Дипломная работа (ВКР) бакалавр, специалист - Гуманитарные науки Народная художественная культура

Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Танец Барыня в прошлом и настоящем.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 4

Глава
1. Родина танца – Орловская губерния. 8

1.1 Одноименный ансамбль
русского народного танца «Барыня». 8

1.2 Основные элементы
костюма и движений. 17

Глава
2 Барыня, как феномен русского народного творчества. 25

2.1
Барыня в музыке. 25

2.2
Барыня в танце. 30

2.3
Барыня в искусстве. 36

Глава
3. Постановка. 42

3.1
Замысел хореографического произведения. 42

3.2
Основные законы драматургии и их применение в хореографическом произведении. 42

3.3
Хореографический образ. 43

3.4
Анализ музыки к танцу. 44

3.5
Композиционный план. 46

3.6
Художественное оформление хореографической̆ постановки (костюм, грим, свет) 52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 54

СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.. 57

Приложение
1 Костюм хореографической̆ постановки. 59

Приложение
2 Хореографическая постановка танца «Барыня». 60

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования обусловлена тем фактом, что русский
народный танец начал формироваться в далёком прошлом, когда древние языческие
обряды и игрища, включающие в себя и танцы, были значимой частью жизни
славянских племён. Многие качества славян (стремление к свободе, миролюбие,
радушие, смелость, весёлость нрава, влечение к играм и искусствам) отражались в
их плясках, хороводах и песнях. Творчество скоморохов — песенников, музыкантов,
плясунов и актёров, — способствовало распространению русского народного танца.

Будучи первыми профессиональными
исполнителями русских плясок, скоморохи усложняли их движения, рисунки,
технику, но и сохраняли вековые традиции. С принятием христианства в игрища
стали включаться и части христианских обрядов, а в плясках появились новые
жесты и движения. В летописях, былинах, сказках сохранилось описание плясок,
хороводов, песен, которые исполнялись на народных праздниках и княжеских пирах
X-XI веков.

Но и в период ордынского ига, и
во времена издания указов царя Алексея Михайловича о преследовании скоморохов
русский народ сохранил свою танцевальную культуру. Появившиеся в языческие
времена и имеющие первоначально культовое значение, круговые хороводы
олицетворяли собой и форму солнца, и хождение вокруг очага. Со временем хоровод
превратился в русский бытовой танец, тесно связанный и с песней, и с игрой, в
котором находили своё выражение темы труда, любви, природы, семейных отношений
и проявлялись чувства коллективизма и дружбы. Огромные пространства России,
разнообразие её природных условий определили и многообразие хороводов.

Сдержанностью движений
отличаются торжественные и медленные хороводы северных районов России, бурным
весельем — хороводы в южных областях; в средней полосе существует множество
оригинальных хороводов с игровыми песнями, а также орнаментальных хороводов, поражающих
богатством и красотой замысловатых рисунков, напоминающих узоры кружев. Особой
поэтичностью выделяются девичьи и женские хороводы. Пляска также является одной
из наиболее распространённых форм русского народного танца.

Так же, как и хороводы, пляски,
носившие в древности обрядовый, культовый характер, со временем перешли в
разряд бытовых. В плясках раскрывалась душа русского человека. Пляска давала
возможность выходу бурной энергии, проявлению радости, восторга, лиризма,
позволяла юношам показать свою мужественность, задор, широту, удаль, силу, а
девушкам — чувство собственного достоинства, скромность, благородную
сдержанность в проявлении чувств. Богатая и сложная лексика отличает пляску от
хоровода.

Наиболее известны пляски:
«Камаринская», «Утушка», «Гусачок», «Косари», «Метелица», «Топотуха», «Пятёра»,
«Барыня», «. Исследователь различных областей культуры Якоб Штелин, много
путешествовавший по России, в своих мемуарах «Известия о музыке в России» (1769
г.) отмечал, что во всей Европе и даже в мире не найти более привлекательного
танца, чем «Барыня», исполняемая девушкой или молодой женщиной.

Русский народный танец «Барыня»
– это импровизированная пляска. В каждом регионе ее исполняют по-разному, но
неизменными остаются музыкальный размер (2/4), живой темп и веселый настрой.
Название танцевальной постановки произошло от слов песенного припева.
Исполняется «Барыня» сольно, парами или просто всем ансамблем совместно. Для
нее характерны несколько установленных танцевальных фигур, которые перекликаются
с плясовыми интерпретациями.

По мнению многих исследователей,
танец «Барыня» возник из-за культурного скачка в результате освоения
гармонического песенного стиля. Существует убеждение, что именно гармонь
оказала решающее влияние на возникновение и утверждение в России частушки:
возникла новая эпоха в фольклорном музицировании, где импровизационный текст на
злобу дня, короткий, легко переделываемый на свой лад, благополучно прижился
среди молодежи. Гармошечные наигрыши, как цветы, ежедневно расцветали в новом и
красочном варианте.

Прародителями танца «Барыня», скорее всего, были
плясовые,

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Барыня – популярный русский
народный танец, который представляет собой озорные импровизированные пляски.
Танец назван «барыней» в честь песни, под которую он исполняется. В композиции
«Барыня» повторяется фраза: «Барыня-барыня, сударыня барыня!». Существуют
предположения, что «Барыня» зародилась ещё во времена язычества в регионе
Сиверщины и Орловщины. Шутливый танец в формате озорного соревнования, где
танцующие попеременно демонстрируют друг другу и зрителям своё настроение,
артистизм и танцевальные способности.

