Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Сюжетно-ролевая игра как средство разрешения конфликтно-стрессовых ситуаций младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
1. Теоретические аспекты проблемы рзрешения конфликто-стрессовых ситуаций младших школьников 5
1.1. Понятие «конфликт» 5
1.2. Характеристика конфликтов между детьми 10
1.3. Психолого-педагогический анализ младшего школьного возраста 15
2. Опытно-экспериментальная работа по разрешению конфликтно-стрессовых ситуаций младших школьников 23
2.1. Изучение уровня конфликтности у младших школьников класса 23
2.2. Проведение внеклассных занятий литературного чтения с использованием сюжетно-ролевых игр для разрешение конфликто-стрессовых ситуаций младших школьников 32
2.3. Анализ результатов исследования 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 70
Введение:
Актуальность темы дипломной работы видится в том, что становле-ние и развитие современного ребенка как личности — сложный процесс, ко-торый происходит не в одиночку, а во взаимодействии с окружающей сре-дой, под воздействием различных факторов. Полноценное и гармоничное развитие ребенка возможно только в условиях специально организованно-го педагогического воздействия, которым являются процессы воспитания и обучения. Самым мощным фактором, влияющим на формирование лично-сти, является общение, особенно в процессе обучения.
Формирование опыта взаимоотношений с учениками очень важно в школьном возрасте, так как в этом возрасте начинают формироваться до-статочно устойчивые характеристики личностной реакции, формируется иерархия мотивов и ценностей. При построении фиксируются некоторые характерные особенности, которые могут стать источником серьезных проблем в перспективной учебно-познавательной деятельности и в меж-личностных отношениях.
Детские конфликты — это не только негативные явления в жизни де-тей, это также особые и значимые ситуации общения. Полноценное разви-тие детей во многом будет зависеть от того, насколько учителя подготов-лены к правильному руководству в разрешении конфликтов. А решение проблемы в данном ракурсе видится автором работы посредством приме-нения сюжетно-ролевой игры, т.е. данный вид игр вполне может яляться средством разрешения конфликтно-стрессовых ситуаций младших школь-ников. Дело в том, что Федеральный государственный образовательный стандарт (фГОС НОО) содержит программы, беспечивающие развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельно-сти, в том числе, и социально-коммуникативное развитие . Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; раз-витие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции соб-ственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональности со сверстниками и взрослыми, готовности к совместной деятельности со сверстниками и т.д. в развитии учебной и игровой дея-тельности детей; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным).
Изучением особенностей сюжетно-ролевой игры как средства разре-шения конфликтно-стрессовых ситуаций младших школьников занимались многие педагоги и психологи, в данной работе было уделено внимание ра-ботам таких авторов, как: Аникеев Н.П., Анцупов А.Я., Баныкина С.В., Ба-сова Н.В., Волков Б.С., Ворожейкин И.Н., Выготский Л.С., Гришина, Н.В., Дмитриев А.В., Донченко Е.А., Ершов А.А., Журавлев В.И., Зеркин Д.П., Иващенко Ф.И., Исайчев Н.Д., Казанская В.Г., Карташев С.Н., Киричук А.В., Конникова Т.Е., Крайг Г., Кулагина И.Ю., Лукин Ю.Ф., Лямина Л. В., Мухина В.С., Наумова М.Л., Непомнящая Н.И., Прокофьева Н.С., Реа-на А.А., Смирнова О.Е., Степанова О.С., Эльконин Д.Б., Юшкова Г.М. Янотовская Ю.В. и др.
Актуальность дипломной работы заключается в изучении личност-ных особенностей проявления конфликта, а также в изучении специфики построения и разрешения конфликтных ситуаций как основного механизма развития отношений в рамках младшего школьного возраста.
Противоречие: с одной стороны, есть теоретические обоснования того, что в современной системе образования сюжетно-ролевая игра явля-ется одним из средств разрешения конфликтно-стрессовых ситуаций младших школьников, с другой стороны, недостаточно разработано мето-дическое сопровождение данного процесса.
Проблема: какие сюжетно-ролевые игры являются эффективным средством разрешения конфликтно-стрессовых ситуаций младших школь-ников.
Объект исследования: процесс разрешения конфликтно-стрессовых ситуаций младших школьников.
Предмет исследования: разрешение конфликтно-стрессовых ситуа-ций младших школьников в процессе проведения сюжетно-ролевых игр.
Цель: изучить особенности разрешения конфликтно-стрессовых си-туаций младших школьников в процессе проведения сюжетно-ролевых игр.
Задачи:
1. Изучить понятие «конфликт»;
2. Рассмотртеь особенности конфликтов между детьми;
3. Дать психолого-педагогический анализ младшего школьного возраста;
4. Провести опытно-экспериментальную работу по разрешению конфликтно-стрессовых ситуаций младших школьников;
5. Разработать и провести комплекс мероприятий — внекласных занятий по литературному чтению с использованием сюжетно-ролевых игр для разрешена конфликто-стрессовых ситуаций младших школьников.
6. Описать результаты исследования.
Методы исследования:
1. Теоретические: изучение психолого-педагогической научной и ме-тодической литературы;
2. Эмпирические: беседа, эксперимент, метод количественного и ка-чественного анализа полученных данных.
База исследования: исследование было проведено на базе МБОУ №4 г. Благовещенск.
Практическая значимость исследования состоит в возможности ис-пользования ее результатов в работе учителя начальных классов и психо-лога в разрешении конфликтно-стрессовых ситуаций младших школьни-ков в процессе проведения сюжетно-ролевых игр.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Заключение:
В данной дипломной работе можно сделать следующие выводы.
В ходе решения первой, второй и третьей задачи была изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература, что позволило определить, что же такое «конфликт» и «межличностный конфликт», вы-делить особенности межличностного взаимодействия учащихся младшего школьного возраста и определить направления. В процессе теоретического анализа литературы по теме исследования, были рассмотрены сущность понятий «конфликт», проанализированы факторы, способствующие фор-мированию конфликтного поведения ребенка и способы разрешения кон-фликтно-стрессовых ситуаций младших школьников.
Конфликты играют важнейшую роль в жизни человека, развитии личности, семьи, жизнедеятельности, школы, и любой другой организа-ции, государства, общества и человечества в целом. Конфликт — это все-гда сложный и многоплановый социальный феномен. В нем участвуют са-мые различные стороны: индивиды, социальные группы, национально-этнические общности, государства и группы стран, объединенные теми или иными целями и интересами. Многообразие оснований, форм, уровней и мотивов конфликтов и обусловливает трудность определения его понятия и создания типологии конфликтов.
В практическцо части дипломной работ было проведено опытно-экспериментальное исследование по разрешению конфликтно-стрессовых ситуаций младших школьников проводилась на базе среднй общеобразо-вательной школы №4 г. Благовещенска. В эксперименте принимали уча-стие ученики начальных классов в возрасте 9-10 лет в количесвте 20 чело-век: 9 девочек и 11 мальчиков.
Целью было – выявление возможности разрешения конфликтно-стрессовых ситуаций младших школьников в процессе проведения сюжет-но-ролевых игр на внеклассных занятиях по литературному чтению.
Педагогическое исследование проходило в несколько этапов: онста-тирующий, формирующий, контрольный.
Также были подобраны соответствующие методики:
1. Методика «Добро, Зло и Я» М.В. Корепановой, Е.В. Харламо-вой.
2. Методика «Агрессивное поведение» Е.П. Ильина и П.А. Кова-лева.
3. Методика К. Томаса в адаптации Н. Гришиной, позволяющая изучить личностную предрасположенность человека к конфликтному по-ведению.
