Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Технология обучения разным видам чтения на уроке немецкого языка в 5-9 классах в средней общеобразовательной школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Чтение как вид речевой деятельности в психолого-педагогическом аспекте 5
1.1. Виды чтения 5
1.2. Особенности обучения разным видам чтения на уроках немецкого языка в 5-9 классах средней общеобразовательной школы 10
Выводы по первой главе 15
Глава 2. Методические основы обучения разным видам чтения на уроках немецкого языка 16
2.1. Этапы обучения чтению на уроках немецкого языка в 5-9 классах средней общеобразовательной школы 16
2.2. Анализ УМК на наличие упражнений для обучения разным видам чтения на уроках немецкого языка в 5-9 классах средней общеобразовательной школы 19
2.3 Результаты использования упражнений для обучения разным видам чтения на уроках немецкого языка в средней общеобразовательной школе 23
2.4 Результаты опытно-экспериментального исследования по обучению разным видам чтения 33
Выводы ко второй главе 35
Заключение 36
Библиографический список 38
Приложение 42
Введение:
Чтение является универсальным видом речевой деятельности, так как позволяет получать новые знания, совершенствовать лексическую, грамматическую стороны речи, расширяет лингвострановедческий культуроведческий кругозор. Особенно большим потенциалом в этой связи обладает чтение на иностранном языке. Именно тексты являются основным источником иноязычной информации, а чтение, в свою очередь, ведущим видом речевой деятельности, позволяющим совершенствовать другие не менее важные виды речевой деятельности.
Чтение является одним из основных навыков, которые учащиеся должны приобрести в процессе обучения, но иногда им это очень трудно. Это связано с тем, что некоторые тексты могут быть непонятны либо из-за содержания, либо из-за незнакомых слов и структуры предложений. Конечно, это может повлиять на мотивацию и интерес к чтению.
Изучение методической литературы по проблемам обучения иноязычному чтению, анализ опыта работы учителей свидетельствуют о том, что учащиеся не овладевают всеми видами чтения в той мере, в какой это необходимо, чтобы пользоваться ими практически. Перед учителями общеобразовательных школ при обучении чтению на немецком языке возникает проблема отбора текстов и четкая организация работы с ними. Ни для кого не секрет, что довольно часто учащиеся работают с текстами, содержание которых выходит за рамки их интересов и потребностей. Это приводит не только к снижению мотивации учения, но и к потере смысла самого чтения как вида речевой деятельности. Кроме того, в новых условиях обучения иностранным языкам больше внимания уделяется устной речи. Эти и обуславливается актуальность данного исследования.
Цель исследования заключается в изучении особенностей обучения разным видам чтения на уроках немецкого языка в 5-9 классах в средней общеобразовательной школе.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
— рассмотреть виды чтения при обучении иностранному языку;
— рассмотреть особенности обучения разным видам чтения на уроках немецкого языка в 5-9 классах;
— охарактеризовать этапы работы при обучении разным видам чтения;
— провести анализ УМК по немецкому языку 5-9 классов в заданном аспекте;
— провести эксперимент по использованию упражнений для обучения разным видам чтения и проанализировать результаты.
Объектом исследования выступает процесс обучения разным видам чтения на уроках немецкого языка учащихся 5-9 классов.
Предметом являются особенности обучения разным видам чтения науроках немецкого языка учащихся 5-9 классов.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: анализ педагогической, методической, психологической литературы по теме, метод синтеза и анализа, метод систематизации, метод анализа и синтеза, педагогический эксперимент и опытная проверка выводов исследования в условиях средней общеобразовательной школы, обработка полученных данных
Теоретическая значимость определяется тем, что в работе обоснована необходимость и целесообразность обучения разным видам чтения на уроках немецкого языка в 5-9 классах; уточнены теоретические представления о видах чтения и особенностях обучения разным видам чтения на уроках немецкого языка в 5-9классх.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты работы могут быть полезны как студентам при прохождении педагогической практики, так и учителям при работе по развитию речевых умений школьников.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения. Во введении сформулированы актуальность, цель, задачи, объект и предмет исследования. В первой главе рассмотрены виды чтения и особенности обучения разным видам чтения на уроках немецкого языка в 5-9 классах. Во второй главе рассматриваются этапы обучению разным видам чтения, проанализированы УМК по немецкому языку 5-9- классов в заданном аспекте, проведен эксперимент по использованию упражнений для обучения разным видам чтения на уроках немецкого языка, а также проанализированы результат. В заключении сформулированы основные выводы. Список использованной литературы включает научные труды как отечественных, так и зарубежных ученых.
Заключение:
Подводя итоги исследования, следует отметить, что цель достигнута: изучены особенности обучения разным видам чтения на уроках немецкого языка в 5-9 классах в средней общеобразовательной школе.
Поставленные задачи выполнены:
— рассмотрены виды чтения при обучении иностранному языку;
— рассмотрены особенности обучения разным видам чтения на уроках немецкого языка в 5-9 классах;
— охарактеризованы этапы работы при обучении разным видам чтения;
— проведен анализ УМК по немецкому языку 5-9 классов в заданном аспекте;
— разработан ряд системных упражнений для обучения разным видам чтения на уроках немецкого языка;
— дадены методические рекомендации по обучению разным видам чтения на уроках немецкого языка в 5-9 классах в средней общеобразовательной школе.