Суть танца «Барыня» заключается
в конфликте между «барыней» (госпожой) и простым крестьянским мужиком. Барыня
показывает мужику своё величие, а он в свою очередь доказывает ей свою удаль и
ловкость. В «Барыне» могут принимать участие все желающие показать виртуозность
танцевальных движений под чёткий ритм и ускоряющийся темп. Главными элементами
танца являются подскоки, присядка (у мужчин), мелкие шажки, притопы, вращения,
некоторые элементы чечётки. Наряду с резкими и быстрыми мужскими прыжками в
«Барыне» присутствует нежные, плавные женственные движения.

Шутливый танец с ног до головы
искрится юмором и демонстрирует насмешки над лентяями, ведь на Руси барином или
барыней называли не только помещиков, но и лежебок, которые мало работали. Так
как в основе танца лежит импровизация, танцоры каждый раз старались внести в
свои движения что-нибудь новенькое, чтобы удивить зрителей и самим получить
большое удовольствие от процесса. Раскрепощённый и свободный танец «Барыня» —
любимейшая русская забава на праздниках и тематических вечерах.

Танец «Барыня» очень
эмоциональный, зажигательный, открытый и непредсказуемый, ведь участники не
заучивают номер наизусть, а в процессе звучания музыкальной композиции
импровизируют движения и подмигивают публике. В танце девушка показывает свое
превосходство и легкую небрежность к партнеру. Роль «барыни» играет девушка,
крестьянина — простой парень. 
Ошеломительная энергетика исходит от всех частников зрелищного номера.
Со стороны приятно наблюдать добрый и поучительный танец, в котором
раскрываются ценности народа.

Несмотря на развитие модных
танцевальных тенденций и зарождения новых жанров танцевального искусства,
«Барыня» вошла в историю как почетное знамение.

Молодое подрастающее поколение с
успехом изучает традиции культуры и искусства русского народа и перенимает
танцевальные техники для создания своеобразных композиций. Танец «Барыня»
передает всем участникам шоу великолепный положительный заряд энергии, дарит
отличное настроение. В номере прослеживается умение артиста держать зрительный
контакт с публикой и под громкие аплодисменты импровизировать в такт
музыкальной композиции.

Танцы барыня сударыня вовлекают
в себя любое количество желающих, проявить виртуозные танцевальные движения.
При этом четко следуя ритму и ускоряющемуся темпу. Нужно контролировать дыхание
и соблюдать технику безопасности. При таких активных движениях, возникает риск
травм на ногах. Правильный подход и постановка обеспечат яркое выступление и
здоровье исполнителей.

В русском танцевальном
ассортименте плясок одну из проводных ролей занимает известный перепляс
«Барыня». Танец отличается импровизацией и озорным плясом основных участников
веселого номера.

Суть танцевальной композиции:
пара участников как бы демонстрируют публике свой азарт, настроение и харизму в
плясе поочередно. Импровизированная постановка получается сочной, яркой и
душевной. Немного шутливый танец до сих пор используют в разных современных
постановках на корпоративах, свадьбах и других торжествах.

Русские народные танцы — это
история народа. В танцевальных номерах четко отображается искусство древних
племен, которые в посредстве обыденной жизни находили себе развлечения и
занимались традиционным ремеслом в дружной компании единомышленников.

В период представления, хореографические
ансамбли, разыгрывают сцены конфликта «барыни» (госпожи) и простого
крестьянского мужика. От барыни исходит величие в каждом движение. А от мужика
удалое и ловкое мастерство. И совершенно не важно, кто окажется прав, самое
интересное, сам

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Родина танца –
Орловская губерния

1.1 Одноименный ансамбль русского народного
танца «Барыня»

Одной из особенностей сольных,
парных плясок, переплясов является индивидуальная импровизация танцующих. Также
элемент импровизации возникал и в групповых или в массовых плясках, имевших
чёткий рисунок и определённую танцевальную лексику, в тех случаях, когда
внезапно менялось число танцующих, и исполнялся новый вариант пляски, что,
несомненно, подтверждает творческие способности русского человека. «Русский
танец есть импровизация, проистекающая от переполненного чувства», — отмечал
философ И. А. Ильин в работе «О русской идее».

Очень точно и емко высказывание
К. Я. Голейзовского о русском танце «Барыня»: «Только люди, взлелеянные
безграничными степными просторами, благодатным шумом зелёных лесных океанов,
непередаваемой тишиной и покоем окружающего мира, могли создавать такие
кружевные ритмы песен и плясок, величавых, медленных, как плывущие в тихую
погоду по синему небу облака, или быстрых, как дождь, ударяющий миллионами
капель по листьям молодых берёзок и дубков».[1]

На основании уже многочисленных
исследований фольклористов А.И.Соболевского, Д.К.Зеленина, Е.Н.Елеонской и др.
возможно предположить, что танец «Барыня» очень давнего происхождения, и в
своем истоке тесно связана с традиционным творчеством деревни. На сегодняшний
день существует несколько версий происхождения плясовой частушки. Рассмотрим
каждую из них отдельно.

Версия первая: танец «Барыня» возник от
коротеньких старинных плясовых припевок, от коротких однострочных фраз,
припеваемых в плясках под музыкальные инструменты. До появления музыкальных
инструментов в России короткие плясовые припевки исполнялись под «пищики»
(двойная жалейка: две камышовые трубки с вырезанным на конце язычком,
вставленные [1] Гойлейзовский К.Я. Образы
русской народной хореографии. М.: Московская типография. 1964. № 20. 354 с.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы