Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Технологии развития творческого потенциала молодежи в досуговой сфере
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы технологий развития творческого потенциала молодежи в досуговой сфере 7
1.1. Понятие творческого потенциала молодежи и значение его развития 7
1.2. Особенности и возможности досуговой сферы в развитии творческого потенциала 18
1.3. Разновидности технологий развития творческого потенциала в досуговой деятельности 29
Выводы по главе 1 38
Глава 2. Эмпирическое исследование развития творческого потенциала молодежи в досуговой сфере 39
2.1. Характеристика эмпирического исследования творческого потенциала молодежи в досуговой сфере 39
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования творческого потенциала молодежи в досуговой сфере 42
2.3. Эффективные технологии развития творческого потенциала молодежи в досуговой сфере и пути их применения 51
Выводы по главе 2 56
Заключение 57
Список источников 59
Приложение 1 65
Приложение 2 70
Введение:
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что проблема развития творческого потенциала – важнейшая задача образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности учащегося, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Современное общество предъявляет все новые, более сложные требования к каждому поколению, только вступающему в самостоятельную жизнь. Постоянно идет обновление образования, переосмысление целевых установок, содержания и организации процесса обучения. Современному обществу требуется творческая личность с активной жизненной позицией, обладающая самостоятельным, гибким и нестереотипным, творческим мышлением и развитым воображением. Личность, способная быстро усваивать, точно и оригинально применять знания, умения и навыки. Поэтому развитие личности, ее творческой индивидуальности должно лежать в основе современного педагогического процесса.
Эффективное решение этой проблемы зависит от содержательных и структурно-функциональных изменений, ориентированных на поиск условий, механизмов и средств создания развивающей среды, которая способствовала бы формированию и развитию творческого потенциала молодежи.
Формирование творчески активной личности молодого человека является одной из важнейших задач современной педагогической науки и практики. Успешное решение этой задачи имеет большое значение, как для общества, так и для самой личности.
Творчество – высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека, отличающаяся социальной значимостью, новизной, оригинальностью, а наиболее подходящие условия для развития творчества молодежи может предоставить досуговая сфера. Досуг предполагает выбор молодым человеком занятия, соответствующего его интересам и склонностям, поэтому досуговая сфера позволяет стимулировать раскрытия творческого потенциала.
Изученность темы исследования. Философская концепция творчества и творческого потенциала представлена в трудах Н.А. Бердяева, И. Канта, Д. Локка и др.
В рамках педагогической науки проблему развития творческого потенциала молодежи рассматривали Л.К. Веретенникова, С.Г. Глухова, В.А. Сухомлинский и др.
Психологические исследования особенностей творческого потенциала, качества творческой личности освещены в трудах Д.Б. Богоявленской, А.В. Брушлинского, А.Н. Лука и др.
В русле социологической науки проблему разрабатывали Я.В. Воронова, П.Ф. Кравчук, В.А. Лысенко и др.
Вместе с тем, существует определенная нехватка исследований, посвященных рассмотрению технологий развития творческого потенциала молодежи в досуговой сфере.
Таким образом, учитывая актуальность и недостаточную изученность проблемы развития творческого потенциала молодежи в досуговой сфере, сформирована цель и задачи исследования.
Объект исследования: творческий потенциал молодежи.
Предмет исследования: технологии развития творческого потенциала молодежи в досуговой сфере.
Цель исследования: исследование технологий развития творческого потенциала молодежи в досуговой сфере и совершенствование путей их применения.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие творческого потенциала молодежи и значение его развития.
2. Определить особенности и возможности досуговой сферы в развитии творческого потенциала.
3. Изучить разновидности технологий развития творческого потенциала.
4. Представить характеристику эмпирического исследования творческого потенциала молодежи в досуговой сфере.
5. Выполнить анализ результатов эмпирического исследования творческого потенциала молодежи в досуговой сфере.
6. Охарактеризовать эффективные технологии развития творческого потенциала молодежи в досуговой сфере и пути их применения.
Гипотеза исследования: предполагается, что для развития творческого потенциала молодежи возможности досуговой сферы не используются в полной мере. Поэтому совершенствование технологий применения творческого потенциала в досуговой сфере будет способствовать развитию творческого потенциала современной молодежи.
Методы исследования:
— анализ научной и учебно-методической литературы по проблеме исследования;
— сравнение;
— тестирование;
— анкетирование;
— табличный и графический;
— качественный и количественный анализ эмпирических данных.
База исследования: автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Институт молодежной политики – институт молодежи».
Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении научных позиций относительно понятия «творческий потенциал молодежи» и значения его развития; в уточнении особенностей и возможностей досуговой сферы в развитии творческого потенциала; в рассмотрении разновидностей технологий развития творческого потенциала и подтверждающих их эффективность научных теорий.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования материалов работы следующими категориями лиц:
— психологами и педагогами с целью оптимизации профессиональной деятельности по развитию творческого потенциала молодежи в досуговой сфере;
— студентами, обучающими по психолого-педагогическому направлению, с целью самоподготовки к тематическим практическим и семинарским занятиям;
— молодыми учеными, занимающими разработкой схожей научной проблематики, с целью систематизации и обобщения эмпирических сведений и методических разработок.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованных источников и приложением.