В ходе исследования было выявлено, что при изучении иностранного языка выделяют три вида чтения: 1. ознакомительное – понимание основного содержания текста: уметь обобщить содержание текста, его общую структуру и выбрать главные факты; 2. изучающее – полное понимание содержания текста: восприятие языковых средств и их точное понимание в тексте, извлечение полной фактической информации, содержащейся в тексте, осмысление извлеченной информации; 3. поисковое – выборочное понимание нужной информации: нахождение относительно небольшого количества информации для последующего его использования в определенных целях.
Работа с текстами при обучению разным видам чтения происходит в три этапа – предтекстовый – установить коммуникативную задачу, создать мотивацию у учащихся к прочтении текста, снять лексические и грамматические трудности, которые могут возникнуть при прочтении текста; текстовый – проследить уровень сформированности языковых и речевых навыков; послетекстовый – провести контроль понимания прочитанного текста, развивать умения и навыки устной и письменной речи.
Результаты проанализированных УМК по немецкому языку для 5-9 классов, предназначенных для средней общеобразовательной школы, показали, что в каждом учебнике содержатся тексты и упражнения для обучения разным видам чтения. Тематика каждого текста является актуальной для учащихся. Однако при работе с текстом соблюдается трехэтапный алгоритм работы с текстом. Большинство текстов сопровождаются лишь двумя заданиями текстового или послетекстового этапа. Имеется небольшое количество текстов, которые имеют три этапа работы с ним. Большинство текстов имеют однотипные упражнения – прочитайте текст; ответьте на вопросы; найдите правильный вариант; ответьте, правильно или неправильно высказывание. Некоторые тексты имеют творческие задания – разыграть диалог в паре; провести опрос в классе; дописать конец текста. Отсутствуют задания по обучению учащихся стратегиям чтения текста, облегчающих процесс понимания прочитанного, такие как выделение в процессе чтения в тексте нужной информации, составление плана к тексту, составление схем к тексту. Таким образом, планируя работу с текстом на уроке, учитель должен заранее проанализировать текст и упражнения к нему. В случаи отсутствия упражнений для каждого этапа, он должен разработать свои.
Было проведено опытно-экспериментальное исследование, состоящее из трех этапов: констатирующий – определить начальный уровень активации разных видов чтения – ознакомительное, изучающее, поисковое; формирующий – обучать разным видам чтения с использованием различных упражнений с соблюдением условий работы с текстом; контрольный – определить эффективность использования различных упражнений при обучении разным видам чтения.
На констатирующем этапе определялся уровень сформирования разным видам чтения на уроках немецкого языка, который показал что у учащихся 6 и 8 классов средний уровень ознакомительного чтения, низкий уровень изучающего чтения, и высоки уровень поискового чтения. На формирующем этапе одна группа учащихся обучалась разным видам чтения строго по упражнениям из УМК, для второй группы были разработаны дополнительные упражнения к текстам в соответствии с этапами работы. На контрольном этапе учащиеся также были разделены на контрольную и экспериментальную группы, и контроль сформированности разным видам чтения происходил по аналогии с формирующим этапом. Результаты опытно-экспериментального исследования показали, что учащиеся экспериментальной группы, которые работали с текстами, выполняя дополнительные упражнения, повысили свой процент – ознакомительное чтение в 6 и 8 классах на 40% и 50% соответственно, изучающему чтению 6 класс – на 40%, 8 класс – на 48%, поисковое чтение – 6 класс и 8 класс на 32%. Следовательно, можно утверждать, что использование дополнительных упражнений в соответствии с этапами работы с текстом при обучении разным видам чтения способствует лучшему усвоению материала, мотивирует учащихся к прочтению текста, помогает снять языковые трудности.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Чтение как вид речевой деятельности в психолого-педагогическом аспекте
1.1.Виды чтения
Одним из важнейших элементов в обучении иностранному языку является обучение чтению. Чтение – это речевая деятельность, направленная на зрительное восприятие и понимание письменной речи. Для понимания иноязычного текста предполагается владение набором фонетических, лексических и грамматических информативных признаков, которые делают процесс опознавания мгновенным [6, с. 50-53].
С помощью чтения человек приобщается к научным и культурным достижениям. Чтение является одним из видов речевой деятельности. С психологической точки зрения процесс чтения включает перцептивную, мыслительную и мнемическую деятельность. Цель чтения состоит в извлечении и переработке информации, которая содержится в тексте [25, с. 574-576].
И.Л. Бим утверждает: «Чтение, как и любая другая деятельность, включает в себя определенные действия, которые имеют собственную промежуточную цель. Из этих действий формируется способность реализовывать данный сложный вид речевой деятельности в целом» [7, с. 68].
Чтение выполняет различные функции: служит для практического овладения иностранным языком, является средством изучения языка и культуры, средством информационной и образовательной деятельности и средством самообразования. Как известно, чтение способствует развитию других видов коммуникативной деятельности. Именно чтение даёт наибольшие возможности для воспитания и всестороннего развития школьников средствами иностранного языка [23, с. 105-107].
