Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Технология социальной работы с семьей в городских и сельских поселениях: сравнительный анализ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Содержание Введение. 3
Глава 1. Теоретико-правовые основы социальной
работы с семьей. 6
1.1. Понятие и сущность социальной
работы с семьей. 6
1.2. Правовое регулирование
социальной работы с семьей. 17
Глава 2. Практические аспекты социальной работы с
семьей в городских и сельских поселениях 23
2.1. Анализ механизмов, технологий и
особенностей социальной работы с семьей в городских поселениях (на примере
Управы района Марьино) 23
2.2. Анализ механизмов, технологий и
особенностей социальной работы с семьей в сельских поселениях (на примере
Управы района Марьино и сельских поселений Липецкой области) 32
Глава 3. Проблемы социальной работы с семьей в
городских и сельских поселениях и возможные пути их решения. 47
3.1. Проблемные аспекты социальной
работы с семьей в городских и сельских поселениях. 47
3.2. Направления совершенствования технологии
социальной работы с семьей в городских и сельских поселениях. 57
Заключение. 63
Список использованных источников и литературы.. 66
Приложение……………………………………………………………………….73
Введение:
Введение Актуальность
тебя исследования. Во все времена семья представляла
собой одну из наиболее важных сфер жизни человека. В начале истории
человечества семья являлась основным социальным основанием и определяла весь
социальный порядок общества того времени. Семья – это необходимый элемент и
связующее звено в системе «человек – общество». Семья объединяет людей,
находящихся в родственных отношениях; реализует функции, без выполнения которых
наше общество не могло бы эффективно развиваться как в физическом, так и
социально-культурном аспекте. Сегодня семейные отношения играют большую роль, как для
государства, так и для общества в целом. В
сегодняшней социально-демографической ситуации на территории России проблемы граждан, имеющих детей, зачастую выходят за
пределы только семейных отношений, на что, в свою очередь, влияют экономические
и политические проблемы, для решение которых необходимо самое активное
вмешательство государства, а также развитие на законодательном уровне эффективной системы социальной защиты семей, имеющих
детей.
К одной из самых действенных форм в сфере
социальной защиты семьи и детей относится система денежных выплат, которые
адресованны родителям, имеющих детей. Пособия,
направляемые гражданам с детьми, в любом государстве играют серьезную роль,
поскольку наряду с иными видами социальной защиты населения позволяют укрепить
государство и стабилизировать общество. Однако множество социальных выплат, предоставляемых гражданам, полностью
не обеспечивает им социальную защиту.
В целом в России семьи с детьми не
обходились вниманием законодателей: для них предусматривались различного рода
пособия, вводились льготы и дополнительные преимущества. Вместе с тем, основным
принципом сложившегося праворегулирования поддержки семей с детьми была помощь
многодетным семьям, семьям с одним родителем, семьм, не имеющим достаточных
материальных средств для содержания детей. Другими словами, основное внимание
законодателем уделялось семьям, материальное положение которых относилось к
критическому. При этом за пределами внимания государства находились обычные,
так называемые "благополучные" семьи с одним-двумя детьми и обоими
родителями.
Также
актуальной остаётся проблема сохранения сельского сообщества в современной
России, а важной задачей является укоренение молодых семей, молодых
специалистов на селе.
20 февраля 2019 года Президент
России В.В. Путин обратился с Посланием к Федеральному Собранию. Одна из
главных тем Послания – поддержка семьи и укрепление ее социально-экономического
положения[1].
Семья с детьми не всегда сама
находит выход из трудных жизненных ситуаций и нуждается в помощи со стороны.
Такую помощь оказывают социальные работники в социальных службах как субъекты
социальной защиты населения государства и негосударственные структуры[2].
Научная
разработанность. В
современной социологии проводятся исследования сельских семей, сельской
молодежи, молодых семей. Методологические основы изучения семьи в отечественной
социологии разработаны Антоновым А. И., Басовым, Н.Ф., Осиповым Г.В., Бабосовым
Е.М., Харчевым А.Г.
Вопросам
социальной защиты и поддержки различных социальных групп (в том числе молодой
семьи) в России посвящены работы Брыковой Т.Ю, А.В. Дюмина, М.Ф. Глухова,
Ванина В.В., Раицкий С.А.
Среди
научных специалистов, которые в той или иной мере занимались изучением понятия,
функционированием, ролью молодых семей в обществе и сущностью социальной
поддержки, можно выделить таких как: Л.М. Иванова, Е.В. Антонюк, Е.И.
Холостова, И.В. Преснякова-Осипова, Е.М. Черняк, и многие другие.
Целью
настоящего исследования является сравнительный анализ технологий социальной
работы с семьей в городских и сельских поселениях.
Для
достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
—
раскрыть понятие и сущность социальной работы с семьей;
—
рассмотреть правовое регулирование социальной работы с семьей;
—
осуществить анализ механизмов, технологий и особенностей социальной работы с
семьей в городских поселениях;
—
осуществить анализ механизмов, технологий и особенностей социальной работы с
семьей в сельских поселениях;
—
выявить проблемные аспекты социальной работы с семьей в городских и сельских
поселениях;
—
определить направления совершенствования технологии социальной работы с семьей
в городских и сельских поселениях.
Объектом
исследования является социальная работа с семьями (на примере Управы района
Марьино и сельских поселений Липецкой области).
Предмет
исследования – особенности технологий социальной работы с
семьей в городских и сельских поселениях.
Методы исследования. При
проведении исследования использовались общенаучные методы анализа
нормативно-правовых источников, актов, статистических данных, синтез, индукция,
дедукция и др.
Структура
работы включает введение, три главы,
разделенные на параграфы, заключение и список использованных источников. [1] Послание
Президента РФ Федеральному Собранию от 20.02.2019 «Послание Президента
Федеральному Собранию»// Информационно-правовой портал «Консультант плюс»
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cons ultant.ru (Дата обращения:
20.09.2020). [2] Холостова Е.И.
Современные проблемы социальной защиты населения в России // Национальные
приоритеты и укрепление системы социальной защиты: материалы международной
конференции / Под научной ред. С.Б. Зеленева. – М.: ИДПО ДТСЗН, 2018. – С. 83.
Заключение:
Заключение Выделив характеристику,
проблемы городских и сельских семей, особенности социально-педагогической
работы с ними, мы решили предложить некоторые рекомендации
для родителей городских семей и сельских:
1. Больше
взаимодействовать друг с другом, не только через средства связи, и не через
других людей, а через личные контакты, проводить времени вместе со своей
семьей, найти общие интересы.
2. Из-за большого
разнообразия возможностей в городе, часто возникает проблема выбора, поэтому
необходимо разговаривать с членами своей семьи, помогать им определять свои
реальные возможности и делать правильный выбор.
3. Родителям необходимо
уметь слушать детей, понимать и сопереживать. Члены семьи должны проявлять
взаимную заинтересованность и отзывчивость.
4. Из-за недостатка
времени на семью и детей у родителей в городе, часто бывает так, что родители
заменяют это подарками, или другими людьми (няни, домработницы, гувернантки и
т.д.), поэтому, чтобы избежать избалованности детей, необходимо чаще проявлять
заботу и внимание лично.
5. Родители должны
приобщать ребенка к самостоятельной трудовой деятельности.
Рекомендации
родителям семей, проживающих в сельской местности:
1. Родителям необходимо
предоставлять больше свободы своим детям, не обременять их постоянным общением
только с родственниками и соседями. Уважайте потребность детей в уединении и
личной жизни.
2. Так как на селе, уже с
раннего возраста детей включают в совместную трудовую деятельность, работу по
хозяйству, необходимо предоставлять больше отдыха и досуга им.
3. Оптимистичнее
относится к жизни в селе, формировать у детей веру в свое будущее.
4. Необходимо бороться и
искоренять вредные привычки, приобщать к спорту и здоровому образу жизни.
Родители должны показывать пример своим детям.
5. Родителям необходимо
заниматься самообразованием, ведь сейчас для этого есть возможности даже в
селах. Дети могут просвещать родителей о новейших открытиях, помогать им
осваивать новые технологии.
6. Необходимо продолжать
сохранять свои национальные и семейные традиции, которые в городских семьях, к
сожалению, исчезают.
7. Не усиливайте
зависимость ребенка от вас, позволяйте ему самостоятельно мыслить и принимать
решения.
Интересен опыт Липецкой области,
которая сохраняет позиции по планомерному снижению насильственной преступности несовершеннолетних.
