Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Театрализованная игра как средство развития творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста (на примере МАДОУ «Детский сад №13» городского округа Кашира)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ 8
1.1. Сущность понятия «творческий потенциал»: подходы, структурная организация, качественные особенности 8
1.2. Развитие творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста 16
1.3. Роль театрализованной игры в развитии творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста 21
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 27
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ 28
2.1. Организация и методики исследования 28
2.2. Программа развития творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной игры 40
2.3. Оценка эффективности программы и интерпретация результатов исследования 46
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 75
Введение:
Актуальность исследования. В современное время в связи с многогранностью и скоростью развития прогресса происходит активный поиск новых технологий с целью максимального развития творческого потенциала дошкольников. Противоречия, возникающие между требованиями образовательных программ к умственному развитию ребенка и низким уровнем способностей ребенка создавать что-то новое на основе приобретаемых знаний, до сих пор остаются неразрешенными. Традиционные системы дошкольного обучения основываются на использовании преимущественно репродуктивной деятельности по усвоению готовых истин, в то время как исследовательский поиск остается вспомогательной дидактической структурой целостного педагогического процесса. Депривация поисковой активности приводит к потере любознательности, способности мыслить, творчески преобразовывать.
Развитие творческого потенциала личности – одна из главных задач педагогической теории и практики. Применительно к творчеству потенциал предполагает наличие личностных качеств, которые содействуют личностному развитию и созданию новых социально значимых предметов духовной и материальной культуры. Творческая продуктивность обеспечивается благодаря наличию творческих способностей, креативности, выступающих ядром творческого потенциала. Творческий потенциал способствует творческой самореализации личности. Дошкольный возраст общепризнанно является самым сензитивным периодом для развития творческого потенциала, потому что у ребенка еще не сформировано критическое отношение к происходящему, следовательно, тем эффективнее педагогическое воздействие.
В Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности охарактеризованы цели и задачи, соответствующие современной реальности: подготовка граждан к максимально эффективному использованию своих способностей, знаний и умений в нестандартных условиях, выработка способности быстро и качественно реагировать на современные общественные новации в науке и технике.
В условиях ФГОС дошкольного образования особенную значимость обретает формирование творческого потенциала в форме игры, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. Одной из приоритетных задач Стандарта является развития способностей и творческого потенциала ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром в соответствующих возрасту видах деятельности.
Наиболее эффективным средством для развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста является театрализованная деятельность. Театрализованные игры предоставляют возможности для творческого развития дошкольников — развивают творческую самостоятельность, активизируют стремление импровизировать, искать выразительные средства для создания соответствующих образов.
Проблема творчества и творческих способностей анализировалась в работах таких отечественных ученых, как П.К. Анохин, Д.Б. Богоявленская, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, В.И. Дружинин, О.М.Дьяченко, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Е.В. Матюшкин, А.М. Матюшкин, В.Н. Мясищев, Н.Н. Поддьяков, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков и др., а также зарубежных исследователей, – Д. Векслер, Дж. Гилфорд, Е.П. Торренс.
Изучением детского творчества в театрализованной деятельности занимались И.Г. Андреева, М.П. Зацепина, Е.А. Медведева, Л.С. Фурмина, О.В. Солнцева и др.
Развитию игрового творчества посвящены работы В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина и др. В настоящее время педагогами рассмотрены особенности организации театрализованной деятельности детей в дошкольном возрасте, определены содержание и задачи работы в разных возрастных группах (Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович, и Э.Г. Чурилова). Выделены основные принципы организации театрализованной деятельности (А.И. Буренина), предложена методика работы (Т.Н. Доронова, Э.Г. Чурилова), выявлены особенности проведения театрализованных занятий (Л.В. Куцакова и С.И. Мерзлякова, М. Д. Маханева).
Таким образом, анализ актуальности исследования позволил выявить противоречие между необходимостью развития творческого потенциала у дошкольников и недостаточным использованием театрализованной игры в данном контексте.
Актуальность данной темы дала возможность сформулировать проблему исследования: каковы особенности применения театрализованной игры для развития творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста?
Цель исследования – разработать, обосновать и оценить эффективность развития творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной игры.
Объект исследования – процесс развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – театрализованная игра как средство развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста.
В основу исследования положена гипотеза о том, что развитие творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной игры будет эффективно, если:
– создана развивающая предметно-пространственная среда, которая способствует свободному проявлению творческого воображения, мышления детей;
– разработана система занятий, нацеленных на развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста;
– на занятиях учтены индивидуальные особенности, склонности, интересы детей.
В соответствии с целью нами были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития творческого потенциала, определив концептуальную основу, подходы, структурную организацию и качественные особенности понятия.
2. Рассмотреть особенности развития творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить возможности театрализованной игры в развитии творческого потенциала в старшем дошкольном возрасте.
4. Разработать и апробировать на практике программу развития творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной игры и оценить ее эффективность.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: изучение передового педагогического опыта; комплекс общенаучных методов построения теории (сравнение, обобщение, конкретизация, анализ литературы); наблюдение, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы), методы статистической обработки результатов исследования. В работе использовались методики исследования: методика «Вербальная фантазия» (С.А. Гречко), методика «Представь и изобрази характер сказочного персонажа в интонации, движениях и жестах» (Г.Л. Урунтаева, Ю.Л. Афонькина), методика «Сочини сказку (рассказ) и разыграй его» (Г.А. Урунтаева), методика «Как спасти зайку» (В.Т. Кудрявцев).
База исследования. Эмпирическое исследование проводилось на базе МАДОУ «Детский сад № 13» городского округа Кашира. В исследовании приняли участие приняли участие 40 детей, составившие экспериментальную и контрольную группы (по 20 человек в каждой группе).
Практическая значимость исследования. Содержащиеся в работе теоретические и научно-методические материалы могут быть использованы в практике дошкольного образования: дефектологами, психологами, педагогами дошкольных учреждений.
Структура работы. ВКР работа включает введение, две главы, заключение, список литературы. Работа иллюстрирована таблицами, рисунками. Имеется приложение.
Заключение:
Дошкольное детство является наиболее благоприятным периодом для развития творческих способностей ребенка. В современных концепциях отсутствует единая трактовка понятия «творческий потенциал». Творческий потенциал личности представляет собой целостный комплекс деятельных способностей и иных личностных качеств, необходимых для активного и компетентного участия в деятельности по обогащению имеющегося социального опыта.
Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу изучения творческого потенциала, выделены ведущие определения: «определенный уровень психических личностных возможностей, внутренней энергии, ориентированной на творческое самовыражение» (Б.Д. Парягин); «совокупность способностей и других черт, которые способствуют эффективности мышления» (Дж. Гилфорд); «потенциальная креативность» (И.Л. Левин); «система личностных особенностей и система знаний и умений, побуждающих личность к творческой самореализации» (В.Г. Рындак); «способность к творчеству» (Л.К. Веретенникова); «системное личностное образование, включающее мотивационные, интеллектуальные и психофизические резервы развития» (Ю.Н. Кулюткин); «приобретенные и автономно выработанные навыки, умения, способности к созидательным, разрушительным, продуктивным, репродуктивным действиям» (М.С. Каган) и т.д.
Структурно творческий потенциал представлен совокупностью способностей интеллекта, свойствами креативности, спектром личностных проявлений (эмоционально-волевых, сознательных, поведенческих и т.д.), это система личностных способностей (изобретательность, критичность, открытость ко всему новому), которые позволяют оптимально преобразовывать, менять приемы действий в соответствии с новыми условиями.
Театрализованная деятельность создает оптимальные условия для формирования творческого потенциала детей. В театрализованных играх творческий потенциал развивается путем перехода от подражания взрослым к попытке самостоятельного переноса приобретенного опыта в деятельность; дети приходят к созданию нового, воображаемого творческого замысла через несовпадение игрового и реального действия.
