Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Гуманитарные науки Теория и история искусства и архитектуры

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Театры Краснодарского края в XX веке: архитектурно-художественное решение и градостроительное значение

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

§1. ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРНОГО ЯЗЫКА ТЕАТРОВ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ В ХХ ВЕКЕ 8

1.1 Театральная архитектура Краснодара как основоположника тенденций архитектурного строения (20-30 годы ХХ века) 8

1.2 Театральная архитектура Краснодара в 40-80-тые годы ХХ века 16

1.3 Театральная архитектура Краснодара в 90-тые годы ХХ века 34

1.4 Кризис театрального строения Краснодарского края в 90-тые годы ХХ века и пути его решения 49

Выводы к §1 54

§2. ОСНОВНЫЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ЗДАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ХХ ВЕКА 61

2.1 Театральная архитектура города Сочи 61

2.2 Решения театральной архитектуры города Новороссийска 70

2.3 Театры Армавира и Туапсе 77

Выводы к §2 86

Заключение 89

Список использованной литературы 93

АЛЬБОМ ИЛЛЮСТРАЦИЙ 102

  

Введение:

 

Тематика данной Выпускной Квалификационной Работы связана с исследованием архитектурно-художественных решений и градостроительного значения театральной архитектуры Краснодарского края в ХХ веке.

Исследователи в той или иной степени затронули соответствующие вопросы в контексте решения других проблем (изучение истории театра ХХ века, истории городов и поселков). Для нашей дипломной работы имеют большую ценность обобщающие труды по истории культуры городской и региональной, что и послужило материалами исследования. В 1970-1980-е годы заметно возрос интерес к городской культуре и урбанистической среде (взаимосвязанному целому, формируемому при техническом развитии). Сочетание разновременных составляющих такого развития, значимость «старого» и «нового» художественной культуры для формирования городов рассматривает А.В. Иконников . Историю русского театра также обозревают в своих работах И.С. Носов , В.И. Немирович-Даниленко .

С конца 1980-х изучение истории региональной художественной культуры обрело новый качественный уровень (труды И.И. Горловой , Н.А. Моисеевой и В.И. Ляха , Н.Г. Денисова , А.И. Слуцкого ). Неоценимо значение таких работ, как статья И.И. Горловой и А.И. Слуцкого «К вопросу об исторических особенностях формирования образовательной инфраструктуры в области культуры и искусства Краснодарского края». Данная работа даёт возможность оценить течение развития театральной архитектуры Краснодарского края, в соответствии с тенденциями культурного развития страны.

Определенную ценность применительно к заявленной теме имеют результаты комплексного изучения города Екатеринодара как социально-культурного организма, изложенные в статьях и кандидатской диссертации В.В. Бондаря. Особый интерес представляет его совместная с В.П. Казачинским работа «Архитектура и градостроительство Кубани XIX-XX веков» , написанная в 2001 году. Исследуя пространственную среду города, авторы опубликовали сведения о помещениях Екатеринодара, где ставились спектакли. С.Н. Ктиторов провел аналогичное исследование Армавира и отдельных городов Черноморского побережья Кавказа . В данных работах описана архитектура помещений, их интерьер и экстерьер, что важно при оценке театральных зданий до их реконструкции.

Н.А. Моисеева и В.И. Лях в вышеупомянутой работе собрали свидетельства о театральной жизни, которые позволяют воссоздать ее историю, проследить эволюцию. Работа также содержит сведения о том, что с развитием театральной инфраструктурой, строительством новых театральных зданий, культурная жизнь Краснодара приходила к своему процветанию. Проблема, послужившая отправной точкой исследования Н.Г. Денисова, может быть сформулирована как необходимость обобщения и систематизации опыта, уже накопленного в области народной художественной культурой Кубани в современных условиях и прогнозирования дальнейшей ее эволюции. В данном ключе рассмотрены разнообразные аспекты культурной жизни Кубани, в том числе генезис театра и прогнозирование его дальнейшего развития.

История кубанской архитектуры в последнее время стала предметом специализированных исследований. Фрагментарно, применительно к отдельным поселениям (в основном городским), она рассматривалась в рамках работ, которая часто носили лишь научно-популярный характер.

Градостроительная политика, игнорирующая исторический опыт и не имеющая четкого научного обоснования, привела к тому, что за последние десятилетия была утрачена значительная часть характера внешнего облика исторических поселений.

