170 с.
Заключение:
Проведенный анализ показал, что под деловой журналистикой
целесообразно понимать вид профессиональной деятельности, направленный на
осуществление сбора, аналитической обработки деловой информации о ситуации в
макроэкономике и бизнес-среде и представления обработанной информации для
заинтересованного круга людей, которыми выступают предприниматели, руководители
компаний, менеджмент организаций, инвесторы, участники товарных и финансовых
рынков в целом.
Структура деловой журналистики может быть описана по
различным критериям. Прежде всего, в зависимости от вида СМИ она включает
деловые печатные и интернет-издания, радио- и телевизионные деловые
передачи. В зависимости от административного
уровня выделяют национальные и региональные, местные деловые СМИ. Также важной
остается тематическая классификация деловой журналистики (экономические издания
или программы, финансовые, издания и
программы деловых новостей, СМИ с коммерческой информацией и т.д.).
Главными функциями деловых СМИ являются: 1) коммуникативная
(обеспечение коммуникации между широкой аудиторией и экспертами финансового
рынка, представителями государственных структур, финансовых организаций и
т.д.); 2) информационная (донесение необходимой и важной информации о
финансовых рынках и ситуации в финансовой системе страны деловым людям, а также
и широким кругам населения); 3) образовательная (обучение читателей основам
финансовой грамотности, принципам проведения финансовых исчислений – например,
в бухгалтерии, налоговом учете, расчете кредитных обязательств и т.д.); 4)
прогностическая (разработка прогнозов развития финансовых рынков и
макроэкономической ситуации в стране, а также прогнозов развития отдельных
компаний).
Целевую аудиторию деловых СМИ составляют деловые люди:
управленцы, руководители и собственники бизнес-структур и государственных
организаций, участники финансовых
рынков, а также массовая аудитория, имеющая финансовые интересы. Также для
деловых СМИ характерным является использование преимущественно аналитических
жанров. При этом характерными являются аналитические интервью, финансовые
прогнозы, версии и т.д.
Анализ литературы позволил выделить несколько основных
этапов в процессе становления и развития деловой тележурналистики в России:
советский период, который приходится на 50-80-тые годы ХХ века; период
перестройки, который припал на 90-тые годы ХХ века, а также современный период,
начавшийся в 2000-х годах вместе с построением рыночной экономики. В ходе
анализа установлено, что на первом этапе – советском – деловая тележурналистика
существовала в рамках отдельных новостных выпусков в общеинформационных
программах и в отраслевых программах
(например, «Сельский Час»), в которых рассматривались вопросы развития
конкретной отрасли народного хозяйства.
На втором этапе развития деловой тележурналистики началось активное
создание деловых программ. Для современного этапа характерным является развития
специализированных деловых телеканалов, одним из наиболее популярных среди
которых является телеканал «РБК» компании «РосБизнесКонсалтинг».
На примере данного канала установлены главные особенности
деловой тележурналистики, которые были выделены нами еще на этапе
теоретического исследования – это, прежде всего, специфическая деловая
аудитория (менеджеры, финансисты, аналитики, предприниматели), тематика
(преимущественно, финансово-экономическая, внешнеэкономическая), а также и
специфика финансирования (существование преимущественно за счет размещения
коммерческой рекламы).
Так, согласно проведенному анализу, телеканал «РБК»
входит в медиахолдинг «РБК» и является одним из важных направлений деятельности
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Специфика и место деловых СМИ в
медиапространстве 1.1. Понятие,
классификация и особенности деловых медиа В научной литературе сегодня отсутствует единый подход к
пониманию сущности деловых медиа и деловой журналистики. Более того, в ряде
источников используются два близких по содержанию понятия – «деловая
журналистика» и «бизнес-журналистика». При этом некоторые исследователи
используют их в качестве синонимов, другие же указывают на их различия. На наш
взгляд, можно согласиться с точкой зрения В.Н. Тищенко, согласно которой
указанные термины являются синонимами[1].
В пользу такой позиции свидетельствует, в частности, то, что в западной
журналистике разграничения деловой и бизнес-журналистики нет, они именуются
единым термином «business reporting».
Под деловой журналистикой в широком смысле понимают такой
вид профессиональной деятельности, который включает следующие профессиональные
действия: отслеживание ситуации в финансово-экономической сфере; анализ
нормативной базы, регулирующей финансовые вопросы; сбор и анализ информации о
финансовых и товарных рынках и других данных в сфере бизнеса. В результате
деловая журналистика дает возможность представителям власти, финансовых
структур и предпринимательской среды обсуждать важные деловые вопросы на
площадке СМИ[2].
Основными категориальными признаками деловых медиа
исследователи считают: характерные функции; жанровые особенности; специальную
деловую тематику журналистских материалов; особенности целевой аудитории. При
этом большая часть научных определений деловых медиа основана сразу на
нескольких указанных категориях[3].