Обобщение результатов эмпирического исследования по проблеме развития творческого потенциала детей дошкольного возраста средствами театрализованных игр позволяет сформулировать следующие выводы. Исследование осуществлялось в форме педагогического эксперимента и включало констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
По итогам констатирующего этапа эксперимента уровни сформированности творческого потенциала старших дошкольников отличаются недостаточной сформированностью. Признаки развития творческого воображения у детей либо слабо выражены, либо практически отсутствуют. Дошкольники обеих групп отличились недостаточной скоростью процессов воображения, недостаточно сформирована оригинальность, глубина и проработанность образов воображения, богатство фантазии, в то время как эмоциональность образов воображения отмечается наибольшей сформированностью. Большинство детей правильно передавали различные эмоциональные состояния и характеры героев, использовали при этом образные выражения и интонационно-образную речь, сопереживали героям, но иногда свои действия обосновать затруднялись. Дети не всегда способны показать образ в динамике, требуется помощь при создании новых образов, недостаточно проработаны мимика, походка, интонация. Половина детей ограничивались простым выбором при решении задачи, использовали предметы в готовом виде и механически переносили их свойства в новую ситуацию, остальные дети руководствовались приемами простейшего символизма, не выходя за пределы ситуации выбора.
Программа по развитию творческого потенциала детей средствами театрализованной деятельности включала в себя режиссерские игры: настольный театр картинок, настольный театр кукол; игры-драматизации: игры-драматизации с пальчиками, игры-драматизации с куклами, импровизация. Каждое занятие содержало ритуалы приветствия, разминку, основную и заключительную части, рефлексию. В соответствии с задачами программы использовались различные методы и приемы: наглядные (сюжетные картинки), словесные (беседы, чтение, обсуждения), игровые (игры-инсценировки; игры-имитации, игры-драматизации; пластические и динамические этюды и др.) практические (театрализованные упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера, продуктивная деятельность, пальчиковая гимнастика, направленные на развитие воображения, активизацию фантазии и творческой инициативы детей); рефлексия для ассимиляции полученного опыта.
По итогам контрольного этапа выявлена положительная динамика в развитии творческого потенциала дошкольников, что подтверждает эффективность проведенных мероприятий. У детей отмечается высокая продуктивность решения творческих игровых ситуаций, создаваемые образы отличаются оригинальностью и новизной. Активно развито репродуктивное воображение, стали более выраженными, проработанными и оригинальными образы воображения; выявлена лучшая скорость процессов воображения, отмечается оригинальность и богатство фантазии в создании образов, а подробность деталей и характеристик персонажей свидетельствует о глубине и проработанности образов. Половина детей способны проникать в художественный образ, передавать эмоции и характер героев, пользоваться интонационно-образной речью, оставшейся половине детей необходима подсказка педагога. Дети способны раскрыть образ в динамике, создать новые образы на основе уже известных. Повысился уровень принятия творческих решений.
Таким образом, театрализованная деятельность обладает огромными возможностями для развития творческого потенциала дошкольников.
На основании полученных эмпирических результатов исследования можно утверждать, что гипотеза нашла свое подтверждение, т.е. развитие творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной игры эффективно, если:
– создана развивающая предметно-пространственная среда, которая способствует свободному проявлению творческого воображения, мышления детей ада;
– разработана система занятий, нацеленных на развитие творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста;
– на занятиях учтены индивидуальные особенности, склонности, интересы детей.
Театрализованная деятельность развивается в соответствии с изменением субкультуры современных детей и требует поиска новых методических решений при развитии творчества детей. Однако в научной литературе изучение возможностей театрализованной деятельности как средства развития творческого потенциала дошкольников носит фрагментарный характер и требует дальнейших разработок. Поэтому данное исследование не претендует на исчерпывающее, и в последующем планируется проведение с детьми дальнейшей работы и особое внимание будет уделяться методам педагогического руководства театрализованными играми детей.
Фрагмент текста работы:
1.1. Сущность понятия «творческий потенциал»: подходы, структурная организация, качественные особенности
В настоящее время в научной литературе недостаточно раскрыто понятие творческого потенциала личности, не освещены социально-психологические механизмы его формирования, развития и реализации, не описаны объективные условия и субъективные факторы, которые обусловливают процесс его формирования.
Справочная литература определяет слово «потенциальность» как «совокупность имеющихся средств, возможностей в какой-либо области» или «необходимых для чего-нибудь» [45, с. 395].
В философском словаре «потенциал» определяется как источник, возможность, средство, запас, который возможно использовать для решения определенных целей и задач [51]. Применительно к творчеству потенциал предполагает существование качеств личности, которые обеспечивают ее развитие, создание социально значимых предметов духовно-материальной культуры. В.Г. Ананьевым подчеркивается, что существуют личностные свойства, носящие название потенциальных [3].