Подобному положению дел значительно поспособствовала работа по внедрению
института общественного воспитателя. По мнению К. Кожевникова, занимавшего до
недавнего времени пост прокурора Липецкой области, это поможет снизить
подростковую преступность. Однако развитие института общественных воспитателей,
существующего сегодня во многих регионах России, в основном, на бумаге идет
медленными темпами.
В соответствии с законом Липецкой
области «Об общественных воспитателях несовершеннолетних» общественный
воспитатель – это наставник несовершеннолетнего, который направляет его на
правильный жизненный путь. Согласно Закону общественный воспитатель выполняет
обязанности на безвозмездной основе. Закрепляется за несовершеннолетним, когда
это будет признано необходимым постановлением комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав муниципального района из числа органов и
учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних, представителей трудовых коллективов, общественных
объединений, военнослужащих, студентов образовательных учреждений, высших
учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов по педагогическим
специальностям, и других граждан РФ. Общественный воспитатель помогает
родителям, образовательным учреждениям в перевоспитании детей и подростков,
совершающих правонарушения и преступления, употребляющих спиртные напитки,
наркотические и психотропные вещества, не посещающих образовательные учреждения
без причины, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством. Наставники
несовершеннолетних также ведут работу с детьми, находящимися в приютах для
детей и подростков и других детских учреждениях, а также детьми, находящимися
без присмотра родителей и оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Кроме
этого, участвуют в осуществлении мер по защите и восстановлению прав и законных
интересов несовершеннолетних в пределах своих полномочий. Поэтому воспитатель
имеет право выносить на обсуждение комиссии по делам несовершеннолетних вопрос
о ненадлежащем выполнении родителями обязанностей по воспитанию и содержанию
несовершеннолетних, об ущемлении прав и интересов несовершеннолетнего иными
лицами.
Общественный воспитатель проводит
профилактическую работу с несовершеннолетними, дает советы по соблюдению правил
поведения, ведет контроль за посещением образовательных учреждений и его
успеваемостью, помогает в получении медицинского обслуживания, успеваемостью,
привлекает несовершеннолетнего к общественно полезному труду, вовлекает в
досуговую деятельность. Задачи наставника — установить контакт с воспитанником,
узнать его интересы, а если их нет — заинтересовать и увлечь его. Понять
особенности его поведения и определить причины, увидеть и исправить
отрицательные свойства его личности.
Фрагмент текста работы:
Глава
1. Теоретико-правовые основы социальной работы с семьей
1.1. Понятие и сущность социальной работы с семьей Семья – основа
государства, первый социальный институт, куда попадает ребенок – будущий
гражданин страны. На сегодняшний день многие исследователи по-разному
определяют понятие «семья». По мнению Кравченко А.И., семья — «это сообщество,
основанное на браке супругов и их холостых детей (собственных и усыновленных),
связанных духовно, общностью быта и взаимной моральной ответственностью»[1]. В Словаре
ключевых социологических терминов семье дается следующее определение: «это
группа связанных отношениями брака или родства людей, которая обеспечивает
воспитание детей и удовлетворяет другие общественно значимые потребности»[2].
На сегодняшний день в России многодетная семья — это
семья, в которой родились и (или) воспитываются трое и более детей (в том числе
усыновленные, а также пасынки и падчерицы) до достижения младшим из них
возраста 16 лет, а обучающимся в образовательном учреждении, реализующем
общеобразовательные программы, — 18 лет[3].
Существует несколько типов многодетности:
— осознанная многодетность: для семьи дети имеют
самостоятельную и первоочередную (например, из-за национальных традиций,
религиозных предписаний, культурно-идеологических позиций и др.). Такие семьи переживают
много трудностей, которые определены малообеспеченностью, тесным жильём, но у
родителей имеется мотивация к воспитанию детей[4]. В
таких семьях дети – это одна из самых главных жизненных ценностей; [1] Кравченко А.
И. Глава 16: Семья и брак // Социология. — М.: Проспект, 2010. [2] Словарь
ключевых социологических терминов. URL:
http://window.edu.ru/resource/243/42243/files/fin.pdf (дата обращения:
05.09.2020) [3]Павленок П. Д.
Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности. М.: Дашков и
Ко, 2012. С. 92. [4]Карцева Л.В.
Модель семьи в условиях трансформации российского общества. М.: Школа, 2010. С.
183.