Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Технология социальной работы с семьей находящейся в трудной жизненной ситуации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
и
Введение:
Семья
является древнейшим институтом человеческого общества, который прошел
достаточно длительный и сложный путь своего становления и развития.
В
семье протекает достаточно большое количество процессов: протекает подрастающее
поколение, закладываются основы формирования личности.
На
сегодняшний день в России сложилась негативная тенденция роста спроса на те или
иные направления государственной семейной политики. В особенности в помощи и
поддержке государства нуждаются семьи, попавшие в трудную жизненную ситуацию,
связанную с такими факторами, как: неполные семьи, низкие доходы в семье или
отсутствие работы как таковой, многодетные семьи, семьи с детьми-инвалидами, а
также неблагополучные семьи. Для всех них чаще всего остро стоят вопросы
трудоустройства, финансового обеспечения, а также целый ряд проблем,
обусловленных медицинскими, психологическими факторами и ограничениями жизнедеятельности
в целом.
У
детей в таких семьях наблюдается низкая самооценка, неадекватное представление
о значении собственной личности, что может отрицательно сказаться на дальнейшей
судьбе.
Семьи,
которые оказались в трудной жизненной ситуации, испытывают также высокий
психологический дискомфорт, который, если его не разрешать, может привести к
фатальным последствиям.
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена
необходимостью организации социальной работы с семьями, находящимися в трудной
жизненной ситуации путем оказания им квалифицированной и своевременной помощи.
Проблема исследования заключается в противоречии между современными
теоретико-методологическими и методическими подходами в сфере организации
социальной работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации и недостаточной
результативностью применения технологий социальной работы с такими семьями на
практике. Объектом исследования
выступает социальная работа с семьями, находящимися в трудной жизненной
ситуации.
Предметом
исследования является система социальной работы с семьями, находящимися в
сложной жизненной ситуации в БУ «Ханты-Мансийский центр социальной помощи семьи
и детям».
Цель данной выпускной квалификационной работы – изучить, проанализировать
систему социальной работы БУ «Ханты-Мансийский центр социальной помощи
семьи и детям» с семьями, находящимися в трудной жизненной
ситуации и разработать рекомендации по совершенствованию
социальной работы с данной категорией семей.
В соответствии с поставленной целью определены
следующие задачи:
— на основе
анализа литературы по проблеме исследования раскрыть особенности и категории
семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
— проанализировать
систему социальной работы в БУ «Ханты-Мансийский центр социальной помощи семьи
и детям»;
— разработать
рекомендации по совершенствованию технологии социальной работы с семьей,
оказавшейся в трудной жизненной ситуации. Для
решения поставленных задач были использованы следующие общенаучные методы
исследования:
— методы теоретического исследования: методы
анализа и синтеза, анализ общей и специальной литературы, общенаучные методы:
обобщение и классификация, анализ и синтез, причинно-следственный анализ;
— методы эмпирического исследования: анкета
оценки эффективности социальной работы БУ «Ханты-Мансийский центр социальной
помощи семьи и детям».
Теоретической
основой исследования послужили труды отечественных ученых в области социальной
работы и социального обеспечения: Апполонова А.А.,
Апуневич, О.А., Бабакова А.В., Бетербиев Ш.И., Бурилкина С.А., Васильева, Н.А.,
Веричева О.Н., Выучейская О.А., Григорьева И. А., Дорожкина О.А., Есаулова
Т.В., Иванякова Т.В., Исаева И.И., Кадирова Е.В., Кононова Л. И., Корнеева
Я.А., Коряковцева О. А., Котлярова В.В., Куликешева Г.О., Лобачева, А.С., Маметьева
О.С., Морозова С.А., Мухаметов Д.А., Ниязова А.А., Роик В. Д., Рыбка С.В.,
Рычкова Е.А., Сизых В.И., Суворова Е.В., Тронина Т.В., Туболец С.Г., Фирсов М.
В., Холостова Е. И., Цыдыпова О.И., Щербина Л.А.
Практическая
значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что
рекомендованные мероприятия по совершенствованию технологии социальной работы с
семьей, находящейся в сложной жизненной ситуации, могут быть использованы на
практике профильными организациями.
Структура
выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения,
списка использованной литературы и приложения.
Заключение:
Подводя
итоги данной выпускной квалификационной работы, можно сделать вывод, что цель,
поставленная в начале исследования достигнута, а задачи выполнены в полном
объеме.
Так,
семья – это основанное на браке и кровном родстве объединение, которое связано
взаимным бытом и взаимной ответственностью. Семью следует рассматривать не
только как брак, потому что помимо отношений супругов, в семье присутствуют и
дети, а также иные родственники, ее следует рассматривать как социальный
институт.
Современное
состояние социально-экономической сферы жизни общества свидетельствует о том,
что ухудшение положения населения приводит к росту количества людей и семей, попавших в трудную
жизненную ситуацию.
В
настоящее время проблемы людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации,
приобретают большое внимание, так как их число с каждым годом не уменьшается, а
непрерывно растет. Это связано с проблемами экономического, демографического,
социального, политического характера.