Анализ результатов показал, что проведя качественный и количе-ственный анализ полученных результатов, мы выявили, на каком уровне находится каждый обучающийся экспериментального класса. Благодаря полученным данным, мы доказали актуальность исследования, заключа-ющуюся в том, что младшие школьники нуждаются в помощи при разре-шении конфликтов; определили содержание педагогической работы по профилактике межличностных конфликтов у детей младшего школьного возраста, и разработали комплекс мероприятий, который может осу-ществляться в форме внеклассных занятий литературного чтения с исполь-зованием сюжетно-ролевых игр
Реализация разработанного комплекса мероприятий на практике подтвердила, что занятия, включающие в себя методы и приемы, направ-ленные на снижение уровня конфликтности младших школьников, вовле-чение детей в совместную деятельность, является эффективным способом профилактики конфликтов в начальной школе. Так, высокий уровень кон-фликтности не был выявлен ни у одного ребенка, количество человек, находящихся на среднем уровне, увеличилось с 17 до 24, количество че-ловек, находящихся на низком уровне конфликтности, уменьшилось с 4 до 3. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов опытно-поисковой работы свидетельствуют о снижении уровня конфликтности и подтверждают эффективность мероприятий. Таким обра-зом, цель исследования достигнута, а исходящие из нее задачи решены.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические аспекты проблемы рзрешения конфликто-стрессовых ситуаций младших школьников
1.1. Понятие «конфликт»
Понятие «конфликт» в широком смысле включает такие явления, как несогласие, конфликтующие намерения, несоответствующее отношение и ожидания, конкуренцию, соперничество, враждебность и другие подобные противоречивые отношения и действия .
Конфликты могут возникать двумя взаимосвязанными способами: конфликтные психологические состояния и открытые противоречивые дей-ствия сторон (на индивидуальном и коллективном уровне). Характер меж-личностных отношений определяет внутренний механизм (социально-психологический), состояние и направление развития в сфере образования.
Специфика возникновения, развития и разрешения межличностных конфликтов в школе напрямую зависит от следующих факторов: возраст-ные характеристики школьника; особенности организации учебного про-цесса в начальной школе; отношение младших школьников к конфликту, в том числе: понимание термина «конфликт», причины конфликта, действия при возникновении конфликта .
Как отмечает Анцупов А.Я. и Шипилов А.И., наиболее распростра-ненными среди учеников являются конфликты лидерства, которые отра-жают борьбу двух (или более) лидеров и их групп за лидерство в классе. А также конфликты во взаимоотношениях с одноклассниками, причиной ко-торых является особенность возраста — формирование морально-этических критериев оценки сверстника и связанных с этим требованием поведение .
Начало конфликта связано как минимум с тремя условиями:
1) первый участник активно действует в ущерб другому участни-ку посредством физических действий, демаршей, заявлений и т.д.
2) другой участник осознает, что эти действия направлены против него;
3) второй ответчик принимает активные меры против инициатора конфликта; с этого момента можно считать, что оно началось.
В результате конфликт начинается при противостоянии сторон. На возникновение конфликта влияют социально-психологические причины: возможная значительная потеря и искажение информации в процессе меж-личностного и межгруппового общения; непонимание того, что при об-суждении проблемы, особенно сложной проблемы, расхождение позиций часто может быть вызвано не принципиальным различием взглядов на од-но и то же, а подходом к проблеме с разных сторон; выбор различных способов оценки результатов деятельности и личности; психологическая несовместимость; внутригрупповой фаворитизм, то есть предпочтение членов своей группы перед представителями другой группы; ограничен-ная способность человека децентрироваться, то есть изменять свою пози-цию, сравнивая ее с позициями других людей; сознательное или бессозна-тельное желание получать от других больше, чем отдавать им; стремление к власти и т.д.
Психологи выделяют пять наиболее распространенных стратегий конфликтного поведения у младших школьников.
1. Соперничество. С помощью этой стратегии ребенок ст ремится настоять на се бе, получить же лаемое любой це ной. Он вступает в откры-тую конфронтацию, не учитывает потребности и интересы друга, не доро-жит поддержанием с ним отношений. Действует решительно, уверенно, ак-тивно отстаивает со бственную позицию.
2. Обязательства. В этом случае конфликтные дети идут на взаим-ные уступки. Обязательство имеет двойную цель: результаты и отношения. Двух детей мало, но их интересы и потребности не будут полностью удо-влетворены. Это очень продуктивная стратегия .
3. Избегание конфликта. Это стратегия, при которой одна или обе стороны конфликта избегают конфронтационных конфликтов и жертвуют своими интересами, а также интересами и отношениями своего партнера. Стратегия контрпродуктивна, но уклонение допустимо с небольшими тре-ниями. Причина конфликта будет забыта, и неприятных столкновений просто не будет .
4. Уступка (концессия). В этом случае одна из конфликтующих сторон идет на уступки и отказывается от получения желаемого. Таким образом, второй добивается желаемого результата, а первый подстраива-ется под текущую ситуацию. Такая стратегия может быть очень вредной, если ребенок не умеет, боится потерять свои интересы и из-за нерешитель-ности вынужден терпеть то, что ему неудобно. Другое дело: ребенок, со-знательно действуя ради дружбы или других высших интересов, идет на компромисс со своими потребностями и идет на благородные жертвы.
5. Сотрудничество. Благодаря этой стратегии обе стороны стре-мятся к взаимной выгоде. Это совместные и активные действия, направ-ленные на максимальное удовлетворение интересов сторон конфликта при сохранении взаимного уважения. Это самая продуктивная стратегия. Если при компромиссе участники пытаются минимизировать свои потери, то при сотрудничестве — добиться максимальной взаимной выгоды. Найти общий язык со всеми одноклассниками одновременно не так просто.
Между учащимися часто возникают конфликты из-за различного воспитания, характера, разных взглядов на жизнь. В начальной школе конфликты между учениками очень безобидны. Мальчик дернул девочку за косичку, кто-то выстрелил бумажным шариком из ручки — такие раз-ногласия мгновенно забываются детьми, и за несколько минут конфликту-ющие стороны могут стать настоящими друзьями .
По мере роста интересов учащихся они начинают хорошо понимать предательство и дружбу, а затем постоянно ценят душевные качества друг друга. Здесь конфликт может принять серьезный оборот и даже перерасти в настоящую драку. Часто ребенок становится настоящим изгоем класса и постоянно подвергается такой же травле со стороны одноклассников. Ко-гда ученику не завидует весь класс, ему становится невыносимо продол-жать существовать в таком коллективе. Так называемые изгои предпочи-тают сменить место учебы и ничего не пытаются изменить в себе. Причи-ной не ненависти к одноклассникам могло стать осуждение детьми учите-лей .
Практически в ка ждом классе ес ть настоящий ябеда, который любит при первой же во зможности подставить вс ехсвоих друзей. Класс может стать командой. Дети особенно ценят верность своих друзей. Если кого-то из учеников поймают на клевете, его тут же заносят в список предателей.
К сожалению, в адрес таких информаторов одноклассники часто ис-пользуют не только оскорбления, но и удары руками. Дети считают необ-ходимым преподать незаметный урок, чтобы отныне изменить свое пове-дение. Безусловно, преподаватели должны пресекать любую агрессию на уроках и за их пределами, ведь школа несет прямую ответственность за жизнь и здоровье всех без исключения учеников .
Кроме того, большинству детей это не нравится. Люди часто ставят себя выше своих сверстников в классе и пытаются поставить других детей на свое место, когда появляется возможность. Такое чрезмерное поведение ребенка чревато серьезным конфликтом, и виновный неминуемо понесет наказание. Кроме того, всегда есть много других. В каждом классе идет война между хорошими и плохими учениками. Дети, конечно же, завидуют более успешным одноклассникам.