Дипломная работа (ВКР) — бакалавр, специалист на тему Сюжетно-ролевая игра как средство формирования представлений о мире профессий у детей старшего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 1490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования представлений о профессиональной деятельности взрослых у дошкольников 7
1.1. Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение подрастающего поколения как педагогическая проблема 7
1.2. Психолого-педагогические аспекты формирования представлений детей дошкольного возраста о профессиях 12
1.3. Игровая деятельность как средство формирования представлений о мире профессий у дошкольников 16
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию представлений о мире профессий в игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ 23
2.1. Исследование уровней сформированности представлений о мире профессий у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы 23
2.2. Использование сюжетно-ролевой игры в процессе формирования представлений о мире профессий у детей старшего дошкольного возраста (формирующий этап опытно-экспериментальной работы) 32
2.3 Результаты исследования влияния игры на формирование представлений о мире профессий детей старшего дошкольного возраста 40
Заключение 46
Библиографический список 49
Приложения 56
Введение:
Актуальность проблемы исследования. Ранняя профессиональная ориентация – актуальное направление развития старших дошкольников в свете требований развития современного общества, как ответ на вызовы экономики. В настоящее время в соответствии с ФГОС ДО, задача образовательной деятельности «…формирование позитивных установок к различным видам труда» [34] ставится при работе с воспитанниками разного возраста.
Для дошкольного возраста важно не освоение профессиональной деятельности, а получение детьми максимально разнообразного спектра впечатлений о мире профессий, формирование у них положительного отношения к людям труда, получение и обобщение первоначальных конкретно-наглядных представлений о профессиональной деятельности взрослых. Дети старшего дошкольного возраста легко воспринимают учебное и воспитательное воздействие. Приобретенные представления помогут ребенку не только освоиться в мире профессий, но и сформировать нравственную позицию, эмоциональное отношение к профессиональному миру различных видов труда, представиться возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности. Поэтому время, когда дети посещают ДОУ, оптимально для формирования представлений о мире профессий. Для того, чтобы соответствовать высоким требованиям стандарта, направленным на формирование у дошкольников старшего возраста представлений о мире профессий, необходимо как можно более активно применять в работе образовательных учреждений различные средства, одним из которых является сюжетно-ролевая игра.
Изложенным выше обусловлен выбор темы выпускной квалификационной работы: «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования представлений о мире профессий у детей старшего дошкольного возраста».
Степень изученности проблемы исследования. Различные аспекты воспитания профессионального самоопределения, ранней профориентации дошкольников, формирования представлений о мире профессий у детей старшего дошкольного возраста нашли отражение в трудах А.П. Аникиной, Е.С. Базаровой, И.Б. Бичевой, Е.В. Варламовой, М.А. Виноградовой, Р.Р. Гилязовой, О.В. Дыбиной, Н.А. Каримовой, Е.А. Климова, Л.В. Куцаковой, О.С. Моисеенко, Н.В. Наумовой, Л.В. Панфиловой, А.А. Пугачевой и др.
Вопросы формирования представлений о мире профессий посредством игровой деятельности, в том числе – сюжетно-ролевой игры исследовали В.П. Кондрашов, Т.Н. Ломжа, Е.В. Маркина, С.С. Миллер, Ю.М. Минникова, З.И. Мустафаева, Н.В. Натальченко, В.Я. Якименко и др.
Анализ научной литературы позволил выявить наличие противоречия между высокими требованиями программно-методических материалов к формированию представлений о мире профессий у детей старшего дошкольного возраста и недостатком арсенала методических средств для решения этой задачи.
Заключение:
По итогам проведенного исследования сформулированы следующие выводы.
Ранняя профессиональная ориентация – относительно новое направление в дошкольном образовании. Именно дошкольное учреждение является начальным звеном в формировании основных представлений о профессиях и начинает их систематизировать. Поэтому ранняя дошкольная профориентация – это система мероприятий нацеленных на развитие личностного роста дошкольника, раскрытие его потенциала в той или иной деятельности.
Дошкольный возраст неразрывно связан с формированием когнитивного процесса ранней профессиональной ориентации и предполагает целостную, системную и целенаправленную работу по формированию у детей объективной картины мира, включающей представления о себе и своей деятельности, о других людях и мире профессий.
Представления дошкольника о мире профессий следует понимать как возникшее на базе восприятия, памяти, воображения, мышления и в результате непосредственного и/или опосредованного опыта взаимодействия ребенка с миром профессий психическое образование, которое представляет собой способствующую становлению допрофессиональной субъектности ребенка в структуре социума систему образов, характеризующих профессии и особенности деятельности их представителей, а также ранних профессиональных предпочтений, отраженных в активном обращении к элементам труда в игровой деятельности.
Сюжетно-ролевая игра позволяет конкретизировать и расширять представления детей о разнообразной деятельности взрослых, их взаимоотношениях с другими людьми, о профессиях, используемых орудиях труда.
Сюжетно-ролевые игры используются и в обучении и в самостоятельной деятельности детей.
Опираясь на результаты проведенного педагогического эксперимента, можно сделать вывод, что системное использование и продуманный подбор сюжетно-ролевых игр, с учетом индивидуальных особенностей детей способствуют формированию представлений о мире профессий у дошкольников старшего возраста.
Опытно экспериментальная работа по проверке гипотезы, выдвинутой в начале исследования, проводилась в три этапа:
проведена первичная диагностика уровней сформированности представлений о мире профессий у дошкольников старшего возраста посредством сюжетно-ролевой игры (констатирующий этап эксперимента), определены уровни и критерии
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы формирования представлений о профессиональной деятельности взрослых у дошкольников
1.1. Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение подрастающего поколения как педагогическая проблема
Ключевой задачей образования становится адекватность образовательного процесса индивидуальной миссии человека, проявление и раскрытие его потенциала для самореализации в личной и социальной сферах.
Инновационные процессы в образовании меняют принципы подготовки будущего специалиста, у обучающегося необходимо сформировать не только профессиональные знания, умения и навыки, но и такие качества, как мобильность, гибкость, коммуникабельность, самостоятельность, способность брать на себя инициативу, делать выбор и нести за него ответственность. В то же время проблема самоопределения человека в профессии является общественной, поскольку связана с рынком труда, человеческим капиталом, направлением выявленных талантов в наиболее перспективные сферы деятельности. Кроме того, одна из основных задач профориентационной работы – преодоление или сведение к минимуму противоречий, существующих между объективными потребностями общества в достаточной и сбалансированной кадровой структуре и сложившимися за долгие годы субъективными профессиональными желаниями и стремлениями молодежи, которая не может или не хочет подстраиваться под реалии текущего дня, что неизбежно приводит к дисбалансу спроса и предложения на рынке труда, неоправданному выпуску большого числа специалистов определенных специальностей, несостоятельным рейтингам престижности профессий и