Актуальность темы исследования обусловлена интересом к прошлому русской театральной архитектуры, в том числе к её архитектурно-художественным решениям и градостроительному значению, поскольку понимание данного комплекса позволяет развивать понимание плана проведений застройки города, работы в соответствии с историческим духом города.

Комплексное исследование театральной архитектуры областных городов, обобщающее исторический опыт развития театра в российских областях, является элементом огромной мозаики, из которой впоследствии сформируется полная картина формирования театрального пространства в России XX века.

Этот период представляет наибольший интерес для исследования: в послереформистские десятилетия успех развития отдельных областей, в том числе южных российских центров, способствовали стиранию острой границы, которая отделяла культурную жизнь Москвы и Санкт-Петербурга от жизни провинциальных городов России.

Научная новизна исследования. Архитектура театров Краснодара и Краснодарского края рассматривается впервые в комплексном виде в указанных хронологических рамках рассматривается впервые. Ее разработка, как нам представляется, будет способствовать выявлению общего и особенного в развитии архитектурных решений театра российских столиц и провинции, установлению специфических особенностей формирования образного и стилистического языка архитектуры в Краснодарском крае.

Цель исследования – выявление архитектурно-художественных решений и градостроительного значения театров Краснодарского края ХХ века.

Соответственно цели, были сформулированы следующие задачи исследования:

1. Проанализировать предпосылки и основные тенденции строительства театральных зданий в городах Краснодарского края;

2. Исследовать феномен кризиса театральной архитектуры Краснодарского края в конце ХХ века и пути его решения;

3. Проанализировать театральную архитектуру Краснодара как основоположника тенденций театральной архитектуры Краснодарского края;

4. Провести детальный анализ объемно-пространственных структур, экстерьера и интерьера театральной архитектуры Краснодара и Краснодарского края.

5. Сопоставить тенденции театральной архитектуры с ведущими тенденциями российской театральной архитектуры.

6. Рассмотреть архитектурные решения и выявить значение театральной архитектуры других городов Краснодарского края.

Объект исследования – театральная архитектура Краснодарского края ХХ века. Предмет исследования — архитектурно-художественное решение и градостроительное значение театральной архитектуры Краснодарского края ХХ века.

Методы исследования. Методика исследования основана на комплексном изучении текстового, графического и иллюстративного материала в отечественных и зарубежных архитектурно-строительных изданиях, включая периодическую печать. Также в исследовании применяется графоаналитический метод, и метод сравнительного анализа. Сравнительный анализ конструктивных принципов и внутренних структур объектов проводится на основе фотоизображений, чертежей.

Теоретическое значение работы. Исследование расширяет научное знание о театральной архитектуре Краснодарского края ХХ века, ее истоках, принципах формирования, методах и приемах, используемых в подходе к проектированию.

Практическое значение работы. Фактографическое и концептуальное содержание работы найдет применение в научной и преподавательской деятельности. Материалы работы могут быть использованы в разделах курсов «История отечественной культуры», «Кубановедение», предполагающих знакомство с театральной архитектурой Юга России.

Структура работы. Работа состоит из введения (5 страниц), основной части, включающей две главы (91 страница), заключения (4 страницы), списка используемой литературы, включающей в себя – 109 источников, списка и альбома иллюстрации, в котором содержится – 23 работы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Любой город — сложнейший хозяйственный и социокультурный организм. И он не может быть однажды построенным и вечно застывшим — он должен развиваться. Но пространственное развитие современного города должно логически и эмоционально продолжать те архитектурные и градостроительные традиции, что были заложены предшествующими поколениями зодчих. Культура, как известно, сохраняет историческую преемственность поколений и вместе с тем наиболее ярко демонстрирует изменения, происходящие в обществе. Каждая эпоха, каждый период меняли культурный облик Кубани. Исследование развития театральной инфраструктуры на Кубани и в Черноморском регионе во второй половине XIX — начале XX века. Это позволяет нам сделать следующие выводы.

Развитие театральной инфраструктуры в российской провинции стало результатом изменений в культурной географии России в изучаемый период. В конце девятнадцатого — начале двадцатого века. Не только в Санкт-Петербурге и Москве, но и в провинции экономика, культура и образ жизни российского общества претерпели большие изменения. Были созданы учебные заведения, увеличилось число интеллектуалов за счет местных резервов, а интерес к печатному слову, литературе и искусству возрос в результате миграции. В столице и в провинции, помимо национальной системы королевских театров, существовало бесчисленное множество предприятий, которые оказывали сильное влияние на гастрольную практику того времени. Рост творческой и организационной составляющих гастрольных театральных мероприятий стал в это время важнейшим фактором развития культурной жизни южнороссийского общества.