Так, например, А.В. Еременко, описывая сущность деловых
медиа, делает акцент на их информационно-функциональной специфике. Именно этот
признак позволяет ему выделить деловую журналистику как отдельное направление в
журналистской деятельности. Автор выделяет деловые издания в отдельную специальную
систему, основными функциями которой он называет обеспечение
бизнес-коммуникации. При этом единым категориальным признаком деловых изданий
выступает именно деловая проблематика[4].
Ю.А. Позднякова и В.М. Амиров рассматривают деловые медиа как
определенный тип СМИ, который изучает события через характерную «деловую»
парадигму мышления, поскольку все остальные сферы общественной жизни, так или
иначе, влияют на экономические процессы[5].
А.В. Вырковский также делает акцент на функциональной роли
деловой журналистики, подчеркивая, что она являет собой качественную
журналистику, которая предоставляет пользователям важную информацию для
возможности принятия оптимальных решений в сфере финансов, корпоративного
управления или в профессиональной деятельности[6].
В научных источниках представлены разные подходы к
классификации и типологии деловых изданий, телепрограмм и т.д. Например, Г.С.
Мельник и С.М. Виноградова выделяют такие группы исследуемых медиапродуктов:
1) в зависимости от уровня функционирования или по
административно-территориальному признаку:
—
национальные
деловые СМИ (издания, радио- или телеканалы, программы);
—
региональные
(деловые СМИ региона);
—
межрегиональные
деловые СМИ;
—
местные
деловые СМИ;
2) по периодичности выпуска (выхода в радио- или телеэфир):
—
ежедневные
деловые издания, радио- или телепрограммы;
—
еженедельные
деловые издания, радио- или телепрограммы;
—
ежемесячные
деловые издания, радио- или телепрограммы[7];
3) в зависимости от тематики:
—
издания
(программы) с экономической информацией;
—
издания
(программы) с биржевой и финансовой информацией;
—
издания
(программы) с деловыми новостями;
—
издания
(программы), направленные на представление статистической информации;
—
издания
(программы) с коммерческой информацией.
Также в зависимости от тематических особенностей в научной
литературе предложено различать следующие типы деловых СМИ:
—
универсальные.
Такие медиаресурсы могут содержать в себе информацию на
социально-экономические, политические темы, их влияние на рынки и финансовый
сектор и т.д.;
—
специализированные.
Такие СМИ имеют специализированную, ограниченную тематику материалов. Например,
это могут быть издания о товарных или о финансовых рынках и т.д.; —
узкоспециализированные.
Тематика данной группы деловых медиа еще более узкая. Например, это СМИ о той
или иной промышленности, страховом деле или банковской сфере;
—
профессиональные.
Такие деловые СМИ предназначены для специалистов одной профессии. Примером
может служить медиаресурс для бухгалтеров;
—
«точечные»
(посвященные одной определенной теме). Примером может быть спецвыпуск СМИ,
посвященный изменениям в налоговом законодательстве[8].
Конечно же, следует отметить, что в структуре деловой
журналистики на сегодня представлены различные виды СМИ:
—
деловые печатные издания;
—
деловые телепрограммы;
—
деловые радиопередачи;
—
деловые интернет-СМИ;
— конвергентные
деловые СМИ (например, печатные издания, имеющие собственную интернет-версию;
телепрограммы, имеющие также свой Ютуб-канал в сети Интернет и т.п.).
С учетом популяризации интернета как средства получения
необходимой информации все больше деловых СМИ переходят в цифровую среду,
представляя основную, а также дополнительную информацию в виде электронного
контента. В то же время, популярными остаются и деловые телевизионные программы,
что обусловлено популярностью телевидения в целом.
Для детальной характеристики сущности деловых медиа
важно выделить их типологические особенности, отличающие деловые издания
(телепрограммы и т.д.) от других видов журналистских материалов. В научной
литературе среди характерных критериев для описания особенностей [1] Тищенко
В.Н. Деловая журналистика: типология и видовые признаки. – М., 2014. –
С.137. [2] Амиров
В. М., Белоусов А.А. Деловая
журналистика: социальный компонент в бизнес-публикации. – М., 2013. – С. 6. [3] Полищук
Е.А. Опыт определения понятия «деловая телевизионная журналистика» //
Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2015. – № 12 (54), часть
3. – С. 158. [4] Еременко
А.В. Деловая пресса в России: история, типология, моделирование изданий:
история, типология, моделирование изданий. – М., 2013. – С. 107. [5] Позднякова
Ю.А. Стратегия соблюдения баланса мнений в публикациях деловой прессы. /
Ю.А. Позднякова, В.М. Амиров. – М., 2016. – С. 175. [6] Вырковский
А.В. Сравнительный анализ моделей деловых журналов США и России. – М.,
2007. –С.14. [7] Мельник
Г.С. Деловая журналистика: Учебное пособие. / Г.С. Мельник, С.М.
Виноградова. – СПб, 2010. – С.156. [8]Тищенко
В.Н. Деловая журналистика:
типология и видовые признаки // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение.
Языкознание. Культурология. – 2014. – №12(134). – С.141.