Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Технология формирования лингвокульторологической компетенции с использованием материалов СМИ при обучении итальянскому языку в средней школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования лингвокультурологической компетенции в средней школе 6
1.1. Понятие и структура лингвокультурологической компетенции 6
1.2. Возрастные особенности учеников средней школы 10
1.3. Условия успешного формирования лингвокультурологической компетенции у учеников средней школы 15
1.4 Основные подходы к формированию лингвокультурологической компетенции 21
Выводы по главе 1 29
Глава 2. Практические основы формирования лингвокультурологической компетенции у учеников средней школы на материале тематического урока «Футбол в Италии» 30
2.1 Критерии отбора педагогических технологий для формирования лингвокультурологической компетенции 30
2.2 Технология формирования и развития лингвокультурологической компетенции на уроках итальянского языка в средней школе 34
2.3 Описание комплекса упражнений для формирования и развития лингвокультурологической компетенции на материале урока «Футбол в Италии» 42
Выводы по главе 2 49
Заключение 50
Список использованной литературы 52
Введение:
Современные требования к иноязычному образованию в рамках школьной программы выходят за пределы освоения исключительно лексического и грамматического состава изучаемого языка. В условиях доступности международного общения и межкультурной коммуникации значительное внимание уделяется освоению особенностей повседневной жизни, культуры, традиций, системы ценностей того народа, который является носителем изучаемого языка. Эта тенденция объясняется тем, что в современном мире полноценная коммуникация возможна не столько в рамках грамматической корректности речи, сколько в рамках общего культурного контекста.
Именно по этой причине в последнее время на первый план выходит проблема формирования лингвокультурологической компетенции в рамках изучения иностранного языка. Эта компетенция, наряду с речевой и языковой, играет важнейшую роль в освоении иностранного языка. Она позволяет осуществлять иноязычное общение, не допуская нарушений традиций и системы ценностей представителей другой культуры.
Актуальность темы настоящего исследования состоит в том, что проблема формирования лингвокультурологической компетенции изучающих иностранный язык в современной российской школе остается решенной не в полной мере. Стоит отметить, что пока лексика и грамматика языка изучаются более полно и систематизированно, языковая картина мира, ее лингвокультурологические аспекты рассматриваются в отрыве от языка, от контекста. Этот аспект освоения иностранного языка не является системным в рамках школьного иноязычного образования. По этой причине школьники часто демонстрируют стереотипные представления о культуре и ценностях страны изучаемого языка, и, как следствие, не имеют целостной картины функционирования языка в контексте культуры и истории этого языка.
Объектом настоящего исследования является лингвокультурологическая компетенция при изучении итальянского языка в среднем звене российской школы.
Предметом настоящего исследования является технология формирования лингвокультурологической компетенции в рамках изучения итальянского языка в школе на материале урока «Футбол в Италии».
Цели настоящего исследования состоят в том, чтобы:
1. Актуализировать полученные ранее знания и опыт учащихся.
2. Развить умение ознакомительного чтения и проверить понимание учащимися текста.
Поставленные цели подразумевают решение следующих задач:
1. Снять основные языковые трудности учащихся.
2. Расширить знания учащихся на тему «Футбол в Италии».
3. Научить учащихся искать необходимую информацию в тексте.
4. Развить память и внимание учащихся.
5. Развить межкультурную компетенцию учащихся.
Методология исследования включает в себя комплекс теоретических и эмпирических методов научного познания. Так, к теоретическим методам относятся анализ и синтез при работе с исследовательской литературой по теме работы, системный анализ для оценки сформированности лингвокультурологической компетенции у школьников экспериментального класса. Эмпирические методы включат в себя тестирование учащихся в рамках констатирующего и результирующего экспериментов, сопоставление полученных результатов, а также проведение урока, посвященного итальянскому футболу, в рамках выработанной методики по развитию лингвокультурологической компетенции школьников, изучающих итальянский язык.
Теоретическая база исследования включает в себя работы следующих исследователей: А.Е. Александрова, Л.И. Божович, Е.В. Ватина, В.В. Воробьев, Л.А. Городецкая, Ф.С. Кебекова, Е.В. Малькова, Г.К. Селевко, В.В. Сериков, В.П. Фурманова, О.И. Халупо и др.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно содержит в себе методологию формирования и развития лингвокультурологической компетенции школьников, изучающих итальянский язык в средней школе. Ценность исследования состоит в том, что в основу методики повышения лингвокультурологической компетенции положены материалы италоязычных СМИ, посвященных итальянскому футболу, его особенностям и месту в жизни итальянцев. Кроме того, в исследовании приводятся результаты констатирующего и результирующего экспериментов, которые доказывают эффективность выработанной методики.
Структура исследования обусловлена поставленной целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении приводится актуальность исследования, указываются его объект и предмет, цель и задачи. Кроме того, обозначается методология исследования, теоретическая база исследования. Практическая значимость исследования указывает ценность полученных результатов для иноязычного образования в современной российской школе.
В первой главе рассматривается понятие лингвокультурологической компетенции, анализируются возрастные особенности школьников среднего звена обучения, характеризуются условия формирования и педагогические подходы к формированию лингвокультурологической компетенции. Во второй главе рассматриваются существующие педагогические технологии, направленные на формирование лингвокультурологической компетенции у школьников, приводятся результаты констатирующего и итогового экспериментов, описывается методика развития лингвокультурологической компетенции в изучении итальянского языка на примере изучения такого культурного и социального феномена итальянского общества как футбол
Заключение:
Подводя итог проведенному исследованию, необходимо отметить, что лингвокультурологическая компетенция представляет собой явление сознания, которое включает в себя две компетенции: интракультурную и межкультурную.
Процесс формирования лингвокультурологической компетенции происходит наиболее эффективно при учете педагогом возрастных особенностей младших подростков. Среди них такие особенности, как: повышенная реактивность ко всему новому, в особенности к построению новых коммуникативных связей. Сознание их достигает пика своей чувствительности, происходит развитие самооценки и самосознания, а также активное формируется мировоззрение.
Стоит отметить также, что изучение всего разнообразия существующих педагогических технологий, дало нам право сделать вывод о том, что современные педагогические технологии являются наиболее эффективными для развития ЛКК.
Проанализировав педагогические подходы к развитию названной компетенции, приняв во внимание возрастные особенности младших подростков, мы пришли к выводу о том, что применение личностно-ориентированного подхода для формирования лингвокультурной компетенции будет наиболее эффективным в сочетании с лингвокультурологическим подходом, который как раз и выражает ключевые особенности применения лингвокультурологии в рамках изучения иностранного языка.
Важно отметить также, что современные педагогические технологии позволяют эффективно работать с формированием и развитием линвгокультурологической компетенции школьников. Стоит отметить, что полноценная работа с ЛКК возможна в рамках применения новейших педагогических технологий, которые требуют серьезной творческой вовлеченности преподавателя в педагогический процесс.
Сформированная методика урока и комплекс упражнений, посвященные проблеме итальянского футбола, позволяет учащимся сформировать целостное представление об истории футбола, о распространении футбола в Италии, о его роли в итальянском обществе. Кроме того, предложенный комплекс упражнений позволяет учащимся существенно повысить лингвокультурологическую компетенцию в рамках увеличения знаний об итальянском футболе и связанных с ним реалий в итальянской лингвокультуре.
Проведенный урок по предложенной методике доказал свою эффективность в контексте повышения лингвокультурологической компетенции. Сопоставление результатов констатирующего и итогового экспериментов показало увеличение количества учащихся с высоким уровнем лингвокультурологической компетенции и снижение количество учащихся с низким уровнем лингвокультурологической компетенции.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы формирования лингвокультурологической компетенции в средней школе
1.1. Понятие и структура лингвокультурологической компетенции
Язык, являясь частью культуры и ее орудием, также выражает особенные черты национальной ментальности. Именно на основе этой идеи и сформировалась наука лингвокультурология, а также понятие «лингвокультурологическая компетенция».
А. А. Подгорбунских указывает, что компетенция представляет собой характерную особенность человека, имеющееся или приобретаемое качество личности, которое обуславливает особенности поведения человека в обществе [Подгорбунских 2012, с. 437-439].
Лингвокультурологическая компетенция является важной частью освоения иностранного языка, она представляет собой ключевой аспект коммуникативной компетенции иноязычного общения. Следовательно, важно проанализировать существующие в исследовательской литературе точки зрения на понятие «коммуникативная компетенция».
Коммуникативная компетенция определяется как «способность индивида решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения … являет собой нерасторжимое единство двух компонентов -лингвистического и социального, связь определенного объема лингвистических и социальных знаний с умениями и навыками общения» [Шанский, 1989, с. 140].
В.Г. Костомаров отмечает, что коммуникативная компетенция понимается как «способность к выбору и реализации программ речевого поведения в зависимости от способности человека ориентироваться в различной обстановке, т.е. его умения оценивать ситуацию с учетом темы, задач, коммуникативных установок, возникающих у участников до и во время беседы» [Костомаров, 1990, с. 15].