Трудная
жизненная ситуация социального характера возникает в социуме, а причиной этой
ситуации является только человек. Он сам порождает эти ситуации, переживает их
и получает определенный результат.
Основными
причинами возникновения трудных жизненных ситуаций являются: наркомания или
алкоголизм в семье, низкая материальная обеспеченность, нищета, конфликты между
родителями и родственниками, жестокое обращение с детьми, насилие в семье, инвалидность,
преклонный возраст, болезнь, сиротство, безработица, отсутствие определенного
места жительства и пр.
Социальная работа с семьями, оказавшимися в
трудной жизненной ситуации, находится в плоскости обеспечения прав человека,
гарантированных Конституцией РФ, международными правовыми актами и иными
нормативно-правовыми актами.
Правовое регулирование социальной работы с
семьями, попавшими в трудную жизненную ситуацию, осуществляется на основе
Закона РФ «Об основах социального обслуживания населения в Российской
Федерации», в котором определена сущность отрасли социального обслуживания.
Социальная работа с семьей, находящейся в
трудной жизненной ситуации должна осуществляться с учетом био-психо-социальных
характеристик каждой семьи. Так, первостепенно социальный работник должен
реагировать на насущные потребности и решать наиболее острые проблемы и только
потом реагировать на более долгосрочные цели.
Анализ
особенностей социальной работы с семьей, находящейся в трудной жизненной
ситуации осуществлялся на основе БУ «Ханты-Мансийский центр социальной помощи
семьи и детям».
Целью деятельности БУ «Ханты-Мансийский центр
социальной помощи семьи и детям» является
удовлетворение потребностей общества в социальном обслуживании граждан,
реализации прав семьи и детей, содействие стабильности семьи как социального
института, улучшении их социального, материального положения и психологического
статуса, обеспечении социальной психолого-медико-педагогической помощи.
Социальная работа с семьями, оказавшимися в
трудной жизненной ситуации осуществляется всеми профильными отделениями БУ
«Ханты-Мансийский центр социальной помощи семьи и детям».
Анализ социальной работы с семьями, попавшими
в трудную жизненную ситуацию в БУ «Ханты-Мансийский центр социальной помощи
семьи и детям» позволяет отметить, что в 2020 году было оказано 60 909
услуг.
Для
оценки эффективности социальной работы с семьями, находящимися в трудной
жизненной ситуации, был проведен опрос. В опросе приняли участие члены семей,
находящихся в трудной жизненной ситуации, в количестве 30 человек.
Итоговая
оценка эффективности деятельности БУ «Ханты-Мансийский центр социальной помощи
семьи и детям» в отношении получения социальных услуг следующая: 73,3%
опрошенных удовлетворены качеством предоставляемых социальных услуг, 16,7% — не
удовлетворены и еще 10% — затрудняются ответить.
Таким
образом, анализ результатов оценки социальной работы БУ «Ханты-Мансийский центр
социальной помощи семьи и детям» показал, что семьи, находящиеся в трудной
жизненной ситуации в большей степени удовлетворены качеством предоставляемых
услуг.
Однако,
для совершенствования качества предоставления услуг необходимо оптимизировать и
систематизировать применение тех или иных технологий.
Для
этого была разработана технология комплексной реабилитационной работы, которая
включает в себя два основных компонента, позволяющих четко определить
потребности семьи и направления помощи:
— диагностика,
которая является основой для постановки целей сопровождения, а также отбор
методик работы с семьей;
— анализ
промежуточных и конечных результатов социальной работы.
При этом, предлагается расширить
социальную работу путем оказания дистанционных социальных услуг и консультаций.
Применение данных технологий позволяют
гарантировать получение своевременной помощи и индивидуальный подход очень
важных для семей, находящихся в удаленных населенных пунктах.
Внедрение дистанционных форм оказания
социальных услуг семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации также станет
актуальным направлением в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19.
Фрагмент текста работы:
1
Теоретические основы организации социальной работы с семьей, оказавшейся в
трудной жизненной ситуации
1.1 Понятие
«семья» и «трудная жизненная ситуация»
Семья – это основанное на браке и кровном родстве
объединение, которое связано взаимным бытом и взаимной ответственностью. Семью
следует рассматривать не только как брак, потому что помимо отношений супругов,
в семье присутствуют и дети, а также иные родственники, ее следует
рассматривать как социальный институт.
На практике семья является основным механизмом
развития и социализации ребенка. Именно
в семье ребенок, посредством взаимодействия с родителями, братьями и сестрами,
бабушками, дедушками, тетями, дядями и другими родственниками объективно
вступает в мир социальных отношений, познает окружающий мир. Под воздействием
такого взаимодействия формируется мировоззрение ребенка, его социальные навыки
и манера поведения в обществе в целом.
При всех изменениях, происходящих в обществе,
разном статусе членов семьи, различных принципов и форм организации
взаимодействия между членами семьи, на протяжении своего исторического развития
семья сохранила свою ключевую функцию – воспроизводство человека, являющегося
носителем социальных отношений обусловленных разным уровнем, характером и
потенциалом путем введения ребенка в социальный мир.
На практике семья,
являясь социальным институтом выполняет достаточно большое количество
специфических функций, перечень которых представлен на рисунке 1.