Необходимым условием для оптимального развития театральной жизни было наличие инфраструктуры — набора системных элементов, создающих условия для успешного функционирования театральных коллективов. Вторая половина XIX — начало XX века стали периодом формирования театральной инфраструктуры в российских губерниях, включая относительно новые территории Российской империи, такие как Кубань и Причерноморье.

Основным элементом театральной инфраструктуры было подходящее место для постановки театральных спектаклей. В отсутствие театральных зданий это были клубы, залы частных домов, народные дома, учебные заведения, кинокамеры, цирки, здания для общественных собраний и театры. В течение исследуемого периода наблюдалась следующая эволюция. Первые театральные здания в областном городе характеризовались деревянными летними постройками с парафиновым освещением и плитами для обогрева. В последнее десятилетие перед революцией был построен Каменный театр с электрическим освещением, паровым отоплением, большим зрительным залом (1000-2000 мест) и полным набором необходимых подсобных помещений (гримерные и т.д.), просторным фойе и буфетом. Предприниматели и владельцы театра старались привести техническое состояние здания в соответствие с передовыми стандартами тех лет. Театральное помещение, подходящее для зимних представлений, было построено муниципалитетом и частными лицами. Наличие этого элемента театральной инфраструктуры способствовало развитию театральной жизни региона.

На юге было мало устоявшихся театральных трупп. Предприниматели, заключавшие контракты с домовладельцами или местными властями (при аренде городской собственности), завершали компанию, привлекая в нее одну или двух городских знаменитостей. Появление более или менее мощного свободного предпринимательства, новые, просторные и хорошо оборудованные театральные здания и, прежде всего, повышенный интерес к театру среди всех слоев населения города способствовали успеху гастролей. Актеры в столице.

Гастроли на юге, особенно в летние месяцы, привлекали большинство театральных компаний. Однако относительно небольшое количество жителей (постоянный состав публики) требовало частых изменений не только в репертуаре, но и в исполнителях. Условия для более или менее постоянного присутствия театральных компаний в провинциальных городах возникли не в одночасье, а развивались в течение долгого времени.

Развитие театральной инфраструктуры в городах Черноморского побережья имеет свою специфику, определяемую характером курортов и потребностями публики (в основном приезжей). Лучшее время для посещения Черноморского побережья совпадает с сезоном наплыва туристов, и долгое время многие специальные театральные здания в городских поселениях региона были летними (закрывались с приходом холодов). Помимо самих театральных зданий, спектакли и концерты на побережье проходят в залах курорта, круглых залах городских садов и в номерах отелей.

Местные органы власти были заинтересованы в успешной работе театров и могли влиять на художественный уровень постановок, на выбор состава гастрольных трупп. За деятельностью арендаторов и антрепренеров, направляя ее в нужное для города культурно-просветительное русло (в частности, принимая участие в формировании репертуара принимаемых трупп), наблюдала Городская управа в лице специальной структуры — Театральной комиссии. Комиссия исходила не только из финансовых интересов города: заботясь о качестве зрелищных мероприятий, она принимала непосредственное участие в организации театральной жизни — стимулировала развитие театральной инфраструктуры.

Произошедшие процессы, сформировавшие пространственную среду многих российских городов, хаотичны, дезорганизованы, антиэстетичны и, в конечном счете, нечеловечны по своей природе. В некоторых случаях, как, например, в Краснодаре, общий пространственный облик исторического центра, включая театральные постройки, практически утрачен.

Проблема представляется настолько острой, что, если бы не были приняты шаги по её решению, то следует ожидать лавины коммерциализации использования городской земли, зданий и даже историко-культурного наследия, которое в недостаточной мере контролируется со стороны государства. Это приведет к полной потере отличительного характера архитектуры Краснодарского края.

Только единая политика формирования пространственной среды, исторического ядра и развития новых территорий создаёт условия для преодоления существующих конфликтов между более современной архитектурой и архитектурно-градостроительным наследием. Создать гармоничную среду обитания для людей и изменить их «пространственный менталитет» – это очень важная задача.