Обратимся к понятию «творчество». Проблема творчества анализировалась в работах таких отечественных ученых, как Д.Б. Богоявленская [9], Л.С. Выготский [13], В.И. Дружинин [18], А.Н. Леонтьев [33], С.Л. Рубинштейн [41], Б.М. Теплов [48], и др., а также зарубежных исследователей, – Д. Векслер, Дж. Гилфорд, Р. Стернберг, Г. Айзенк, А. Танненбаум, А. Олах.
Творчество можно определить как деятельность, направленную на создание новых материальных и духовных ценностей, обладающих новизной и общественной значимостью. Это один из видов деятельности, направленный на решение творческой задачи, для которой необходимы «объективные (социальные, материальные) и субъективные (знания, умения, творческие способности) личностные условия, результат которой обладает новизной и оригинальностью» [14].
Анализ положений о детском творчестве Н.П. Сакулиной [43], Е.А. Флериной, Б.М. Теплова [48], позволяет понимать под творчеством дошкольников создание ребенком субъективно нового продукта, придумывание к нему новых деталей, по новому характеризующих создаваемый образ, создание новых характеристик; проявление ребенком инициативы.
А.Н. Лук, исследуя проблемы творчества, выделяет такие творческие способности, как гибкость мышления, творческое воображение, легкость генерирования идей, и т.д. [50]. Э. Фроммом творческие способности определяются с точки зрения врожденных потенциальных способностей, Л. Терстоун считает, что раскрытию творческих способностей способствуют особенности темперамента, а также способности быстро воспринимать и порождать идеи [52].
Дж. Гилфорд [14] в качестве универсальной познавательной творческой способности рассматривает креативность, основой которой считает дивергентное мышление, направленное на поиск нескольких возможных вариантов решения проблемы, и выходящее за рамки существующих стандартов. Е.П. Торренс креативность определял как способность к обостренному восприятию недостатков, дисгармонии знаний, в соответствии с чем рассматривал ее в сопоставлении со структурой творческого акта (восприятие проблемы, поиск решения, выдвижение и проверка гипотез, модификация гипотез, поиск результатов) [50].
Согласно Л.С. Выготскому [13], ведущим компонентом креативности ребенка является способность к воображению. Согласно Л.С. Выготскому [12], В.В. Давыдову [15], Е.Е. Кравцовой и В.Т. Кудрявцеву [28], воображение является важным новообразованием дошкольника, связанным с процессами зарождения творческой личности.
Представители гуманистического направления утверждают, что творческие способности присущи любому индивиду и созвучны понятию «самоактуализирующейся личности». Так, согласно А. Маслоу, в качестве источника творчества выступает потребность в самоактуализации и самореализации [34]. А.Г. Маслоу [34] способность к творчеству определяет как естественное свойство самоактуализирующейся личности, где самоактуализация трактуется как полное использование способностей и талантов индивида для самореализации. Центральным положением концепции А.Г. Маслоу является понятие мотивации, определяемое, исходя из потребностной сферы личности: чем выше индивид способен подняться по иерархии потребностей, тем большую креативность он демонстрирует.
В соответствии с концепцией К. Роджерса, творческие способности ориентированы на достижение «идеального Я». Креативность представляет собой интегральное качество, которое обеспечивает возможность эффективной адаптации личности к изменяющимся условиям, придание творческого характера любому виду деятельности. В отличие от АГ. Маслоу, К.Р. Роджерс [41] считал, что личность и поведение являются функцией уникального восприятия индивидом окружающего мира, и в креативность как способность обнаруживать новые способы решения проблем включал такие внутренние способы самовыражения, как открытость новому опыту, внутренний локус оценивания, способность к оригинальным сочетаниям и т.д.
Б.Г. Ананьевым [3] творчество рассматривается как высшая интеграция субъектных свойств индивида, и развитие общих способностей является предпосылкой для развития способности к какой-то конкретной деятельности.
По мнению А.Н. Леонтьева [33], творческие способности представляют собой результат овладения индивидом знаниями, умениями и навыками, требующимися в определенном виде творчества (технического, музыкального, художественного и т.д.).