Заключение:
Современное состояние общества требует развития творческого потенциала молодых людей. Существующие подходы к понятию творческого потенциала позволили определить его, как целостное структурное личностно-деятельностное образование, включающее скрытые способности личности к продуктивной учебной деятельности и реализованные составляющие, отражающие совокупность личностных качеств, знаний, умений, навыков, компетенций. Основой для развития творческого потенциала молодых людей могут стать технологии, применяемые в досуговой сфере. Досуговая сфера создает большие возможности для развития творческого потенциала молодежи, поскольку носит неформальный характер, обеспечивает благоприятную психологическую атмосферу и поддерживает интерес молодежи.
В результате проведенного анализа было определено, что под технологиями развития творческого потенциала выступает научно обоснованная и педагогически спроектированная совокупность методов и инструментов, обеспечивающая в случае своего воспроизведения ожидаемый результат в виде стимулирования творческих способностей участников. В настоящее время существуют разнообразные технологии развития творческого потенциала: игровые технологии, психологические технологии (тренинги), проектные технологии, практикумы, технология решения исследовательских задач и пр.
Для выявления проблем, связанных с развитием творческого потенциала молодежи в досуговой сфере, было проведено эмпирическое исследование, которое позволило установить, что молодые люди обладают недостаточным уровнем творческого развития, поэтому нуждаются в участии в реализации эффективных технологий развития творческого потенциала в досуговой сфере. Этот факт в большей мере верен в отношении студентов из МГТУ, т.к. их уровень творческого развития ниже, чем в группе студентов из Института молодежной политики.
По результатам было выявлено, что существуют проблемы с творческим потенциалом у студенческой молодежи, поэтому был разработан тренинг, реализация которого возможна в работе организатора работы с молодежью в вузах.
Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать гипотезу исследования о том, что молодые люди обладают недостаточным уровнем творческого потенциала, поэтому нуждаются в участии в реализации эффективных технологий развития творческого потенциала в досуговой сфере.
В итоге выполнения выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели, реализовать задачи в полном объеме и подтвердить сформулированную гипотезу.
Научные перспективы дальнейших исследований мы видим в проведении сравнительного анализа результативности у отдельных технологий развития творческого потенциала молодежи в досуговой сфере. Подобный анализ помог бы выявить наиболее эффективные технологии развития творческого потенциала молодежи в досуговой сфере для последующего внедрения в практику.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы технологий развития творческого потенциала молодежи в досуговой сфере
1.1. Понятие творческого потенциала молодежи и значение его развития
В настоящий период существуют некоторые пробелы в концептуальном познании творчества. Несмотря на огромный материал о творчестве и существование бесконечного множества определений творчества, до сих пор не ясно, какова сущность этого феномена, что есть творчество – отражение, становление, развитие, аспект или форма деятельности, особый процесс или форма жизни.
Изучение проблем творчества, творческой личности вызывает большой интерес в мировой науке и является предметом острых дискуссий и споров. Вообще, проблема творчества издавна привлекала внимание исследователей. Первыми исследованиями этого «сложного, таинственного процесса» были философы античности. Человеческая мысль веками билась над разрешением загадок творчества, но до сих пор еще много спорного и неясного в его природе. Одно не вызывает сомнений: творчество является сложнейшим феноменом человеческого мышления [15].
Изучением творчества занимаются многие науки: философия, психология, социология, эстетика, педагогика, науковедение, кибернетика и другие. Возникла даже и особая наука, специально изучающая творческую деятельность – эвристика.
Интерес к творчеству в наше время объясняется глубокими объективными факторами.
Первый из них связан с характерным для XXI века пристальным вниманием к проблемам личности. Современных ученых интересуют вопросы о том, какова роль личности в историческом процессе, в развитии искусства, в чем подлинная сущность человека и смысл его жизни. Центральным же является вопрос, связанный с изучением художника, как субъекта эстетической деятельности.
Второй фактор – это обусловленность интереса к проблемам творчества потребностями современной науки и техники.
Третий фактор заложен в самой природе творчества и практике эстетического восприятия его результатов – романов, стихов, музыки, фильмов, картин и т.д. [34].
Человек понимает самого себя через мир им же создаваемых объектов и посредством их. В плодотворном производительном существовании наиболее полно и целостно раскрывается родовая социально-деятельная сущность человека, его способность творчески, универсально, исторически самоопределяться в мире.
Итак, феномен творчества является одним из актуальных направлений современной науки, при этом разнообразие философских, психологических и психолого-педагогических исследований свидетельствует о существовании различных тенденций в его анализе:
— одни ученые рассматривают специфику творчества, творческого процесса, механизмы, детерминанты творческой деятельности и т.п.;
— другие акцентируют свое внимание на «носителе» творчества, исследуя потенции, способности к творчеству, качества творящего субъекта, условия, способствующие развитию творческой личности [43].
Вместе с тем, анализ научных источников по проблеме позволяет констатировать, что на современном этапе развития науки проблема творчества стала междисциплинарной: ее изучением занимаются представители различных наук – философы, психологи, социологи, педагоги. При этом, само понятие «творчество» имеет широкое и неоднозначное толкование, и это, очевидно, во многом связано с тем, что, по словам Е.Л. Яковлевой [50], творчество как предмет научного исследования обладает определенной спецификой: при попытках строгого научного описания таинственным образом исчезает сам предмет исследования – неуловимый творческий процесс; с другой стороны, попытка приблизиться к сокровенной природе творчества может слишком далеко увести от принятых канонов научности. Однако, несмотря на то что творческий механизм в полной мере еще не изучен, современная наука стоит на позиции того, что творчество выступает основой жизни, фундаментальным признаком функционирования и развития живых систем [50].
Творчество можно рассматривать как с философского, так и с психологического подхода.
Философский подход ориентирован на рассмотрение вопроса о сущности творчества, который по-разному ставился в разные исторические периоды.
Психология исследует творчество как психологический процесс создания нового и как совокупность свойств личности – способностей, мотивов, знаний, умений, которые обеспечивают ее включенность в данный процесс. Значительная роль в психологии отводится воображению, гибкости ума, дивергентному мышлению, а также внутренней мотивации творчества и потребности в самоактуализации.
Содержательный анализ концептуальных подходов (см. табл. 1), интерпретирующих психологические основы понятия творчества, показал, что как в отечественной, так и в зарубежной психологии в свете современных представлений творчество само по себе трудно изучаемо и выступает как сложный, интегральный феномен, включающий:
— интеллектуальные, личностные, мотивационные аспекты (Т.М. Амбайл, Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, Д. Лаверт, А.М. Матюшкин, Е.Б. Старовойтенко, Е.П. Торренс, К. Урбан, Н.В. Хазратова и др.);
— социальные аспекты (Д. Воллас, Х. Груббер, Дж. Накамура, К. Урбан, М. Чиксентмихайи и др.)
— эмоциональные аспекты (Ф. Зенасни, Т. Любарт, К. Муширу, С. Торджман и др.) [45].
Рассматривая понятие «творчество» применимо к отдельной личности, целесообразно говорить о творческом потенциале индивида.
Четкого и однозначного определения «творческого потенциала» в научной литературе нам найти не удалось. Творческий потенциал отождествляют то с одаренностью (Д.Б. Богоявленская, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, Л. Термен), то с креативностью (Э. Ландау, Дж. Рензулли) [22].
Творческий потенциал человека может быть определен по ряду критериев:
— способности к выделению назревшей проблемы и к ее разрешению;
— степени оригинальности мышления;
— степени критичности мышления;
— степени развития творческого воображения и культуре мышления;
— легкости ассоциирования;
— степени сформированного синергетического мышления и др.
Согласно концепции А.М. Матюшкина [30] понятие «одаренность» идентично понятию «творческий потенциал», который раскрывается в любой из областей человеческой деятельности в процессе постановки и нахождения оригинальных решений разного рода проблем. Творческий потенциал заложен в каждом (у всех разный) и развивается по мере его взросления.
Креативность – это потенциальная склонность к разностороннему мышлению, чувствованию и действию, позволяющая выстраивать продуктивное поведение в ситуациях новизны и неопределенности. Психологи связывают творческий потенциал с творческими способностями (Б.М. Теплов [42], В.Д. Шадриков [46]).
Творческие способности – это такие характеристики личности, которые позволяют продуктивно осваивать деятельность, направленную на получение результатов, обладающих новизной.
Творческий потенциал личности определяется также способностью личности к конвергентному или дивергентному типам мышления (Дж. Гилфорд [17], Г. Айзенк [3]).
Согласно точке зрения Б.С. Волкова [14], под творческим потенциалом следует понимать специфическое свойство личности, которое дает возможность человеку создавать уникальные «творения» на базе самостоятельного практического применения полученных ранее знаний, умений и навыков [14].
В соответствии с общей позицией В.И. Андреева [5], Д.Б Богоявленской [9] и Э.Ф. Зеера [21], для развития творческого потенциала не свойственна спонтанность, этот процесс подразумевает существенные усилия, которые необходимо предпринимать как индивиду, так и специалисту, который поощряет эту деятельность.
Таким образом, формирование у индивида творческих умений подразумевает обладание им способностями, мотивами, знаниями и умениями, которые наделяют его творческим потенциалом, дающим возможность, создавать «творения», для которых характерна новизна, оригинальность и уникальность.