Определение характеристик кризисных ситуаций и выявление их причин в контексте ретроспективного анализа процесса городского планирования является первым шагом на этом пути. Настоящее исследование может стать участком огромной мозаики, из элементов которой впоследствии сложится полная картина формирования театрального пространства российской провинции.

 

Фрагмент текста работы:

 

§1. ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРНОГО ЯЗЫКА ТЕАТРОВ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ В ХХ ВЕКЕ

1.1 Театральная архитектура Краснодара как основоположника тенденций архитектурного строения (20-30 годы ХХ века)

Исследование периода крупнейших конкурсов на театр в СССР, в частности, рассмотрение поисков театра нового типа как инструмента преобразования жизнедеятельности в городе, позволяет понять, какими архитектурными методами обеспечивалась связь исторического и вновь создаваемого города и как на это влияли идеи театрального действия, формируемые в новых социальных условиях общественного развития. Театральная архитектура Краснодара в 20-30-тые годы ХХ века

Первый театр, построенный в Краснодаре, получил название Краснодарского летнего театра. Он строился по проекту архитектора Василия Филиппова в начале ХХ века, и был открыт к 1908 году.

Здание также носило название «Общественного воксала» (места для проведения развлекательных мероприятий) и располагалось в Городском саду. Главным объектом городского сада всегда считался летний театр. Он располагался в западной части сада, где выступали приезжие артисты, в том числе Ф.И. Шаляпин, а с появлением Екатеринодарского электронного биографа — кинотеатра, в 1907 году в Городском саду был открыт Электронный биограф, позволяющего демонстрировать фильмы на открытом воздухе. Здание театра в Городском саду имело деревянную конструкцию с кирпичным фундаментом. Сначала Летний театр просуществовал всего два месяца — он был непреднамеренно уничтожен пожаром в 1883 году. Он был перестроен в 1887 году. С тех пор он несколько раз перестраивался и расширялся. Последний был построен в 1908 году по проекту архитектора З. П. Коршевца.

Здание было построено из дерева и считалось единственной театральной площадкой до строительства зимнего (стационарного) театра. Деревянный театр выглядел нарядно и нравился жителям города. В действительности сцена представляла собой деревянные подмостки, установленные в саду среди цветов и деревьев, а зрительный зал был задней частью театра, точнее, широким крыльцом под навесом.

Ушли в прошлое привычные театральные кресла, их заменили садовые диваны и легко чистящиеся стулья. Из-за камерного характера переоборудованного зала в нем осталось очень мало сидячих мест, всего два-три десятка. Согласно планам муниципалитета, парковый комплекс с театром стал центром политической и образовательной работы.

В 1909 году был открыт Екатеринодарский зимний театр, которому был свойственен ассиметричный фасад, отсутствие прямоугольного решения фасада, скруглённые углы и текучие формы декоры, использование керамической плитки и художественного металла на фасаде, принцип построения здания «изнутри наружу»: композицию зданий и внешний вид фасадов диктовало художественное оформление интерьеров. Таким образом можно отследить значительное влияние стиля московского модерна на архитектуру данного театра. Поскольку открытие европейцами культуры Японии дало мощный расцвет красивым линиям, цветам и философии в искусстве. Его рождение ознаменовало наступление века великих перемен в искусстве, когда в жизни уже прочно утвердился век машин, и полным ходом шла промышленная революция. Ушло увлечение прошлым, историзм, эклектика на рубеже веков вытеснены новым, до невозможности изящным, символичным и универсальным синтетическим стилем.

Соединение искусства и самого передового инженерного решения. Его главная отличительная черта — отказ от прямых линий и углов в пользу более естественного плавного движения изогнутых «природных» линий. Линии модерна часто напоминают танцующие, волнистые арабески, проникнутые органической энергией и жизненной силой растений. Другой особенностью нового стиля стало стремление архитекторов и художников создать единый синтетический стиль, в котором все элементы архитектурного объекта, убранства его интерьеров были бы связаны в единое художественное целое. Архитекторы модерна смело шли на применение асимметричных решений в группировке объемов и расположении оконных и дверных проемов. Формы окон, дверей, лестниц становились разнообразными чуть ли не до бесконечности. А декоративное убранство фасадов, и особенно интерьеров, достигло невероятной изощренности.