Разный уровень понимания текста и предъявляемые к нему требования позволили ученым разработать классификацию видов чтения. В основу каждой из них кладутся разные принципы. Так, одни авторы разделяют чтение на виды [40, с. 132-140; 21, с. 59; 34, с. 67; 25, с. 574-576; 32, с. 397-399].
1.по психологическим особенностям их восприятия:
— переводное – беспереводное:
Переводное чтение имеет место тогда, когда учащийся вынужден для понимания читаемого переводить весь текст, а не отдельные трудные для него места. В этом случае нельзя говорить о чтении в собственном смысле слова.
Беспереводное чтение, а вернее – понимание читаемого, может иметь место на любом этапе обучения. Для этого текст должен быть доступен обучающимся по содержанию и форме, т.е. содержание текста должно соответствовать возрастному, культурному иинтеллектуальному уровню обучаемого, а в языковой форме недолжно быть ничего, что бы вызвало особые затруднения и требовало перевода. Поэтому одним из условий беспереводного чтения является предварительная работа над языковым материалом.
— аналитическое или синтетическое:
Синтетическое чтение – чтение, при котором внимание читающего полностью или главным образом сосредоточено на содержании, причем это содержание воспринимается синтезировано и быстро.
Аналитическое чтение – чтение, при котором внимание читающего частично отключается на языковое оформление текста, отсюда это чтение протекает гораздо медленней.
Синтетическое чтение учит пониманию простых текстов, без применения анализа и перевода. Аналитическое чтение служит средством понимания более сложных текстов, включающий отдельные трудности, которые могут быть преодолены только с помощью чтения и перевода
2. по условиям их выполнения:
— подготовленное или неподготовленное:
подготовленное чтение состоит в том, чтобы снимать языковые трудности, прибегая к помощи специальных упражнений. Неподготовленное чтение проводится на текстах, облегченных с языковой точки зрения.
3.по обилию прочитываемого [19, с. 291-295]:
— экстенсивное – интенсивное:
интенсивное – это медленное и тщательное, при котором объясняются мелкие детали. Такое чтение касается грамматики, стилистики и лексики. Прочитанный текст разбирается и анализируется, и когда вы разбираете текст в деталях, интерес к нему теряется. Экстенсивное чтение наоборот направленно не на детали и подробности, а на общий смысл текста.
4. по форме организации учебной работы [42, с. 92-96]:
— классное и домашнее:
классное и домашнее чтение различают по месту его проведения. Домашнее чтение позволяет преподавателю экономить время на уроке, проводя в аудитории лишь контроль понимания прочитанного.
5. в зависимости от коммуникативных задач [30, с. 115; 13, с. 73; 27, с. 272-275]:
— ознакомительное – это не небрежное, неточное чтение, как его иногда трактуют, а как бы чтение «для себя», без какой-либо предварительной установки на последующее использование или воспроизведение полученной информации. Последняя, если и запоминается, то запоминается непроизвольно. Результат этого вида чтения — понимание основного содержания текста. Степень полноты содержания обычно определяется в 70–75 % фактов, причем не потому, что чтец не может достичь полного и точного понимания, а потому, что оно в данном случае ему не требуется.
— изучающее – результатом данного вида чтения является полное (100 %) и точное понимание всех основных и второстепенных фактов, содержащихся в тексте. Так читаются тексты, их отдельные части, информация которых особенно важна для читающего, поэтому он пытается ее максимально точно понять и критически осмыслить. Как правило, предполагается ее дальнейшее использование, поскольку в процессе чтения действует установка и на запоминание. Это приводит к тому, что чтение бывает довольно медленным, сопровождается остановками, проговариванием во внутренней речи, часто переводом (если не как способом понимания, то как способом самоконтроля).
— просмотровое – задачей этого вида чтения является получение самого общего представления о книге, статье, журнале и т. д. в целом. Читающий может преследовать различную степень детализации этого представления — от определения темы статьи до установления круга освещаемых вопросов. Этот вид чтения используется при первичном ознакомлении с публикациями — для определения есть ли в них интересующая информация, при отборе необходимых материалов для контроля работы, при составлении библиографии и т. д. По сути дела, здесь имеет место выборочное чтение отдельных элементов текста (заголовков, подзаголовков, отдельных абзацев, предложений или слов).
— поисковое – направлено на нахождение в тексте конкретной информации — определений, формулировок, цифровых или иных данных. Часть текста, которая является объектом поиска, подвергается изучающему чтению, предшествующий ей материал лишь бегло просматривается. Однако этот просмотр имеет совершенно иную задачу, нежели при просмотровом чтении. При просмотровом чтении читающий стремится составить общее представление, здесь же идет поиск нужной информации;
— смысловое – нацелено на постижение читателем ценностно-смыслового содержания текста, на «вычитывание» того смысла, который задан целью чтения. К тому же обучение чтению должно быть максимально приближено к условиям реальной жизни, в которых обучающимся могут понадобиться данные умения.