22 мая 1908 года в Екатеринодаре была произведена закладка фундаментального четырехэтажного здания Зимнего театра. Театр принадлежал предпринимателям – купцам В. Гуренкову и Н. Болденкову; проект здания составлялся знаменитым московским архитектором академиком Ф.О. Шехтелем. Композиция этого огромного кирпичного сооружения была разработана в духе каркасных построек. Здание, покрытое ровной цементной штукатуркой, выглядело невесомым, словно парящим в воздухе. Венчал постройку плоский широкий карниз, слегка выступающий над фасадом. На стенах были помещены тремя столбцами списки великих композиторов и драматургов и указаны римским цифрами годы строительства театра. Возведением здания театра занимался ученик и помощник Ф. Шехтеля А.А. Козлов.

Здание Зимнего театра стало новым словом в архитектуре не только провинции, но и России. Красивое фойе по мраморной парадной лестнице вело через ряд светлых просторных комнат в зрительный зал на 1300 мест с тремя люстрами-звездами, где горели 750 цветных лампочек. Сцена театра стояла на передвигающихся железных станках различной высоты, что позволяло избегать стука и грома во время постановки пьесы. 28 сентября 1909 г. состоялось торжественное освящение Зимнего театра. Во время оккупации Краснодара здание зимнего театра было разрушено и восстановлено в первые пять лет после Отечественной войны как Краснодарская филармония. Ныне здание Краснодарской филармонии имеет статус «памятника архитектуры» .

Первый советский театр драмы имени товарища Луначарского был построен в 1920 году, в стиле конструктивизма. Среди основных особенностей здания можно выделить: монолитность внешнего облика здания, скруглённые формы. Архитектура 1920-х и 1930-х годов отказалась от принципа «искусство ради искусства» и сосредоточилась на практических и даже утилитарных целях. В архитектуре принципы конструктивизма были разработаны в теоретических лекциях А.А. Веснина и М.Я. Гальперина, отразились изначально на архитектурных проектах Москвы, позже были переняты другими российскими городами. Конструктивная основа архитектуры воплощена в перспективе (железобетонный каркас).

Конструктивизм считается советским явлением, возникшим после Октябрьской революции, одним из направлений нового, авангардного, пролетарского искусства, хотя, как и любое явление в искусстве, его нельзя ограничивать рамками одной страны. Поэтому можно утверждать, что предшественники этой архитектурной тенденции, например, такие сооружения, как Эйфелева башня, принявшие принципы открыто-каркасного строительства, демонстрировали структурные элементы внутри внешней архитектурной формы. Этот принцип выявления структурных элементов стал одним из важнейших приемов в архитектуре ХХ века и был положен в основу международных стилей и конструктивизма.

В то время как «индустриальное искусство» стало концепцией, сам термин конструктивизм был прочитан теоретиками в этом направлении (в лекциях и памфлетах слова «конструктивный», «конструкция», «пространственное построение» встречались всё чаще). Помимо этих направлений, новаторские тенденции футуризма, супрематизма, кубизма и пуризма в изобразительном искусстве 1910-х годов оказали сильное влияние на формирование конструктивизма, но основой его социальных условий было именно «промышленное искусство». Это была прямая отсылка к современной российской действительности 1920-х годов (эпоха первых пятилеток).

«Первый советский театр драмы имени товарища Луначарского», ставший впоследствии Краснодарским краевым театром драмы, а ныне Краснодарским академическим театром драмы имени Максима Горького, родился 29 апреля 1920 года. Театр не прекращал выступать на подмостках всего региона, в том числе и в бывших районах, во время Охранной войны.

В первое десятилетие после социалистической революции в России почти не строились театры. Молодой советский театр вышел на улицы. Городская площадь стала огромной сценой для массовых представлений.

Творчество архитекторов эпохи конструктивизма часто было связано с творчеством художников, в частности, театральных артистов. Архитекторы и художники думали об объеме, текстуре и цвете в контексте пространственных категорий. К сожалению, о раннем облике данного здания известно очень мало, поскольку оно поддавалось множественным реконструкциям после того, как театр приобрёл имя М. Горького. Архитектурные решения обновлённого здания театра будут описаны далее, в соответствии с эпохой постройки.

Аналогичным примером здания стиля конструктивизма служит Краснодарский краевой театр кукол, построенный в 1939 году. Зданию присущи строгость, геометризм, лаконичность форм, монолитность внешнего облика, малое количество украшений (которых не было изначально, они были добавлены лишь в 1955 году).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы